Диалектический материализм в современных условиях
Диалектический материализм - философское направление, базирующееся на материалистическом понимании диалектики Г. Гегеля. Основными идеями этого направления являются: первичность материального (объективного мира) и вторичность идеального (субъективного, мыслимого). Наличие двух противоположных систем мышления приводило к постоянному преодолению неизбежных противоречий. Основой учения послужили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, развитые Лениным и другими философами-марксистам. Энгельс был сторонником идеалистической философии, В СССР понятие обозначало теоретический аспект марксизма и использовалось КПСС для официального наименования советской философии в 1930;80-х г. Маркс является основателем материалистического понимания идеалистической диалектики Г.В. Гегеля. В этом он опирался на философский материализм Л. А. Фейербаха. («Тезисы о Фейербахе»). К. Маркс не использовал термин «диалектический материализм». В 1887 г. этот термин впервые употребил Иосиф Дицген в своей работе «Экскурсии социалиста в область теории познания». Это понятие использовалось Плехановым в работе 1891 г., посвящённой 60-летней годовщине со дня смерти Г. Гегеля, сохранив его непреходящую основу - первенство материального бытия. С точки зрения Энгельса «современный» материализм тем самым перестал быть философией и стал просто мировоззрением. В простых словах, диалектический материализм представляет собой понимание мира и общества через призму взаимодействия противоположностей и изменчивости, применяется в социальных науках. Критики этой теории указывают на неконкретность и отсутствие ясных определений в некоторых аспектах диалектики. Они предлагают различные культурно-исторические подходы к изучению развития общества и природы. Диалектика - не особая наука, подобная физике или логике, а встречается в диалогах при разных стилях человеческого мышления. Диалектика - это «искусство спорить в диалогах, вести рассуждения, используя метод аргументации, анализируя возникшие противоречия, обнаруженные в содержании другого мышления. На самом деле диалектика лежит вне плоскости противопоставления «науки – ненауки». Стиль мышления не является, конечно, наукой, точно также, как, скажем, реализм – это не произведение искусства, а другой стиль мышления сложившаяся уже в ХХ веке. В настоящее время диалектика сейчас почти забыта. Недавно неожиданно выявилось, что коммунизм - всего лишь сон, пусть и высокое, но все-таки очередное заблуждение человечества. Диалектика как специфическое социальное явление, то появляется на исторической сцене, то надолго исчезает. Как соотносятся между собою диалектическая логика с обычной или формальной, если они несовместимы. Видимо надо говорить о двух смыслах рациональности – диалектическом и формально-логическом. (Л1)
Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в трёх законах диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные:
количество - уровень бедности, социального расслоения, различные эконо-
миические показатели;
качество - общественно-экономическая формация;
мера - соотношение показателей, своеобразное равновесие.
Закон перехода количественных изменений в качественные применим не
только к физике, но и к развитию общества. Если кратко, то этот закон
отвечает на вопрос, «что» происходит.
2. Закон отрицания отрицания:
отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного
состояния в другое произошел после преодоления старого качества и
- 2 -
вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на пред-
шествющей ступени. Развитие скорее идет не линейным образом (по
прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние,
но на новом, более высоком уровне. Так историческое развитие может
проходить фазы восходящего развития и откатов назад, общая тенденция
все же восходящая. Если кратко – отвечает на вопрос, что новое отрицает
старое.
3. Закон единства и борьбы противоположностей:
основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Они
находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоот-
ношения противоположностей Г. Гегель назвал противоречиями. Это ко-
рень всякого движения и жизненности. Разрешение любых противоречий
представляет собой качественное изменение данного объекта, превращая
его в качественно отрицающий старый. Если кратко - отвечает на вопрос,
«почему» происходит развитие.
Диалектика - это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.
Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание - это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно. Так сложилась особая философская школа – диалектический материализм. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода современных метафизических буржуазных и реформистских теорий. (Л3)
Литература.
1. Википедия. Диалестический материализм. (https://ru.wikipedia.org/
wiki/Диалектический_материализм).
2. А.А. Ивин «Эволюция диалексической логики». Москва. 10.03.2010г.
3. Интернет. Picadu picadu Три закона диалектики Гегеля. Начни разби-
раться в происходящем.
Материал подготовил Львов Ю.М. 16.11.2023
Свидетельство о публикации №224121601582