Береста Кощея

  (ст."Берестяная грамота от Кощея",Русичи,2024) "Когда мы видим в первой же стр-очке,что пишет эту грамоту Кощей,то так и представляется сцена из какой-нибудь русской народной сказки.Сидит злодеюшка в железной короне за столом и царапает по бересте своим когтем.Наверняка надо снести весточку подружке закадычной в избушку на курьих ножках.Но нет,все немножко не так.А точнее,вообще не так.Кощей тут ни на кого страх не нагоняет,а вовсе даже наоборот- вызывает сочувствие.Ибо так зовут какого-то мужичка,который у своего барина распоряжений просит.Грамота,написанная Кощеем,была найдена в Неревском раскопе Великого Новгорода.Датируется она примерно 1420 гг.,у археологов имеет порядковый номер 242,а выглядит вот так:Текст на ней нацарапан следующий:
цолобить; ; кощ;; · и ;;тъ
половниковъ : у кого : кон; а т;
худ; · а · у н;х[ъ] н;ть · какъ · ;спо;
дине жалу;шь хр;сть;нъ
а · рожь · ;сподине велишь мн;
молотить(ка)къ укажешь
  В принципе все прекрасно понятно,но на всякий случай приведем еще и перевод на современный русский язык:Челобитье от Кощея и от испольщиков.У кого есть кони,и те плохи,а у иных[вовсе]нет.Чем,господин,пожалуешь крестьян? А рожь,господин, велишь мне молотить— как укажешь?В общем,Кощеюшка наш оказался крестьянином.Но при этом он явно имеет лидерские качества- возглавил целую группу своих сотова-рищей.В грамоте он единственный указан по имени,значит ему и отвечать в случае чего.А еще наш Кощей грамоте обучен,тоже о многом говорит.Да,в самом Новгороде процент грамотных был довольно высок,но ведь не поголовный все-таки.Да и тут у нас не купцы,не ремесленники,а крестьяне.Писать умела в любом случае лишь часть из них.Так что Кощей этот на деревне явно если не первый парень,то один из пер-вых.Исследователи даже полагают,что он мог быть ключником и присматривать за по-местьем в отсутствии барина.Статус его растет прямо у нас на глазах.Содержание особо обсуждать смысла нет, все прозрачно и банально. Зато интересно отметить, что имя Кощей в те времена, по всей видимости, было еще вполне обыденным и не увязывалось накрепко со сказочным антигероем.Кстати,обратите внимание,как оно писалось- именно через "о".Написание "Кащей"- уже особенность XIX века,когда из обихода это имя давно ушло,оставшись только в устном фольклоре.Пушкин,когда пис-ал про "царя Кащея",в письменном виде этого имени не встречал,поэтому воспроиз-вел его на слух.И тем самым легализовал ошибочную форму этого имени."

  (ст."«Когда Русь узнала топоры»: Фатьяновская культура и влияние на славян", Культурный код,2024) "Русского мужика невозможно представить без топора.Этот за-мечательный инструмент и оружие в случае большой нужды,и подспорье в хозяйстве, и «вдохновитель» огромного количества присказок и поговорок.Вот лишь некоторые из них:«Мужика не шуба греет,а топор»;«Умён,когда в руках топор,а без топора не стоит и комара»;«Налетел острый топор на крепкий сук»;«Что написано пером,то не вырубишь топором»;«Украли топор,так и топорище– в печь».И многие,многие другие (поверьте,что простое перечисление поговорок заняло бы значительную,а то и боль-шую часть статьи).Но вы,дорогие читатели,никогда не задумывались над тем,как то-поры вообще пришли на территорию Русской равнины и стали её неотъемлемой частью? Если нет,то самое время задуматься,а данная статья,через раскрытие Фатьяновской культуры,станет для вас отправной точкой дальнейших размышлений.Итак, начнём с определения, ибо Фатьяновская культура – это археологическая культура, которая зародилась ещё в Бронзовом веке. То есть примерно в III тысячелетии до нашей эры.Как утверждают археологи,указанная культура– локальное ответвление Культуры боевых топоров,которая главенствовала примерно в это же время на территориях Восточной и Центральной Европы.Представители Фатьяновской культуры– «фатьяновцы» , общество уникальное.Они первыми принесли на Русскую равнину животноводство, вели кочевой образ жизни,но строили лёгкие жилища и уже передвигались на передо-вом транспорте того времени– на четырёхколёсных повозках,куда помещалась «вся жизнь».Кочевья не простирались далеко,ибо маршруты «кружились» вокруг родовых кладбищ,которые и являлись основной точкой привязки к местности.Собственно,своё название культура получила из-за особенностей захоронений.Так,мужские могильники содержат многочисленные орудия из кости и камня– предметы должны были помочь в загробном пути.Но главный ритуальный предмет– сверлённый каменный либо бронзовый топор– неотъемлемая часть прижизненной экипировки любого представителя сильного пола.Обсуждаемая культура широко распространена на территории современной Росс-ийской Федерации.Соответствующие захоронения находят в Чувашии,в Новгородской, Тверской и Московской областях. А потому славяне, пришедшие сюда в VI-VIII веках под давлением готских перемещений, просто не могли не перехватить некоторые особенности Фатьяновской культуры (конечно,знания о топорах уже прису-тствовали,так как славяне «росли» на тех территориях Европы,где знания об этих орудиях присутствовали испокон веков).К слову, фатьяновцы и славяне были прямыми родственниками друг друга (предки-потомки). Просто потому, что изначально фатьяновцы говорили на индоевропейском наречии. И именно из этого наречия вырос балтско-славянский праязык, который разделился впоследствии на две независимые ветви. И на современном звучании славянского языка говорим и мы с вами, что уже позволяет отследить нашу историю со столь незапамятных времён– с III тысячелетия до нашей эры.Со временем фатьяновцы освоили и земледелие подсечно-огневого типа. Часть года по-прежнему отводилась под перемещения от пастбища к пастбищу.Часть посвящалась земледелию и выращиванию культурных злаков.Тогда же стали появляться и первые стационарные жилища– землянки,которые вырывались преимущественно на бе-регах рек и прочих водоёмов.Родовые могильники организовывались на возвышенно-стях. При исследовании фатьяновских погостов сразу же бросается в глаза заметное разделение общества на социальные прослойки.Так,захоронения старейшин выделяются богатством инвентаря и своими размерами.Могилы знатных воинов выглядят лишь чуть беднее.Простые соплеменники «довольствовались» только стандартным набором вещей – саваном из шкуры либо бересты,а также разными кувшинами-орудиями.Простые моги-лы представляли собой 2-метровое прямоугольное углубление в земле накрытое наст-илом с небольшим насыпным холмиком сверху.Чем знатнее был почивший человек,тем сложнее организовывалось помещение для погребения,а холмик наверху превращался в курган.Наличие предметов и украшений в могилах говорит о том,что у данного древ-него народа были обширные представления о загробном мире.Скорее всего,даже был разработан какой-то примитивный пантеон божеств,которые охраняли кладбища и «от-вечали» за леса,поля и водоёмы.Также надо отметить,что фатьяновцы были очень во-инственным народом,так как у многих захороненных мужчин присутствует прижизнен-ная травма левой руки– следствие того,что они прикрывались ей от ударов вражес-ких топоров и,одновременно,наносили повреждения своим топором.Немало и характе-рных повреждений головы– топор в то время был всем для доисторического человека.
Антропологические исследования указывают на то,что фатьяновцы были очень высок-ими(по меркам того времени)и длинноголовыми людьми.Ближайшие родственники– наро-ды,обитавшие в Прибалтике и в современной Чехии.А потому можно сказать о том, что представители обсуждаемого этноса были представителями европеоидной расы, однако с присутствием некоторых южных и даже немного азиатских черт лица.Генет-ические исследования 18 мужских захоронений от 2020 г.(останки взяты в разных частях России)прямо показали,что в 16 костяках присутствует гаплогруппа R1a1a1-M417.С учётом того,что большинство сегодняшних россиян носят «русскую гаплогруп-пу «R1a»(почти 60%),родственные связи становятся ещё явнее.А потому свыше треть-ей части фатьяновцы имели светлые волосы и голубые глаза.Вот только для того, чтобы окончательно поселиться в этих местах,пришлось «сходить» в Центр.Европу, превратиться в славян и вернуться обратно под давлением наседающих германских племён,которые восходили в апогей своей силы и развития.Что примечательно– до фатьяновцев на указанных территориях обитали волосовцы.И,по мнению двух именитых историков– Е.Л.Костылёвой и А.В.Уткина,между двумя этносами произошла жестокая борьба за право назвать себя единственными хозяевами необъятных просторов Русс-кой равнины.Вот только волосовцы не проиграли военным путём,а начали вымирать целыми селениями из-за контактов с фатьяновцами– те со своими стадами принесли некие ранее неизвестные инфекции,к которым просто не был готов иммунитет местно-го населения."Иван Вологдин.
  (ст."«Когда сбор дани ведёт к беде»: Игорь Рюрикович и бесславное завершение пути",Культурный код,2024) "История,как наука,тем и хороша,что позволяет на опы-те прошлого сделать выводы в настоящем времени и спрогнозировать будущее.А те либо иные исторические личности тем и интересны,что обладали своим набором дост-оинств и недостатков,влияние которых на общество не так сложно отследить,если достаточно хорошо знать биографию.Игорь Рюрикович известный ещё под именем Игоря Старого и даже Ингварра – киевский князь, который формально правил с 878 по 945 год. Однако реальные годы княжения – с 912 по 945 год, так как начальный этап был целиком и полностью проведён под началом Вещего Олега– славного регента,пос-тавленного Рюриком над завоёванными землями,чтобы он присматривал за малолетним сыном.Версия о том, что Игорь– сын Рюрика,оспаривается многими исследователями этого вопроса.Считается,что «родство» появилось только в «Повести временных лет» ,чтобы удревнить правящую династию и обеспечить больший весь государей в глазах подданных и ближайших соседей.Однако следует признать,что истину уже невозможно установить,поэтому вольно либо невольно приходится придерживаться главной исто-рической канвы.То, что практически невозможно оспорить – это скандинавские корни Ингварра. И, несмотря на то, что и на территории Древней Руси ходило имя Ингвар, оно всё-таки является заимствованным именем от ближайших соседей. Наследуемое имя– Игорь,дожившее до наших дней и имеющее «династические оттенки» в звучании. Кстати, если позволить себе ещё чуть больше раскрыть смысл имени, то выходит, что в скандинавском первозвучании «Инг»- имя Фрейра– бога плодородия,а «Варр»- «охранять».Сочетание раскрывает смысл– «охраняемый Фрейром».Если кратко пробеж-аться по самому началу жизненного пути князя Игоря,то выходит,что после смерти Рюрика в 879 г.,власть перешла к родичу Олегу.Олег полностью перенял идеи и ст-ремления своего предшественника.А потому,умертвив Аскольда и Дира,при помощи неожиданного нападения захватил власть в Киеве,чем смог наконец-то объединить Север и Юг Руси и взять под контроль Днепр– основную судоходную артерию торгово-го пути «Из варяг в греки».Согласно мифологизированной версии прошедших событий, Вещий Олег нашёл свою смерть от черепа своего коня, что было предсказано неким волхвом задолго до 912 года. Так, если верить летописям, действительно грозный князь, приколотивший свой щит к воротам Царьграда в 907 году, поехал навестить место погребения своего верного соратника, который уже 4 года пребывал в лучшем из миров. Но змея, затаившаяся внутри костяка, внесла корректировки в эти планы, в результате чего мощный и сильный правитель («регентство» заметно затянулось) смог действительно увидеться со своим конём на небесах(скандинавские представле-ния о послесмертии вполне позволяли это сделать).Но с наибольшей долей вероятно-сти реальность сильно разнится с данной истории,так как Олег мог и добровольно передать власть,а после попытаться организовать своё государство в Вост.Европе, и погибнуть во время очередного похода,которые происходили практически без пере-рыва.В любом случае,уже в весьма почтенном возрасте,Игорь начал княжить и всем владеть,управляя обширной и очень неоднородной территорией постоянно бунтующих славянских племён.Надо отметить, что и доселе Игорь не простаивал без дела. Так, известно, что он принял активное участие в походе на Византию в 907 году, а в 911 году, в русско-византийском договоре был упомянут как великий русский князь и единственный правитель обширных северных владений.До своего реального правле-ния сын Рюрика смог обустроить и свою личную жизнь– женился на Ольге в 903 г., которую, согласно летописям, привезли из Пскова.Согласно исторической версии «из учебников»,в 903 г.Игорю было 25 лет,а Ольге– 13 лет.Но эта версия не выдержи-вает никакой критики,если взять в руки калькулятор.Просто выходит,что в момент рождения Святослава Игоревича в 942 году,его матери было бы уже 52 года.И это лучше всего доказывает,что ранние даты жизни,смерти и важнейших событий носят весьма условный характер– попытка средневековых летописцев хоть как-то связать воедино расползающуюся ткань ранней истории Древней Руси.Но имеем то, что имеем. И в 914 году, согласно летописи, Игорь снова покорил взбунтовавшихся древлян и наложил на них дань намного больше дани своего предшественника.Именно в этот момент была пройдена точка невозврата,но до полного завершения этой истории с древлянами должно было пройти ещё очень немало времени.Скоро о древлянах приш-лось позабыть. Совершенно новое, грозное племя печенегов ворвалось на просторы известного мира, нанятое хитроумными византийцами для противодействия болгарам. Так, началось новая полоса мытарств и какое-то время южные пределы Древней Руси беспокоили как хазары(только Святослав Игоревич окончательно решит этот вопрос), так и новые грозные завоеватели, которые внесут свою лепту в разгром Хазарского каганата. В 920 году, отвлекаясь от походов на Константинополь, Игорь Рюрикович был даже вынужден организовать военный поход в печенежские пределы, чтобы хотя бы временно ослабить напор диких и решительных орд.Интересно, что события 920 года – это последняя синхронизация событий, которая «бьётся» по всем летописям. На 20 лет о решениях и поступках Игоря Рюриковича ничего неизвестно. Но он снова всплывает уже в византийских хрониках,в связи с Русско-византийской войной и целой серией походов на Царьград,которые продлились с 941 по 944 гг.Походы изна-чально шли не очень удачно для русской стороны.Так,флот «в тысячу лёгких судов» потерпел сокрушительное поражение из-за использования греческого огня,в резуль-тате чего в сентябре 941 г.Игорь был вынужден вернуться домой без добычи и сла-вы.Но возвращение принесло свою пользу– в 942 г.появился на свет Святослав.В 944 году Игорь Рюрикович собрал куда как более сильное войско,в которое помимо варя-жских дружин вошли представители многих славянских племён– тиверцы,кривичи,иль-менские словене и поляне.И,учитывая разгром на воде,часть войска отправил по суше,а часть начал сплавлять по морю.Войско Игоря уже достигло Дуная,когда там его встретили послы Византии.Роман I Лакапин– басилевс Константинополя,предупр-еждённый заранее о могуществе наступающего войска,поспешил откупиться от нашес-твия.И сделал это.Но недаром за византийскими дипломатами по настоящий день сто-ит слава лучших в своём деле– одновременно были посланы богатые дары печенегам, которые должны были всячески ослаблять окрепнувших русов.В 944 г.был заключён новый Русско-византийский договор,прекращающий войны и устанавливающий мир.Инте-ресно,что в этом договоре упомянут не только князь Игорь,но и его супруга,и его сын,и даже племянники,как свидетели всего произошедшего.В 945 г.дружина заявила Игорю Рюриковичу,что недовольна своим содержанием.Так как казна пугала своей пустотой,правитель отправляется к древлянам,которые не принимали участие в похо-де на Византию,как самое упрямое и ненадёжное племя.«С большим скрипом» дань бы-ла собрана.Но тут правитель совершил катастрофическую ошибку- отправил основные силы домой,а сам возвратился за добавкой.Князь Мал– предводитель древлян,узнав о том,что Игорь возвращается с малым отрядом,на совете старейшим принял непростое решение– умертвить захватчика,ибо он «уподобился волку,который ходит к овцам». Добраться до Искоростеня– столицы древлян,«волк» так и не успел– нападение было стремительным и быстрым.Сцена казни Игоря Рюриковича известна всем и не будет воспроизводиться здесь из-за своей жестокости.Но павшего правителя не бросили просто так,а похоронили неподалёку от древлянской столицы в Деревской земле.Так, довольно бесславно,окончился путь третьего русского правителя варяжской крови. Из-за малолетства Святослав ещё не мог принять бразды правления огромным и всё ещё разобщённым государством.Однако это сделала за него княгиня Ольга,которая смогла сделать всё и даже больше,чем всё,чтобы не только удержать власть,но и отомстить древлянам,испепелив Искоростень и умертвив Мала."Иван Вологдин.

  (ст.""Их была тьма" или сколько на самом деле монголов участвовало в нападении на Русь",Не такой уж серьёзный историк,2024) "Как только заходит речь о монголь-ском нашествии,на ум приходит картина— бескрайняя армия всадников,которые засло-няют собой не только солнце,но и любые разумные оценки.Цифры от 120 до 500 тысяч всадников звучат как из римского эпоса,не так ли? Вот только они явно перепутали историю с фантастикой.Такой Голливуд, что только попкорна не хватает. Но давайте немного приземлимся и включим логику. Столько ли их было на самом деле?Корм для лошадей или для ума?Каждый монгольский воин,оказывается,был настолько фанатичен к лошадям,что имел их аж три штуки— одну для боевых дел,а две на случай,если решит подремать.Лошадям,кстати,на размах флага и патриотизм было все равно— они как бы были в себе,в отличие от людей,которым такой подход как раз и нравится. Их надо кормить.Итак,одна лошадь съедает около 7 кг сена в день.Если взять 500 тысяч монгольских всадников,то это уже полтора миллиона лошадей.А это,извините, 10 тысяч тонн сена ежедневно.Примерно 142 вагона.Каждый день.Допустим,их было меньше— всего 120 тысяч.Все равно это 30 вагонов сена в сутки.Как вы думаете,на Древней Руси был логистический центр,который мог обеспечить такую "доставку"?
Ну да, конечно, монголы могли фуражировать — то есть отбирать корм у местного населения. Но и тут загвоздка: плотность населения тогда была далека от густоты современных мегаполисов.Много ли вас, хороших?Еще один интересный момент: монг-олы воевали не только на Руси.Пока Батый шел сюда,значительная часть армии была задействована в Китае,в Персии и даже на самой территории Монгольской империи. Кто-то должен был поддерживать порядок в уже завоеванных землях.Современные ист-орики сходятся на том,что Батый привел на Русь около 40 тыс.человек.Да, это не сотни тысяч, о которых писали летописцы, но и такая цифра впечатляет. Почему? Объединенные силы русских князей редко превышали 7-10 тысяч бойцов. А о том, как князья "успешно" договаривались друг с другом, и говорить не хочется.Как цифры превратились в миф?Итальянский путешественник Плано Карпини в 1240 г.утверждал, что Киев осаждали 600 тысяч монголов.Впечатляюще? Да,но он писал это спустя ше-сть лет после событий,так что цифры тут явно с фантазией.Летописи и вовсе пестр-ят цифрами от 300 до 500 тысяч.Прямо как рыбаки,которые "на глазок" оценивают размеры улова.Персидский хронист Рашид-ад-Дин, в 1227 г.,решил,что у Чингисхана было 129 тыс.бойцов.Ну, может,и так,хотя за шесть лет до этого он мог бы немного и завысить цифры,не правда ли? Всё-таки война и все дела— всегда удобно приукра-шивать.Реально? Возможно,но маловероятно.После смерти хана армия перешла к его потомкам. А Батый,отправляясь на Русь,взял с собой около 40 тысяч человек.По пути войско пополнялось за счет союзников,но даже так цифра 500 тысяч кажется фантастикой.Логика побеждает легенды.Теперь снова о лошадях.Если бы на Русь при-шло 400 тыс.монголов,то с ними было бы почти миллион лошадей.Где бы они все кор-мились? Древнерусские деревни с их скромными запасами сена не выдержали бы тако-го натиска.К тому же,даже 50-60 тыс.человек(а это верхняя граница по подсчетам современных исследователей)для тех времен были огромной армией.Монголы действов-али качеством,а не количеством.Их дисциплина,мобильность и тактика делали армию Батыя практически непобедимой.Почему 40 тысяч? Историки XVIII-XIX вв.,желая под-черкнуть героизм борьбы с монголами,охотно писали о полумиллионных ордах.Ведь чем больше врагов,тем масштабнее победы.Но к XX в.взгляды стали более прагматич-ными.В Советские времена цифра армии монголов варьировалась от 120 до 140 тысяч — просто как в старом хорошем анекдоте.Так что реальная цифра— 40-60 тыс.всадни-ков.Тактика важнее чисел.Монголы были мастерами тактики.Их умение вести войну, мобильность и внезапность делали их врагами,которых боялись даже при меньшем численном превосходстве.Главная сила монголов заключалась не в количестве,а в мобильности и внезапности.Пример: в 1238 г.Батый разрушил Коломну,Владимир иМос-кву,потому что князья не смогли договориться вовремя.Монголы привлекали к себе внимание не числом,а умением быстро перемещаться и грамотно организовывать атаки .Итак,600 тыс.монголов у стен Киева? Спасибо Плано Карпини за яркую картинку,но реальность была куда скромнее.40-60 тыс.всадников,отлично подготовленных и дис-циплинированных,оказалось достаточно,чтобы изменить ход истории Руси.И хоть Бат-ый не привел миллионы,его армия стала символом устрашающей мощи.А как вы думаете ,что больше впечатляло князей: тактика или количество врагов?"

  (ст."«Якуты– самые грозные воины Севера»: Сибирь до прихода русских",Серьёз-ная история,2024) "Мне кажется,что современные россияне как-то весьма ошибочно считают,что покорение Сибири,начавшееся с похода в Сибирское ханство,прошло лег-ко и непринуждённо.«Подкупает» быстрота продвижения русских полков- потребова-лось всего два с половиной века,чтобы высадиться на остров Сахалин и занятьКамч-атский полуостров.Но тому способствовало великое множество причин.В частности отточенная «европейская» тактика установка ключевых аванпостов– острогов,а так же тотальное технологическое превосходство– царские стрельцы,в строю,благодаря пушкам и пищалям,являлись этакой фалангой Александра Македонского для персидских народов– практически неуязвимой военной единицей,с которой можно было выходить против многократно превосходящих сил противника.Между тем,сибирские народы часто вели бой по канонам домонгольского нашествия.А потому никак не могли оказать значительного сопротивления.Но всё же,несмотря на своё тотальное отставание во всём,кроме преимущества в живой силе,оказали столь яростное сопротивление,что впору только подивиться бесстрашию и решимости некоторых народов.Эвенки– собир-ательное имя большого числа тунгусских народов.И именно тунгусы,живущие по усто-ям древнего человека, не оказали хоть сколько-нибудь значимого сопротивления, покорно склонив голову перед русскими людьми,объявившими себя главными на терр-итории современной Сибири.Чего не скажешь о бурятах,чукчах и якутах– три воинс-твенных малых народа дрались яростно.И якуты,на мой взгляд,занимают первое место благодаря своей многочисленности,выучке и умением жить и сражаться хоть на пяти-десятиградусном морозе.Сегодня Якутия – прекрасный и мирный край и неотъемлемая часть Российской Федерации. Но когда-то именно здесь происходила самая яростная борьба за север Сибири.По настоящий день наибольшее количество легенд и мифов народа «саха» (так якуты называли себя испокон веков) повествует слушателям о бесконечных сражениях между якутскими кланами,с иноплеменными воинами и русскими первопроходцами.Невольно пробирает дрожь,когда понимаешь,что за повествованием о подвигах какого-то знатного воина кроются вполне себе реальные события,которые происходили буквально «вчера» по историческим меркам.То,что якуты были «до конч-иков волос» отважными и знатными воинами,«говорят» множественные погребения,отн-осящиеся к Средневековью.Практически все скелеты мужчин носят прижизненные повр-еждения– отражение бесконечных сражений,через которые проходил человек,пока не обрёл вечный покой.Подле воинов– лучшее оружие,которое должно было ему всенепре-менно пригодиться в загробном мире.Интересно, что похожая «погребальная» картина прослеживается у далёкого сарматского народа. Там, на другом конце света, почти 70% найденных мужчин имели серьёзные прижизненные раны, что говорит о том, что указанный этнос был крайне воинственный и буквально «кормился с острия меча». Так вот якуты, в процентном соотношении, ничем не отстают от сарматов. И также научились каким-то образом залечивать и самые страшные ранения – от сломанных костей, до отсечения отдельной части тела и даже до потери части челюсти.Ещё одна особенность, о которой «рассказали» древние скелеты – это патологические изменения в костях таза и в позвоночнике. Эти изменения прямо говорят о том, что древние якуты буквально не вылезали из седла,хоть и предпочитали боевому коню обученного боевого оленя под собой.Наглядное материальное отражение грозных со-бытий– древние жилища,сохранившиеся до сих пор.Так,в Амгинском районе,у посел-ения Сырдык Су-лус было обнаружено две «избы»,стены которых были буквально утык-аны наконечниками стен.Ещё более загадочные жилища в количестве трёх штук постр-оенные примерно в XVII в.и обнаруженные в местности Оргумай и вовсе открыли пер-ед первооткрывателями страшную картину,когда внутри были обнаружены останки одн-ой семьи,которая до последнего защищалась внутри обречённого дома.Но всё-таки, лучше материальных свидетельств раскрывают всю непростую ситуацию в Якутии док-ументы и зафиксированные рассказы русских первопроходцев.Так указано,что в 1654 г.между намскими якутами и якутами князца Тимирейко вспыхнул кровопролитный бой, первопричина которого– отказ указанного правителя немедленно отправляться «бить киргидайских мужиков».Это– не единственное сообщение,но самое «говорящее»,ибо показывает тот запредельный уровень агрессии,который присутствовал в этих местах и распространялся как на «пришельцев»,так и на соседей.Более того,неоднократно фиксировалась,что проигравшая сторона,если не была способна уплачивать наложен-ную контрибуцию,в качестве платы вырезалась на корню.Поэтому каждый якутский клан имел свою «княжескую дружину». Воины назывались «боотурат» либо «кыргыс дьоно» и редко занимались чем-либо ещё,кроме оттачивания боевых навыков.Но о каких-то многочисленных ратях говорить невозможно– до прихода русских первопрох-одцев крупным считалось то сражение, в котором участвовало по паре сотен человек с двух сторон.Это и немудрено– «улусные мужики»,на которых и ложилось основное бремя по содержанию «дружины» просто не смогли бы прокормить воинство хотя бы в тысячу-полторы тысячи человек.Так как «улусные люди» являлись первоисточником обеспечения потребностей местных правителей и воинов при них,именно кочевья ста-новились основной строкой дохода.И если князцу удавалось захватить и удерживать под контролем хотя бы несколько десятков кочевий,он уже мог только тем и занима-ться,что собирать дань и обеспечивать охрану дальних рубежей.Однако,как вы пони-маете,это вовсе не способствовало установлению государственности.И в истории Як-утии практически нет тех дальновидных и талантливых вождей,которые бы стремились к такому типу завоеваний,чтобы не просто кормиться со своих владений,но сформи-ровать что-то вроде княжеского престола и протогосударства.К массовым сражениям часто привлекалось ополчение– тогда,когда в случае проигрыша однозначно сущест-вовала угроза полного уничтожения. Однако, что у якутов, что у прочих тундровых сообществ не было какого-то значительного страха перед смертью – за этой жизнью просто следовала другая жизнь. А потому, если соплеменник был жестоко ранен либо устаревал настолько, что превращался в обузу своему племени, он либо добровольно оставался в тундре, либо ему также добровольно помогали перейти в иной мир свои же родственники.«Принудительный» переход также осуществлялся в случае форс-мажо-рных обстоятельств.Но большое количество заросших прижизненных ран прямо указы-вает на то,что умерщвлять человека без его желания не стремились.Интересно,что древние якуты знали какие-то азы бальзамирования– в некоторых захоронениях зафи-ксирована выемка внутренних органов с заменой сосновой корой и сеном.Остальное должна была сделать вечная мерзлота и прочие естественные природные процессы.Од-нако куда как страшнее летописные записи об издевательствах над пленными и поко-рёнными,в которых прослеживается вся ужасная избирательность древних якутов на этот счёт.Приводить описания нельзя– такой формат контента запрещён на данной площадке.Просто скажу,что средневековые инквизиторы– настоящие «мальчики» по ср-авнению с народом «саха».Впрочем,есть мнение,что жестокие пытки при пленении…
Это дань уважения проигравшему противнику.Такие же практики были развиты в амер-иканских древних цивилизациях и племенах,когда человеку позволяли вытерпеть все мучения перед умерщвлением для наиболее лёгкого перехода в иной мир.Так что всё неоднозначно и должно рассматриваться через призму общего восприятия окружающего мира тем либо иным этносом.Кстати,ещё одна параллель с североамериканскими инд-ейцами– «любовь» к собиранию скальпов и прочих частей тела,которые считались ст-атусными и хранились как реликвии.Надо отметить,что в якутских мифах присутст-вует некая правящая династия– Эллэя.Якобы тойоны– главы противоборствующих клан-ов,просто вступили когда-то в междоусобную войну,конец которой положили только русские первопроходцы.Но реального исторического и материального отражения суще-ствования Эллэев нет.А потому пока что принято считать,что это просто красивые фольклорные истории,передающиеся из уст в уста уже много-много лет.Худшее, что могло произойти с взрослым якутом того времени – это потеря своего стада, от поголовья которого зависел статус того либо иного лица.А потому многие предста-вители этого этноса были вынуждены хвататься за оружие и нападать на соседей в тот момент, когда возникала угроза экзистенциального существования, связанная с катастрофическим уменьшением поголовья оленей. Была и альтернатива – пополнить ряды бедных рыболовов – «балыксытов». Но на это соглашался далеко не каждый якут,так как оное являлось полной потерей влияния в обществе(не можешь вырастить стадо своими умениями либо отбить стадо у соседа военной выучкой– ты «никто»). Ещё один непреложный закон этих мест,ведущий к увеличению воинственности и конф-ронтации между кланами– обязательная кровная месть,которую «помнили» и спустя несколько поколений.Ко всему прочему считалось,что если воин перед смертью в бою не убил хотя бы несколько противников,то он может превратиться во вредного духа. А этого не желал ни один якут,который сражался до самого конца,чтобы хотя бы«за-цепить» врага.В каком-то смысле такая разрозненность якутского общества помогла русским первопроходцам покорить этот воинственный народ – они просто не смогли собраться воедино перед лицом нового грозного врага. Единственными серьёзными противниками выступили кангаласские князцы, которые были объединены родственными связями,имели под собой самые многочисленные дружины и могли собрать до несколь-ких тысяч мужчин ополчения.И очень долгое время уже покорённые князцы передавали в Якутский острог ясак скрытно,чтобы не навлечь на себя гнев воинственного кан-галасского клана.Благо,что с приходом казаков и первопроходцев были выбиты и эти противоборствующие силы.И российская государственность принесла мир на эти зем-ли,что принесло общую пользу и союз,который продолжается уже много веков."Иван Вологдин.
  (ст."«Киммерийцы– первые обитатели Юга России»: народ о котором забывают", Серьёзная история,2024) "Причерноморье– благодатная земля,по которой тысячеле-тиями проходили самые разные народы.Но память современников избирательна.И пра-ктически все россияне без труда вспомнят хазар,печенегов и половцев– древнейших обитателей этих мест.Но почти никто не вспомнит о киммерийцах– иранском народе, который поселился здесь ещё в VIII в.до нашей эры,словно бы насмехаясь своей древностью над всеми последующими «гостями».Между тем,киммерийцы или,в некоторых источниках – киммеры, известны ещё из Библии, анналов Ассирии и из той самой гомеровской «Одиссеи»,которая рассказывает о путешествиях и приключениях мифол-огического греческого путешественника.А потому упускать данный народ из памяти ну никак нельзя,так как он является очень редким примером массовых и глобальных «доскифских» перемещений по карте мира,ибо от прародины и до Северного Причерно-морья пришлось пройти долгий путь,состоящий из войн,лишений и злоключений.Прин-ято считать,что предками киммеров являются племена Умман-Манда,обитавшие когда-то на территории Месопотамии– в месте зарождения первой человеческой цивилиза-ции.Считается,что имя этноса произошло от имени богини Киммерис,о которой,впро-чем,неизвестно ничего из-за полного отсутствия материальных свидетельств и пись-менных источников.Греки и римляне воспринимали киммерийцев однозначно– свирепые варвары,от которых только можно того и ждать,что набегов и разрушений.А потому впору говорить о многочисленности этого этноса и о его способности наносить пор-ажения «ведущим игрокам» Средиземноморского региона.Однако принято считать,что и внутри этого непрочного союза ираноязычных племён присутствовали какие-то внутр-енние распри,ибо до Западной Азии добрались изгнанники– какая-то часть разобщён-ного народа,выдвинувшаяся «куда глаза глядят» в виду каких-то серьёзнейших внут-ренних потрясений.Ассирийцы, кстати, были вынуждены упомянуть киммерийцев вовсе не от хорошей жизни– в ту пору по древнему царству прокатилась целая волна втор-жений со стороны варваров,которые стремительно набирали силу.О том,как вели свою жизнедеятельность киммеры в Северном Причерноморье известно мало– нашествие ски-фов было чересчур стремительным и сильным и буквально стёрло с лица земли непро-чные материальные свидетельства пребывания здесь древнейших иранцев.Насильное смещение произошло примерно в VII в.до нашей эры,что наглядно говорит о том,что за век своего господства над указанными территориями киммерийцы мало что успели создать.Но то,что не удалось «вырубить топором»- это группа топонимов,которые живы по настоящий день.Так,Керченский пролив когда-то назывался древними греками Боспором Киммерийским, а на Таманском и Керченском полуострове по-прежнему можно встретить так называемые Киммерийские валы.Да и как минимум один античный город, пусть и построенный много позже– Киммерик,получил своё название в честь древн-ейших обитателей этих мест.Кстати, современные учёные считают, что за короткий период времени киммеры успели знатно побеспокоить народы севера Малой Азии и западного Закавказья, куда неоднократно совершали стремительные походы. Также отмечается,что некоторые киммерийцы даже пытались поселиться в указанных регио-нах так как начали испытывать скифское давление в причерноморских степях.И ведь кое-кому действительно удалось пересидеть вторжение,ибо на севере Малой Азии,в восточной Каппадокии долгое время существовали поселения,населённые замечате-льными воинами-всадниками,которые уже не имели своей государственности,но охотно служили местным правителям.Немногочисленные материальные памятники киммерийцев представлены некой археологической культурой кочевническо-скотоводческого типа, о которой так мало сведений, что она пока что даже не обособилась в научной среде в нечто понятное,осязаемое и обрамлённое ареалом распространения.Проблема исследования в частности скрыта в большой степени смешения со скифской культу-рой,из-за чего зачастую непонятно,где заканчивается киммерийский слой и начина-ется слой «захватчиков».Пока что выявлено,что отличительная черта киммерийских мечей и кинжалов– подтреугольные лопасти гарды.Да и наконечники стрел всё-таки заметно отличаются от аналогичных изделий азиатских пришельцев.Это открытие поз-волило идентифицировать некоторые могильники,а также определить,что Новочеркас-ский и Камышевахско-черногорский клады сделаны совсем не скифами,а их предшест-венниками.Киммерийцы столь быстро промелькнули в причерноморских степях, что даже не получили отдельного названия для периода своего господства. Чаще всего отмечается некий «Предскифский» период, когда на указанной территории часто сменялись властители. И киммеры были лишь «одними из народов», а не некой общностью, которая решительно «перерисовала» облик целого региона в годы своего присутствия здесь. Впрочем, поиски продолжаются. И археологи ещё не отчаялись найти нечто настолько «киммерийское», что это позволит по новому взглянуть не только на причерноморскую историю, но и на историю всей России.А порассуждать есть о чём.Известно,что исконно русская генетическая гаплогруппа- R1a, которую сейчас носит около 60% населения современной Российской Федерации.Но на нашей территории по-прежнему есть около 10% носителей кода R1b.А это– удивительно, ибо мужчины-киммерийцы,чей генетический материал был поднят у селя Глиное,также нос-или гаплогруппу R1b и,частично,сложный набор генов R1a2c-B111 и R1a-Z645.А это значит следующее: либо мы и киммерийцы являемся ближайшими родственниками,либо киммеры оставили столь богатое генетическое наследие на указанных территориях, что его не смогли «выкосить» даже гунны.О внешнем облике киммерийцев можно суд-ить исключительно из изображений,оставленных соседствующими народами.Но даже по примитивным зарисовкам видно,что киммеры с высочайшей долей вероятности носили островерхие шапки, сапоги,а штаны и куртка вышивались из кожи.Главное оружие да-льнего боя– лук и стрелы.Ближнего боя– длинные кинжалы либо прямые обоюдоострые мечи.Также,благодаря письменным свидетельствам близлежащих соседей истории уда-лось сохранить три имени киммерийских вождей– Теушпа,Тугдамме и Сандакурру.Все они умерли от разных причин задолго до наступления нашей эры."Иван Вологдин.

  (ст."«Когда ещё не было Руси»: первое появление готов в Причерноморье",Серьёз-ная история,2024) "Причерноморье– благодатная земля,где постоянно и испокон век-ов появлялись какие-то народы и правители.Ровно до тех пор,пока в этих местах не установили свой стяг русские полки,что навсегда закрепило эту территорию за Рус-скими княжествами,а после объединения– за Москвой.Кого только здесь не было до нашей эры: киммерийцы,греки,скифы,сарматы.Но новая эра полностью перетасовала карты,ибо в самом начале III в.в данные широты пришёл древнегерманский союз пле-мён,именующий себя готами.О них мы и поговорим сегодня в рамках нового материала на нашем канале.То,что объединяло грозных северных воинов– готский язык(и готс-кое письмо,разработанное в IV веке).Именно благодаря этой важной особенности,с II и по VIII вв.готы оказывали значительное влияние на всю Европу и постепенно двигались в Северное Причерноморье с территории Скандинавского п-ова,в поисках наиболее благодатной и плодоносной земли под свои нужды.То, что не объединяло готов– довольно разрозненная языческая религия.Просто потому,что обсуждаемый народ– неоднороден и состоял из целого ряда племён.И каждое племя превозносило какое-то своё божество,что как бы не вело к одному общему представлению о том, кому быть главным в древнегерманском пантеоне.Впрочем,это никак не помешало обс-уждаемому этносу в IV в.н.э.преимущественно обратиться в католическую веру,что наконец-то убрало разногласия с повестки дня.Распространение готов прекратилось только тогда,когда они наткнулись на крепости Римской империи у реки Дунай.Тог-да длительное путешествие этого этноса по карте Восточной Европы наконец-то пре-кратилось,а занимаемая земля обрела более-менее явные границы.Считается,что пра-родина готов– Скандинавия.Образование нового этноса произошло на полуострове Сконе,примерно во II в.до нашей эры.А 4 века спустя,во II веке уже нашей эры,во время правления короля Бериге,произошло великое переселение этого народа.И этнос занял низовья Вислы,переправившись через Балтийское море.Переселение готов столкнуло со своих мест вандалов и ругов, которые начали смещаться в сторону Средиземноморья с территории современной Польши.Как итог– вольно либо невольно произошло первое варварское нашествие на земли Римской империи,ибо народам нужно было куда-то смещаться,а места в Европе решительно не хватало.Надо отметить,что происхождение готов дискуссионное.Так в книге «Познание мира» её автор Иоанн де Галонифонтибус утверждал,что обсуждаемый народ говорил как англичане,а своё про-исхождение выводил от шотландцев.Но на данный момент уже доказана ошибочность этих суждений и готы– чистокровные германцы и ближайшие родственники бургундам, гепидам и тем же вандалам.Король Филимер– пятый правитель после Берига,наконец-то привёл свой народ в земли скифов и гетов,которые на тот момент располагались в Приднепровье.Тогда же передовые селения готов появились на северном берегу Чё-рного моря.После чего началось стремительное расселение этноса между Азовским морем и Днепром.Государственность готов – очень спорное явление на начальном этапе становления этого народа и его борьбы за жизненное пространство. Известно, что что-то напоминающее страну со строго очерченными границами и установленными порядками возникло только после образования государства Ойум.Скорее всего,спло-чение нации произошло на фоне длительной борьбы с гуннами,которые совершенно не хотели покидать обжитые места.Столицей был определён ныне ненайденный и(возмож-но) фольклорный город Данпарстад,расположенный на берегу Днепра.Но в саге о Хервёр называется и другой населённый пункт– Археймар.После столкновения с леги-онами Римской империи,готы были вынуждены разделиться на остготов и вестготов– восточную и западную ветви соответственно.Но исследователи этого момента истории указывают,что крымские готы,таифалы и скиры,несмотря на некоторую неопределён-ность с принадлежностью к той либо иной ветви,всё же являются неотъемлемой час-тью этого этноса.Не стоит считать,что готы просто прошествовали через территорию Восточной Европы без каких-либо серьёзных происшествий.Наоборот,этот путь– бес-конечная череда войн и сражений.Приговорю лишь самые значимые моменты.Так, в III веке именно готы вытеснили из Дакии римлян (что и привело к разделению на две ветви).А уже в 257 г.передовые отряды вторглись в пределы Боспорского царства и, захватив корабли,отправились в Малую Азию.Попутно уничтожили скифское царство, центром которого являлся Крым.После произошла целая череда походов в греческие царства.Но в 271 г.римский император Аврелиан на долгое время прекратил постоян-ные набеги,так как с могучей армией наведался в земли готов и разгромил во всех битвах и столкновениях.Это событие привело к христианизации обсуждаемого этноса и к обретению своей письменности благодаря стараниям епископа Вульфилы.После ст-оль страшного укрощения готы на долгое время ослабли,что привело к серьёзной и долгой войне,когда с 364 по 378 гг.германцы были вынуждены держаться против гун-нов,начавших своё наступление на ранее потерянные земли.Беда не пришла одна.И с восточной стороны на готов также напал император Восточной Римской империи- Вал-ента II,что вошло в историю как Готская война 367-369 гг.Любой бы народ полно-стью посыпался под таким давлением.Но готы только лишились своих колоний в Прич-ерноморье,а сами надёжно «вросли» в Балканы и в придунайские земли.А там пришло восстановление,ибо в 378 г.,при Адрианополе,была «с треском» разбита армия того самого Валента II,который так предательски ударил по готам в момент наивысшего напряжения сил.Чаша весов склонилась на другую сторону,а ветры переменились.И в 410 году,под напором суровых германских воинов,пал Рим.Полки,ведомые королём вестготов– Аларихом,сломили сопротивление слабнущей империи.Но останавливаться не стали,а атаковали Галлию и к 414 г.достигли территорий современной Испании.В 418 г.затянувшийся поход был прекращён.И на Юго-Западе современной Франции было образ-овано государство остготов.Именно там,на Каталаунских полях в 451 г.в кро-вавой битве было остановлено продвижение гуннов,что является великой победой ев-ропейских народов над азиатскими силами вторжения.А в 463 году вновь настала оч-ередь Испании,которая смогла разбить готов на первом этапе борьбы.Но всё течёт и всё меняется. И новый народ – народ франков, начал своё шествие к главенству на территории Европы. А потому в 507 году бравые воины смогли захватить Аквитанию, начав своё стремительное возвышение и борьбу за самый центр Старого Света.Сле-дующая победа оказалась за императором Юстинианом, который в период с 536 по 555 гот смог уничтожить остготов на территории Италии.А в 711 г.пришла очередь испа-нского королевства вестготов,которое пало под напором Тарика ибн Зияда– предво-дителя арабских сил вторжения.Да,указанный этнос не сгинул без остатка.Но расп-ался на общины.И последние сообщения о крымской готской общине относятся к сам-ому началу XVII в.,после чего этот малый народ Российской империи окончательно растворяется в бурлении времени.Готы – уникальный народ и основа будущего германского могущества. В частности именно готская Библия – первый литературный труд на германском языке, что уже говорит о многом. В свою очередь сразу три ветви европейских правителей вели свою родословную из этого этноса – испанская, польская и шведская. Да и славяне переняли от готов немало слов – «художник», «буква», «хлев», «чехол», «купить», «блюдо», «котёл», «хлеб» и многое другое. А потому невозможно сказать, что готы сгинули целиком и полностью, хоть и были вынуждены покинуть Причерноморскую территорию, завоёванную с таким трудом."Иван Вологдин.


Рецензии