Кетские религ. термины в мнг. и нах. -даг. яз
Азиатских гуннов (Hsiongnu) и гуннов Аттилы ( Европ. гунны) ряд учёных видят разными группировками. Одни объединят европ.группу с азиатскими гуннами, а другие отделяют их друг от друга. Причина разногласий - культура. У азиатов она считается высокой. Ей было присуще изящество, у европейцев же обнаруживают грубость и примитивизм. Не совпадают и причёски. Наиболее известные захоронения азиатов (хунну), из которых был поднят богатый материал - Ноин- Ула и т.н. "плиточные могилы" ( Внутри. и Внешняя Монголия, Забайкалье, Синцзян). В одних захоронениях хунну обнаружены абсолютно европеоидные лица, в других монголоидные. Есть и смешанные образцы.О внешности азиатских гуннов судить легко, так как обнаружены не только черепа, но и посмертные золотые маски. Среди части монголоидных черепов этой группировки заметен американоидный облик, т.е. они схожи с сев.-американскими индейцами. Первый дошедший до нас доказанный акт геноцида на расовой почве- истребление китайцами гуннов (Hsiongnu) как лиц с "возвышенными переносицами"
Для европейских поздних гуннов характерно сильное влияние вост.германцев. Имена, одеяния, оружие и даже язык межплеменного общения - всё это у них явл. готским. Золота у европ. гуннов было так много, что они покрывали золотом буквально всё, даже деревянные изделия.
Есть учёные считающие, что герм. национальный символ - Reichsadler (имперский орёл) получил распространение от готов под влиянием не римлян, а гуннов. В Дагъестане известны т.н. Прикаспийские гунны (хоны). Армянские источники не знают никакого Дагъестана, а всё что к северу от Дербента именуют "странами хонов", сам же дербентский проход у них "Стражи хонов" (honeri pahak). Выдающийся исследователь Кавк. Албании Тревер писала про них, что эти "хоны известны давно и они кавказцы". В кетском ХУН, ХУНЬ "склон (горы, яра)": ав. ХЬВАН "луг", ХЬОН, ХЬВАНИ- "теневая сторона (горы)", чеч. ХЬУН "лес".
Шумер. A.ZU "хозяин". Заимствовано в аккадский - ASU.
КЕТСКАЯ ЛЕКСИКА
ЕСЬ "бог"; "небо, погода".
ЕСЬК.АЙ "пасмурно, облако, туча".
ЕСЬ, ЕСЬСЕЛЬ "дикий", ЕСЬКА "на воле".
ЕСЬКАНЬ "царь".
Перед нами оживают архаичные религиозные воззрения языковых предков нахско-дагъестанских народов: ав. диал. ГIАСИ-яб "отличный, качественный" ( на деле "дикий, зверинный"). С этой темой соотносимо ЕСИ,ЕСУ "хозяин" в лезг. языках и числительное "девять" в мнг. языках.
Ав. АС (ъАСС) "авторитет, достоинство", лак. АС "честь, совесть, благородство; имя бога-громовежца). Далее следует внушительный список лексем со значением "энтузиазм", "туман, непогода, облако" и пр. в нахско-дагестанских языках, приведённое в работах Старостина С.А. Весь этот лексический материал он объединяет с кет. ЕСЬ "Бог". Он высказал мнение, что это ОБОЖЕСТВЛЁННОЕ НЕБО, причём оно связано с дыханием человека. То есть древние рассматривали дыхание как явление имеющее отношение к небу, непогоде и облакам. Это якобы те силы,которые внутри нас. Они проводили параллель между дыханием человека и небом. И небо их было одушевлённым,
Мы идём дальше Старостина С.А. и включаем в этот список германо-скандинавских "асов", которые вообще не имеют никакой индоевропейской этимологии. В Саге об Инглинган "земля асов" восточнее Дона. Это ASGARD, ASAGARD- "круговая ограда асов". Согласно саге об Инглингах Асгард - как поселение восточнее Дона, так и небесная обитель. Никакого отношения к осетинам не имеет (этноним "овс" от иран. aurusa). Но сама сага всё же поздняя. У греков Азия начиналась восточнее Дона. Эта территория в своё время попала в поле зрения готов. Остальные германцы (вандалы, тайфалы) копировали их сказания. Поэтому ценность Саги об Инглингах минимальная
МОНГ. ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Халха-мнг. ЁС(он) "общепринятое правило, закон, обычай, этикет", ёс дагах "следовать обычаю", Албан ёсны "официальный", ёс журам "порядок, мораль, нравственность". Дагур. ЁС "справедливость, закон, правило, этикет", ёсулгу "отдавать честь, салютовать".
Всё вышеприведённое и есть духовное наследие мира азиатских гуннов (Hsiongnu), а не то, что нам преподносят в качестве гипотез и глупых статей.
Всё что связано с Есем в нахско-дагъестанских языках - наиболее архаичный пласт дошедших до нас религиозных представлений. Можно сказать - дно. Глубже уже ничего нет.
Вне всякого сомнения то, что фиксируется в нахско-дагъестанских, кетском и монгольских языках обязательно должно было быть представленным у азиатских гуннов ( Hsiongnu). Здесь ни малейших сомнений нет.
В пользу того, что германо- скандинавские асы имеют отношение к кетскому ЕСЬ говорит и наличие гаплогруппы Q среди скандинавов. Данная гаплогруппа заметна среди шведов. И она считается типичной для кетов. Это - Карасук, та самая археол. культура, в которой видят прообраз позднейших Hsiongnu
Свидетельство о публикации №224121600227