Священник из Перемышлян

Это сын одного народа, который погиб на земле
другого народа. У него отобрали жизнь
за то, что хотел помочь третьему народу.
(Любомир Гузар, патриарх УГКЦ)

             В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения и 80 лет со дня гибели священномученика греко-католической церкви отца Омельяна Ковча.
           Весной 1944 года в крематории Майданека было сожжено тело, умершего в лагере, выдающегося украинца, приходского священника из Перемышлян отца Омельяна, пожертвовавшего собой ради спасения евреев.

Т р е в о ж н а я     ю н о с т ь
   
          О детстве священника, общественно-культурного деятеля, патриота своего народа Омельяна Ковча современникам известно немного. Родился он в самом сердце Гуцульщины, на Станиславщине (ныне Ивано-Франковщине), в большом селе Космач, близ городка Косова, 20 августа 1884 года.
        Он был старшим из пяти детей местного священника Григория Ковча (1861—1919) и его жены Марии Яскевич-Вольфельд (1861—1939), которая по материнской линии происходила из немецкого рода Вольфельд. Учился Омельян в школах Космача, Кицмани и Коломыи. Экзамены на аттестат зрелости сдавал в Украинской Государственной гимназии во Львове. По окончании Львовской гимназии будущий священник поступил в Коллегию святых Сергия и Вакха в (Collegia Rutenia) в Риме, где занимался с 1905 по 1910 год, изучая философию и теологию. В 1910 году женился на дочери буковинского настоятеля Марие-Анне Добрянской. Духовным наставником Омельяна становится владыка Григорий Хомишин, священник Греко-Католической Церкви (1893), доктор богословия, ректор католической Львовской духовной семинарии (1902-1904), епископ Станиславовский (1904-1946). В следующем, 1911 году, Хомишин рукоположил его в иереи. Это религиозный сан, соответствующий пресвитеру, со второй степенью православного священства, находящийся между диаконом и епископом. Молодой священник начинает служить пастырем в Подволочиске (сейчас Хмельницкая обл.).
        Вскоре Омельян Ковч по собственному желанию поехал на работу в Боснию в округ Приедор (южнее Загреба).  С 1912 по 1916 год он занимался там пастырским служением среди эмигрантов из Галичины, украинских греко-католиков подданных Австро-Венгрии, бежавших на Балканы от наступления русских войск. Нелегким был труд молодого священника в стране, где абсолютное большинство составляли славяноязычные мусульмане. Но, несмотря на это, отец Омельян находился там четыре года. Вернулся он в Галицию накануне распада Австро-Венгрии (1918 г) и вступил в Украинскую галицкую армию (УГА), являвшейся регулярной армией Западно-Украинской народной республики (ЗУНР).  В должности капеллана Омельян прошел через все невзгоды вместе со стрелками Бережанского коша (полка) до конца существования УГА в 1920 году. После краха ЗУНР и аннексии Галиции польские власти бросили Ковча в концлагерь в Березе Картузской (ныне Брестская область Белоруссии), откуда он, переболев тифом, выходит живым скелетом только через два года.

Ж и з н ь   и   с л у ж б а   в   П е р е м ы ш л я н а х

         В 1922 году в жизни отца Омельяна Ковча наступает новый период. Его назначают приходским священником (настоятелем) греко-католической общины в небольшом городке Перемышляны, расположенном в 45 км от Львова. Такое расположение прихода имеет особое значение для украинских верующих, ведь всего в семи километрах находится древняя украинская святыня ХІІ века, Унивская лавра. Это место в течение длительного периода являлось летней резиденцией галицких митрополитов, а в 1898 году существовавший мужской монастырь был возрожден владыкой Андреем Шептицким и получил статус лавры.
            Польские власти, проводящие политику полонизации всего населения, были недовольны деятельностью украинского священника. За свою проукраинскую общественную деятельность Ковч немало пострадал от этих властей. Его часто подвергали административным арестам, а в период 1925—1934 гг. в доме Ковча провели около 40 обысков. Впрочем, полиция так и не решилась бросить отца Омельяна в тюрьму, поскольку его авторитет среди населения, и не только украинского, был огромен.
Прихожане говорили:
        - Над домом священника ангелы кружат, - имея в виду исключительное милосердие настоятеля, который, при шестерых своих детях, готов был отдать нуждающимся последнее. На праздники он покупал подарки сиротам: тетради, ручки, книги, одежду. Служение общине забирало все время и много сил. Его собственная семья так и не смогла построить более или менее приличный дом.
     -  Однажды папа сел возле меня, - вспоминает дочь настоятеля Анна-Мария, - мы  говорили о моей школьной подруге Катерине, у которой погиб отец, старшина УГА, оставив четверо сирот.
     - Нам надо им помочь, купим сначала учебники Кате, а ты будешь брать у нее, - сказал отец, - и в этом году ты поноси еще свою форму, а Кате купим новую.
         Я помолчала минуту и говорю:
      - Папа, купите Кате и плащик, ее уже мал.    
     Он возразил:
     - Но и твой уже маленький.
     - Папа, у меня все есть, потому что у меня есть ты, а Катя — сирота. - Тогда я впервые я увидела слезы в отцовских глазах.

       В августе 1939 году произошёл раздел Польши между Германией и СССР по пакту Молотова–Риббентропа, а уже в середине сентября в Галичину вошли советские войска, и на Западной Украине была установлена советская власть. В это непростое время Омельян Ковч ревностно защищал интересы всех национальностей. Прихожане часто не понимали его. С приходом Советов начались притеснения поляков, и некоторые украинцы пытались отобрать у них имущество, считая, что пришло время отомстить. Но отец Омельян не шел на компромисс с совестью.
Он журил неразумных:
     - Нехорошо вы поступаете.
        Священник призвал прихожан не трогать имущество соседей, пристыдив всех, кто решил воспользоваться ситуацией и поживиться чужим добром. Тогда же, новая власть начала кампанию арестов и отправки в Сибирь бывших польских офицеров. Священник Ковч, как мог, помогал оставшимся семьям высланных. Жители Перемышлян вспоминали, что отца Омельяна любили все: украинцы, поляки, евреи (составлявшие, кстати, половину населения городка). Он не заботился о себе, а часто и о своей семье, но делал добро всем, кто обращался к нему за помощью.
      Вскоре органы НКВД в Перемышлянах арестовали Ковча как "антисоветского элемента" и заключили во львовскую тюрьму. Исторические источники свидетельствуют, что Ковча хотели расстрелять. Его дочь, задержаная вместе с ним, рассказывала, что в самом начале войны энкэвэдисты уже пришли за настоятелем в камеру, но начался налет немецкой авиации, и под разрывами бомб Омельяну удалось скрыться. Так он избежал неминуемой смерти.

В о й н а

        В конце июня 1941 года немцы захватили Западную Украину. Приходу нацистов священник Ковч совсем не обрадовался и публично высказался на одной из проповедей:
    - На место одного господина пришел другой, лишь пуговицы на мундирах изменились.
        Уже через два месяца немецкая айнзацгруппа СС, предназначенная для массовых убийств мирного населения, вошла в город. Первым делом, ещё до создания гетто, фашисты окружили еврейский квартал, согнали и заперли в синагоге часть его обитателей. После этого здание молельного дома было подожжено.

       С п р а в к а. ---  Еврейская община города известна с 18 века. В 1880 году в Перемышлянах было 2262 еврея, и это составляло 62% населения. После пожара 1910 года, когда сгорел практически весь город, территория стала быстро восстанавливаться, и в 1921 году там уже более двух тысяч жителей-евреев, или 50% населения. В 1931 году еврейская община достигла 3000 человек. Городок считался одним из центров еврейского религиозного образования, из которого вышло несколько известных авторитетных раввинов. ----

         Католический ксёндз и группа людей побежали к отцу Омельяну, умоляя как-то помочь. Священник не растерялся. Увидев неподалёку дым, настоятель прибежал к синагоге, начал кричать на солдат на немецком языке, который знал в совершенстве, требуя немедленно отойти. Опешив от такой наглости, немцы сели на свои мотоциклы и уехали. Затем он распахнул подпертые двери и, с ещё несколькими своими прихожанами-украинцами, стал вытаскивать людей, спасая уцелевших. На собственных руках они выносили людей из горящей синагоги. Не всем удалось выжить. Среди вышедших из огненного ада был известный религиозный авторитет Четвертый Белзский раби Аарон Роках, бежавший в 1939 году из оккупированного немцами Белза в Перемышляны.
        Ковч был убежденным украинским националистом. Он любил свой народ, но из этой любви происходило уважение и к правам других народов. Священнослужитель защищал человеческое достоинство всех людей при любой власти. Однако нацистское "окончательное решение еврейского вопроса" отделило его от "собратьев" из Организации украинских националистов, активных пособников гитлеровского режима в истреблении украинского еврейства. Ковч запрещал своим прихожанам участвовать в еврейских погромах и постоянно призывал их помогать евреям. Во время погромов Ковч укрывал евреев в церквах Перемышлян, выдавая их за украинцев.
        Вскоре после начала немецкой оккупации отец Ковч согласился стать уездным старостой, но постоянно продолжал призывать земляков не идти во вспомогательную полицию и не участвовать в антиеврейских акциях. Он даже отправил фюреру письмо, осуждающее истребление целого народа и требовал разрешить посещать с пастырской миссией еврейские гетто.  В военное время, напуганные смертельными репрессиями, большинство людей старалось не замечать страдания других. Каждому хватало своих проблем, каждый оставался наедине со своей душевной болью и постоянным страхом.              В это время, несмотря на запрет властей, священник начинает крестить евреев, по униатскому обряду, обращая иудеев (по их в просьбе) в христианскую веру и выдавая соответствующие метрики. Всего Ковч выдал от 600 до 2000 таких свидетельств о крещении, начиная с детей, надеясь таким образом спасти их от неминуемой гибели. Его сын Мирон, тоже униатский священник, не одобрял затеянных отцом крещений евреев. Он уверял отца, что немцы убивают как евреев-иудеев, так и крещеных, а тот, кто крестит евреев, подвергает себя и своих близких опасности. Но Ковч проявил себя истинно верующим христианином. Как слуга Божий, он смог соединить божественное с человеческим, считая, что если служит людям, то служит Богу. Когда ситуация требовала более решительных действий, открыто выступал в защиту евреев, хотя прекрасно знал, чем это ему грозит. Отец Омельян постоянно посещал местное гетто, передавая туда еду, одежду и медикаменты.
В один из дней состоялся разговор настоятеля с немецким офицером-следователем:   
     - Вы знали, что жидов крестить запрещено?   
     -Не знал.   
     - Теперь знаете?   
     - Знаю. 
     - Будете продолжать их крестить?
     - Буду!
     - Почему? Наша власть это запрещает. Понимаете, что означает сопротивление нашей власти?
- Я знаю одну власть и ей присягал, принимая сан.      
        Эти его действия и нелояльность к гитлеровцам привели отца Омельяна к аресту.  30 декабря 1942 года священник был схвачен гестапо и помещен в знаменитую тюрьму на улице Лонцкого (сейчас перекрёсток улиц Коперника и С.Бандеры) во Львове. Все, что от него требовалось - перестать открыто осуждать действия немцев и прекратить крещения. От него добивались письменного обещания не помогать евреям. Подписывать его отказался, чем разозлил следователей.  Семья и многочисленные знакомые делали все возможное для его освобождения. К делу присоединился и лично митрополит Андрей Шептицкий, но и такие усилия были тщетными, ведь когда вопрос об освобождении был почти решен, священника поставили перед выбором: или он отказывается помогать евреям, или его отправляют в Майданек. Омельян Ковч, отец шестерых детей, выбрал последнее…

Л а г е р ь    с м е р т и    М а й д а н е к

        В августе 1943 года настоятель из Перемышлян Омельян Ковч был депортирован в немецкий концентрационный лагерь Майданек, который немцы официально именовали "лагерем уничтожения". Его отправили туда именно за то, что он защищал еврейское население во время немецкой оккупации Галичины. 
       В Майданеке не было фамилий, только номера. Здесь узник №2399 заработал огромный авторитет среди заключенных, ни на минуту не забывая о своем призвании. Определили его в штрафную команду, это был "кратчайший путь до крематория", как говорили эсэсовцы.
       Там, в Майданеке, мужчину посадили в камеру к польскому бандиту Зигмунту Миллеру, которого боялись все заключенные. Его, старосту блока штрафников, узники называли за глаза "обер-бандитом" и "людоедом". Но к Омельяну Ковчу этот "людоед" отнесся с уважением, позволял ему принимать верующих и отправлять литургии в камере. Миллер тайком проносил Ковчу облатки (пресные хлебцы) для причастий и делал вид, что не замечает, как вечерами в углу барака «номер 2399» крестит и исповедует узников всех национальностей. Заключенные стали называть отца Омельяна "священником Майданека", а он, наравне с другими пленными, трудился босиком в лагерных каменоломнях.
         Выживший узник этого страшного места Николай Зацухный вспоминал через много лет картинки прошлого, которые невозможно стереть из памяти:
       - Это было в первой половине сентября 1943 года. Я работал тогда при кухне и увидел узника, который с трудом толкал тачку, наполненную камнями. Он был босый, без шапки, без полосатой куртки, только в рубашке и штанах. Я понял, что это новоприбывший, поскольку его лицо и ноги ещё не обгорели на солнце. На правой штанине - свежий нашитый номер, где на красном треугольнике выделялась буква "Р", признак государственной принадлежности узника к Польше. Тяжёлая тачка измучила узника, вынудив его остановиться для короткого отдыха. Тогда я приблизился к нему и спросил кто он и откуда прибыл. Выяснилось, что это был Омельян Ковч, священник из Перемышлян.

        Из лагеря Ковч писал главе грекокатоликов митрополиту Андрею Шептицкому, чтобы тот прекратил свои попытки вызволить его из нацистских застенков:
   - Если меня здесь не будет, кто поможет другим преодолеть страдания? Вчера немцы убили 50 человек. Погибшие пойдут по пути к Вечности со всеми их грехами и неверием, которые приведут их в ад. А сейчас они идут на смерть с высоко поднятыми головами, оставив позади все грехи, таким образом они попадут в вечный город.
     В другом письме к родным людям, которые пытались его освободить, сообщал:
  - Я понимаю, что вы добиваетесь моего освобождения. Но прошу вас, ничего не делать для этого. Я благодарю Бога за его милость ко мне. Кроме неба, это единственное место, где я хочу остаться. Мы тут все равны: поляки, евреи, украинцы, русские, латыши, эстонцы. Сейчас я тут единственный священник. Тут я вижу Бога - Бога единого для нас всех, независимо от религиозных различий между нами. Может наши церкви и отличаются друг от друга, но везде властвует Всемогущий Бог. Когда я служу службу Божью, все молятся вместе. Разве Бог не понимает все языки? Умирают по-разному, я же помогаю им перейти через порог смерти. Разве это не благодать для меня? Разве это не самая ценная корона, которой мог короновать меня наш Господь? Ежедневно я тысячи раз благодарю Всевышнего за то, что оставил меня тут, не смею просить ни о чём ещё. Не скорбите по мне, радуйтесь за меня.
       Омельян Ковч не разделял людей на своих и чужих по национальности и вере. Уважал всех одинаково, как и уважали в ответ его.
       Условия лагеря смерти надорвали здоровье Ковча. По данным музея Майданека, из-за травмы у него развилась флегмона (острое гнойное воспаление) правой ноги, в связи с которой возникла сердечная недостаточность, приведшая к смерти 25 марта 1944 года. Этот факт зафиксировали в комендатуре, а тело было сожжено в крематории. До ликвидации концлагеря советскими войсками отец Омельян не дожил всего четыре месяца.
       В Майданеке за годы войны погибло более 230 тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий, и этот великий украинец протягивал им руку помощи, утешал, причащал, крестил. В последние минуты жизни он помогал людям сохранить человеческое достоинст¬во.

П о з д н е е   п р и з н а н и е

         Только через много лет отцу Омельяну Ковчу была отдана дань почтения за бескорыстное служение людям. А служить им он не переставал даже в застенках немецкого концлагеря Майданек.
     Нынешний игумен Святоуспенской Унивской лавры, иеромонах Венедикт сказал:
        - Эта фигура только сейчас понемногу открывается нам. Человек такого масштаба может достойно представить наш народ. Отец Омельян - олицетворение настоящего украинца, христианина, жертвующего собой ради других. Устами этого, глубоко верующего праведника, говорил Бог. Такие уникальные личности рождаются в общении с Богом. Вознося молитву к Богу, человек меняется, его сердце открывается людям. Таким был отец Омельян, который всегда и везде откликался на их просьбы: в Боснии, УГА, Перемышлянах, Майданеке.
По словам игумена, отца Емельяна знают и поляки. Тамошние капелланы даже считают его своим покровителем. Для украинцев, когда они не могли определиться с системой ценностей и ориентиров, он был образцом поведения в самых сложных жизненных ситуациях в период господства и поляков, и немцев, и большевиков... Он оставался человеком в любых ситуациях. Иногда даже священники не понимали его жертвенности, не всегда понимал и родной сын.

У в е к о в е ч и в а н и е    п а м я т и

       В сентябре 1999 года Еврейский Совет Украины присвоил отцу Ковчу звание "Праведник Украины". Ещё через три года, в ходе своего визита во Львов, Папа Иоанн Павел II провозгласил его блаженным за веру, спасение людей без страха за свою жизнь и жизнь семьи. Тогда же, в 2002 году, появились мемориальные доски на доме, в котором жил священник, и на церкви, в которой служил. В самом Майданеке открыта мемориальная табличка-послание со словами блаженного святомученика Омельяна Ковча: "...Здесь я вижу Бога — Бога, который одинаков для всех, независимо от наших религиозных отличий". 11 мая 2012 года в Перемышлянах был торжественно открыт памятник священнику, а его именем названа одна из улиц города. Десять лет назад Омельян Ковч был провозглашен покровителем пастырей Украинской греко-католической церкви, и это, пожалуй, лучшее признание его заслуг. В историю он войдет как образец истинной веры и служения Богу.   
     Наверное, лучше всего об Омельяне Ковче сказал кардинал УГКЦ Любомир Гузар во время служения молебна о жертвах Майданека (25 марта 2002 года):
    - Мы здесь собрались, чтобы почтить память отца Омельяна, который был сыном и священником одного народа, погиб на земле другого народа, потому что спасал сыновей и дочерей третьего народа. Пришли мы сюда и потому, чтобы что-то взять с собой: во-первых, порядочность - даже в самых страшных ситуациях можно оставаться человеком, во-вторых, религиозность - это наше оружие против личных слабостей, и в-третьих, энергичность - мы должны сделать всё, чтобы такие трагедии больше никогда не повторялись. Давайте уйдем с этого места лучшими людьми.
       В Польше о Ковче сняли фильм "Духовник Майданека". Украинские грекокатолики подарили мэрии Люблина икону, где он изображен в концлагерной робе в окружении других узников лагеря смерти.
      25 марта 2021 года в польском городе Люблине открыт памятник этому выдающемуся гуманисту и священнику, созданный украинскими скульпторами. На постаменте с трёх сторон, выбитый на украинском, на польском и на иврите, текст письма Ковча, где он просит родных не вызволять его из лагеря смерти. Разрешив установку монумента, администрация музея "Майданек" отступилась от своего устава, запрещающего персональное увековечивание одного конкретного узника. Именем священника названа дорожная развязка возле бывшей территории лагеря Майданек.
Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) чтит литургическую память Омельяна Ковча 27 июня по юлианскому календарю (14 июня по григорианскому).

П о с л е с л о в и е

       Священик Омельян Ковч был не единственным в округе, кто спасал евреев от фашистского геноцида. Вот лишь некоторые примеры.
         Учитель из Унева Николай Дюк в течении 15 месяцев с января 43-го по июль 44-го прятал группу евреев из пяти человек на чердаке школьной пристройки.  В холодный зимний период он переводил несчастных в подвал своего дома. По иронии судьбы одну из комнат дома Дюков занимал немецкий офицер, поэтому полицаи никогда не приходили туда с проверкой. Учитель находился с офицером в дружеских отношениях. Возможно, немец и догадывался о таинственных жильцах, но вида не подавал. Среди этих спасённых был и семилетний мальчик, будущий лауреат Нобелевской премии по химии (1981 г.), американский учёный Роалд Хоффман.
      В 1939 году, когда в Галичину потянулись колонны еврейских беженцев из оккупированной Польши, многих из них расселили в помещениях Унивской лавры. Там они жили и работали вместе с монахами. В последствии, в 1941-43 годах, в монастырь переправляли еврейские семьи, которым удалось вырваться из Львова. В августе 1942 года Иван Горный, личный водитель митрополита Андрея Шептицкого, привёз первых детей, спасённых из львовского гетто в Уневскую лавру. Всего в монастырях этого района было спрятано около 200 еврейских детей. Их судьбы сложились по-разному. Один из уцелевших, Адам Даниель Ротфельд, в 2005 году занимал пост министра иностранных дел Польши, а в 2006-2009 годах представлял эту страну в ООН.
         Да, был страшный еврейский погром во Львове в начале июля 1941 года. Да, было участие местного населения в уничтожении обитателей еврейских гетто. Но были и другие украинцы, такие как священник Ковч, монахи греко-католицких монастырей, признанные и, нередко, незаслуженно не признанные "Праведники мира". Люди должны об этом знать и помнить.
        Данная тема детально освещена в работах украинского историка Жанны Ковба (1940-2018), в частности, в книге "Человечность в бездне ада" (Людянисть у безодни пекла")
 
И с т о ч н и к и:

Билас В. К 80-летию гибели священомученика Омельяна Ковча. "Историческая правда", 06/12/2024 (на украинском языке).
Гебрейский усе-свит Галичини. Независимый культурологический журнал, №48/2007
(на украинском языке).
Емельян Ковч. Википедия
Ковба Ж. Парох (священник) Перемышлян и Майданека. Независимый культурологический журнал "И". (на украинском языке).
Украинского священника признали праведником. Gazeta.ua 25/03/2020.
Файнштейн А. Годовщина гибели священника Омельяна Ковча. Издание "Хадашот". №4, 2019.


Рецензии
Прекрасный, волнующий, очищающий душу, текст. Помимо того, что познавательный. Молодец, Геннадий: спасибо за проделанную огромную работу :)

Лариса Шитова   28.01.2025 13:17     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. Ваш последний текст прочёл. Как всегда восхищаюсь владением и подбором образных слов. Ну, а картина хорошая и памятная с годами становится как бы членом семьи.
Наилучшего.
Вы отлично выглядите. Не комплимент, а констатация факта.

Геннадий Шлаин   28.01.2025 13:27   Заявить о нарушении
За всё спасибо. Будьте :)

Лариса Шитова   28.01.2025 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.