Большие загадки маленькой волости

Небольшой город, районный центр  Липецкой области на берегу Дона и притока его, речки Тешевки,  называют "русским Иерусалимом".
Туристам и паломникам, приезжающим в город Задонск, наверняка расскажут о зарождении предшественницы города,   слободы Тешевки, возникшей при Тешевском (позднее Задонском) Богородицком  монастыре. Считается, что первыми насельниками Тешевской обители,  основанной около 1605-1610гг. в Тешевском лесу,  были выходцы из московского Сретенского монастыря - монахи Кирилл и Герасим, принёсшие с собой список с Владимирской иконы Божией Матери.
 В 7123 (1615) г. в  платёжных книгах Засосенского стана Елецкого уезда есть запись : «За монастырём, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах».

Но мы обратились к более древним письменным источникам и неожиданно столкнулись с интересной, запутанной и трагичной историей и этого края,  и его князей.


Часть 1 . ТЕШЕВ МОСКОВСКОЙ КНЯЖНЫ, РЯЗАНСКОЙ КНЯГИНИ
 
Из известных на сегодня официальных письменных свидетельств, связанных с Задонской землей, в числе самых первых - документ от 1348 года. Симеон Иванович Гордый, старший сын московского князя Ивана Калиты, и братья Симеона - Иван Иванович и Андрей Иванович заключили  в этот год между собой Докончание (договор) о разделе владений.

Из плохо сохранившегося фрагмента "Докончания" следует, что некая княгиня Анна, являясь теткой Симеона Ивановича, когда то  ранее "благословила"  своего племянника   рядом волостей, среди которых была и волость  Тешев.
Дата "благословления"  и сколько крестьян  проживало в этом княжеском владении - неизвестно. Но можно предположить, что центром волости была слободка Тешевская, т.к. следом за названием волости - Тешевым в тексте этого документа  стояло название слободки как раз из 9 букв ( в этом месте текст утрачен):
 "Или что мя благослов[ила которыми волостьми тетка моя], княгиня Анна, [Заячковым... ], Тешевым, ...(9 букв утрачено)  свободкою, или что есмь прикупил Заберега...  куплю и того... моей...  обидети...  кто что нашему...  блюдет, а не обидети... а то... с нами..."

Анализируя  текст  "Докончания",  В. А. Кучкин определил, что  названные волости, волей княгини Анны присоединенные к княжеству Московскому и Владимирскому, изначально территориально относились к Рязанскому княжеству.

Персона самой княгини Анны, распорядившейся рязанскими землями,  историков давно интриговала, но сведения о ней оказались очень скудны.   
Пришлось руководствоваться только одним фактом: из текста "Докончания" прямо усматривается, что Анна  была  теткой Симеона Гордого,  из чего следовала первая и наиболее вероятная версия (которой придерживается и В. А. Кучкин и большинство исследователей), что Анна являлась родной  сестрой Ивана Даниловича Калиты, отца Семена,  и дочерью Даниила Александровича -  первого удельного князя Московского, младшего сына Александра Невского.
Правда, также высказывалась версия о происхождении Анны от белозерского князя Василия Глебовича, но все же мы будем с самого начала называть княгиню Анной Даниловной, ведь вся последующая история, которая будет ниже изложена,  в итоге это подтверждает.

Второе допущение об Анне Даниловне - что ее супругом был кто то из рязанских князей - напрашивается само собой.  Брак московской княжны, через который она могла стать собственницей рязанских земель, рязанской княгиней - это наиболее вероятная версия, но которую тоже надо проверить.
О том, кто из рязанских князей мог состоять в браке с княгиней Анной Даниловной, существует уже несколько предположений.
 А. А. Горский посчитал, что мужем княгини Анны мог быть пронский князь Александр Михайлович.
С. Н. Абуков предположил, что мужем Анны мог быть Иван Коротопол, сын рязанского князя Ивана Ярославича.
А.В.Кузьмин, не называя конкретных имен "князей-претендентов на руку Анны",  отметил, что в Синодальном списке рязанских княгинь упоминаются четыре Анны.
В дореволюционной же историографии господствовало мнение М. Д. Хмырова, что Анна была женой князя Афанасия Даниловича, дядьки Семена Ивановича Гордого по отцу , а в первом браке женой некоего князя Святослава.
 
Заинтересовавшись версией Михаила Дмиитриевича Хмы;рова о первом браке Анны Даниловны с "неким князем Святославом", мы попытались найти упоминание этого имени среди рязанских князей в летописях.   Именно тут наша попытка привела к довольно интересному результату, не подтверждающему, но и полностью не отвергающему версию М. Д. Хмырова.  В общем, получился сюжет, достойный экранизации).

Часть 2. ВЫ  ЧЬИХ БУДЕТЕ ?

В летописях с середины 13 до почти середины 14 века  бесспорного упоминания о существовании среди РЯЗАНСКИХ князей  личности по имени  Святослав, вроде бы  нет.
  Однако, Симеоновская, Никоновская, Ермолинская и др. летописи под 6791-6792 (1283-84) годами  содержат весьма пространную, как по  охвату территории (здесь упомянуты  и Курское княжение и Рязань), так и во времени (около двух лет), историю, озаглавленную  "О Курском княжении".
Это повесть о гибели в трагической ситуации двух друзей и соседей: Курского княжения князя Рыльского и Ворлогского - Олега (в тексте летописей он называется также  князем Рыльским и ВорГольским)   и его "сродника", князя Липовичского - Святослава (в тексте летописей он называется также  князем Липецким, Липецчким, Липечецким).

О местоположении княжества Святослава Липецкого у исследователей, как выяснилось,  идет многолетний спор. Фактически не решен окончательно вопрос: был ли этот князь курским или рязанским?

"Претендентами" на стольный город  его княжества являются несколько следов городищ, преимущественно,  в Курской области, например,   Старый Город близ Дмитриева-Льговского, который ряд историков  так и называют - "остатки города Липовичска".  Но есть  также  городище в Липецкой области,  которому присвоен статус   республиканского значения "Памятник археологии XIII века", расположенное аккурат в центре  областного центра, на  устье речки Липовки, притоке Воронежа, поэтому называют эту древность "Липецким городищем".
Напомним, что протяженная и широкая  территория бассейна реки Воронеж, поросшая Воронежскими лесами (куда относится и часть  территории современной Липецкой области, включая сам областной центр), в те "седые" времена XIII века была южными владениями  Рязанского княжества. В "Воронож", на «Рязанскую оукра;ину»  пришли в первую очередь  "безбожные Татарове с царем  Батыем" и отсюда начали воевать уже всю Рязанскую землю.
Если допустить, что Святослав Липецкий (из истории  "О Курском княжении") был все же рязанский удельный князь, то его престольный город был расположен  на реке Липовке, на берегу Воронежа, а не на Курской земле. И в таком случае именно  этот князь был владельцем волости Тешев (видимо, его Хмыров и мог считать первым супругом Анны Даниловны).
   
 А теперь, забегая вперед, сделаем одно предварительное, но  существенное замечание: версия с рязанским удельным князем  Святославом Липецким,   владевшим волостью Тешев, дала возможность объяснить некоторые непонятные нюансы во  взаимоотношениях московских и рязанских князей, отраженные в летописях  аж четверть века спустя после трагической гибели самого князя Святослава и даже "распутать" некоторые замысловатые родственные связи рязанских князей.
 
Да, в конце истории "О Курском княжении" Святослав был убит (весной 1284 года)  своим "сродником" и другом -  Олегом,  князем Рыльским и Воргольским,  с одобрения ордынского хана. Перед этим  Олег обвинил его во всех бедах, постигших Рыльское и Липецкое княжества, укорил в неумеренной гордыне и непослушании ордынскому царю, приравнял к... разбойнику, а не христианину.
 
Начинается же сюжет летописного рассказа  с героической попытки Святослава Липецкого защитить своего друга и "сродника" (и предохраниться самому) от злого, "вельми хитрого", коростылюбивого   баскака  Ахмата, Темирова сына, собиравшего в Курском княжении дань хану Ногаю. Этот баскак "насилие творяху христианам" до такой степени, что около Курска и Воргола "пусто сотвориша".
 
Более того, в княжествах Олега и Святослава баскак Ахмат незаконно создал "две великие слободы", где торговали и производились товары. И все бы ничего, но при этом слобожане этих двух слобод (татары и русь)   вздумали  разбойничать,  безобразничали даже  около престольного города Святослава.
 
Князь Святослав решил положить конец этому беспределу самостоятельно, без привычного в то время  вмешательства в подобные дела  со стороны Орды.   
Князь Святослав со своими боярами  погромил ахматовы  слободы.

А князь Олег начал искать защиты у хана Телебуги.

 Мы не будем в подробностях пересказывать всю историю,  она достойна отдельной статьи, ведь, говоря  словам самого летописца,  "велика сия повесть, но множества ради оставлена бысть; может бо и малая сия  повесть человеку, ума имущему, плач и слезы сотворит".
 Однако, без выделения  основных моментов сюжета, невозможно продолжение поиска  среди рязанских князей  князя Святослава и  выяснения судьбы Анны Даниловны.


Часть 3. СИЯ ПОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕКУ, УМА ИМУЩЕМУ, ПЛАЧ И СЛЕЗЫ СОТВОРИТ

Конечно, баскак Ахмат решил наказать непокорных  русских князей, он изощренно очернил  их в глазах хана Ногая и привел татарскую рать в Курское княжество. 
Спасаясь,  князь Святослав с боярами успел бежать  зимой 1283-84 года в "леса Воронежские" (в Никоновской летописи даже с более конкретной пометкой - "в Рязань"). Кто будет сомневаться, что  князь Святослав поспешил укрыться  под защиту своей родни? Но тогда   это первое, почти прямое свидетельство: он сам был из рязанских князей! 
В это время в Рязанской земле было относительное затишье -  лишь в 1288 году в летописях отмечается приход князя Елортая Ордынского, Темирова сына (возможно, брата Ахмата - баскака ?), воевавшего Рязань, Муром, Мордву, "много зла сотворившего".

Во Владимирско-Суздальском княжестве в этот период творились свои нешуточные по кровопролитиям события: дядья Анны Даниловны - Андрей и Дмитрий, сыновья Александра Невского,  борясь меж собой за великое княжение, приглашали для этого на Русь ордынские рати, постоянно воевали друг с другом, сколачивали коалиции из родни и друзей, отлавливали  бояр  супротивника,  отнимали друг у друга земли и города. При этом Андрея Александровича Городецкого "крышевал" ордынский хан Телебуга, а на поддержку хана Ногая опирался Дмитрий Александрович Владимирский.

Герои повести "О Курском княжении", вероятно,  так же имели своих покровителей в Орде. По крайней мере, князь Олег Рыльский и Воргольский ездил с жалобами, укрывался и просил защиты у "своего царя" Телебуги (но при этом его княжество терзал баскак Ахмат, отвозивший ясак, дани и пошлины Ногаю).
 
Сведения о Святославе в тексте разных летописей  противоречивы, однозначно не усматривается  кто был "своим царем" для князя Святослава - Ногай или хан Телебуга, т.к. Святослав категорически за помощью в Орду не ездил.  Однако, одно можно понять: раз баскак Ахмат был у Святослава не в почете, это говорит о том, что Святослав,  как удельный рязанский князь,  собирал дань в своем княжестве самостоятельно, а передавал дань в Орду через Великого князя рязанского. Великий же князь рязанский был в это время в сфере влияния Ногая.

Надо отметить, что  в ходе проявления Святославом непокорности  "ордынским хозяевам", некоторые бояре Липецкого княжества все же погибли в столкновениях.
Но  у Олега Рыльского дела сложились значительно хуже: сам то он спасся, а множество его "бояр старейших", которым не удалось сбежать от ахматовых палачей, были захвачены в плен, и после  страшных пыток  убиты  татарами с особой жестокостью.
 
Для пресечения дальнейших попыток перечить баскакам, ордынцы вывесили на всеобщее обозрение части тел жертв, и организовали публичное оглашение проведенной ими кровавой казни, отловив с этой целью бродячих нищих ("переходниц, милости просящих")  и  "гостей", т.е. купцов.
Летописец повествует, как  купцы, шедшие из Царьграда в Русь,  в тот раз тоже "попали под раздачу": сначала они были удержаны и ограблены, но потом товар им вернули, да еще дали поручение идти дальше  и рассказывать о лютой расправе над боярами, в назидание прочим русским князьям.
 
Святослав же, князь Липецкий,  по словам летописца "мняше ни от кого не победим бысть",  перед князем Олегом Рыльским и Воргольским в случившемся вину не признал,  дерзко  отвечал на его  укоры, что "язь сам ведаюся в своем деле и что хочу сотворяю", считая, что он боролся справедливо со своими врагами-нехристями.

Князь Олег, переполненный горем и обидой,  привел ордынцев, которые и убили по указке хана его "сродника и друга", Святослава.
Удельное Липецкое княжество весной 1284 года лишилось не только  князя, но и полностью запустело:  по приказу Ногая   крестьян, с семьями, угнали в Орду, селения были  разграблены и уничтожены (с осторожностью можно считать, что это первая летописная весть о печальной  участи и  Тешевской слободки и Липецкого городища?).

После смерти Святослава, на престол в "Липечецком княжении" сел его брат, князь Александр.
Александр, который,  согласно Никоновской летописи, "много плакаше и умиляшеся   о брате своем, князе Святославе", посчитал нужным отомстить князю Рыльскому и Воргольскому, Олегу, отплатив ему той же монетой: за большие дары  привел из Орды татар, которые убили не только князя  Олега, но и двух его сыновей - Давида и Семена.
 
Тем и закончилась эта история, которая, вроде бы,  в поиске мужа Анны Даниловны нас не продвинула, а возможно, даже более запутала, ведь из сюжета летописного рассказа появилась еще одна неустановленная персона -  брат Святослава, Александр, т.е. еще один владелец Тешевской волости и "очередной претендент"  на руку и сердце Анны Даниловны!

Теперь дополнительные упоминания в летописях надо искать об Александре, чтобы наверняка убедиться в его существовании  среди  рязанских князей ...

(ПРОДОЛЖЕНИЕ - в статье "БОЛЬШИЕ ЗАГАДКИ МАЛЕНЬКОЙ ВОЛОСТИ -2")


Рецензии