Пресногорьковское Братство

Сергей Виниченко

Перед Великой войной (1914-1918) в станице Пресногорьковской Петропавловского уезда усилиями трёх человек было создано благотворительное общество,  названное ими «Братство».
Союз его основателей на первый взгляд может показаться странным – ссыльный народоволец, выпускник Казанского университета, Александр Петрович Шехтер, священник Василий Александрович Преображенский, сосланный под надзор полицейского управления и есаул, герой русско-японской войны, помощник атамана 1-го военного отдела  Николай Павлович Кубрин.  Они были глубоко образованными людьми  с благородными целями – своими усилиями старались облегчить жизнь беднякам и дать возможность учиться ребятне из тёмной казачьей массы.

Главную роль, как мне представляется, в этой тройке играл священник. В «Омской епархии» (1914) читаем об этом: « Развитию деятельности братства много способствует местный приходской священник о. Василий Преображенский: ему одному оно обязано своим появлением и дальнейшим существованием. Отрадно видеть, что инициатива приходского священника нашла отклик среди грубого и невежественного деревенского населения. Надо думать, что нелегко далось это отцу Василию».
 Аналогов подобных «Братству» мне не удалось обнаружить во всей огромной Омской епархии того времени. В её объемистом описании – более тысячи станиц – изданном в 1914 году, нет об этом никаких сведений. Важный, достаточно подробный источник – «Омские епархиальные ведомости» – также не выдали никакой информации… кроме сведений о пресногорьковском «Братстве».

Работа над несколькими источниками позволила мне получить общее представление  о времени существования общества, формах и результатах его деятельности.
Официально братство, именуемое в документах «Пресногорьковской Богородице-Казанское»,  начало свою деятельность с 1 января 1911 года. Станичное правление выделило здание бывшей казачьей школы для нужд братства.

Священник Иван Голошубин писал в 1914 году: « При братстве ведутся общенародные беседы и чтения, имеется библиотека-читальня. Братство оказывает материальное вспомоществование  бедным местного населения.  Имеется «братская» школа, цель которой состояла в повторении курса начальной школы и проведении его в пределах программы двухклассного училища. …имеется чайная, склад для продажи книг и писчебумажных принадлежностей. Братство засевает несколько десятин пшеницы и в воскресные и праздничные дни в местном храме производится тарелочный сбор, какового за 1911 год поступило до 70 рублей. В братстве числится пожизненных членов (сделавших взнос более 2 рублей) и действительных (внесенных более 2 рублей) более 60 человек».

В сентябре 1913 года станицу посетил епископ Омский и Петропавловский о. Андроник, давший высокую оценку деятельности общества. Его секретарь записал:
"После благословенія всехъ собравшихся, Владыка посетилъ священника, а затемъ и местное „Братство", где ознакомился съ ходомъ дела Братства, осмотрелъ библіотеку и пожелалъ процветанія доброму делу. Войдя въ экипажъ, Владыка вновь сталъ поучать народъ, прося беречь „ Братство“ и заботиться объ умноженіи его членовъ».

 в «Омских епархиальных ведомостях» в феврале 1917 года в заметке под названием «Пастырь добрый» обыватель писал: «Из ст. Пресногорьковской переведён в Ново – Омск священник о. Василий Преображенский. За свою семилетнюю службу в станице он зарекомендовал себя как истинный пастырь народа и как общественный деятель. Он был инициатором и учредителем Богородице-Казанского братства, которое снабжает станицу учебными пособиями и преследует благотворительные цели. В 1916 году оно кормило бедных. В нынешнюю войну оказывает посильную поддержку солдаткам. До открытия здесь высшего начального училища Братство имело школу, которая подготовила учеников в высшее начальное училище, и все ученики 4 класса являются воспитанниками братства. Братство не оставляет своих выучеников и сейчас, давая им стипендии: например в Курганской гимназии есть братская стипендиатка ( будущий директор школы, выпускница курганской Александровской женской гимназии Татьяна Дмитриевна Меринова – примечание автора).. Преображенским было открыто кредитное товарищество, которое имеет паровую мельницу и наличный капитал. Им же учреждены: общество потребителей, которое имеет магазин и с/х общество, целью которого является снабжение населения с/х машинами на прокат, с/х общество имеет показательное поле. о.Василий Преображенский во всех этих учреждениях принимал деятельное участие и состоял председателем.
 Узнав о переводе своего пастыря, прихожане поднесли ему письменный прибор с надписью: «Священнику о. Василию Преображенскому от благодарных Пресногорьковичей». Общество потребителей, в благодарность за плодотворную деятельность вручило ему сто рублей на проезд. Рождественские праздники о. Василий провел со своими прихожанами. 15 января им была отслужена последняя литургия. Почти вся станица собралась в храме. Трогательно было прощание пастыря с пасомыми. Плакал священник, плакали и прихожане. После обедни священник уезжал. Масса народа провожала его. Многие поехали провожать версты за две, а о. дьякон, учащие высшего начального училища и следователь поехали провожать за 18 верст до ближайшего поселка (Камышловского – прим. автора). Станица лишилась главного импульса культурной и общественной жизни».

 Многие годы я пытался найти более-менее полные свидетельства очевидцев о жизни на Горькой линии в дореволюционный период. Приходилось соединять в причудливый пазл обрывочные данные из различных источников – воспоминаний старожилов, сохранившихся документов, фотографий, очерков из старых газет и немногочисленных книг. Но лишь два источника дают довольно полное представление о той жизни.
Один из них – опубликованный в журнале «Урал» очерк Сергея Преображенского «О прожитом». В нём есть воспоминания о братстве. Он пишет об отце ( орфография и стиль изложения сохранены): «Отец был организатором и почетным председателем Сообщества потребителей, Союза кооперативов и Кредитного товарищества. Но жалования от них не получал.. С помощью участкового ветеринарного врача А.П.Шехтера и заведующего станицей есаула Н.П.Кубрина было организовано культурно-благотворительное учреждение, так называемое «Братство». Оно существовало на членские и вступительные взносы, на пожертвования. На доходы от культурно-просветительских мероприятий и воскресников, проводимых в пользу «Братства». Помещение и охрана его были предоставлены станичным правлением бесплатно. При «Братстве» была неплохая по тому времени библиотека, созданной в основном из книг пожертвованных местной интеллигенцией, открыта народная столовая и магазин «Самопомощь» Магазин был открыт специально для огра-
ждения от местных купцов и кулаков при покупке предметов первой необходимости.
По вечерам устраивали беседы. Чтения или лекции, сопровождаемые показом так называемых живых картин с помощью волшебного фонаря. Проводились концерты и спектакли. После них подавался чай с печеньем или халвой. Плату за чай вносили кто сколько может – от копеек до рубля. Во время воскресников засевались и убирались до 20 гектар пшеницы, заготовки топлива, текущие ремонты и другие работы проводились станичным правлением. В 1911 году для голодающих бедняков была открыта бесплатная столовая».
Руководители общества большую роль сыграли в повышении образовательного уровня населения. Двухклассные – мужское и женское – училища были открыты в Пресногорьковской в 1861 году. Они располагались в  домах, сдаваемых богатыми казаками в аренду станичному правлению. В них могли учиться лишь дети богатых казаков, способных оплатить  затраты на обучение. С появлением «Братства» образовательный процесс принял более демократические формы.
В школе, организованной обществом, обучались 25 человек, в возрасте от 13 до 30 лет. Выпускники имели возможность продолжить обучение в средних учебных заведениях. Кроме общеобразовательных предметов учеников обучали рукоделию и счетоводству. Преподавали в школе представители местной интеллигенции совершенно бесплатно. Ученикам-сиротам оказывалась материальная помощь. Выпускники учились в Екатеринбурге (акушерская школа), Петуховском техническом училище, Омском сельхозинституте, училищах Кургана и Петропавловска.

Назрела настоятельная необходимость постройки нового здания школы, о которой говорил  казакам в 1913 году епископ Андроник. «Узнавъ, что казаки не озаботились отводомъ надлежащихъ зданій для школъ, Владыка пристыдилъ ихъ: „станица существуетъ давно, а вы, казаки, до сихъ поръ не думаете о томъ, чтобы детямъ вашимъ было удобно учиться. Стыдно и стыдно вамъ, казакамъ, темъ более, что многіе переселенцы опередили васъ," говорилъ Владыка".

Об этом писали и в "Омской Епархии" в 1914 году:

 «В станице предполагается высшее начальное училище Министерства народного просвещения, для какового казаки соглашаются выстроить здание и оказать своё содействие. Помощником атамана отдела (Н.П.Кубриным – прим. автора), возбуждено особое ходатайство об устройстве здесь ремесленной сельскохозяйственной мастерской с различными цехами» .
 
Двухэтажная школа была выстроена на Ярмарочной площади, недалеко от северной стены церкви. «Инициатором постройки средней школы в станице был мой отец. Школа была большая, двухэтажная, из брёвен на кирпичном фундаменте, с квартирой для инспектора (директора) с одной стороны и с квартирой для сторожа – с другой, с большим гимнастическим залом, физкабинетом, учительской, двумя теплыми туалетами и раздевалкой. Хорошо знаю из разговоров родителей, как изыскивались средства на её строительство. Писали обращения к влиятельным и богатым лицам с просьбой пожертвовать. Пишущих машинок тогда не было. Писала оригиналы моя мать,  владеющая хорошим каллиграфическим почерком и размножала на шапирографе. Оригиналы посылались царю, в Министерство просвещения, князьям и губернаторам. С обращением к князю Трубецкому ездил местный ветврач А.П.Шехтер, как владеющий французским языком, поскольку прием у князя вёлся только на французском.
К омскому генерал-губернатору Сухомлинову ездил мой отец. Из канцелярии Его величества и министерства поступило всего по сто рублей. Князь Трубецкой откликнулся тремя тысячами, генерал-губернатор - пятью тысячами. Хорошо откликнулось население станицы и ближайших поселков. Хорошо откликнулись Курганские купцы – братья Харламовы. Кузнецовы. Колокольник. Строительство школы обошлось в 28 тысяч рублей. Заготовленный лес вывезли из Боровлянского лесничества воскресниками (помочами). Так же вывезли кирпич и другие стройматериалы».

«Омские епархиальные ведомости писали об о. Василии: «Венцом его деятельности было открытие и постройка высшего начального училища. Если бы не о. Василий, долго бы здесь не было училища, а, будучи открытым, оно ютилось бы по квартирам. Благодаря его стараниям оно имеет теперь собственное просторное светлое двухэтажное здание» (в нём учился Габит Мусрепов, известный казахский писатель,Баймагамбет Зтулин - поэт. Здание сгорело в 1959 г. – прим.  автора).
Габит Мусрепов вспоминал о своём учении (1917-1921): "Четыре года в Пресногорьковской школе.Я еще застал - перед началом уроков все ученики, независимо от вероисповедания, выстраивались в актовом зале на молитву. Впереди в нарядной шелковой рясе стоял преподаватель закона Божьего - священник Малиновский
( так у Г.М., на самом деле  такого священника в Пресногорьковской на служении никогда не было - был Преображенский)... От сильного баса священника , если он бывал у ударе, дребезжали стекла... В школе думали и о нашем земном будущем, а не только о высоких материях. Желающие могли обучиться столярному ремеслу, сапожному. были свои каменщики, свои швеи"(Автобиографический рассказ).

Судьба основателей «Братства» глубоко трагична.
О.Василий Александрович Преображенский (1878, Вологодская губерния-1921, с. Пресногорьковская) и колчаковский генерал, начальник 1-й Сибирской казачьей дивизии Николай Павлович Кубрин (1874,ст. Пресногорьковская – 1921 , Архангельская внутренняя тюрьма) будут казнены весной 1921 года. Дома в Пресногорьковке не сохранились. От дома Кубрина осталась одна стена.

Александр Петрович Шехтер (1860, Одесса – 1923 год, умер от инфаркта в Пресногорьковке). Он был женат на сестре Кубрина Анне Павловне, не пережившей ареста брата и скончавшейся в 1920 году. Дом, построенный им в начале прошлого века,ныне сохранился в ста метрах от церкви. Мне удалось долгие годы поддерживать связь с их потомками.  Они были расстреляны, оболганы и забыты. Но дело, ими начатое продолжили  ученики – из дверей построенной ими школы вышли многие поколения добрых и светлых людей.
Я написал о них в своих книгах и очерках с целью сохранения памяти для будущих поколений.

Изба «Братства». Фото 1912 года.Архив автора.


Рецензии