Основные этапы в развитии аналитической философии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

I. Готлоб Фреге и предложение брать математическую тавтологию в качестве верификативного основания всех истинностных суждений.

II. Первое поколение логиков, соотносящих язык с математической функцией-тавтологией на основании эпистемической предустановки Фреге: А. Уайтхед, Б. Рассел, Р. Карнапп, Л. Витгенштейн, М. Шлик, Х. Райхенбах.

III. Этап: В противоположность назревшей необходимости, обнаружение неприменимости или бесплодности принципа математической тавтологии в сфере моральных суждений: Д. Мур, А. Айер, Б. Рассел («Истории Философии»), Л. Витгенштейн («Философских исследований»). И, в то же время, особенно после войны, критика самого по себе логического позитивизма в его неспособности достигать истинного суждения в сфере природы, то есть в его родной сфере, в виду, пластификации и динамической партикуляции данных новейшего опыта в этой сфере (устранение противоположности между массой и энергией, пространственная неопределённость квантов, аннигиляция электрон позитронной пары и пр..): У. Куайн, У. Селларс, К. Поппер, Т. Кун, Х. Патнем, и, как результат этой пластификации - эпистемологическая интеграция «аналитической философии» с прагматизмом Ч. Пирса, У. Джеймса, Д. Дьюи и Д. Сантаяны.

IV. Этап: Реактуализация и усиление существовавшего интереса к Канту (как результат интеграции с прагматизмом), переход от голого отрицания «континентальной мысли» 20го века, к взаимному обогащению, и, сознательный поиск почвы для абсолютного соединения двух обособившихся направлений - в «энциклопедии» Гегеля: Т. Рокмор, Д. Макдауэлл, Р. Рорти, Р. Брендом, который, как поиск, должен иметь своё завершение в обнаружении синергетической и истинно динамической тавтологии, «я»=«я» (треугольник Дональда Девидсона «я - мы (другой) - мир» есть лишь начальная предпосылка), на основании развитой до трансверсивной функциативности позитивистской семантики. И весь процесс таким образом должен быть понят как поступательный и необходимый процесс перехода от математической или пустой в себе тавтологии, как абсолютного коррелятива истинностных суждений (суждений рассудка), к ирреверсивно-аффирмативной, рециркулентной или вполне интенсивной и завершённой в себе тавтологии.

V. Но это процесс не уничтожения математики как таковой и не исключение математики из философии, а обнаружение истинной единицы: («R»>=<«Я») есть абсолютная единица как априори всех истинностных суждений и абсолютная форма потенции всех темпорально - пространственных универсумов: «...мудростью же и наукой называется подведение всего под такое единство понятия, чьим содержанием является абсолютная единичность…» (Г. Гегель «Вера и Знание…»)

Цитаты:

У. Селларс:

«Ощущаются именно партикулярии.»; «Ощущения  знанием не является. Наличие чувственных данных логически не предполгает наличие знания.» («Эмпиризм и философия сознания»)

У. Куйан:

«Мое предложение на данном этапе заключается в следующем: говорить о языковом и фактуальном компонентах истинности любого ОТДЕЛЬНО взятого утверждения бессмысленно и является источником многих других бессмысленниц.»; «Мое контрпредложение ... заключается в том, что наши утверждения о внешнем мире проходят через суд сенсорного опыта НЕ ИЗОЛИРОВАННО, а только как одно целое.»; «Единицей эмпирического значения является ВСЯ НАУКА КАК ЦЕЛОЕ.»; «Приходится перераспределять истинностные значения между некоторыми из наших утверждений. Переоценка одних утверждений ведет к переоценке других в силу логических взаимосвязей…»; «…выбор между утверждениями, которые можно переоценить в связи с любым ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ опытом, оказывается весьма широким. Никакие ОТДЕЛЬНЫЕ опыты не связаны ни с одним ОТДЕЛЬНЫМ утверждением…» («Две догмы эмпиризма»)

Л. Витгенштейн:

«Термин "языковая игра", призван подчеркнуть, что говорить на языке – компонент ДЕЯТЕЛЬНОСТИ или форма жизни.»; «Правильным или неправильным является то, что люди говорят; и согласие людей относится к языку. Это согласие не мнений, а формы жизни.»; «Языковое взаимопонимание достигается не только согласованностью определений, но (как ни странно это звучит) и согласованностью суждений.»; «…заявляя: "Я намерен уехать", ты же именно это и имеешь в виду! Здесь опять таки ЖИЗНЬ предложению придает духовный АКТ осмысления. Повторяя же эту фразу просто вслед за кем-то, скажем передразнивая его манеру говорить, ты произносишь ее без этого акта осмысления.»; «То, что следует принимать как данное нам, это, можно сказать, формы жизни.» («Философские исследования»)


Рецензии