Глава 8. Река

В этой главе автор рассказывает о путешествии учёных по реке.

Проводы экспедиции – Мои инструкции – Морской волк – Дикая природа – Жизнь на корабле – Нападение бегемотов – Дневник профессора – Личное мнение – Прибытие на место

По плану экспедиция должна была отправиться к месту назначения по реке Мугамба-ривер. Для этого надо было проплыть несколько сот километров вглубь страны вверх по течению. Наследующее утро, после знаменитого приёма у президента, вся группа археологов прибыла на судно. Оборудование привезли из аэропорта накануне: всё было упаковано и загружено. Оставалось уладить некоторые  формальности с местными властями.

Состоялись небольшие проводы. В честь отплытия были подняты флаги СССР и республики Мугамбии. Было зачитано приветственное письмо от президента страны Мбеппо Валлимбо Душ Самбуш, где он пожелал больших успехов и плодотворной работы участникам экспедиции. Звучала музыка, духовой оркестр играл "Поезд на Чаттанугу" и как всегда безупречно чисто. Леди доставали платочки, прикладывали к глазам, говорили:

– До скорой встречи, возвращайтесь скорее.

Джентльмены сдержанно прощались крепкими рукопожатиями. Мы тепло попрощались с профессором Петросянским, обнялись и присели на дорожку, как у нас это принято. Я, несмотря на мою занятость до сентября, пообещал на неделе приехать к ним в лагерь.

Дал несколько наставлений Зильберштейну, в том числе:

– Берегите профессора, мой друг, он наше достояние страны, их всего два человека в стране – это всеми любимая Людмила Гурченко и Петросянский.

На что мне с юношеской горячностью ответил:

– Если надо я за него жизнь отдам!

– Жизнь не надо, а его берегите пуще глаза, до свидания, увидимся, жду донесений.

– Я всё понял, товарищ майор, всё будет в порядке.

Участники экспедиции на палубе корабля махали руками провожающим. Подняли якорь. Корабль дал протяжный гудок. Капитан Мортимер скомандовал:

– Машина, полный, вперёд!

И судно, медленно набирая ход, отошло от стенки причала. Оркестр заиграл по старой традиции  "Прощание славянки". Счастливого плавания и до скорой встречи, друзья. Я буду скучать по вам.

Предстояло проплыть более 300 миль по извилистой реке. Множество опасностей предстояло преодолеть отчаянным путешественникам. Коварные аборигены с отравленными стрелами вдоль берегов. Дикие звери бегемоты и крокодилы, бешеные слоны и свирепые мартышки, всё это таилось в джунглях африканского континента. Но самая страшная опасность – это муха-цеце, от укуса которой человек мгновенно засыпает и умирает в судорогах мучительной смертью.

Капитан судна опытный моряк, настоящий морской волк, избороздивший эти места вдоль и поперёк, мог проплыть реку с закрытыми глазами запросто. Он зорким взглядом вглядывался в речную даль, опытным взором вычисляя буруны и подводные течения. Экипаж корабля ежедневно следил за порядком на корабле, драила палубу, чистила гальюн, осматривала такелаж.

Профессор все события записывал в дневник. А в это время совсем рядом в соседней каюте Зильберштейн писал шифровки в центр. Члены экспедиции занимались своими делами. Учёные проводили опыты в передвижной лаборатории и занимались научными изысканиями. Путешествие в основном проходило вполне спокойно, за исключением одного события.

Вот запись из дневника профессора Петросянского, затем опубликованная отдельной статьёй в одном из номеров журнале "Национальная география".

"Как известно во время спаривания бегемоты проявляют наиболее агрессивный характер. В это время жертвами нападения могут оказаться лодки рыбаков и туристов. Сегодня после полудня в 15ч.47м. по среднеевропейскому времени, целое стадо бегемотов внезапно напало на наше судно. Причём в тот самый момент, когда ничего не подозревавшие люди мирно спали, после плотного обеда в гамаках и шезлонгах на верхней палубе. Около десятка гиппопотамов бросились в погоню за мирным гражданским судном. Вахтенный офицер немедленно доложил на капитанский мостик. Капитан Мортимер вызвал по тревоге абордажную команду, им был отдан приказ:

– Огонь!
 
Стрельба из всех видов оружия и из кормовой пушки в воздух не возымело действия. Пришлось применить крайние меры: стрельба из пистолета резиновыми пулями прямо в морды наглых животных. Только тогда погоня прикатилась. Дикие звери взвыли от боли и уплыли обратно на берег. А мирные люди даже толком проснуться не успели, как всё это быстро произошло. Нападение было отбито благодаря умелому действию членов экипажа и чёткого руководства капитана Мортимера.

Гринписовцы затем были возмущены такими действиями команды: в бедных зверюшек стреляли резиновыми пулями. А что оставалось делать, господа? Ужас, что было бы, если бы эти чудовища забрались на судно. Без жертв не обошлось бы! Я считаю: наш капитан принял единственно правильное решение - достоин награды. К тому же, ни одно животное не пострадало".

Через неделю все благополучно прибыли на место. Туда где предположительно находилось древнейшее захоронение царицы Савской. Сгрузили всё оборудование, дизель-электростанцию, приборы, инструменты, палатки, продукты питания. Попрощались с бесстрашным капитаном и его отважными матросами. Судно дало прощальный гудок и отплыло обратно теперь уже вниз по течению.

Пока его помощники оборудовали лагерь, профессор немедленно приступил к изучению местности в бинокль. Все, как и было указано на именующийся карте: горы, не исследованная загадочная пещера, водопад и сухой ручей. Оставалось только найти нефтеносные пласты.

Но то, что нашла затем экспедиция, превзошли все ожидания учёных.


Рецензии