Мясоедовская улица Одесса
Свое современное название улица получила 5 июля 1841 года, благодаря имению одесского мещанина Дементия Мясоеда. Дементий Мясоед владел на улице также пивным и квасным заводами. Так, существует документ от 2 февраля 1835 года
«о покупке имения, принадлежащего одесскому мещанину Дементию Мясоедову, заключающегося в пивном и квасном заводе с принадлежащими оному пристройками, состоящего в IV части, — предместье Молдаванка».
Имение Мясоеда (также указывается как Мясоедов) строил Никифор Черкунов,
тогдашний известный городовой архитектор IV части города.
Точное расположение этого имения неизвестно, однако 3 марта 1853 года
указывается, что «Дом Мясоедова на Молдаванке, Тираспольская улица у
Черепенникова моста».
Черепенников мост через Порто-Франковский ров находился на месте современного Прохоровского сквера напротив ул. Большой Арнаутской, то есть не на Мясоедовской, а скорее на Прохоровской.
История улицы тесно связана с созданием Еврейской больницы (теперь — Городская клиническая больница № 1. В конце 18— го века в Одессе существовало еврейское общество наведывания больных — «Бикур-холим». Расширяя свою деятельность, общество создало в 1802 году больницу (Хекдеш) на 6 коек, которая размещалась в Карантинной балке. Уже за год существования больница расширилась до 20 коек. В 1829 году больница купила имение на Молдаванке. Здесь разместили 60 коек, а штат состоял из врача, цирюльника, кухарки, прачки, дворника и нескольких служителей. Имение, где была размещена больница, находилось именно на пересечении современных улиц «Мясоедовской» и Богдана Хмельницкого, которая тогда получила название Госпитальной. В 1866 году часть улицы Мясоедовской, от Прохоровской до Болгарской, сменила название на Еврейско-Больничная, благодаря Еврейской больнице, находившейся здесь на перекрестке с ул. Госпитальной. В 1870 году этот же участок переименовывают в Госпитальный переулок, но на практике название «Мясоедовская» используются для всей улицы от Треугольной площади и до Болгарской (улицы Мечникова тогда не существовало, на её месте вдоль стены кладбища проходила правосторонняя застройка ул. Старопортофранковской).
В 1928 году название улицы изменено; её назвали в честь еврейского писателя Шолом-Алейхема, который проживал на этой улице с 1860 года.
Историческое название, «улица Мясоедовская», было возвращено на период с 19 ноября 1941 года по 14 апреля 1944 года.
Окончательное возвращение исторического названия состоялось 15 мая 1995 года.
«Мясоедовская улица» — песня, посвящённая улице и многократно перепетая многими исполнителями и группами.
Песню стали распевать всюду, хотя официально ее власть не одобряла. А вскоре она вообще вышла за пределы Одессы, и каждый исполнял ее по-своему.
Мясоедовская
Есть у нас в районе Молдаванки,
Улица обычная, друзья.
Старенькие дворики,
подметают дворники,
Что б сияла улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская милая моя.
Были годы, здесь бродил Утесов,
Под гитару песни пел свои.
А когда создал он джаз,
То исполнил в первый раз
Песенку, про улицу мою.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская милая моя.
Конечно, про Япончика все знают,
Хоть, он на Мясоедовской не жил.
Прошлое ушло давно,
Вместе с старым миром,
Но и он по нашей улице ходил.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская милая моя.
Есть на этой улице больница
Все ее "Еврейскою" зовут,
Я желаю вам друзья,
Не бывать там никогда,
Пусть наши враги туда идут.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская милая моя
Предложили мне сменить квартиру,
С чудесным видом на Москва-реку,
Я согласен на обмен,
Лишь прошу учесть момент,
Только вместе с улицей моей.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская улица моя.
Улица, улица, улица родная,
Мясоедовская милая моя.
Мясоедовская милая моя!
Первоначально в песне было 4 куплета, потом обрастала новыми. Песня создана в Одессе в 1960-е гг., но единого мнения об обстоятельствах создания и авторе нет. При этом все сходятся на том, что написана она экспромтом в ресторане «Тополь», который находится у истоков улицы Мясоедовской, для ресторанного оркестра. В сборнике «Шел трамвай десятый номер» // СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005. — указано, что слова написаны несколькими одесскими музыкантами около 1968 года, а в основе мелодии лежит песня «Гармошка», исполнявшаяся Петром Лещенко в 1930-е годы.
Активно дискутируются две версии авторства. Согласно одной, текст написал поэт и инженер Морис Бунимович, сидя в «Тополе» за бокалом алиготе.
По другой, песню сочинил кларнетист Михаил Блехман, руководитель ансамбля «Гномы»: по его собственным словам, он написал текст и приспособил к нему
мелодию песни «Парамела».
Причем, и Блехман и, согласно воспоминаниям, Бунимович, говорили, что они написали песню вместе с музыкантами ресторана «Тополь» — то есть не претендовали на единоличное авторство.
Свидетельство о публикации №224121600429