Причины атеизма. Принадлежность к женщинам

Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа»
Н. А. Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»

А. Мень в своей книге «Сын человеческий» писал: «Для Сократа женщина была лишь тупым назойливым существом, а Будда не разрешал своим последователям даже смотреть на женщин. В дохристианском мире женщины чаще всего оставались молчаливыми рабынями, жизнь которых была ограничена изнурительным трудом и домашними заботами. Не случайно в одной из иудейских молитв были слова: «Благодарю Тебя, Боже, что Ты не создал меня женщиной...». Далее развивается мысль о том, как хорошо относились  к женщинам христиане.
Как это нередко бывает с верующими,  гражданин Мень не совсем точен. В дохристианские времена существовало множество народов,  живших в разных частях мира и придерживавшихся разных религиозных взглядов.  В Вавилонии положение женщин было лучше, чем в Ассирии, но хуже, чем в Древнем Египте. Кельтские женщины стояли наравне с мужчинами и обладали такими же правами; римляне с удивлением писали, что кельтам все равно, какого пола их вожди, и восстание под предводительством Боудикки показало, что кельты не были не правы. Кроме того, следует иметь в виду, что о многих народах прошлого мы  знаем только из описаний и хроник их врагов, а «черные легенды»  придумали не вчера.
Положение же женщин в авраамических религиях, к которым относится и христианство, оставляет желать много лучшего.
По Талмуду женщина  - рабыня своего мужа: "Все, что человек хочет делать с женой, он делает, - вроде как мясо с бойни". Удел женщины: девушкой - быть под властью отца, супругой - находиться под властью мужа. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод.
В христианстве  священники видели в женщинах лишь дьявольское искушение, подавляя естественные для любого живого существа инстинкты и желания. «От жены начало греху и тою все умираем» — вот главная идея, ставшая основой для всяких обвинений, обличений и даже поношений женской личности в русском обществе. Аскетическое монашество видело в женщине главный источник искушения мужчины. Для монахов и тех, кто находился под их влиянием, она была «дьявольским сосудом», а не чем-либо иным. «Неженатый думает, как бы угодить господу; женатый думает, как бы угодить жене», «лучше не жениться»  - христианские вероучители активно генерировали подобные «мудрости». Тут, правда, возникал интересный момент: если не будет «греха» - не будет потомства, не будет стада… то есть паствы. Кого будут стричь пастухи? Поэтому пастухи крутились, как ужи на сковородке: рожать надо, женщина «чадородием спасется»; но сношения – грех, после «спасительного» чадородия женщина осквернена, и должна проходить религиозный обряд «очищения». Ежегодно 15 февраля РПЦ отмечает праздник Сретения — день, когда «богородица», то бишь легендарная мать легендарного евангельского «сына божия», приходила якобы брать молитву очищения от своей нечистоты, вызванной чем? Рождением Спасителя. И хотя христиане и именуют деву Марию в молитвах «пречистой», но и она не избежала унижения по гендерному признаку и даже во время проповедей своего сына стояла только в стороне. До сих пор только младенца мужского пола поп вносит в алтарь, а девочку кладет на пол перед иконостасом около изображения «богородицы».
Новая система семейных отношений по православному ГОСТу была закреплена знаменитым сборником житейских советов и рекомендаций — «Домостроем», первая редакция которого была составлена в Новгороде Великом в конце XV — начале XVI века, а вторая вышла из-под пера попа Сильвестра, влиятельного советника и воспитателя царя Ивана IV. Сильвестр писал «Домострой», опираясь на Закон Божий и христианские традиции, создавая идеал семейной жизни для русского населения. Какие же советы давал отцу семейства этот именитый священнослужитель? Итак, всеми делами в доме занимается жена, но последнее слово всегда остается за мужем. Женщина по «Домострою» должна быть послушна и чиста, добра к мужу, трудолюбива и молчалива. Она не должна сплетничать, обязана общаться, с «кем велит муж», никогда не должна быть без дела — разве что только из-за болезни. За любое непослушание ее ждало наказание от главы семейства — например, порка плетью. Развод по желанию женщины полностью исключался, при этом измена мужа жене тяжким грехом не считалась. Несмотря на то что во всей полноте своей реакционности и убожества «Домострой» никогда не был осуществлен, бесправное и унизительное положение женщин сохранялось на протяжении многих веков, усугубляемое и одобряемое церковными властями. Уже на рубеже XVII – XVIII веков патриарх Адриан издает послание «Ко всем православным о небритии бороды и усов», в котором разъясняет, что Бог израстил мужам бороды как начальникам над женами, несовершенными и подначальными. И жена, «видя мужа своего красоту, а себя лишенной этой красоты и совершенство, да будет смиренна всегда и покорна». Замечательная логика: борода – это красота, и по отношению к бородатым следует проявлять покорность. Почему  РПЦ не проявляет покорность по отношению к бородатой Кончите Вурст?  Интересно, что современная православная церковь, судя по всему, согласна с Сильвестром и ему подобными: в конце 2010 года председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин заявил, что женщины своим вызывающим видом и манерами провоцируют мужчин на изнасилование, — так что идеалы «Домостроя» продолжают жить в умах и сердцах православной братии. Ислам использует, в принципе, те же идеи, что иудаизм и христианство. Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них». Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. Ибн Умар рассказывал, что пророк сказал: «О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня - это вы» На вопрос одной из женщин о причине, он сказал: «Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас». Согласно другому хадису, «пророк сказал: я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины». Женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может. В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: «увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их» (Коран 4:34). Высшим идеалом мусульманской семьи является безусловная подчиненность жены мужу. В качестве основной цели брака выступает произведение «законного потомства», поэтому невеста часто не присутствует при составлении брачного контракта и не видит нареченного до свадьбы, поскольку оценивается как «товар», по своей репродуктивной способности. Иначе говоря, мужчина (будущий муж) покупает у другого мужчины (отца невесты) способность женщины рожать, выплачивая за это «махр» – выкуп. Рождение дочери, а особенно нескольких дочерей подряд, считается достаточным основанием для развода или дополнительного брака. Одним из наиболее дискриминирующих предписаний относительно женщины является ношение ею специального покрывала (хиджаба) и домашнего затворничества. Хотя требование сокрытия «искушающего мужчину тела» в уродливые одежды – паранджу, чачвану, чадру, яшмак, - не является специфически исламским нововведением и возникает у многих народов в период установления патриархатного права, именно Коран сохранил и закрепил этот обычай в форме «священного слова». «Вторичность» женщины по отношению к мужчине, подчиненная роль, изуверство и бесправие на «том» и на «этом» свете отличает все авраамические или т.н. традиционные религии.
Примеры, приведенные в предыдущих частях моего эссе, равно как и многие другие, которые примеры, которые предъявляет внимательному наблюдателю жизнь, не оставляют сомнений в том, что эти замечательные теоретические рекомендации приверженцы «добрых и мирных» религий стараются  исполнять на практике.  Но этому препятствует целый ряд причин: стремление самих женщин жить по-человечески, а не по-рабски; любовь некоторых мужчин к свои женам, дочерям, подругам, побуждающая этих мужчин поддерживать любимых (как уже говорилось выше, любовь для церковников - зло); стремление к справедливости, свойственное иногда людям любого пола; но в первую очередь изменение социально-экономической структуры общества приводят к тому, что идеалы религиозной мизогинии все реже воплощаются в жизнь. Усиление свободы женщин вызывает дикую ярость у патриархалов, потоки словесного поноса в  адрес «клятых фемок», продавливание антиженских законов и практик. Насколько успешной будет эта контрреволюция? Увидим.
В этих условиях самым странным и неприятным лично для меня является то, что среди приверженцев авраамических религий много женщин. Эта самоненависть отвратительна. Причины её, по-видимому, в следующем.
1. Века отрицательной селекции. На  протяжении многих поколений умных, уважающих себя женщин гнобили и уничтожали, в том числе физически. В мусульманских странах этот процесс идет до сих пор. Выживали наиболее холопствующие особи, которые стремились транслировать свои холопские установки даже тогда, когда не помогали, а скорее мешали выживать.
2. Униженное положение женщин и многопоколенческий отрицательный отбор привели к тому, что уцелевшие особи стремились к психологической компенсации за счет  других женщин: дочерей, невесток, просто молодых дам. Холопка пресмыкается перед любым яйценосцем, даже если он малолетка и полное ничтожество, но радостно гнобит любую девушку, даже собственную дочь. Есть один пусть приподняться в женской иерархии: родить сынАчку.  Христиане создали культ «богородицы», мусульмане гундят: «мир лежит у ног матери». Добавим: матери  мужчины.
3. Женская мизогиния озлобляет  девочек; они стыдятся  себя и начинают кривляться перед мужчинами: «я не такая – я другая; я теток не люблю, хихи; я с мальчиками дружу, хихи». Шутка юмора заключается в том, что сколько бы такая самоненавидящая особь не кривлялась и не пыталась «возвыситься», унижая других женщин, член у неё все равно не вырастет. Борода, скорее всего, тоже. В глазах «мальчиков» она все равно останется существом низшим. А значит, самоунижение не только отвратительно выглядит , но и непрактично.
4. Поскольку женщинам труднее реализоваться в патриархальном мире, отомстить за обиду, добиться своих целей – возникает чувство бессилия. И хочется надеяться на то, что если не в этой, то в иной жизни обидчики будут отомщены, страдания вознаграждены, мечты исполнены. Так и мужчины мечтают об «иной жизни», создавая фантастические произведения, где герой не похож на бессильного автора, а является сверхчеловеком. «Мне отмщение, и аз воздам», «есть  высший суд, наперсники разврата, он недоступен звону злата» - фантастика несчастных .Религия – это утешение, опиум  не только в смысле наркотика, но и в смысле болеутоляющего вещества  - в 19 веке, когда К. Маркс сформулировал свою знаменитую формулу, настойка опиума («лауданум»), была общепризнанным успокоительным и снотворным средством. Здоровому человеку не нужны лекарства, психологически благополучному – не нужна религия.
Впрочем, по мере ослабления патриархального гнета и усиления самоуважения у женщин они начинают понимать гнусность религиозной мизогинии. Некоторые  наши соотечественницы прямо пишут, что ушили или хотят уйти из православия из-за антиженской идеологии; американские социологи сообщают, что  в из стране падает процент верующих  женщин по отношению к верующим вообще;  даже в мусульманских странах женщины выступают если не против религии, то  против наиболее энергичных проявлений религиозной дикости. Участь этих смелых дам часто бывает страшной.
Как и участь Дж. Бруно или К. Лещинского.


Рецензии