О Высоцком

  Люблю я песни ,не примитивные, но содержательные! В нашей семье это культ.
 Настоящая песня, если не имеет оригинальную музыкальную основу, то должна
иметь хотя бы содержательный трогательный текст. Мои родители так рассуждали,
 если в песне повторяется много раз одна и та же фраза или междометия типа -
 "ла, ла, ла; тренди - бренди и т. д.", значит песня ерундовая.
 В кинофильме "Печки- лавочки", профессор русской словесности отыскивал и
 собирал русский народный фольклор и называл свою коллекцию  золотом и спросил
 у прохожего: "Вы слыхали песню - качает, качает, качает..."
 Примитив полнейший. В сталинские времена такого понятия как шансон не было
 в Советском обществе. У моего дяди Кости на книжной полке хранились три тома
 Сергея Есенина. В шестидесятые годы хрущёвской оттепели ,подобные книги были
 дефицитны. Дядя Костя знал эти  стихи  наизусть. Если в нашем доме проходила
 вечеринка, дядя читал Есенина, а я послушный отрок пел романс -"Ты жива ещё
 моя старушка." Мои родители плакали ,а я аккомпанировал сам себе на новеньком
 баяне. В свои 12 лет я по памяти исполнял Сергея Есенина и дворовые песни,
 которые сочинялись народом в стиле Есенина. Однажды на уроке русской литературы
 учительница попросила учеников.-"Прочтите любое стихотворение Есенина?"
 Встала Люда Давгалова и вдохновенно произнесла - " Женщина, как чемодан, который
 жалко бросить! " . Учительница пока зевала, затем опомнилась, застучала по столу.
 Нет в пятитомнике изданном совиздатом такого текста. Такие вот школьные курьёзы
 были в моём детстве. Двойку девочке, конечно, не поставила ,но Рогнеда Александровна настоятельно потребовала внимательней и усердней знакомится
 с творчеством Есенина.
  Настоящий взрыв в мире поэзии и авторской песни произошёл с появлением
 личности Владимира Высоцкого. Масштаб Его гения затмил в моём сознании всё,
 что я черпал от поэзии того- же Есенина.
 Среди людского общества начали входить в моду магнитофоны .У моего дяди Кости
 под книжной полкой появился новенький ламповый магнитофон  "Чайка 66". Рядом
 с книжными томами Есенина появились катушки с магнитной плёнкой.
  На плёнках были записаны песни, которые невозможно было услышать больше
 нигде. Магнитофонная культура стала островком свободы человеческого песенного
 творчества. Популярность Володи настолько была огромной, что любого
 исполнителя с блатным репертуаром обзывали Высоцким.
 Поёт Беляев например, запись плохого качества или Галич, еле разборчиво на плёнках слышно.
 Все утвердительно говорят, это Высоцкий. Плёнки, рвались, клеились перезаписывались.
 Для меня подобный магнитофон был несбыточной мечтой. Моим родителям бюджет
 не позволял купить для меня такую игрушку. У нас в доме был телевизор "Рекорд-Б"
 ещё черно-белый, так дядя Костя приходил к нам смотреть телепрограммы,
 а я шёл к нему в дом слушать Высоцкого на монофоническом магнитофоне.
  Смотришь завороженно на крутящиеся бобышки- катушки и слушаешь незатейливые песенки. Вот одна припомнилась:

          Мама подарила мне гитару, мне гитару;
          Лишь только как на свет родилась я
          Она мне часто говорила, говорила -
          "Смотри же, смотри же, дочь моя.
          Ты береги свою гитару о гитару,
          Не давай на ней играть.
          Мужчин ты в жизни опасайся, опасайся,
          Гитару могут поломать."

          В пятнадцать лет я полюбила, полюбила
          Устройство музыки своей.
          Моя гитара так играла, так звенела -
          Хоть струн и не было на ней.

   Меня убеждали, что это ранний Высоцкий в том, что он на конкурсе туристической
 самодеятельной песни получил первое место за эту песню..
 Моя мама не любила Высоцкого, критиковал его и также учитель пения в нашей школе. По его мнению песни должны быть  идейные:


          Эй музыканты, где Ваши ноты?
          Ждёт Вас сегодня много работы.
          Ну ка в сторонку шейки и битлы,
          Марш заиграйте старый забытый.

 Подобные тексты мы писали под диктовку на уроке пения. Молодёжь семидесятых
 увлекалась зарубежной музыкой. Появились битломаны. Фанаты группы Битлз.
 В моём небольшом городке под названием Борисов невозможно было найти зарубежной
 музыки, но учился в нашей школе Володя Чеча, он откуда-то добывал пласты.
 Нелегальные пластинки так назывались, переписывались и распространялись.
 Я битломаном никогда не был и не любил зарубежную эстраду. Не понимал смысл песен на иностранном языке.
 Мне  было это не интересно. Упаковка красивая ,а текстовой нагрузки нет.
 Да и слушать эту колбасу нужно на соответствующей аппаратуре высокого качества.
 Сосед Гена пригласил меня к себе включил свой "Олимп 003" загрохотала в колонках
 музыка :
 - Слушай, сейчас электрогитары человеческим голосом запоют.
 Эффектно ,но не интересно, на мой взгляд обывательщина, которая подсознательно
 учит человека не думать, не стремится ,бездеятельно плыть по течению.
 То ли дело у Высоцкого:

          Кто рули да вёсла бросит,
          Тех нелёгкая заносит -
          Так уж водится.

 Свой первый самый дешёвый магнитофон. Я приобрёл когда пошёл работать на завод
 БАТЭ. Назывался он магнитофонная приставка "Нота 304" стоил 106 рублей - месячная
 зарплата ученика слесаря- вентиляционщика. Репертуар мой стал пополняться.
 Появились записи Визбора, но всё равно на первом месте был Высоцкий.
 Когда я ездил в Москву будучи подростком на экскурсию от своей школы,
 я наивно наделся, что встречусь там со своим кумиром. Найду его через
 адресный стол. Сколько в Москве Высоцких? Мне ответили на Таганке такого нет.
 Когда произошла смерть Володи я служил в армии и от досады вырезал на доске
 портрет Владимира Семёновича

         Ты в сорок два ушёл- Я в сорок два родился,
         Жаль нам не довелось друг друга увидать.
         Верить и любить я у тебя учился,
         Ты брат мой по любви и это не отнять.

   - Владимир Асмолов создал великолепные слова, созвучные с моими тёплыми
 человеческими чувствами в отношении к рано ушедшему поэту.
 В институте на сцене в составе агитбригады я исполнял песню "О нашем времени".

         Когда наши девушки сменят шинели на платьица,
         Не забыть бы тогда не простить бы и не потерять.

 Воистину пророческие слова, молодёжь современная забывает и теряет своё отечество.
 Родина- понятие не в моде. Потеряли большую Советскую Родину... У Александра Градского
 спросили: -" Почему Вы не эмигрировали?"
          - Мне не удобно и стыдно будет перед моими поклонниками. О чём они подумают?
 Так видимо думал и Высоцкий, который мог остаться и жить в Париже.

  Совсем иначе считал Олег Попов, уехавший жить в Германию, тем самым
 укравший веру в моё детство. Александр Малинин -предавший родную землю,
 граф, так сказать, и прочие разные беглецы.

           Пусть впереди большие перемены-
           Я это никогда  не полюблю.

 Ещё одно пророчество. Впервые слушая концерт в записи, В 70- х годах,
 когда под трепетом красного флага существовала советская власть,
 кто бы мог предположить, что когда-то нагрянут перемены . В более поздних выступлениях Володя изменил текст последней строчки песни -

            Пускай я покажусь несовременным -
            Я это никогда не полюблю.

     Перемены произошли .В стране советской перестройка. Судьба моя распорядилась
таким образом что я пошёл петь песни на ступеньках Комаровского рынка .
 Город Минск ещё не видел такого, это было событие. Выставлялась усилитель-
 ная аппаратура и начинался концерт. Появилась необходимость записать
 свой альбом. Хорошей звукозаписывающей аппаратуры у нас не было, но помог мне
 Володя Чеча, тот самый который ещё подростком форцевал в Борисове зарубежной
 музыкой. Теперь в начале 90-х, он законно, при борисовским доме культуры организовал свою студию. Привозил он из Москвы разные записи тиражировал и продавал.
 Помог он и мне вместе с группой "Доктор Айболит" записать альбом под названием
 "Комаровский базар 1992." Появился этот альбом в то время при всех домах быта.
 В домах быта тогда на стене висели списки разных исполнителей перестроечного времени.
 Можно было качественно записать того же Высоцкого и авторов времён Перестройки.
   Для моих детей Высоцкий далёк, как созвездие Орион в ночном небе. В школьной
 программе в старших классах изучают поэзию Владимира Высоцкого ,но великое
 счастье для нас, для людей ,старшего поколения , что мы жили в один промежуток
 временной с настоящим гражданином ,поэтом и гением .
 Встреча моя произошла, но поздно, - на Ваганьковском кладбище.

  На фото я вместе со своим скрипачом Арнольдом на Ваганьковскрм кладбище.2005 год.


 



         


Рецензии
Сергей , поздравляю ,
сегодня Вас включили в обзор Проза.ру на http://proza.ru/2025/02/04/152

Достойные внимания ( красивые или информативные )
иллюстрации Проза.ру

Памятник Высоцкому на его могиле
на Ваганьковском кладбище Москвы

Иван Шмаков 3   03.04.2025 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо ,Иван, что не обошли вниманием. Успехов и всего наилучшего!

Сергей Комаровский 2   04.04.2025 08:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.