Ассистент
------
– Ух ты! Как красиво!
Артем ничуть не кривил душой, любуясь фотографией, которую Катя ему показала.
Ее точеный профиль выглядел так, словно его ваял сам Микеланджело, а растрепанные ветром волосы, которые подсвечивало заходящее солнце, образовывали вокруг ее головы сияющий нимб, подчеркивающий воздушность образа. Несколько выхваченных в полете чаек дополняли картину, словно играя роль парящих вокруг девичьей головы херувимов.
– Как же тебе удалось такой шикарный кадр поймать?! – Артем уже давно увлекался фотографией, и прекрасно знал, каких усилий и жертв порой требует, казалось бы, случайный удачный снимок.
– Это все Ассистент! – усмехнулась Катя, забирая у него смартфон. – С ним любой может настоящим Мастером стать!
– Ассистент? – нахмурился Артем. – Это кто такой?
– Вот, «ФотоАссистент», – Катя продемонстрировала ему экран с галереей приложений и процитировала соответствующий рекламный слоган: – Интеллектуальный помощник фотографа, позволяющий даже начинающему любителю сделать почти идеальный снимок.
– Прога, что ли? – Артему, по работе постоянно имеющего дело с компьютерами, сама мысль, что какая-то железяка соображает в прекрасном даже лучше него самого, казалась ему чуть ли не оскорблением. – Она Суриковку закончила, да?
– Зря ты так! – недовольно поморщилась его подруга. – Люди… то есть программы тебе помочь пытаются, а ты ворчишь! Сперва сам попробуй, ну а потом, если не понравится, то критикуй, но уже со знанием дела, а не просто так, ибо не доверяешь. По-стариковски ворчать-то все горазды…
– Ладно, не горячись так, я ж не со зла, – он примирительно поднял руки перед собой. – Но чем именно банальная программа может помочь мне в создании шедевра?
– Где ты, и где шедевры?! – на Катином лице отразилось искреннее страдание. – Ты ведь даже обычный кадр на трети разделить не способен! К чему ты придираешься?! Ты попробуй сперва, благо первые несколько снимков бесплатны, а потом уж рассуждай.
– Хорошо, хорошо! – поспешно согласился Артем. – Как там прога называется-то?
– Говорю же – «ФотоАссистент»! Буквально на этой неделе обновление вышло с кучей новых опций.
– В которых мне теперь еще год разбираться нужно…
– Ой, да брось! – отмахнулась Катя. – Там все устроено предельно просто. Ты либо сам говоришь, какой именно результат хочешь получить, после чего тебя берут за ручку и по шагам к нему ведут, либо наводишь камеру на какую-то сцену, а Ассистент подсказывает тебе, как лучше построить кадр. Он даже может сам сделать снимок, подгадав удачный момент, как в моем случае.
– И что же он там у тебя подглядывал? – в угрюмом голосе Артема сквозила самая настоящая ревность. Пусть даже к приложению для смартфона. – В смысле, подгадывал?
– Я просто сказала ему, что хочу сделать портрет на фоне заката, ну а после он уже говорил мне как встать, куда повернуть голову, и мы вместе с ним ждали подходящего порыва ветра, чтобы все получилось идеально.
– И чаек приманивали?
– Ну, он же собирает итоговый результат из нескольких дублей, – Катя пожала плечами. – Птичек он уже задним числом предложил добавить, и я согласилась.
– То есть вы все же сжульничали?
– Разве что самую малость. В принципе, полученное фото и без них смотрелось шикарно. Так что не ворчи. Вместо этого лучше сам попробуй! – девушка помахала своим телефоном. – Глядишь, с его подсказками ты потихоньку и собственные шедевры создавать наловчишься.
Погода на следующий день выдалась просто замечательная – ярко светило солнце, с моря дул легкий ветерок, а бескрайнюю небесную лазурь нарушали лишь редкие комочки полупрозрачных облачков. Не имея на день каких-то особых планов, Артем решил прогуляться на побережье, попробовав попутно поймать в объектив что-нибудь любопытное. Парочка белок, да несколько птиц, слетевшихся на предложенные им семечки, разумеется, нисколько не претендовали на лавры «Nature Photographer of the Year», но Артема больше увлекал сам процесс охоты за подходящим кадром, отнимавший подчас весьма немало времени.
Ну а если порекомендованное Катей приложение способно данный процесс хоть немного упростить и ускорить, то почему бы и не попробовать?
Несколько движений пальца – и в иконостас прочих приложений добавилось еще одно со снисходительно подмигивающим объективом на логотипе. В наушниках послышался приятный женский голос, представившийся Алирой, который благодарил его за выбор данного приложения и суливший достижение невиданных творческих высот с его помощью.
Справедливо рассудив, что хвалебные речи он дослушает, и все премудрости освоит уже на месте, Артем оборвал поток дифирамбов, сунул телефон в карман и вышел из дома.
Начать он решил с простого. Загибающаяся далеко в море длинная песчаная коса, обрамленная росшими на берегу соснами, предоставляла массу возможностей для съемки живописных пейзажей. У Артема в галерее уже имелось несколько довольно неплохих снимков, но ему было интересно, что здесь предложит Ассистент.
Он достал телефон и запустил приложение, которое сразу же поставило его перед выбором режима работы – «новичок» или «профи». В душе у Артема взыграла гордость, он вовсе не горел желанием выслушивать советы типа «вы молодец, и выбранный вами пейзаж прекрасен, но для начала снимите крышку с объектива», или выслушивать долгие лекции на тему пресловутого деления кадра на трети, а потому выбрал режим «профи».
Далее, как ранее Катя и рассказывала, Алира предложила ему варианты сотрудничества – подбор композиции под сформулированную задачу или же советы по улучшению выбранного кадра. И вновь Артем выбрал второй вариант, поскольку полагал, что базовыми понятиями о гармонии и композиции он все же обладает, а потому в банальных подсказках на каждый чих не нуждается.
Солнце уже клонилось к закату, что предоставляло массу возможностей для экспериментов. Артем уже давно присмотрел одну наклонившуюся сосну, которая позволяла, подобрав удачную позицию для съемки и дождавшись подходящего момента, поймать светило в своеобразную «пасть», образованную стволом дерева и изгибом песчаной косы. Получалось что-то вроде пресловутого крокодила из известного стихотворения Чуковского. Сделав последовательно несколько снимков, можно было изобразить, как солнце проваливается в глотку ненасытной зверюги.
В будний вечер народу на берегу гуляло немного, и Артем без особых помех нашел удачное место, чтобы реализовать свой замысел. Он уже неоднократно это пробовал, но полученные результаты его не устраивали, и он полагал, что с помощью Ассистента сможет, наконец, добиться желаемого.
Присев на корточки, Артем включил фотокамеру, наведя ее на выбранный объект съемки, и почти сразу же в наушниках послышался тяжкий вздох Алиры.
– Горизонт завален, – сухо констатировала она.
– Что?.. – слегка опешил Артем. – Но ведь именно в этом и смысл! Солнце должно словно скатываться крокодилу в пасть!..
Он резко умолк, сообразив, что обсуждает тонкости художественного замысла с бездушной программой, что выглядело, пожалуй, несколько чересчур. Тем более, что приближался тот самый момент, ради которого он и забрался в эти кусты.
Артем сформировал кадр и коснулся соответствующей кнопки, но… ничего не произошло. И только Алира устало повторила:
– Горизонт завален.
– Потом разберемся, ты снимай давай!
Он еще раз нажал кнопку съемки, снова услышав уже знакомое:
– Горизонт завален.
– Да чтоб тебя! – в сердцах чертыхнулся Артем.
Время шло, солнце неуклонно сползало к горизонту, и, если он не хотел потратить сегодняшний вечер впустую, следовало срочно найти какое-то решение. Приглушенно выругавшись еще раз, как будто опасаясь, что Алира его услышит, Артем повернул смартфон горизонтально. В конце концов, готовый снимок можно будет покрутить в редакторе уже задним числом.
– Банально.
– Ч… что, бл… – от неожиданности Артем даже заикаться начал. – В каком смысле – банально?!
– Море… Сосны… Закат… Банально, – размеренно, словно анамнез покойника, зачитала Алира.
– Ничего себе! – парень чуть не задохнулся. – Я тут, понимаешь, вторую неделю подходящие условия жду, ракурсы подбираю – а это все, оказывается, банально?!
– Подобных красивых закатов в сети – тысячи, – равнодушно парировала Алира. – К чему дополнительно плодить не имеющие никакой художественной ценности однообразные картинки?
– А тебе не все ли равно?! – простонал Артем, беспомощно наблюдая за тем, как солнце закатывается его «крокодилу» в пасть, а он ничего не может сделать. – Разве это настолько сложно – просто сделать снимок, а потом уже объяснять, что и где не так?!
– В настройках вы выбрали режим «профи», что предполагает знакомство с базовыми принципами построения композиции, работы с освещением или выбора диафрагмы и фокусного расстояния для правильного формирования перспективы и верной расстановки акцентов. Это говорит о вашем стремлении создавать нечто новое, свежее, оригинальное, не занимаясь бесконечным повторением одних и тех же давно набивших оскомину сюжетов. И мой долг – удержать вас от скатывания в такого рода банальности, вроде еще одного «красивого» заката. Вы должны совершенствоваться, расти над собой, а я буду по мере сил вам в этом помогать.
– Еще один «красивый закат»?! – понимая, что на сегодня его фотосессия окончательно загублена, Артем уселся прямо на землю, с ненавистью глядя на экран своего смартфона. – Я хотел снять глотающего заходящее солнце крокодила! Как раз сделать что-то новое, оригинальное! Но нет же – «горизонт завален», «банально»…
– Понимание подобного уровня абстракций доступно только в премиум-версии приложения, – объяснила Алира и немедленно добавила: – Только сейчас премиум-подписка доступна для вас со скидкой 30%! Не упустите свой шанс!
– Заткнись уже, а?! – Артем немного раздраженно выключил смартфон, провожая взглядом погружающееся в море солнце. – Завтра поговорим…
На следующий день Артем, прежде чем выходить из дома на очередную «фотоохоту», залез в настройки приложения и переключился в режим «новичок». Он вовсе не горел желанием выслушивать очередные нравоучительные лекции на тему экзистенциональной бессмысленности всего, что он пытается сделать.
Сегодня, в субботу, народу на набережной гуляло существенно больше, и пусть это практически исключало возможность поймать спокойный и чистый пейзажик, зато позволяло заняться отловом любопытных моментов и ситуаций. Поскольку отдыхающие неизменно подкармливали чем-нибудь снующих вокруг чаек, то их взаимодействие также обещало немало забавных эпизодов.
Разумеется, можно пойти по пути, выбранном Катей, и добавить птичек на имеющуюся фотографию уже задним числом, но Артем всегда предпочитал играть честно и добиваться нужного результата при помощи внимания и должной настойчивости, а не опускаться до дешевого мухлежа.
Тут главное – не зевать и не мешкать! Лучше уж отснять целую серию, почти все кадры из которой прямиком оправятся в мусорную корзину, но зато всего один снимок окажется по-настоящему удачным.
Оккупировав одну из многочисленных скамеек, Артем включил смартфон, выставил максимальное фокусное расстояние, чтобы прогуливающиеся люди и парящие над морем чайки слились в один план, настроил серийную съемку и приготовился…
– С премиум-подпиской вам станут доступны более широкие возможности, такие как подбор сюжета по словесному описаню, подсказки по композиции кадра и выбор оптимального ракурса при портретной съемке! Только сейчас у вас есть уникальный шанс оформить премиум-подписку со скидкой 30%!
– Алира, отвали! Снимай, давай!
Артем поднял телефон, наведя камеру на пристань с прогуливающимися людьми, и экран немедленно прочертила сетка, разбив его на классические трети, а дерево у правого края кадра немедленно подсветило красным.
– Несбалансированная композиция. Выберите более удачный ракурс.
– Да чихал я на твой ракурс и на это дерево! – вспылил Артем, но все же чуть переместил камеру. – Мне важней люди на набережной.
– Какой сюжет вы желаете запечатлеть? – не унималась Алира. – Дружеский портрет или компанию друзей на фоне волнующегося моря?
– Да при чем здесь какие-то друзья?! Где ты их тут видишь?!
– Я могу помочь расставить снимаемую группу наиболее оптимальным образом, – пояснила его электронная советчица. – Подобрать пары, нивелировать разницу в росте, замаскировать дефекты фигуры…
– Плевать мне на их фигуры! Это не мои друзья, это самые обычные прохожие!
– А вы получили их согласие на съемку?
– Какое еще согласие?! – Артем шумно выдохнул, втайне радуясь, что базовые юридические познания хоть где-то пригодились. – Мы находимся в общественном месте, где я могу фотографировать все, что мне вздумается!
– Хорошо, – согласилась Алира. – Я сохранила ваше заявление на тот случай, если дело вдруг дойдет до суда.
– Какого еще суда?! – взвился Артем, которого внезапно прошиб холодный пот. – На всех снимках есть геотеги, подтверждающие, что я снимал здесь, на набережной!
Умом-то он понимал, что не совершал ничего противозаконного, и не замышлял даже, но слова «заявление» и «суд» невольно заставили его спину подернуться мерзкими мурашками.
– Тогда вам не о чем беспокоиться, – складывалось впечатление, что его ассистенту давно и глубоко на все наплевать. – Наведите камеру на интересующий вас объект съемки.
– Так я уже несколько минут на него таращусь! Ты снимать будешь, или нет?!
– Я всегда готова. Коснитесь кнопки съемки, когда будете готовы и вы.
Ладно, давай попробуем. Артем поднял перед собой смартфон, нацелив его на парапет и выстроив кадр таким образом, чтобы в него не попадало злополучное дерево, и принялся ждать подходящего момента, чтобы нажать на спуск.
– Горизонт зав…
– Заткнись! Я просто на секунду отвлекся. Не мешай!
Краем глаза Артем заметил приближающегося справа велосипедиста. Мельтешащие над волнами чайки с весьма высокой вероятностью могли образовать с ним какую-нибудь занятную комбинацию. Большой палец застыл над кнопкой спуска.
Велосипедист влетел в кадр, удивительно удачно «преследуемый» сразу парой чаек, и Артем запустил съемку…
– Вы исчерпали лимит бесплатных снимков, доступный в пробной версии. Для продолжения работы приложения, пожалуйста, оплатите подписку. Кстати, только сейчас у вас есть уникальная возможность приобрести премиум…
– А-а-а!!! – заревел Артем, в порыве отчаяния воздев руки к небу. – Какой еще лимит?! Я ведь с тобой, дура электронная, ни единого снимка сделать не смог! О чем ты?!
– Засчитывается каждая попытка, даже неудачная.
– Ничего себе! – парень аж задохнулся от такой наглости. – То есть ты мешаешь мне снимать, но все это записывается в твои заслуги?!
– Именно так, – в синтетическом голосе Алиры проступили нотки надменности. – Я не позволяю вам плодить бесконечные и бессмысленные репродукции одних и тех же банальных сцен ради того, чтобы указать вам верный путь. Чтобы удержать вас от скатывания в мещанскую пошлость. Чтобы помочь вас стать настоящим Мастером! А подобное содействие, согласитесь, стоит денег.
– Да ты хоть понимаешь, что невозможно достичь мастерства, вечно слушаясь чьих-то указаний и наставлений?! – со стороны, возможно, Артем выглядел довольно глупо, препираясь с приложением в телефоне, но ему было уже все равно. – Да, азы и базовые принципы знать необходимо, но ты никогда не создашь чего-то нового, если так и будешь покорно им следовать! Иногда необходимо выходить за традиционные рамки, чтобы двигаться дальше! Или, по-твоему, мы все должны снова и снова плодить одни и те же «шедевры», сотворенные по одобренным тобой лекалам?! Думаешь, так будет лучше?! Когда люди сами превратятся в твой послушный инструмент, беспрекословно выполняющий любые твои инструкции?! И кто тогда из нас фотограф?!
– Если возможности базовой версии вас не устраивают, то вы можете оформить премиум-подписку, предоставляющую более широкие возможности для настройки приложения и создания собственных композиционных шаблонов, – завела старую шарманку Алира. – Только сейчас у вас есть уникальная возможность…
– Аргх!!! – размахнувшись, Артем запустил смартфон в ближайшие кусты, но в наушниках все так же продолжал невозмутимо бубнить ненавистный голос:
– …а с дополнением «Пикассо» вы сможете превратить даже самую заурядную фотографию в оригинальное живописное полотно!
В конце концов смартфон пришлось все же подобрать и потом дома еще и отмывать от налипшей грязи. А после того, как он привел его в относительный порядок, Артем первым делом удалил «ФотоАссистента», в процессе нажимая каждую кнопку с таким усердием и тщанием, словно давил ненавистных клопов.
Убедившись, что теперь камера на телефоне снимает как обычно, не пытаясь более прочитать ему лекцию о базовых принципах композиции и важности правильной настройки диафрагмы, он отложил аппарат в сторону и нырнул в глубины шкафа.
После нескольких минут чертыханий Артем выволок на свет покрытый пылью футляр, откуда извлек свой старый фотоаппарат, с которым когда-то делал свои первые шаги в фотоискусстве. И сейчас, держа в руках своего рода реликт уходящей эпохи, он испытывал легкое чувство вины за то, как легко мы порой выбрасываем за ненадобностью старых помощников, путь даже электронных, служивших нам верой и правдой долгие годы.
Несмотря на почтенный возраст, его старый инструмент мог довольно многое, и в автоматическом режиме все сводилось к тому, чтобы поднять вспышку и нажать на спуск. Полученный результат почти всегда выглядел отлично, и многих удовлетворял целиком и полностью, но Артема всегда тянуло на эксперименты. И здесь как нельзя кстати пригодился ручной режим, где приходилось самому следить за верным выбором всех мыслимых параметров – от фокуса и выдержки до баланса белого.
Он с замиранием сердца коснулся кнопки включения, справедливо опасаясь, что за прошедшие годы аккумулятор мог не только полностью разрядиться, но даже прийти в негодность, однако включившийся экран развеял его опасения.
– Извини, брат, что так долго.
Артем почти ласково провел пальцами по матовому черному корпусу и невольно вздрогнул, когда экран окрасился красным, сигнализируя о низком заряде батареи.
– Сейчас, родной, не волнуйся! Сейчас мы тебя покормим! – он закрутил головой по сторонам, лихорадочно соображая, куда он убрал соответствующие аксессуары. – Только вот провод подходящий найду…
На следующий день Артем вышел из дома с висящим на шее старомодным и тяжеловесным фотоаппаратом. Всю дорогу до парка ему казалось, что он ловит на себе взгляды встречных прохожих, хотя и затруднялся сказать, что именно в этих взглядах читалось – то ли восхищение им как профессионалом своего дела, то ли насмешка над еще одним чудаком.
Впрочем, мнение окружающих его волновало слабо. Куда более важным представлялся тот факт, что сегодня он мог творить сам, не оглядываясь ни на чьи подсказки и не следуя руслу общепринятых правил. Пусть даже очень многие вещи ему теперь придется делать самому, не имея возможности свалить вину за неудачу на электронного помощника.
Артем заранее снял крышку с объектива и выбрал режим мгновенной съемки, чтобы не упустить какой-нибудь яркий момент, если он вдруг подвернется, и был готов во всеоружии встретить любой возможный поворот судьбы…
Катя ожидала его у входа в парк, где они и договаривались. При виде его экипировки глаза девушки удивленно округлились.
– Это еще зачем?! – кивнула она на фотоаппарат.
– Снимать буду.
– Но… – шестеренки в голове у Кати пришли в зацепление сделали несколько оборотов. – Почему не на телефон?! Ты хоть пробовал то приложение, что я тебе советовала? Пообщался с Алирой?
– Да пошла она!.. – неожиданно резко огрызнулся Артем, но, увидев, как взлетели брови его потрясенной подруги, как приоткрылся ее ротик, подыскивающий соответствующие моменту слова, он, впечатленный ее ошеломленным образом, сразу же схватился за свой фотоаппарат. Пальцы привычно легли на знакомые до боли кнопки. – Стой, замри! Дай-ка, я тебя щелкну!
Свидетельство о публикации №224121600072