Фостин и прекрасное лето
И сегодня я хотел бы представить картину французской режиссерки Нины Компанеец «Фостин и прекрасное лето» вышедшую на широкий экран в январе 1972 г. Фильм также примечателен тем, что в нём снялись две будущие звезды французского кино: Изабель Аджани (премия «Сезар» за лучшую женскую роль в 1982, 1984, 1989, 1995, 2010 гг.) и Изабель Юппер (премия «Сезар» за лучшую женскую роль в 1996, 2017 гг.)
«Фостин приезжает на лето к своему деду в деревню, где знакомится с большой семьей соседей. Мальчишки-ровесники сразу начинают ухаживать за юной красавицей, но она сама влюбляется в мужчину, который гораздо старше ее».
Мнение после просмотра.
Пан был соседкой своею, был Эхо пленен; но в Сатира
Эхо была влюблена, а Сатир помешался на Лиде.
Столько же Пан распалялся от Эхо, как Эхо — Сатиром.
Лидой — Сатир. Чередом разжигал их огнем своим Эрос.
Но и насколько же каждый влюбленного сам ненавидел,
Столько ж любимому был ненавистен; терпел по заслугам.
Все это я говорю в поучение тем, кто не любит,
Тех, кто вас любит, любите, чтоб были, любя, вы любимы.
Я не зря процитировал буколическую поэзию Мосха Сиракузского. Пасторальная идиллия беспечной дачной жизни несомненно найдет мгновенный отклик в сердце любого жителя средней полосы России. Каждый год, развалясь по-сибаритски в освежающей тени зеленого дуба (правда без златой цепи на нём), хитро щурясь на затягивающую синь безоблачного неба и грызя сочную травинку (не забывая об анафилактическом шоке, от которого около десяти лет назад чуть не окочурился), я частенько припоминаю строки Ивана Алексеевича Бунина:
Сладкие мечты даешь ты, боже!
Кто не думал, глядя в лунный свет,
Что тайком придет к нему на ложе
Девушка четырнадцати лет!
Беспечные летние дни будоражат воображение. Дарят жизнь нескромным надеждам, и, без всякого сомнения, являются впечатанными в нашу дезоксирибонуклеиновую кислоту отголосками Эдема, который наши прародители так бездарно проеб… Променяли на относительно короткую, но полную благородного риска и забавных приключений, человеческую жизнь, от неисповедимых поворотов которой даже у Создателя от удивления лезут на лоб всевидящие глаза.
Но не будем упоминать Его всуе, а вернемся к картине. Признаюсь откровенно — я был просто очарован этим фильмом. Скромное обаяние и слегка грубая красота Мюриэль Каталы (Фостин), изумительнейшая операторская работа Гислена Клоке (получившего заслуженный «Оскар» в 1981 г., за лучшую операторскую работу над картиной Романа Полански «Тэсс»), музыка Листа, Штрауса, Шумана, Чайковского в ненавязчивом саундтреке, стихи Верлена в задумчивых монологах – я действительно пожалел, что под рукой, как это и бывает в подобных случаях, нет бутылочки винтажного левобережного бордоского вина, кою, без сожалений, я бы откупорил.
- Уже встала?
- Да! И я голодна, голодна, голодна.
- Это прекрасно.
- Мне нравится этот хлеб. Он пахнет землей и солнцем.
- Да, хлеб — это пища на все времена. Хлеб — это земля и человек в совершенной гармонии.
Спешу разочаровать маргинальных знатоков искусства, наделенных способностью оценивать любое противоречивое произведение либо исключительно сквозь ширпотребную трактовку выпущенного издательством «Олимпия Пресс» в 1955 г. романа Набокова, либо с бюрократической угодливостью сторонников всюду следовать кривой букве dura lex, sed lex, даже если здравый смысл вопит от идиотизма напыщенных проповедей доморощенных Савонарол в костюмах от Brioni.
История, рассказанная Ниной Компанеец, не о несчастном вдовце, незаурядный интеллект которого попал под иго подростковых чар двенадцатилетней профурсетки, напротив, это искреннее любопытство игривого котенка, с замиранием следящего за резвящимися на цветущем лугу жеребцами. Впрочем, говоря о цветущем луге в данном контексте я снова осмелюсь обратиться к античным авторам (Hymn. Hom. Cer. 6–14; Sappho fr. 2 V; Mimnermus Fr. 1.4 W; Euripides, Hippolytus 77).
- Ты всегда хочешь поцеловать меня?
- Помимо прочего. Но сейчас я хотел бы сделать кое-что иное.
- Что же?
- Сейчас я хочу пробежаться рукой по твоей коже.
- Так сделай это, если хочешь.
- Ты издеваешься надо мной?
- Нет.
(Жоакин касается губами обнаженной спины Фостин)
- Я не говорила, что ты можешь целовать мне спину!
***
Инцестуально-богемный адюльтер под крышей дома, к которому так тянет Фостин, оставляет чувственные царапины и на зеркале её души. Сначала в грезах, затем в робких словах, а после в нежных прикосновениях, девочка отдаёт вечную, прекрасную дань шаловливому Эроту, поразившего золотой стрелой её жаждущее ласки сердечко.
- С нашей первой встречи я слишком много думал о тебе.
- Скажите еще раз. Я чувствую, как кружится голова. Я еще никогда и никому не позволяла целовать меня. Вы первый.
- Почему?
- Потому что, похоже, вы будете говорить со мной, слушать, что говорю я, будете учить меня всему, чего еще не знает юная девушка, и еще, потому что я знаю вам понравится всё то лучшее, что есть во мне, а не только то, что видит глаз. Так и будет.
- А почему ты уверена, что все так и будет? Мы ведь даже незнакомы.
- А почему кто-то верит в подобные вещи? Не пугайте меня. Скажите, что я не ошиблась.
- Я не знаю… Я не знаю, тот ли я человек. Но не говори больше ничего.
И на нетронутом «взрослыми» ложью и цинизмом розовом листе юности, аккуратным девичьим почерком, чернилами цвета невинности, Фостин начинает писать свою первую повесть.
О первой Любви.
Восемь баллов из десяти.
P. S. По моему скромному мнению, любителям и ценителям русской классики эта картина должна непременно понравиться.
P. P. S. Перефразируя Фонвизина: «Avouez, не имел ли ты коннесансу с какой юной француженкой?» единственным моим ответом на этот, якобы безразлично веселый, а на самом деле завистливо ревнивый, вопрос может быть только: «Увы, мон шер ами».
Свидетельство о публикации №224121600071