Десять марок
- А ну-ка собрались все, поправили свои напомаженные юбочки и улыбнулись! – Приговаривал старик, когда слышал звон колокольчика. Фраза, которую он произносил бесчисленное количество раз, и для кого-то то был последний.
Очередной звон колокольчика принес с собой зимний свежий ветерок и маленький ураган снежинок под ногами, которые тут же превратились в маленькие капельки воды. В помещении было очень тепло, растопленный в подвале котел грел на совесть, да и хозяин никогда не жалел дров для «подкормки».
- Добро пожаловать, господин!
- Здравствуйте, дайте вон ту, самую крайнюю на верхней полке.
- О, прекрасный выбор! - Просиял старик и полез на лестницу, чтобы дотянуться. - Всегда улыбайся и радуй глаз, не забудь. – Шепнул старик напоследок.
- Сколько с меня?
- Десять марок, господин.
Мужчина в шерстяной шинели с красивыми усами, завитыми кончиками чуть ли не к носу, отдал старику 10 марок. Старик хотел было упаковать покупку, но мужчина отказался и старику оставалось лишь помахать им вслед рукой.
- Будь счастлива, моя дорогая.
Колокольчик на двери снова звякнул и все внутри снова притихли. Что же это за странное место такое, спросите вы? Что же именно купил мужчина и кому старик давал последние наставления?
Так вот, на двери в магазинчик висела вывеска «Антикварная лавка Ульбрихт». Старик и по совместительству владелец не только обожал что-то коллекционировать и знал толк во всяких безделушках, так ещё и мастером был, игрушки мастерил. Но больше всего он обожал делать фарфоровых кукол. Года неслись вперед, не бог весть с какой скоростью, но мода на кукол никуда не девалась. Было бы желание создать, а покупатель всегда ведь найдется, верно? Как и сегодня.
На следующий день в магазинчик заглянул ещё один мужчина, сопровождаемый звоном колокольчика, но он выглядел по-другому. В нём не было той уверенности, как в предыдущем. Он переминался с ноги на ногу, где-то с полминуты, оглядывая полки.
- Вам что-нибудь подсказать, господин? – Старик добродушно улыбнулся, наблюдая за молодым мужчиной, одетым в весьма, казалось бы, прохладную куртку. В руках мужчина сминал шапку, а на ногах у него были сильно изношенные ботинки.
- Здравствуйте. Мне…я, - мужчина запнулся на выборе местоимения, - мне нужен подарок для дочери. У меня есть только 10 марок и мне сказали, что вы делаете игрушки. Вот я и пришел. Но, наверное, в такую цену у вас ничего нет. Зря я…
- Подождите, у меня кое-что для вас есть.
Старик снова залез на деревянную лестницу, чтобы добраться к самой верхней, той самой, полке. Протянув свою сморщенную от старости руку, старик достал куклу, точно такую же какую продал вчера мужчине в шерстяной шинели. Единственное отличие кукол было платье, а точнее его цвет. На той, что он продал вчера было сиреневое, а на этой малиновое.
- Будь счастлива, моя дорогая. – Прошептал хозяин магазинчика и наконец-таки спустился.
- Десять марок?! Такая красота и всего за 10 марок? – Удивленно вопросил мужчина, беря куклу в руки, как самое редкое сокровище на свете. Его взору представились золотистые кудри, голубые глаза и белоснежная фарфоровая кожа, румяные щечки. Мужчина на миг представил, как сильно обрадуется его пятилетняя дочурка, которая даже и мечтать не смела о таком подарке.
- Ценность ведь не в деньгах, правда? Таких я делал всего две в память о моей собственной дочери, поэтому я не посмел бы…продать их дороже.
Старик улыбнулся на этот раз немного грустно, вспомнив свою дочь, которая так сильно обожала собирать целые чаепития для своих фарфоровых подружек. В далеком детстве, задолго до начала войны.
Мужчина понимающе кивнул и молча отдал свои последние 10 марок. Радостный, он выбежал из магазинчика, сопровождаемый очередным звоном колокольчика.
Прошло несколько лет, ах, нет, прошло несколько десятков лет с тех самых пор и куклы снова встретились.
Но как?
Наверняка спросите вы, ведь так?
На одном из аукционов, устраиваемых на протяжении стольких веков, и в 21 веке в том числе. И вот они сидят, снова на одной полке, рядом, и им есть что обсудить. Одна всё так же в своём малиновом платье, казалось бы, совершенно не изменилась с того последнего дня в магазинчике. У неё все такие же румяные щечки, улыбка и голубые блестящие глаза. Но вот та, что была в сиреневом платье, словно потускнела.
- Меня купила очень богатая семья. Их дом был таким огромным, меня переодевали в такие дорогие платья, ты даже не можешь себе вообразить! – Говорила та, что в сиреневом.
- Ох, да? Но дорогая, почему же ты тогда так несчастна?
- Что? О чем ты говоришь?
- Твой фарфор потускнел, а щечки больше не румяные. Что произошло?
- … - Кукла в сиреневом молчала.
- Моя семья была бедна, на мне было всегда только одно единственное платье, как видишь, я и сейчас в нем. – Кукла в малиновом улыбнулась, вспоминая первую встречу со своей новой хозяйкой, как пятилетняя маленькая девочка плакала и обнимала её, как благодарила папу и как каждый день укрывала её одеялом, кладя к себе в кровать.
- Через месяц тот мужчина купил своей дочери ещё одну куклу, а потом ещё и ещё, я была заброшена в чулан вместе со старыми игрушками, надоевшими игрушками. – Наконец-таки призналась кукла в сиреневом. Она никак не могла понять, как же так произошло? Почему её подруге так повезло и, казалось бы, не повезло? То есть, должно было быть наоборот, так? Ведь это она попала в богатую семью, ведь это на ней каждый день менялись платья, так почему же её фарфор должен был потускнеть?
- Почему..? – Задала вопрос кукла в сиреневом.
- Потому что за меня отдали последние 10 марок, последние, что у него были.
- Что? За меня ведь тоже отдали 10!!
- Но в кармане у него лежало намного больше, чем 10, не так ли?
- Да, но наша цена была 10, с чего бы ему отдавать больше?
- Дело не в цене, дорогая. Дело было в ценности. У 10 марок может быть разная ценность, хоть и весят, и выглядят они одинаково.
Свидетельство о публикации №224121600563