Путешествие в детство. Глава1. Лечу в Магадан

Предисловие

Мои детство и юность прошли в колымском посёлке недалеко от города Магадан. Там же я окончила техникум, вышла замуж и родила двоих прекрасных детей. А приехала наша семья сюда с Чукотки, куда направляли перед созданием Магаданской области специалистов из числа коммунистов, коим оказался и мой отец, в 1959 году. Волею судьбы мне пришлось покинуть посёлок в 1977 году.

Все годы жизни на Севере прошли в Советском союзе. Видела я и трудности, и радости жизни тех лет. Сегодня в интернете каких только рассказов о жизни в СССР не встретишь. Кто-то хает, кто-то хвалит. Причем, большинство из них рассказывает об этом даже не со слов предков, а по домыслам или фантазиям своим. Ведь родились они, когда распалась Великая страна на множество республик.

А уж про Колыму чего только не сочиняют! Началось это в постперестроечные годы, когда всяк стал поднимать тему ГУЛАГов, а особенно дальневосточных и колымских лагерей. Немало спекуляций было на эту тему в прессе, которая в один миг лишилась цензуры и печатала «жаренные» материалы, нисколько не беспокоясь о правдивости этих рассказов.

В начале 2000-х работала в литературно-художественном журнале «Дальний Восток». В архивах его, наверное, и по сей день хранятся многочисленные творения обиженных лагерями, порой, попавшими туда заслужено. Я занимала должность заведующего отделом очерка и публицистики, и все эти рукописи приходилось мне читать.
Да, был ГУЛАГ Дальстроевский, много народу полегло на строительстве колымской трассы, была жестокость, несправедливость. Но только спекулировать на этом – грех. Я не хочу давать оценку жизни на Колыме в годы моего проживания, а просто расскажу о том, как проходило моё детство. Поводом для этого стало недавнее пребывание в Магаданской области.

Глава 1.  Ну, здравствуй, солнечный Магадан!

… Брат написал: «Мне жена подарила на Новый год билеты в Магадан, в июне летим». А я? Как же я? И нестерпимо защемило сердце. Безумно захотелось туда, в далёкое безвозвратное детство. Хоть одним глазком взглянуть: как там сейчас? Побродить по знакомым местам, увидеть Нюклинскую косу, вдохнуть туманный ольский воздух.

И, бросив всё, я сажусь в самолет и улетаю в один из июньских дней в Магадан.
Два с лишним часа, наполненные воспоминаниями, пролетели незаметно. Командир корабля объявил о снижения самолета. Наш Sukhoi Superjet 100 стал слегка раскачиваться, облака, что всё это время окружали его, постепенно начали уходить вверх, а сквозь тонкую белую пелену, очень похожую на туман, показались горные хребты.

«Суперджет» (Sukhoi Superjet 100) — российский гражданский самолёт нового поколения, первый отечественный в постсоветской истории. Был создан российской авиакомпанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии нескольких иностранных компаний. Вмещает чуть более 100 пассажиров и обладает дальностью полета от 3000 до 4500 километров в зависимости от модификации.
17 февраля 2006 года в Комсомольске-на-Амуре была начата сборка первого самолета, через год, 28 января 2007 года он был доставлен в Жуковский для проведения статических испытаний. 26 сентября 2007 года в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация первого опытного экземпляра SSJ100. На сегодняшний день Superjet 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Якутия», «Ямал», «ИрАэро», «Азимут», МВД России, МЧС и другие.

Сердце учащённо бьется в груди. Необъяснимая тревога вызывает напряжение во всем теле, от этого перехватывает дыхание. Как-то встретит меня моя малая родина?
Постепенно расстояние с землёй уменьшается, горы сменяют сопки. И вот уже видно лётное поле. А за бортом +7 и дождь стучит в иллюминатор. Сразу на душе становится спокойнее. Всё тот же июньский дождь, и обычная для этого времени температура.

— Ну, здравствуй, солнечный Магадан, — произношу я шутливо. Мои попутчики заулыбались, прячась под зонтами при выходе из автобуса, доставившего нас от самолёта до здания аэровокзала.
Да, здание аэровокзала нисколько не изменилось внешне за долгих 40 лет. Ровно столько я не была здесь. Строительство его было завершено еще в 1974 году. Нынче 50 лет как.

Привыкшая уже к современным аэровокзалам, я ощущаю некую неловкость за зону прилета. Выглядит она, мягко говоря, не очень…  Словно время остановилось в тех же восьмидесятых. Особенно удивили покосившаяся дверь с амбарным замком на зоне выдачи багажа и киоски.

Правда, недалеко строится новый, современный терминал, который будет соответствовать названию — Международный аэропорт Магадан (Сокол) имени В. С. Высоцкого. Видимо поэтому решили не заморачиваться и не убираться в помещении. Позже я отметила для себя что старое здание внутри, в зоне вылета, выглядит значительно лучше зоны прилета.

Сдача терминала в эксплуатацию запланирована на конец декабря 2024 года. Пропускная способность нового пассажирского терминала составит 800 пассажиров в час, что позволит повысить пассажирооборот как на внутренних, так и на межрегиональных маршрутах.

Новый аэропорт оснастят двумя телескопическими трапами и автоматической системой обработки багажа. Внедрят и современные технологии обслуживания пассажиров.
Архитектурный облик и интерьеры терминала должны, по замыслу заказчиков, отразить особенности природы, богатства недр и трудовые достижения жителей Магаданской области. Будет здесь напоминание и о Владимире Высоцком, чье имя носит аэропорт. Огромный макет гитары с автографом уже установили в новом аэровокзальном комплексе магаданского аэропорта. В соцсетях шутят: - «Скоро здесь будут афтографы и пассажиров».

Аэропорту Магадана имя Высоцкого присвоили в 2019 году. Сам он приезжал в колымскую столицу на двое суток в 1968 году к своему другу Игорю Кохановскому. Кохановский прибыл в Магадан в 1964 году и с 1965-го по 1968 годы работал в газете «Магаданский комсомолец». После посещения колымской столицы Высоцкий написал песни «Мой друг уехал в Магадан», «Я расскажу тебе про Магадан» и «Я видел Нагайскую бухту».

В той самой «Нагайской» бухте в парке Маяк установлен памятник Высоцкому. Забегая вперед, скажу, что я побывала в бухте Нагаево и поздоровалась с Владимиром Семёновичем-памятником за руку.

У выдачи багажа и выхода из терминала суетятся «бомбилы» с табличками в руках «Такси». Просят от трёх тысяч и чуть ниже за машину. Стоимость билета на рейсовый автобус – 283 рубля. Автобус будет только через час, а так хочется скорее в город, тем более меня там уже как четыре часа дожидаются брат Леонид с женой Ольгой, прилетевшие московским рейсом.

Скинув цену до двух тысяч, я отправляюсь в путь.

И разбитый выезд из аэропорта, и спрятавшийся в зарослях едва видный самолёт-памятник АН-12 подтверждает мою мысль, что на сегодня у аэропорта нет хорошего хозяина. Обидно.

Самолёт Ан-12Б СССР-11355, заводской № 402712 был изготовлен на Воронежском авиазаводе в январе 1965 года. Уже в мае он прибыл на Колыму и поступил в распоряжение магаданского управления гражданской авиации. Всю свою летную жизнь самолёт отработал в Магадане. После 11-ти тысяч часов налета 24 апреля 1978-го борт списали, а через несколько месяцев приняли решение сделать из самолёта памятник. Перед тем, как навечно застыть на постаменте, самолет совершил свой последний перелет в ростовский авиаремонтный завод для покраски и вернулся на Колыму.

Кстати, премьер Михаил Мишустин, прилетевший в Магадан 21 июля, тоже отметил плохое состояние выезда из аэропорта.

… Водитель мне попался разговорчивый. Узнав, что я бывшая ольчанка, поделился, что его жена тоже оттуда, а раньше ещё жила в Тахтоямске. Знакомые слуху названия.

Спрашиваю про погоду накануне, зная, что шёл дождь со снегом. И это для меня не новость. Помню, как в середине июня высаживали картошку, и налетел ветер, принесший дождь со снегом и температуру около 0 градусов.

— Да, повеселилась вчера погода. На ольском перевали и вовсе снег выпал.
Я слушаю его рассказ о том, как нынче живется здесь, что изменилось в лучшую сторону, а что никак не поменяется, а сама любуюсь лиственницами, что растут вдоль дороги. Вот они, родные, искривленные ветрами, более компактные против тех, что растут в Хабаровске. Даже природа здесь подстраивается под суровые условия. А человек тем более.

За разговорами время пролетело быстро. Показался пост ГАИ на 14 километре колымской трассы.  Правда, не действующий давно. И сразу за ним поворот в мой посёлок. Здесь, на повороте, выходили мы из автобуса, что шел от аэропорта в город, чтобы на рейсовом или на попутках доехать до Олы. Как давно всё это было, а кажется, словно я и не уезжала никуда. Все узнаваемо.

Дождь прекратился, и даже выглянуло солнце из-за серых тяжелых туч. На верхушках сопок виден снег. Привычный пейзаж июня.

Промелькнул за окном 13-й километр. Малый аэропорт. Это тоже история жизни на Севере, тоже воспоминания о прошлом…

А потом начались ряды теплиц. Нет, в мою бытность их здесь не стояло.

— Узбеки понаехали, теплицы поставили, овощами свежими торгуют, — пояснил мне водитель.

Я знаю, что и местные жители завели дачи, выращивают овощи в закрытом грунте. У них и сирень, и яблони цветут. И ничего, что значительно позже, чем «на материке».

На въезде в Магадан небольшие пробки. Не такие, конечно, как в Хабаровске в час пик. Но движение затруднено. Оказалось, идут ремонтные работы дорожного полотна.
— Мишустин должен приехать, вот и торопятся отремонтировать дорогу, — поясняет водитель.

На мой вопрос, когда он будет, пожимает плечами: «Вроде в июле».
По проспекту Ленина мы доезжаем до ул. Карла Маркса, а оттуда по Болдырева поднимаемся до нужного дома. Всё на своём месте – и автовокзал, и гостиница Магадан, Восход, Театр, бывший Дворец профсоюзов…

Меня встречают брат с женой и хозяйка квартиры. Жилье мы забронировали заблаговременно. Впереди нас ждёт путешествие в прошлое и интересное сегодня…

Продолжение следует.


Рецензии
Увы, не всё на своем месте. До 92-го года за счет советских самолетов еще летали, а потом число рейсов сократилось на порядок и пришлось покупать Боинги и Эйрбасы.
Основатель сервиса безопасности полетов RUN AVIA Андрей Патраков:
"Sukhoi Superjet 100. Чтобы полностью приостановить полеты этих самолетов, нужно политическое решение, но его нет.

Пока все идет к тому, что парк Superjet 100 будет сокращаться, темпы выбывания «Суперджетов» намного больше, чем темпы выбывания «Боингов» и «Эрбасов». На сегодня сертификаты летной годности имеют всего около ста Superjet 100, хотя выпущено их было более 200. И именно Sukhoi Superjet 100 на сегодня — лидер по отказу запчастей."
Заслуженный летчик СССР, руководитель Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов:
"Вообще, если разбираться, SJ-100 никакая не отечественная разработка, он на 85% состоит из западных комплектующих. Отечественный двигатель ПД-8, предназначенный для Superjet-100, до сих пор не сертифицирован.
Показательно, что этот самолет не хотят брать ни в одной стране мира. Ни одна авиакомпания планеты! А мы регулярно возим на нем людей.
После аварий Boeing 737 президент США отстранил от должности руководителя Федеральной авиационной службы, лишилось постов все руководство «Боинга». У нас же после авиакатастрофы Sukhoi Superjet 100 в 2019 году под суд пошел лишь командир корабля. Нашли крайнего.
Но именно тогда был выявлен важный недочет в конструкции этого самолета: на одном ланжероне крепились топливный бак и шасси. При грубой посадке это может привести к возгоранию бака с топливом, что и произошло в «Шереметьево» в мае 2019-го. Но полеты прекращены не были. Насколько я знаю, было лишь дано негласное указание командирам корабля избегать грубой посадки."
В 2018 Путин заявил о проекте создания самолета ЛМС-901 "Байкал". "Ростеху" были выделены огромные деньги. В конце 2024 самолет был должен принят в эксплуатацию.
Но воз и ныне там. Деньги распилили, самолета нет.

Николай Таурин   28.02.2025 18:15     Заявить о нарушении
Доброго времени!Я уехала из Магаданской области в 1977 году, потому для меня все как и было. Зато какой сейчас там аэропорт в декабре прошлого года сдали! Кстати, и в Магадан,. и ранее в Красноярск, Иркутск летала на Sukhoi Superjet 100. Верю, что в Комсомольске-на-Амуре будут производить все отечественное, курс на это взят.
Стало известно, что первый опытный образец новой версии турбовинтового самолета Ан-2 с двигателем ТВД-10Б появится к лету 2025 года. Продали в свое время проект Китаю, посчитали, что нам не нужен, заменили на Л-410 в середине 80-х, по крайней мере там, где мне давелось жить в то время. А теперь спохватились.

Антонина Пивнева   01.03.2025 10:35   Заявить о нарушении