Полк израильский, манна небесная и черви

                После грехопадения человек утратил качества первозданной природы – ведение сути вещей и упование на Промысел Божий. В раю он лицезрел Бога духовным зрением и в ином не нуждался. С обретением «кожаных риз» (Быт.3:21), то есть тождественной нам плоти, в нем умозрительное уступило место чувственному. Первородный грех исказил не только душу, но и оказал пагубное воздействие на всю человеческую природу таким образом, что пять чувств оказались единственным источником познания тварного мира. Телесная природа возобладала над духовной и познаваемое чувствами стало восприниматься как истинное и реально существующее. Соответственно, упование человека оказалось обращенным не на Бога, а на мир и собственные силы. Бог оставался на языке, но был изгнан из сердца. Люди знали, что Он есть, но верить предпочитали в себя и других. Знание лжеименного разума оградилось от Творца непреодолимой пропастью, в силу чего корысть, расчет, и прочие тернии греха задушили надежду и веру в Промысел Божий.  В таком состоянии человек пребывает и поныне. Все его труды и заботы направлены на служение телу, на обеспечение личной безопасности; а страх перед смертью толкает на выживание любыми средствами, даже за счет ближнего. Одним из таких средств является многостяжание или накопительство. Это обусловлено тем, что неверующий утратил понимание Промысла Божьего и все заботу о себе переложил на себя, отвергая таким образом Бога и действительную помощь и спасение. Господь не может позаботиться о человеке, который доверяют не Ему, а только себе. А ведь в Писании сказано: «Насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли» (Пс.93:9). Но люди Писание не читают, не понимают и не верят в словеса Господни, хотя устами исповедуют Господа, особенно считающие себя верующими. Про таковых Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21).            
                Вот таким, исповедующим Бога устами, но не сердцем оказался и народ Израиля. Освободившись из египетского плена, евреи начали роптать на Моисея за исход в пустыню, ибо лишились котлов с мясом и чеснока египетского. Тогда Бог послал им манну с неба. В переводе с иврита манна означает «что это»? Это было вещество, напоминающее по вкусу хлеб и мед. Оно появлялось вокруг стана каждое утро, как только сходила роса, в количестве, необходимом для пропитания всех в течении дня. Пораженные чудом, израильтяне восклицали: «манна», то есть – что это?! Однако даже такая милость Божия не смогла побороть их неверие, и  стал «полк израильский» собирать хлеб небесный про запас. (Исх.16:17-19).  Неблагодарные и маловерные они оскорбляли Бога, пряча в сундуках то, что получили даром. В Его Промысел о каждом человеке они не поверили, и решили, на всякий случай, манну небесную припрятать про запас.  Но Бог поругаем не бывает, и каждый раз на утро она превращалась в червей. Похожий пример содержится в Патерике. Однажды опытный в духовной брани подвижник и молодой инок шли через пустыню в один отдаленный монастырь. По дороге случилось так, что у них закончилась вода. Из последних сил монахи добрались до берега моря, вода которого была совершенно непригодна для питья. Модой инок, обращаясь к наставнику говорит,
 – вот и все, отче! Дальше идти не можем и здесь умрем от жажды.
 – на все воля Божия, чадо! Но негоже монаху унывать. Давай положимся на 
   милость Божию. Затем старец встал на колени и долго молился Богу, после чего
   говорит ученику,
 – набери воды в кувшин из моря.
 – как же так, учитель? Ее же пить невозможно.
 – делай как я сказал, грозно повторил старик. Юноша повиновался, и каково было
   его удивление, когда в кувшине оказалась чистейшая прохладная и необыкновенно
   вкусная вода. Утолив жажду, путники двинулись дальше.  Молодой ученик решил
   втайне от старца набрать в дорогу воды, поскольку путь им предстоял
   дальний. Вернувшись на берег, он зачерпнул в кувшином из моря и догнал наставника.
– ты, где был?
– ходил воды набрать, ибо идти нам по пустыне еще долго. 
– отпей из кувшина, приказал старец.
– зачем? Я уже напился.
– отпей, я сказал. Повинуясь, инок сделал глоток и туже выплюнул на землю. Вода
  была горькой и соленой.
– как же так, учитель? Почему вода опять морская?
– это от маловерия твоего. Так Господь тебя вразумляет за стяжательство твое.
  Зачем ты вернулся набрать воды про запас? Разве Бог не везде, и любом другом
  месте не даст нам все потребное по вере нашей? 
                Из этой истории необходимо извлечь нравственный урок: следует довольствоваться тем, что Бог посылает здесь и сейчас  и не запасаться на всякий случай или на завтрашний день, чтобы: «не сокровиществовали вы милость Божию», – как говорил преподобный Нил Мироточивый, поскольку это оскорбляет Бога. Многостяжание и накопительство вскармливают гордыню, которая внушает уповать не на Бога, а на собственные силы. Богохульная поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай!» как раз является проявлением этой гордыни. Когда люди начинают копить и собирать, прятать и приумножать, полученное даром, то их запасы превращаются в червей невидимых, которые пожирают душу сребролюбием, любостяжанием, маловерием, завистью, нелюбовью, страхом. За это Бог вразумляет не тем, что отложенное про запас превращается в личинки, пожирающие гниль,  а тем, что попускает скорбные обстоятельства, которыми расточается собранное имение. Например, непредвиденные траты, бедствия, болезни, воры, недоброжелатели и прочее. Господь отъятием сбережений и накоплений, как съеденной червями  манной небесной,  напоминает, что только на Него, как на Подателя всех благ, должно быть упование человека, чтобы он в нужде и лишении вспоминал о Боге.. «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него…Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:8;34), – убеждает Христос, но Ему никто не верит. А значит все собранное будет расточаться при жизни, а богатство мертвых душой превращаться в червя неусыпающего (Мк.9:48), пожирающего свою жертву во тьме кромешной.


Рецензии
Как же доступно изложено, как верно! "Не собирай себе сокровищ на земле, где моль и ржа ест, и вор подкапывает и крадёт, но собирай сокровища на Небесах". " Где сокровище ваше, там и сердце ваше". И это слова Христа из Евангелия.
Извращенная человеческая природа после грехопадения первых людей затмила их духовные очи и уши. Они утратили связь с Создателем своим и стали алчны и злы. Бог остался на языке, но ушел из сердца... И поныне не имеющие Христа живут в том же состоянии. И таких людей - большинство против горстки кротких и смиренных сердцем... Неверие, надежда лишь на собственные силы ведут в погибель. Как небесный хлеб, собираемый израильтянами впрок, наполнялся червями, так и духовные черви съедают безбожную душу. Приведенная из Предания притча также - прямое свидетельство последствий неверия и любостяжания.
Спасибо, Игорь, за еще одну проповедь Божьей мудрости, за донесение сути Божьего Промысла до читателей!
С уважением,

Вера Шляховер   16.12.2024 19:51     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!

Игорь Устичев   16.12.2024 20:11   Заявить о нарушении