Андрей Миронов - правила жизни

Андрей Миронов
Актер, умер 16 августа 1987 года в Риге, Латвия

Я знаю все и еще одну вещь.

Комм: Самые удачные шутки всегда придумывает кто-то другой...

У нас в доме всегда царила атмосфера предощущения театрального действа.

Комм: Театральность как аристократизм — это наследственное

Мои родители — Мария Миронова и Александр Менакер — почти всегда репетировали дома, и очень скоро я понял, какой это жестокий по отношению к себе, мучительный труд.

Комм: Не давали мальчишке играть, сами играли (а ему и подзатыльник жестокий иногда доставался? Мол, не мешай нам играть...)

Леонид Утесов, когда вышла книга его воспоминаний, сделал на ней такую надпись: «Дорогой Андрей Миронов, помню тебя, маленького мальчика, — вижу большим артистом. Радуюсь! Твой дядя Леня, в миру — Утесов».

Комм: Дорогой Леня, помню тебя маленьким мальчиком, вижу... нет, не вижу, а слышу... нет, не слышу... (вроде веселые песни распевал в сталинские годы? А Миронов старался веселиться в брежневские...)

Надо стараться все делать хорошо: плохо оно само получится.

Комм: Надо стараться выглядеть хорошо — плохо с такой рожей само получится (уж не рябой ли он был?)

Нынешние зрители более образованны, более информированы, а актер не имеет права быть глупее своих зрителей.

Комм: А что, была тенденция?! Вообще-то, актеры умными не бывают, не такая это профессия (попугайская)

Актеру не на пользу гладкая, спокойная биография.

Комм: Но и катастрофы никого не радуют. (Только беспокойные люди лезут в актеры, на сцену?)

В актере есть две вещи: мастерство и личность. И чтобы личность сложилась, возмужала, не обязательно, конечно, в Сибирь или грузчиком, но через что-то человек должен пройти. Возьмите Ульянова, Смоктуновского. Это не благополучные люди.

Комм: Ульянов, Борисов... - это личности, но с каким-то железным оттенком, им только советских руководителей разного уровня и играть (Миронов тянет только на помощника!)
А Смоктуновский — это какой-то еврейский монстр, но подробно я в нем не разбирался (мог бы и Ротшильда сыграть!)

Я не скажу, чтобы я был безумно счастлив каждую минуту жизни и что мне всегда хочется скакать и веселиться, как моему герою из «Бриллиантовой руки», но тем не менее я — оптимист.

Комм: Не имеет права на пессимизм, не Смоктуновский — в помощниках ценится бодрость и шустрость

Недостачу страданий бытовых я восполняю страданиями моральными.

Комм: По поводу Тани Егоровой?

Относиться к актерской работе как к приятному времяпрепровождению можно только по недоразумению.

Комм: Ага, особенно в театре Плучека

Если актер играет без дублеров, значит, движет им некое эгоистическое стремление играть свою роль «от» и «до». Это всегда тешит самолюбие актера и дает ему дополнительный импульс. В ленте «Приключения итальянцев...» было занято много итальянцев, и в их глазах мне не хотелось ронять престиж советского кинематографа.

Комм: Но итальянцам все-таки завидовал? (они-то не были озабочены престижами. Кто боится уронить, тот и роняет... Всю страну, в итоге, уронили от этого чувства ущербности)

Играть можно в любом жанре. Единственное, чего мне хочется, чтобы мой герой был не глупее, чем я.

Комм: Мог бы и в ученые пойти, в младшие научные сотрудники

Для меня каждый спектакль — это огромное напряжение. Я себе говорю: «спокойней, спокойней», но не могу: хочется донести до зрителя все полностью, убедить его до конца.

Комм: Потому и умер, что перенапрягался; и у него это на лице все было написано — и перенапряжение, и то, что он сам себя успокаивает. Нервишки ни к черту — но на комедиях отлично расслаблялся. Ему надо было не лезть в драмы — здоровье дороже.

К сожалению, есть зрители, особенно молоденькие зрительницы, которые никак не хотят ограничить контакт с актером сферой искусства: дежурят на лестнице, отрывают пуговицы. Но это, так сказать, издержки актерской популярности и зрительского интереса.

Комм: Думаю, он был непрочь потрахаться, но опасался пагубных последствий (типа, как честный человек, я должен теперь... и прочее)

Популярность лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко это ирония судьбы.

Комм: Может, даже сам придумал — с иронией и самоиронией у него был порядок

В кино мне предлагают в основном одноплановые роли. Это молодой жизнерадостный комик или экстравагантный жулик.

Комм: Жизнерадостный комичный экстравагантный жулик и примерно такой же, но жуликоватый комик. Все актеры жулики и комики (даже Смоктуновский; даже Борисов с Ульяновым)

Как многие простые смертные, люблю петь. Мне это просто доставляет удовольствие.

Комм: А ведь мало в жизни удовольствий... (На самом деле петь как летать — это не могут не любить все, у кого получается и даже половина из тех, у кого не выходит... Впрочем, 90 процентов из них тоже научатся, если будут так же упорно, как в школе трудиться...)
Отсутствие голоса пытаюсь спрятать за иронией, пародийностью, шаржем. Для меня пение, как и танец, не самоцель, а один из способов выражения характера героя. Так что, пожалуйста, не воспринимайте мое пение всерьез: пою не я — поют те, кого я играю. И все претензии — к ним.

Комм: Что-то можешь сделать, только пока сохраняешь толику несерьезности. Настоящая серьезность любого скует и задавит.

Я вообще человек не очень уверенный.

Комм: Да, Таня Егорова нам уже рассказала

Люблю стремительный ритм жизни, позволяющий чувствовать себя нужным.

Комм: Но он какой-то нищий был, такой же органический, как Смоктуновский — барин (Стремительный ритм позволяет забыться - как и юмор с пением...)
Это нищета не просто советского строя, но и всей цивилизации... Я думаю, что как актер он мог бы преуспеть и на Западе — но от внутренней нищеты и там не избавился (но он ее не осознавал отчетливо, не формулировал разумом - а иначе это было бы типичное горе от ума. Вроде как у Даля...)

Зрители жалеют меня. Однажды во время концерта в Ленинградском доме офицеров из зала мне прислали на сцену большой апельсин, на котором было написано: «Андрюша, скушайте. Вы плохо выглядите».

Комм: Талантливо!

Кто из актеров не думал о Гамлете! Я тоже. Но мечта остается мечтой, а с годами реальность побуждает играть уже не Гамлета, а Клавдия. Кончается все это Полонием, а потом просто упираешься в могильщика... Лучше уж не отрываться от грешной земли.

Комм: Сыграл бы всех, но не был бы счастлив. «И так несчастлив, а тут еще и эта несчастливая пьеса»

Обо мне писали по-разному. Приятно, конечно, когда хвалят. Но в принципе я руководствуюсь правилом Маяковского. Он никогда не интересовался, хвалят или ругают его. Он спрашивал: «Уважают?»

Комм: Но его именно любили, называли Андрюшей... Он немного это не понимал? Или это была жалостливая любовь, а жалость принять ему гордыня не позволяла

В нашей стране, чтобы жить, нужно умереть.

Комм: Смерть на сцене — это точно честь (хотя он все-таки несчастливый и неудачливый человек — ведь комедии не бесконечны, а все остальное хоть в жизни, хоть на сцене в его случае не имеет смысла... - он и в знаменитом «Лапшине» был трагически бессмыслен...)

Прекрасная вещь — путешествие. Оно никогда не кончается возвращением домой. Все увиденное западает в эмоциональные области памяти, и потом из этого источника черпаешь материал для новых ролей.

Комм: Он мог бы уехать на Запад; и на курортах и пляжах он бы тоже кайфовал. Россия все же страна несчастливая (и все ее главные люди жили несчастливо... - хотя, если взять Тургенева, то он и на Запад свое несчастье перенес... Несчастлив даже Сталин был. Хотя ближайшая счастливая область для нас — это Кавказ. Он опасный, но счастливый...)

Любой женщине свойственны черты милиционера — сначала: «Давайте не будем!», а потом: «Следуйте за мной!».

Комм:!! У брата жена...

Дома мне звезд не надо. Мне нужна только жена и мать моего ребенка.

Комм: Отдельно жена и отдельно мать ребенка?! (да и то мать нужна лишь потому, что без нее ребенка не увидишь)

Чтобы упасть с лошади, надо на нее взобраться.

Комм: Взобрался на сцену, потом упал на ней... (не будь менакера в роду, могли и не пустить, могли  и выкинуть... Огромные толпы похожих на него парней жили неудачниками-сиротинушками)

Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей высшее мое достижение в кино — это «Бриллиантовая рука».

Комм: Радоваться надо (чужой радости огорчается, которую сам же вызвал, вот чудак!)

В нашей профессии не считаются былые заслуги.

Комм: Все не верил, что в его случае они уже еще как считаются

Раньше думал, что и я легкий человек. Но замечаю: с годами тяжелею, становлюсь мрачноватым.

Комм: Это как с Высоцким. Народ-то вокруг — евреи, да русские, словно прямиком из романов Федора Сологуба...

Не особенно понимаю значение слова «хобби» на русском языке. А вообще-то люблю сырники и балет.

Комм: В Цитаты. Было в нем что-то балетное (не пидарастическое?!) А слово «хобби» так и не прижилось особо — хотя в нашей стране невозможно жить, если от нее длинной зимой не отвернуться к каким-то увлечениям...

Жизнь великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная.

Комм: Даже для таракана жизнь благо... (Лучше грустная жизнь, чем веселая смерть?! - втихаря в грустной жизни порадуюсь, а в веселой смерти втихаря все равно ужасаться буду)

Если я уймусь, то умру.

Комм: Бред, отставить пафос и романтику -  надо было тормозить и расслабляться. Гнал, гнал и загнал себя...


Рецензии