Ирий

  (ст."О Сирии,небесном Ирии и затруднениях отечественной фантастики",Цитадель Адеквата,2024) "Если что, Сирия,– недавние события в этой стране,– не имеют отно-шения к делу.Равно как и Ирий– подземный(sic)мир в мифологии славян.То и другое лишь упоминается в комментарии.Который, впрочем,тоже взят лишь для примера.Ну, подумаешь,до того как стать «это русскими» в Италии,ещё те русские жили в Армении, а значит Сирия(где сейчас нанятые врагами бармалеи выкапывают и уничтожают слав-янское наследие)это и есть Ирий.К делу отношение имеет лишь второй комментарий, автор которого задаётся вопросом,почему при таком-то полёте воображения отечест-венная фантастика переживает…если ещё переживает; давно,кстати,о ней не слышал…не лучшие времена? Потому что тут нет связи.Фантастика и альтернативная история– разные жанры.Фантастика строится на логике и воображении.Берём вводные,– неважно насколько они правдоподобны,– и пытаемся представить,что получится…Допустим,нап-ример,древние славяне живут на армянском нагорье,то есть,разводят коз,насаждают на склонах виноградники,отводят быстрые ручьи на террасы или прокапывают арыки в дол-инах,чтобы отвести воду с тающих снежных шапок на поля в долинах…То есть,во-пер-вых,на основании допущения должна строиться детальная,убедительная,а главное,инт-уитивно понятная картина.Автору не требуется специально объяснять читателю,почему «те русские» не строят терема из дерева,– читатель представляет себе гористые ре-гионы Ближнего Востока и понимает,что камень в таких условиях более доступный ма-териал для строительства.Во-вторых же картина должна оказаться интересной, так чтобы читателю захотелось в неё углубиться, – узнать как радикальное изменение кормящего ландшафта повлияет на обычаи, менталитет, – что там вообще будет происходить в этом горно-славянском мире? Точнее же, что изменится, от того что теперь он славянский, а не древнеармянский? Разница же должна быть, ибо иначе начальное предположение не имеет смысла… Может, Урарту отразит натиск Ассирии, и славяне сами возьмут Ниневию,Вавилон,а потом вторгнутся в долину Нила?Любитель-ская альтернативная история отличается от правильной альтернативной истории, прежде всего,фрагментарностью.Целостной и интуитивно понятной картины на основа-нии исходных утверждений не строится,– автор даже не пытается сделать это.С его точки зрения напрягать воображение,пытаясь представить «что получится»,– пустая трата время.Всё же уже получилось: получилось,что учебники врут,а бармалеи зак-апывают славянское наследие в Сирии.Любопытно также,что появившиеся в последние годы «тартарские»,«арктидские» или вот– «русо-урартские» сеттинги не вдохновили писателей,специализирующихся на гномах,бехолдерах,зомби и инсектоидных пришель-цах…Потому что «русские этруски» просто бред какой-то.К последовательному,дета-льному,убедительному и интуитивно понятному виду он не приводится."

  (ст."Новгородская торговля мехами/Ключ процветания Новгородской республики", История и культура Евразии,2024) "В средневековой Руси Новгород был не только политическим и культурным центром,но и важнейшим торговым узлом,связывающим Вос-ток и Запад.Одним из главных экспортных товаров Новгорода был мех,который поль-зовался огромным спросом в Западной Европе.Именно меха стали основой новгород-ского богатства и обеспечили городу статус одного из крупнейших торговых центров своего времени.Меха как основа экспорта.Меха из Новгорода высоко ценились в Евр-опе благодаря своему качеству и разнообразию. Основную долю экспорта составляла беличья шкурка,которая использовалась для отделки одежды и аксессуаров.Белка была настолько распространённым товаром,что её можно назвать символом новгоро-дской торговли.Более ценные меха,такие как соболь,норка и куница,также пользова-лись спросом,но их экспорт был более ограниченным,так как они считались предме-том роскоши.Эти меха поступали из обширных лесных территорий к северу и востоку от Новгорода,где пушной зверь обитал в изобилии.В Ипатьевской летописи даже уп-оминается,что в этих краях «белки падали с неба»,что подчёркивает богатство мес-тной фауны.Новгородцы наладили систематическую добычу пушного зверя,что стало важной частью экономики региона.Меха использовались не только для экспорта,но и как средство расчёта в торговых сделках.Европейский спрос: мода и престиж.В Зап-адной Европе меха из Новгорода были символом статуса и богатства.Из них шили мо-дную одежду для элиты,украшали королевские мантии и церемониальные наряды.Соболь ,норка и куница особенно ценились за свою мягкость,блеск и тепло,что делало их идеальными для создания дорогих накидок и шуб.Беличьи меха,хотя и были менее дорогими,использовались для отделки одежды и аксессуаров,что делало их популяр-ными среди обеспеченных горожан.Новгородские меха распространялись через торго-вые пути,связывавшие Русь с Ганзейским союзом,а также с городами Северной Европы ,такими как Любек,Гамбург и Брюгге.Именно через эти каналы товары попадали на рынки Европы,где их жадно скупали местные купцы.Другие экспортные товары.Хотя меха занимали центральное место в новгородском экспорте,они были далеко не един-ственным товаром,который город предлагал Западу.Важными экспортными продуктами также были мед,воск,кожа и рыба.Мед и воск использовались в Европе для произво-дства свечей,косметики и лекарств,а кожа шла на изготовление обуви,одежды и сна-ряжения.Рыба,особенно осетровая и другая крупная,вылавливалась в обильных водах Новгородских земель и поставлялась на европейские рынки.Импорт в Новгород Новг-ород не только экспортировал товары,но и активно импортировал продукцию из Запа-дной Европы.Среди наиболее востребованных импортных товаров были серебро,ткани, вино,соль и сельдь.Серебро играло важную роль в экономике города,так как исполь-зовалось для чеканки монет и создания украшений.Также,серебряные монеты ценились у народов Сибири,которые и были основными поставщиками меха.Их не использовали в денежном обороте.А изготовляли из них украшения,пробивая в них дырочки для нит-ки,на которой носили.Ткани, особенно дорогие сукна и шёлк, были популярны среди новгородской знати. Вино привозили для церковных нужд и для богатых горожан,а соль и сельдь были необходимы для повседневной жизни.Кроме того,Новгород импор-тировал металлы,такие как медь,олово и свинец,которые использовались для произ-водства оружия и инструментов.Именно эти материалы становились объектом споров и конфликтов с соседними государствами.Так,Швеция и Ливонский орден неоднократно пытались ограничить поставки металлов в Новгород во время военных конфликтов,чт-обы ослабить его военный потенциал.Политические и экономические вызовы.Торговля Новгорода была не только источником богатства,но и причиной политических и воен-ных вызовов.Соседние государства,такие как Швеция и Ливонский орден,стремились контролировать торговые пути и ограничить доступ Новгорода к важным ресурсам. Конфликты за контроль над Балтийским морем и торговыми маршрутами не раз привод-или к военным столкновениям.Тем не менее,несмотря на эти трудности,Новгород смог сохранить свои позиции на международной арене благодаря своей стратегической ро-ли в торговле между Востоком и Западом.Город умело использовал свои ресурсы и географическое положение,чтобы оставаться ключевым игроком в экономике региона.
Новгородская торговля мехами и другими товарами стала важнейшим фактором, опре-делившим развитие города в средние века. Экспорт мехов, меда, воска, кожи и рыбы обеспечивал Новгороду богатство, а импорт серебра, тканей, вина и металлов укреплял его экономику и военный потенциал. Несмотря на политические и военные вызовы, Новгород оставался центром международной торговли, связывая Восток и Запад и играя ключевую роль в истории средневековой Руси."

  (ст."Русский Север: Кто такие поморы?",Место на Земле,2024) "Поморы— этничес-кая группа русских,живущая на побережье Белого и Баренцева морей в северной час-ти России.Слово "поморы" происходит от старославянского слова "поморье,"что означает "побережье" или "приморская область."Они сформировались как уникальная этнокультурная группа в течение нескольких столетий,начиная с XIV-XV вв.Основ-ными занятиями поморов являются рыболовство,мореплавание и охота на морских зв-ерей,таких как тюлени и моржи.Они также занимаются судостроением,создавая проч-ные и надежные суда,приспособленные для плавания в ледовых водах.Одним из важне-йших вкладов поморов в историю России стало открытие и освоение морских путей в Арктике. Благодаря их смелым и дальним плаваниям, многие арктические территории, включая Шпицберген,Новую Землю и побережье Сибири,были исследованы и картограф-ированы.Поморы также устанавливают торговые связи с иностранными державами,так-ими как Норвегия и Швеция,что способствует развитию экономических отношений и обмену культурными ценностями.Современное состояние.На сегодняшний день численн-ость поморов значительно сократилась.По разным оценкам,численность поморов сос-тавляет от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.Современные поморы продо-лжают сохранять свои традиции и культурное наследие,хотя многие из них уже не занимаются традиционными промыслами.В последние годы усилия по сохранению и воз-рождению поморской культуры получили новое развитие,и интерес к их истории и тр-адициям растет.В продолжение усилий по сохранению поморской культуры, я создал два комплекта стикеров, посвященных поморам. В этих стикерах используются не только слова русского языка, но и фразы из поморского словаря. Это позволяет передать уникальный колорит и богатство поморской культуры.Искренне надеюсь что использование этих стикеров поможет сохранить айдентику поморов, привлекая внимание к их языку и культурным особенностям. Через использование стикеров люди могут познакомиться с традициями и выражениями,которые использовались и продол-жают использоваться в поморских общинах,способствуя их сохранению и популяриза-ции в современном мире."
  (ст."Монгольское нашествие на Русь XIII века,и его последствия",История и культура Евразии,2024) "Монгольское государство,известное как Орда,начало свое формирование в начале XIII в.,и его история связана с развитием кочевых племен, обитавших на обширных просторах Великой степи,включая Восточное Забайкалье.До этого времени монгольские племена существовали в виде небольших групп,которые вели кочевой образ жизни,занимаясь скотоводством и охотой.Социально-экономичес-кие изменения,происходившие среди этих племен,привели к объединению в мощное государственное образование,которое стало известным как Монгольская империя. Процесс объединения племен был сложным и многогранным.Кочевые народы имели свои традиции,обычаи и внутренние конфликты,которые мешали им объединиться.Однако под руководством Темуджина,который позже стал известен как Чингисхан,племена начали объединяться.Чингисхан,обладая выдающимися лидерскими качествами и стратегичес-ким мышлением,сумел создать мощную армию и установить жесткую дисциплину среди своих воинов.В 1206 г.,на общемонгольском съезде знати его провозгласили Чинги-сханом,что в переводе означает «великий хан» или «посланный богом».Это событие стало символом начала новой эры в истории монголов.Чингисхан управлял своим гос-ударством с 1206 по 1227 гг.,и за это время он значительно расширил его границы. Его правление стало временем масштабных завоеваний,которые были вызваны несколь-кими факторами.Во-первых,родоплеменная знать стремилась к увеличению своих бога-тств и ресурсов,что часто приводило к войнам.Во-вторых,кочевники нуждались в но-вых пастбищах для скота,который был основным источником их благосостояния.Кроме того, безопасность границ и контроль над торговыми путями играли важную роль в их завоевательных походах.Монгольские завоевания начались с покорения соседних народов.В 1211 г.монголы начали походы на земли бурят,якутов,киргизов и уйгуров. К 1217 г.они завоевали Северный Китай,что стало значительным шагом в расширении влияния.С 1219 по 1221 гг.монголы совершили опустошительное нашествие на Среднюю Азию,разграбив множество городов и уничтожив целые культуры.В 1220-1222 гг.пох-оды охватили Закавказье и Северный Кавказ,где они столкнулись с различными мест-ными правителями и племенами.Завоевания продолжались,и с 1236 по 1242 гг.монго-ло-татары нанесли сокрушительный удар по Волжской Булгарии,а также покорили бур-тасов и башкир.В это время Русь и Западная Европа,включая Польшу,Венгрию,Балка-ны и Чехию,также подверглись опустошительному нашествию.Одним из самых известных сражений этого периода стала Битва на Калке,в которой монголы столкнулись с объ-единенными силами русских князей и половцев.Покорив Закавказье,монголо-татары вышли в тыл половцам,которые на протяжении долгого времени считали главными врагами монгол.Чтобы справиться с таким мощным противником,половцы решили отсту-пить к русской границе и обратиться за помощью к русским князьям.Весной 1223 г. отправили послов,которые призвали русских князей объединиться против общего вра-га.Это событие стало знаковым моментом в истории,так как оно показало,как мест-ные народы пытались объединиться против надвигающейся угрозы.В ответ на призыв половцев, русские князья собрались на военный совет, где обсуждали возможные действия против монголо-татар. Однако, несмотря на попытки объединиться,князья не смогли достичь соглашения,что впоследствии привело к их поражению.В резуль-тате битвы на Калке,которая произошла в 1223 г.,монголы одержали решающую победу ,что стало ударом по русским землям и открыло путь для дальнейших завоеваний.
Таким образом, Монгольская империя, возникшая в начале XIII века, стала одной из самых мощных и влиятельных держав своего времени. Под руководством Чингисхана разрозненные кочевые племена объединились и создали мощное государство, которое впоследствии оказало значительное влияние на историю многих народов. Завоевания монголов не только изменили карту мира, но и повлияли на социально-экономические и культурные процессы в завоеванных регионах. Монголы принесли с собой новые торговые пути,технологии и культурные обмены,которые в дальнейшем способствовали развитию цивилизаций,находившихся под их влиянием."Материал подготовлен на осно-ве статьи В.Р.Слынько ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

  (ст."История тисульской принцессы из Кемеровской области",Биосфератум,2024)
"Технологии,недоступные нашей цивилизации,находки возрастом 600 миллионов лет, засекречивание информации, исследования и их результаты – всё это есть в данной истории. К ней можно относиться как к свершённому историческому факту или как к журналистской фантазии. Но лично я убеждён, что дыма без огня не бывает. Тем более, мне довелось пообщаться с человеком, отец которого лично присутствовал при этом событии.Поэтому у меня нет сомнений,что оно было на самом деле.Другое дело, что по принципу снежного кома, история обросла различного рода подробно-стями,предположениями,деталями,которые могут не соответствовать действительно-сти.Началась она в Кемеровской области в 1969 г.Рабочие в угольной шахте натолк-нулись на большой белый саркофаг.О сенсационной находке сразу же сообщили руков-одству,оно передало информацию дальше.И уже к вечеру из ближайшей войсковой час-ти в село Ржавчик прибыли военные для охраны объекта.На месте подтвердили налич-ие находки,а к утру следующего дня в село прибыла спецтехника для поднятия на поверхность каменного саркофага.Когда это удалось реализовать,то его вскрыли и оказалось,что внутри лежала девушка славянской внешности в необычных одеждах, погруженная в переливающуюся жидкость розово-голубого цвета с матовым оттенком. В одной из ладоней находилась «коробочка»– чёрное техническое устройство.Как сказали бы инженеры– похоже на пульт управления.О находке запретили распрост-ранять слухи,и с каждого жителя села взяли подписку о неразглашении.Но в прессу эта история всё же просочилась.Дальнейшая судьба так называемой тисульской при-нцессы неизвестна.Однако,есть несколько источников,которые якобы общались с лю-дьми,изучавшими находку.Прежде чем я расскажу об этом,хотелось бы обратить вним-ание ещё на одну деталь– жидкость,в которой находилась девушка.Во время погрузки саркофага на спецборт было решено слить воду для меньшего веса.Стоило коже деву-шки оказаться на поверхности,как она сразу же начала тлеть.Тогда отлив остано-вили.Что же это был за раствор?Оказалось,что он состоит фактически из сжиженных аминокислот.Это чуть ли не жидкость,из которой может появиться жизнь.Интересен тот факт,что в лабораторных условиях воссоздать его не удалось.Попадание любой формы жизни– бактерии или вируса в раствор сразу же расщепляло их.При этом люди взаимодействовали с ним вполне успешно и безопасно.Попытки напоить им лаборато-рных мышей не увенчались успехом.Тех рвало,и они бились в конвульсиях,после чего спустя час-полтора приходили в себя.По косвенным признакам эволюционно девушка принадлежала к более развитой биологической ступени человечества, нежели наш современный вид. Это может означать, что гипотетически, жившая предположительно 600 миллионов(оценка возраста отложений,где нашли саркофаг)лет назад принцесса на самом деле является представителем неизвестной цивилизации,достигшей высокого уровня развития.Она могла быть посланницей с других планет или путешественницей во времени.Нельзя исключать и её земного происхождения,ведь за сотни миллионов лет цивилизаций могло быть великое множество.О высоком уровне развития говорит и одежда девушки.Её убранство соткано с помощью неизвестной технологии из миллион-ов «чешуек различных минералов и кристаллов».Их кристаллическая решётка видоиз-менена без ущерба для самого вещества.Такое попросту невозможно на данном уровне знаний и технологий людей.Множество вопросов вызвало и техническое устройство в руке спящей девушки.Это была небольшая чёрная коробочка,выполненная из камня, прочность которого не позволила даже отколоть минимальный фрагмент для лаборато-рного анализа.Лишь с помощью рентгеновского оборудования удалось более-менее изучить артефакт. Внутри находился шар, предположительно из стекла, наполненный жидким металлом. Принцип работы неизвестен. Обнаружить следы электроники или чего-то привычного для земных технологов не получилось. По одной из версий, это техномагическое устройство, которое управлялось голосом носителя или с помощью телепатии по принципу древнеиндийской ваджры.Интересно,что были обнаружены и аналогичные находки. Например, на территории Китая с 1970 по 1975 гг.нашли 4 таких саркофага, в Монголии – 2, в Черногории – 1, в Северной Америке– 4.Кроме этого,в самой Кемеровской области с 1969 по 1972 гг.военные отыскали ещё неско-лько артефактов,которые могут относиться к тому периоду и той цивилизации.Все сведения о них и дальнейшее местонахождение засекречены.Но для выводов информа-ции достаточно.Вероятнее всего, тисульская принцесса действительно жила миллионы лет назад на Земле. Являлась ли она инопланетянкой из какого-то созвездия или путешественницей во времени – неизвестно. Однако, учитывая наличие несколько подобных захоронений, можно сделать вывод, что она не была случайно заброшена в то время – речь идёт о целой экспедиции или переселении беженцев. Хотя, учитывая технологии и знания, на беженку она не очень похожа.Великие эзотерики и люди, способные считывать информацию тонкоматериального мира, утверждали, что на Земле существовали цивилизации миллионы лет назад. В работах таких деятелей как Эдгара Кейси, Елены Блаватской, Лобсанга Рампы, Эрнста Мулдашева можно найти сведения об этих цивилизациях. Находка тисульской принцессы и аналогичных захоронений позволяет по-новому воспринимать эзотерические и космологические учения."

  (ст."Норманнизм— не научная теория,а политическая фальсификация",Истории от историка,2023) "Вот уже без малого триста лет,как; в русской; историографии; сущес-твует недобрая традиция: каждый исследователь древней русской истории обязан высказать своё отношение к; норманнской теории.Такое положение вещей не может не; вызвать,;мягко говоря,;недоумения.Если теория эта истинна,;то; почему она; до сих пор не представила; неопровержимых доказательств; своей правоты?; Если же её постулаты ложны,то; чем объяснить учёный авторитет и завидное долголетие этого теоретиче-ского заблуждения?Ответить; на эти; вопросы,;как мне; кажется,можно; словами Монтес-кьё: есть вещи,о; которых; продолжают; говорить потому,;что о; них однажды; было; сказ-ано.Кем сказано; первое слово норманнской теории, хорошо; известно. Конечно,; не; тем Киево-Печерским монахом, которого мы привыкли называть Нестором; (для его; уха; было привычнее;— Нестер) и который с; лёгкой руки; В.;О.;Ключевского часто; именуется первым норманнистом.;Летописный рассказ; о; призвании князей; ни одной своей строкой ,ни; одним словом; не; даёт; повода для отождествления Рюриковой; «руси» со; скандина-вами.Итак,на; минуту; забудем; обо всех аргументах; норманнистов и антинорманнистов,; которые прозвучали; за; последние 250; лет.Представим,;что мы впервые читаем отрывок; «Повести; временных; лет»,с; которого все; началось.Даю; в; переводе(под ; 862г.): «..И послали гонцов; к варягам,;к; руси.Ибо те варяги,к которым отправилось посольство,; звались русь,;как; другие варяги; зовутся свеи,другие урмане,агняне;(здесь—; даны),; иные; готы; так; и эти звались; русь».Русь,говорит; летописец,;зовётся варягами,;подо-бно другим народам— шведам,;норвежцам и; т.;д.То; есть все скандинавы,с; точки зрения; древнерусского книжника; XI; в.— «другие»,;не русь.В другом; месте: «Новгородцы; же; те люди; от варяжского; рода,а прежде были словене»; —;фраза,;которая неоспоримо; утв-ерждает славянское; происхождение пришедших; на; Русь варягов.Одновременно; норман-нисты оставили без внимания недвусмысленное; и важнейшее; замечание; летописца из недатированной части «Повести временных лет»:«А; словенский язык; и; русский одно; есть».Язык в данном случае—; народ,племя.Непредвзятое; чтение; «Повести; временных лет»; исключает саму возможность; постановки вопроса; о; скандинавском происхождении; варягов и русов.Норманнизм—; научная; теория,;которая; не должна была возникнуть; при правильном; чтении источников.;Капитальный; позор; и скандал в; истории русской нау-ки.Тем; не менее; провозглашённая; норманнистами несусветная; дичь странным; образом приобрела со временем научную; респектабельность.;Вот; почему я; считаю необходимым; показать шаткие; основы,;на которых; покоится громоздкое здание современного норм-аннизма.Рассмотрение; вопроса в; его; историческом развитии часто бывает лучшей кр-итикой.Иные научные; теории имеют; вид; преуспевающего дельца; с тёмным прошлым,в которое; нелишне заглянуть,;прежде; чем; вести с; таким человеком какие-либо; дела. Разумеется,;в; мои задачи; не входит дать полную историографию; норманнской теории.; Я; ограничусь,;главным образом,взглядами отцов-основателей,;потому что,;во-первых, эпигоны; никому; не; интересны,а во-вторых,;основоположники норманнизма сказали; поч-ти все; существенное,;последующие поколения; норманнистов занимались,;так сказать, огранкой и шлифовкой.Итак,;сегодня; уже; можно с; уверенностью говорить; о том,;что; норманнизм возник; не как научная теория,а; как пропагандистский; ответ; на политич-еский запрос шведского экспансионизма.Широкая военная экспансия Швеции; в XVI—XVII; вв.стала полной; неожиданностью для её соседей.Шведские; короли сразу; выраба-тывают; особый; стиль внешней; политики: агрессивный,смелый,;на грани; риска.В 1523; г.на шведский престол садится; Густав I, ;основатель; династии; Ваза.Он провозгла-шает лютеранство; государственной религией; и вступает; в; многолетнюю; распрю с Дан-ией.;Затем его взор; обращается на; восток.;На исходе; своего правления; Густав вмеши-вается в Ливонскую войну,в; ходе; которой закладывается; основной принцип; восточной политики; Швеции; на следующие; полтораста лет: оттеснить московитов как; можно дал-ьше; от; Прибалтики.В королевском послании 1555 г.к магистру; Ордена говорится,что; «вполне спокойными; соседние державы могут считать себя; только в; том; случае,если московские; владения будут совершенно; отрезаны от; моря…».;Разгром Ливонского; орде-на воеводами Ивана Грозного временно; срывает эти; планы.Юхан; III(1568—1568)идёт дальше отца.;В его; намерения входило; полностью; отрезать; Россию от морей;— не толь-ко; от Балтийского,но; и от; Белого.Планировалось; захватить всё русское побережье Финского; залива,Кольского; п-ова,Северной; Карелии,устье; Двины и; прочертить; новую русско-шведскую; границу по Онеге и Ладоге; через Нарову.;Историки; нарекут этот плод политического сумасшествия «Великой восточной программой».;На деле; шведам; при Юхане; III удаётся завладеть только Нарвой,где «по; обычаю»,как; выразился нач-альник; экспедиции фельдмаршал Понтус; Делагарди,было; вырезано; несколько тысяч; го-рожан,в том числе женщин; и детей.Густав; Адольф; подтвердил; верность «Великой Вос-точной программе»,заявив уже; в начале; своего; правления: ;«Русские— наш; давний на-следственный враг».Отвечая; на этот; политический; запрос, шведская; историография не; замедлила заняться подлогами и фальсификацией; русской; истории.; Почин в; этом деле; принадлежал шведским; дипломатам.На рассвете; 16июля 1611; г.четырёхтысячное шведское войско под началом генерала Якоба; Делагарди атакует; новгородские; укреп-ления в; районе Чюдинцовой башни.Изменник—; холоп Иванко; Шваль; —; открывает шведам; ворота,и те; с ходу; врываются; в город.;Отряд московского воеводы Бутурлина отступ-ает; без боя.;Разрозненные; очаги; сопротивления гаснут один за; другим.Победители; вне себя; от; восторга; и сами не; верят своему счастью.;Участник штурма; Матвей; Шаум потом; напишет,что; шведы завладели многолюдным городом «малым; трудом»,«почти; не ведая,как это; случилось…так; что; едва 100; или 150 человек погибло из; наших».Сбыл-ась мечта; нескольких; поколений шведских политиков и военных: Новгород— владение; шведской короны!Под; давлением; Делагарди новгородские; власти соглашаются признать здравствующего шведского; короля Карла; IX; своим; покровителем и; сверх того обращаются; к нему; с; просьбой прислать; одного из двух наследных принцев; (Густава Адольфа; или; Карла; Филиппа), с тем чтобы; всем миром; принести ему; присягу; как; царю и великому; князю Московскому и; Владимирскому.Подписывая эту; бумагу, ;новгородцы отнюдь; не чувствуют; себя предателями общерусского дела.В; 1611;г.Московское госу-дарство; переживает тяжелейший; период смуты; и; буквально расползается; на лоскуты. По стране рыскают; польско-литовские банды; и; «воровские» казаки,в Калуге царст-вует Марина Мнишек.Кто-то; вслед за; Москвой; присягает польскому; королевичу Влад-иславу,а воеводы Первого; ополчения тем; же; летом, ;надеясь получить; от Швеции под-могу; против поляков,составляют; приговор о; том,что «все чины Московского; государ-ства признали; старшего; сына; короля Карла IX…достойным; избрания великим; князем и; государем; московитских; земель».В эти дни; образованные русские люди, ; несомненно, подмечали; удивительное; сходство происходящего; на их; глазах с событиями, которыми открывается; рассказ; «Повести; временных лет»; о начале; Русской земли.; Русская; история как; будто совершила полный цикл, чтобы; начать новый; круг; с прежнего зачина — призвания иноземных князей.Между тем; в октябре; 1611; года внезапный; приступ ярости сводит Карла IX; в могилу; ; опустевший; престол; переходит к; его старшему сыну; — Густаву; II; Адольфу. В; начале следующего года новый король; принимает приехавшего; из; Новгорода; Петра Петрея де Ерлезунда, ; который совмещает; должности придворного; историографа; и; фискала. Петрей —; доверенное лицо его; отца, опытный; дипломат; и знаток; России, где; он провёл не один год; и; затем; ещё дважды; ездил с; королевскими поручениями.;С; собой он; привёз документ,подписанный светск-ими и; духовными властями; Новгорода; от имени всех людей Московского государства, — официальное; подтверждение их; готовности; целовать крест; шведскому королевичу. Петрей обращает внимание; Густава Адольфа; на; обоснование; этого решения: ; русские, говорится в; документе,призывают; правителя; из Швеции; ввиду того, что прежние русские; государи от; Рюрика; до; царя Фёдора Ивановича «и; корень их; царьской от; их; же; Варежского княженья… был».Король; и придворный историограф; обмениваются счаст-ливыми; взглядами.;Какая великолепная; находка,и,главное,как кстати!Шведы,разумее-тся,отлично; осведомлены; о том,что варягами; русские называют; не; их одних,а все народы, живущие вокруг; Балтийского моря.;И; тем не менее при встрече с новгород-ским посольством; они идут; на; прямую подделку; содержания переговоров.В начале лета 1613; года принц; Карл; Филипп, ; младший брат; короля, наконец, выезжает; в Россию, ; чтобы; короноваться царским; венцом. Он останавливается в Выборгском; замке, откуда; посылает; гонцов; в Новгород с известием; о своём; приезде. Шведская; делегация; ещё; не знает, что; в России больше; не нуждаются; в; заморских государях.; 11 июля; в Успенском соборе московского Кремля; Михаил; Фёдорович; Романов венчан; на царство.;Новгородские власти; пребывают; в растерянности.;В Москву срочно отправля-ется одно; посольство,в; Выборг;— другое,под началом архимандрита Спасо-Хутынского монастыря Киприана.;В его; полномочия; входит «только; поздравить с приездом его княжескую; милость от; Новгородской; области,и чем; скорее,тем лучше,сопровождать его; в; Новгород…».28 августа Карл; Филипп, крайне недовольный проволочкой, принимает; новгородских послов.; Дабы; подчеркнуть; древность корней новгородского суверенитета; Киприан упомянул; «варяжское княжение»; Рюрика.; Но; шведы в официальном; протоколе исказили слова; архимандрита. Согласно; записи; шведской стороны; Киприан будто; бы заявил, что «новгородцы по; летописям; могут; доказать, что; был у; них великий; князь; из Швеции; по имени Рюрик, несколько сот; лет до; того, ; как Новгород был подчинён Москве, и по их; мнению, было; весьма; важно иметь; у себя своего великого князя, ; а не; московского».Между; тем; на Руси; того времени чётко; отделяли шведов; от; призванных на; Русь варягов. Так, в Оболенском; списке Псковской; первой; летописи; (редакция середины XVI века); под 1548; годом о; зарождении; королевской; власти в Швеции; сказано следующее: «Исперва; не бе; в; них короля, ; но князь; некий от иныя земля начат; владети; ими, ; яко же; и у; нас в; Руси; приидоша князи; от варяг и начаша владети; Рускою землею».Ипатьевская; летопись; (Ермолаевский список)прямо сообщает в статье под 1305; г.,что; «Поморие; Варязское» находится; за «Кгданьском»(польским Гданьском,немецким; Данцигом),то; есть; на; южном берегу; Балтики,в славянском; Поморье.Ипатьевская; летопись; (Ермолаевский список) прямо сообщает в статье под 1305; г.,что; «Поморие; Варязское» находится; за «Кгдан-ьском»(польским Гданьском,немецким; Данцигом),то; есть; на; южном берегу; Балтики,в славянском; Поморье.Варяжское (Славянское); Поморье; "к западу; от Гданьска»
К счастью, сегодня мы; знаем, как; на; самом; деле звучал этот отрывок; из речи; Киприана. Со; слов; Ганса; Флориха секретарь принца; Даниэль Юрт де; Гульфред записал; это; место из; речи Киприана; следующим образом: «На что архимандрит; отвечал… ; что, ; как то; явствует из; старинных летописей, ; имели; новгородские господа; испокон у себя своего великого; князя. И; что; с самого начала никаких дел с московскими господами; не имели.; И; ещё оповестил; о том, что последний (привет толмачу! ; — С.; Ц.) из; их; великих князей; был из Римской; империи по; имени; Родорикус (и ещё; раз привет. — С. Ц.)».Первое; слово норманнизма; сказано.; И, ; как видим, слово это; — сознательная; фальсификация, не; имеющее; ничего; общего с научным; исследованием. Рюрик впервые; в истории; объявлен; шведским конунгом; — без; малейших исторических оснований и научных; изысканий, ; исключительно; в интересах; политической конъюн-ктуры.Историография,впрочем,тотчас; приходит; на помощь; политике.Уже в следующем году упомянутый; Пётр Петрей; публикует; свою «Историю о великом княжестве Московском», где подробно; освещается древняя; история; России и, ; в частности, вопрос о происхождении; варягов и; Рюрика.; Ход; его рассуждений; таков: хотя русские; называют варягами; многие; народы, живущие; по обоим берегам Балтийского моря, ; разуметь под; ними; нужно; именно шведов. Почему? Да; потому что; в русских; летописях; сказано, ; что славяне, прежде; чем подчиниться варягам, ; вели с; ними; длительную войну.; Между тем; в шведских хрониках и преданиях; (а; на; самом деле; в исторических; фантазиях шведских; историков); «есть ясные; известия, что шведы с русскими; вели сильные; войны,взяли страну их и области вооружённою рукой,покорили, ; разорили, опустошили; и; погубили её; огнём и мечом до самой; реки Танаис;(Дон);и сделали её; своею данницей».«Оттого; кажется; ближе к; правде, — заключает Петрей,—; что варяги; вышли; из; Швеции или имели главного; вождя,который,может быть,;родился; в; области Вартофта,в; Вестертландии, или в; области Веренде; в; Смаланде,вероятно,назывался вернер; и оттого варяг,а его; дружина; —;варяги…».Ну а; поскольку никаких; Рюриков шведская; история; не знает, ; то в ход идёт следующий; аргумент, незабвенный; в; веках: «Русские не могут так правильно произносить иностранные; слова, как; мы, ; но прибавляют; к ним лишние буквы, особливо; когда произносят; собственные; имена, ; так Рюрик; мог называться у; шведов —; Эрик, ; Фридерик, Готфрид, ; Зигфрид или Родриг, Синеус —; Сигге, Свен, ; Симон; или; Самсон, Трувор — Туре, ; Тротте или; Туфве».Вот на; таких; словесных фокусах до сих; пор покоится научная база норманнизма.Книга; Петрея; де Ерлезунда; о Московии.Петрей; вводит в свою книгу и; сфабрикованную; с; его участием; выборгскую речь; архимандрита Киприана, ; которая; в его; передаче звучит так: »…Новгородская область,до покорения; её; московским государем, имела своих особенных великих князей, которые; и правили; ею; ; между ними; был один, тоже шведского происхождения, ; по имени; Рюрик, ; и; новгородцы благоденствовали; под его правлением».; Статус «исторического; свидетельства»; эта фальшивка; получит в 1671 году, с; выходом в; свет; «Истории; шведско-московитской войны XVII века».; Её автор, ; Юхан Видекинди, ; вложит; в; уста Киприана следующие; слова: «Из древней; истории видно, ; что; за несколько; сот лет; до подчинения Новгорода господству Москвы; его; население; с радостью; приняло из; Швеции князя; Рюрика…».Но; Петрей лишь; откладывает историографическое яйцо норманнизма, которое; ещё нужно; высидеть.; Этим займутся следующие поколения шведских историков."

  (ст."6 декабря: Встреча Велеса Зимнего — предшественника Деда Мороза в славянской культуре",Проект Знание,2024) "6 декабря в славянской традиции отме-чали важный праздник — встречу Велеса Зимнего, которого также называли Велес-Мороз или Дед Мороз. Этот день был посвящён зимнему облику одного из главных богов славянского пантеона— Велеса.Считалось,что именно его облик и черты легли в основу современного образа Деда Мороза.Кто такой Велес?Велес — один из самых почитаемых богов у древних славян. Он олицетворял мудрость, магию, богатство, покровительство животным и природе. Велес был богом, который связывал мир людей и мир духов, а также помогал поддерживать гармонию между ними. В разные времена года он принимал разные облики. Зимой он превращался в Велеса-Мороза — доброго, но строгого духа зимы, который приносил с собой холод, снег и одновременно — благословение для тех, кто чтит традиции и живёт в гармонии с природой.Образ Велеса-Мороза.Образ Велеса-Мороза во многом напоминает современного Деда Мороза:
Длинная белая борода символизировала мудрость и опыт.Посох в руке служил не только опорой,но и магическим инструментом,с помощью которого Велес мог управля-ть силами природы.Тёплый тулуп и меховая шапка подчеркивали его связь с зимой и суровыми погодными условиями.Люди верили, что Велес-Мороз приходит в декабре, чтобы проверить, как они провели год: были ли они честны, трудолюбивы и добры. Тех, кто вел себя достойно, Велес награждал счастьем, удачей и благословением. А тех, кто нарушал законы природы и общества, он мог наказать холодом или лишением покровительства.День Велеса-Мороза: праздник детей и родителей.6 декабря был не просто днём почитания Велеса-Мороза, но и настоящим семейным праздником.Этот день объединял всех: от самых младших до старших членов семьи. Славяне верили, что Велес в своём зимнем обличии особенно щедр и благосклонен, если люди чтят традиции, живут в гармонии с природой и проявляют доброту друг к другу.Велес-Мороз приходил не только как дух зимы, но и как покровитель семьи,труда и чест-ной жизни.Согласно народным поверьям, Велес в этот день одаривал каждого по заслугам:Детям он приносил радость, здоровье и защиту от злых духов. Считалось, что дети — это будущее рода, поэтому их счастье и благополучие были особенно важны. В этот день малыши получали небольшие подарки или угощения от родителей и старших родственников, что символизировало заботу бога о молодом поколении.
Родителям Велес дарил мудрость,терпение и благополучие в доме.Славяне верили, что семья— основа гармонии,а родители являются её хранителями.Поэтому взрослые обращались к Велесу с просьбами о мире в семье, достатке и здоровье для всех её членов.Мастерам и ремесленникам Велес давал вдохновение и успех в их деле. Как бог богатства и магии, он покровительствовал всем, кто трудился честно и с любовью к своему делу. Люди верили, что в этот день можно попросить у Велеса помощи в работе или творчестве, чтобы следующий год был плодотворным.Семейные традиции праздника.День Велеса-Мороза был временем для благодарности природе и божественным силам за всё хорошее, что произошло за год. Люди старались провести этот день в кругу семьи, чтобы укрепить родственные связи и наполнить дом теплом и уютом.Основной частью праздника было застолье, которое готовили заранее. На стол ставили зимние угощения:Пироги с разными начинками (чаще всего с капустой, ягодами или творогом).Каша,символизирующая достаток и изобилие.Мёд,который счит-ался священным продуктом и символом сладкой жизни.Напитки на основе ягод или трав,которые согревали в зимнюю стужу.Пока взрослые занимались приготовлением еды, дети участвовали в праздничных обрядах.Они пели песни о зиме,рассказывали сказки или стихи о добром Велесе-Морозе.Эти выступления считались своеобразным подношением богу,чтобы он услышал их просьбы и благословил семью.Истории у очага .Особое место в празднике занимали рассказы у очага.Вечером вся семья собиралась вокруг огня— символа тепла и жизни. Взрослые делились историями о том, как они преодолели трудности уходящего года, рассказывали о своих достижениях и планах на будущее.Это был момент для размышлений о том,что удалось сделать,а что нужно улучшить.Для детей такие вечера были временем волшебства: старшие члены семьи рассказывали им сказки о Велесе-Морозе,духах природы и других мифических сущест-вах.Эти истории учили детей добру,уважению к природе и важности семейных ценно-стей.Благодарность природе.Одним из главных обрядов дня было выражение благодар-ности природе за её дары.Славяне верили,что природа— живое существо,которое помогает человеку выживать. Поэтому 6 декабря люди старались отблагодарить её за помощь:На пороге дома оставляли немного еды (например, хлеба или каши) для духов природы.В лесу или на поляне оставляли угощения для животных — кусочки хлеба или зерно.Произносили слова благодарности или молитвы Велесу за защиту и поддержку.
Эти обряды символизировали связь человека с окружающим миром и его уважение к природным силам.Ремёсла и творчество.Для мастеров этот день был временем вдохно-вения. Считалось, что 6 декабря Велес-Мороз благословляет тех, кто занимается ремёслами или творчеством. Поэтому мастера старались посвятить часть дня своей работе: например, ткачи начинали новый узор на полотне, гончары создавали первый сосуд из новой партии глины, а кузнецы ковали мелкие изделия. Это было своего рода символическим началом нового этапа в их труде.Магические способности и благословение.Велес-Мороз считался не только покровителем зимы,но и источником магической силы.Славяне верили,что его благословение способно подарить человеку особую интуицию,способность предвидеть будущее или находить выход из сложных ситуаций.Именно поэтому 6 декабря люди обращались к Велесу с просьбами о защите, мудрости и удаче.Для этого проводились небольшие обряды:На пороге дома оставляли немного еды (хлеба или каши) для духов природы как знак благодарности.Зажигали свечи или лампады в честь Велеса.Произносили молитвы или заговоры на здоровье и счастье семьи.Связь с современным Дедом Морозом.Образ Велеса-Мороза стал одним из прообразов современного Деда Мороза. Его внешность — белая борода, тёплая одежда, посох— перекочевала в народные сказания и со временем трансформировалась в привычный нам образ доброго зимнего волшебника.Однако Велес-Мороз был не толь-ко дарителем подарков,но и строгим судьёй: он награждал только тех,кто действи-тельно заслужил его благосклонность.Итог.День Велеса-Мороза— праздник,который объединяет поколения.Он напоминает нам о важности семейных ценностей,уважения к природе и благодарности за всё хорошее,что есть в нашей жизни.Этот день полон тепла,несмотря на зимний холод,ведь именно в такие моменты люди собираются вмес-те и делятся радостью друг с другом."
  (ст."Встречали ли римляне древних славян?"!,Древний Мир История,2024) "Современные учёные датируют формирование славянских народов IV в.н.э.Однако до этого на их территориях уже проживали различные племена,оставившие след в архео-логии в виде Лужицкой культуры.Академик Б.А.Рыбаков отмечал:«Лужицкая культура представляла собой многоэтнический комплекс,включавший часть праславян,прагерма-нцев и некоторое количество итало-иллирийских племён,обитавших на южных террит-ориях».Под «южными территориями» он подразумевал побережье Адриатического моря, где ранее жили южные венеты.Название этого племени впоследствии дало имя городу Венеция.Историк VI века н.э. Иордан писал: «От истоков реки Вистулы на огромных пространствах проживает многочисленное племя венетов. Хотя сейчас их названия варьируются в зависимости от рода и места обитания, чаще всего их называют славянами и антами». Современная Висла и есть Вистула. Однако в античности венетами (или венедами) называли самые разные народы — от кельтско-иллирийских племён, обитавших на территории современной Франции, до германских венделов, также известных как вандалы.Учёный II века н.э. из Александрии Клавдий Птолемей называл Балтийское море «Венедским заливом», а Карпаты — «Венедскими горами». Римский император Волузиан, правивший в середине III века, получил почётный титул «Венетский» за свои победы над варварами в районе Поднестровья. Историк Тацит, описывая венедов, утверждал, что они живут по соседству с германцами и сарматами. При этом он относил их скорее к германцам, поскольку те вели оседлый образ жизни, в отличие от кочевых сарматов.Римляне и древние греки проявляли слабый интерес к праславянам, так как те населяли северные регионы, мало привлекавшие внимание средиземноморских народов. Учёный I века н.э. Плиний Старший лишь бегло упоминает земли к северу от Чёрного моря: «Рипейские горы и область, называемая Птерофорос — так её зовут из-за снега, падающего, как перья. Это часть мира, проклятая природой, погружённая в густую тьму. Здесь нет ничего, кроме морозов и ледяных ловушек аквилона (северного ветра)».Рипейскими горами Плиний, вероятно, называл Уральский хребет. Это название впервые встречается у Гекатея Милетского, жившего в VI веке до н.э., но точное их расположение не приводится.Например,античный врач Гиппократ писал:«Скифия лежит под созвездием Медведицы,у подножия Рипейских гор,откуда дует северный ветер».Эти мрачные земли мало интересовали древних греков,и о местном населении практически ничего не известно.Следы праславян в римских источниках обнаруживаются лишь фрагментарно. На «Карте Певтингера» («Tabula Peutingeriana»), римском дорожном атласе III-IV веков н.э., встречаются названия, которые можно связать со славянами: Bersovia (нынешняя река Брзава), Tierna (река Черна) и другие. Эти названия сосредоточены в среднем и нижнем течении Дуная, на землях венетов. В «Географии» Страбона (I век н.э.)упоминаются племена лугиев(лужичан),варнов(в честь которых, возможно, названа река Варнов в Германии),колдуев и мугилонов.Колдуи могли быть коледичами — одним из родов полабских сербов,а мугилоны— жителями области,где позже возник город Могильно.В 1767 году чешский монах-францисканец Прокоп Слобода записал легенду, рассказывающую о событиях III века.В 278 г.славяне,жившие в области Крапина, страдали от притеснений Аврелия, римского военачальника.Когда угнетение стало невыносимым, славянский вождь Чех вместе с братьями Лехом и Русом поднял восстание и убил Аврелия. Опасаясь римского возмездия, славяне переселились на север от Дуная, сделав эти земли своей новой родиной.Римский историк IV века Секст Аврелий Виктор писал, что император Проб, правивший с 276 года, приказал своим войскам и союзным племенам «засадить виноградниками Галлию, Паннонию и холмы Мёзии». Варвары, служившие в римской армии, возмутились тем, что их заставляют заниматься земледелием. В 282 году, когда Проб приказал им осушить болота возле города Сирмия в Паннонии, они подняли мятеж и убили его. Сирмий, нынешняя Сремска-Митровица в Сербии, находится рядом с областью Крапина. Легенда о гибели Аврелия Проба, хотя и изложена в народной интерпретации, совпадает по времени с реальными событиями того периода."


Рецензии