Критика системы доказательств Воскресения Иисуса Х
Ивестный проповедник Джош Мак-Дауэлл (МД ) в своих работах поставил перед собой задачу: "ДОКАЗАТЬ ФАКТ" телесного воскресения Христа с сугубо рациональных позиций.Схема построений МД такова.
Опираясь на Евангелие как на исторический документ , он перебрал серию рациональных версий, предлагаемых для материалистического объяснения необычайных событий, последовавших за казнью Иисуса Христа, и опровергнув их с разной степенью убедительности, методом исключения пришёл к выводу : "обЪяснить исчезновение тела из гробницы и последующие явления Христа c материалистических позиций - невозможно;следователЬно, мы имеем дело с прямым вмешательством Бога в дела земные". Абсолютно идентичная схема доказательства факта воскресения Христова была изложена еще в 1906 году в «Общедоступном толковании Евангелия» Б. И. Гладкова, «предназначенном для интеллигентных читателей, преимущественно же для неверующих, сомневающихся и колеблющихся». Любому человеку, знакомому с законами логики, вполне очевидна принципиальная уязвимость системы доказательств Мак-Дауэлла или Гладкова ( речь идет именно о системе в целом, а не о конкретных опровержениях).
Итак, "десакрализировав" евангельский текст, МД рассматривает и последовательно опровергает след возможные возражения материалистов против события Воскресения Иисуса Христа:
1.Гробница Христа в действительности была пуста, но опустела естественным образом: 1) тело могло быть выкрадено учениками; 2) тело было перенесено и спрятано властями с целью воспрепятствовать возможным махинациям тех, кто ожидал воскрешения и пр.
Слабость подхода МД заключается в том, что он ставил цель построить такую версию библейских событий, которая была бы "полностью внутренне непротиворечива, не требовала предположений о лжи авторов канонических евангелий и Христа, но при этом объясняла бы весь комплекс связанных с распятием событий с чисто материалистических позиций".
Строгость используемой МД системы доказательств иллюзорна. В терминах классической логики она представляет собой КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, при котором истинность тезиса устанавливается путем показа ошибочности противоположного ему допущения. Используемый в обсуждаемой схеме последовательный перебор альтернатив осмыслен в том - и только в том - случае, когда их набор с исчерпывающей полнотой перекрывает пространство логических возможностей ,на чем, собственно, и настаивает МД. Поэтому для опровержения "схемы" необходимо и достаточно предложить хотя бы еще одну материалистическую гипотезу которая объясняла бы комплекс событий, связанных с распятием и Воскресением Христа, более непротиворечиво, чем все опровергнутые ранее. МД учитывает далеко не все возможные варианты развития событий, и К.Еськов в своей книге наглядно иллюстрирует это,выдвигая несколько своих "детективных" «внутренне непротиворечивых альтернативных версий,не противоречащих основным фактам, изложенным в Евангелиях, общему историческому фону и не содержащих фантастических элементов», чем в принципе опровергается сама система доказательств МД. Поскольку существует возможность объяснить исчезновение тела Иисуса Христа из гроба, где Он был захоронен, естественным образом, следовательно, для объяснения этого исчезновения с помощью чуда нет оснований.
Не менее популярна система «доказательств» журналиста и по совместительству юриста -"скептика" , позднее - "обращённого" апологета Фрэнка Морисона.
Морисон применил ту же "систему" для своих "доказательств", что и Мак-Дауэлл: выбрав несколько материалистических трактовок, касающихся вопросов Воскресения, и "опровергнув их" , заключил,что "Воскресение Иисуса было реальным ИСТОРИЧЕСКИМ событием".
Особое внимание Морисон уделяет двум фактам: наличию пустой гробницы и утверждению о явлениях Христа. Разбирая вопрос о пустой гробнице, Морисон (как и через 50 лет МД) ,последовательно отрицает материалистические гипотезы: 1) ученики украли тело; 2) власти (израильские или римские) убрали тело; 3) женщины пришли к другой гробнице и пр.В результате он окончательно останавливается на «ЕДИНСТВЕННОЙ» теории, объясняющей факт пустой гробницы : телесном воскресении Христа из мёртвых.
Теории обморока и заблудившихся женщин отрицают сами материалисты, но на "аргументах" Морисона по поводу "совершенно невозможной " по его мнению, кражи тела из гробницы , хотелось бы остановиться подробнее ( в принципе их же повторяет и МД).
Неразрешимым, по мнению Морисона, явл. вопрос:как могли профессионалы (стража) допустить, чтобы кто-либо проскользнул и отодвинул "двухтонный" камень. Ведь "Пилат приказал солдатам охранять гробницу, поместив их перед входом с того момента, как полагали камень (Матф.27:65-66). Римская печать, которую приложили к камню, удостоверяла, что тело было внутри гробницы, и что к самой гробнице никто не мог проникнуть."
Чтобы развеять "доказательства" Морисона-Макдауэлла о невозможности естественного хода событий, связанных, напр, с гипотезой кражи тела (не останавливаясЬ на др. возможных "неучтённых " Мд-Морисоном материалистических гипотезах) , достаточно непредвзято и внимательно проанализировать сами евангельские тексты, которые несмотря на массу противоречий , позволяют представить ВПОЛНЕ РЕАЛЬНУЮ картину кражи тела из гробницы.
Прежде всего , хотелось бы заметить очевидное - насчёт отнюдь не "двухтонного камня" . По свидетельству Матфея, камень был просто "большой", и Иосиф " положил Его в новом своем гробе и, «привалив большой камень к двери гроба, удалился " (МФ27:60).Таким образом,закрытие и открытие гроба и его осмотр было вполне доступным делом.
Рассмотрим вопросы погребение Иисуса в свете похоронных обычаев иудеев.
Согласно Втор.21:23, захоронение распятых происходило в день их смерти. Христос умер в пятницу за несколько часов до наступления Шаббата, во время которого действия с погребением были исключены. Суд и казнь Иисуса были событиями неожиданными, к погребению никто не был готов. Ситуация разрешилась появлением Иосифа Аримафейского, богатого члена синедриона, тайного ученика Иисуса ( Мф 27:57, Ин 19:38). Иосиф произвёл захоронение Иисуса в фамильной гробнице (мф 27:60, Ин 20:3, 20:12). Однако более правдоподобна версия, которая заключается в том, что Иосиф временно экспроприировал подходящую неиспользуемую гробницу на основании полномочий Синедриона. В любом случае, речь шла о временном захоронении, связанном с экстренными обстоятельствами;перезахоронение описано в ВЗ и Торой не запрещается(Быт. 50:2–14;50:22-26 ;1Цар.31:12-13).
Можно предположить, что участники тех событий ожидали перезахоронения тела Иисуса(Мк 16:1-3).Захоронение должно было бы произойти по месту жительства в Назарете. Размещение же тела в полностью отдельной гробнице, вне захоронения родственников, было бы событием, имеющим исключительно редкие . К тому же вряд ли власти допустили бы размещение под стенами Иерусалима могилы бунтовщика, которая могла бы стать центром будущей смуты.
Родственницы Иисуса пришли для участия в казенных похоронах, ожидавшихся с утра первого дня еврейской недели.
Нужно отметить, что стороной, которая, согласно евангелиям, явно не участвовала в похоронах, была группа религиозных последователей Иисуса в лице апостолов и прочих учеников.
Похороны можно было начинать уже с наступлением темноты в субботу, именно поэтому власти заботились, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его» (Мф. 27:64). Кража учениками тела ради того, чтобы избежать захоронения в анонимной могиле, представлялась жителям Иерусалима вполне правдоподобной.В конце концов, именно так стали объяснять кражу тела из гробницы противники Христа (Мф 28:15).
Похороны по плану властей должны были носить казённый характер и начаться с наступлением утра рабочего дня , но не состоялись, поскольку гробница была пуста.…
КОГДА И КАКИМ ОБРАЗОМ МОГЛО БЫТЬ "УКРАДЕНО" ТЕЛО
Итак, Иисус был похоронен в пятницу вечером в гробнице , предоставленной Иосифом , как и "полагалось" по Писанию, т.е. согласно пророчеству Исаии: "Ему назначали гроб со злодеями, но он погребен у богатого" (Ис. 53:9). В субботу утром для охраны этой пещеры поставлена стража, однако, в самый момент открытия гроба тела в гробнице не оказалось.
Тело Иисуса Христа могло быть вынесено его тайными учениками из гроба до постановки стражи и тайно перезахоронено (что полностью соответствует версиям Штрауса, Ренана, Хазарзара и многих др. исследователей).
Гроб находился без охраны от момента ухода участников похорон в пятницу до момента постановки стражи. Стражники были приведены первосвященниками и фарисеями на другой день, после пятницы, т.е. в субботу.
Таким образом,тело Иисуса Христа не охранялось с вечера пятницы до утра субботы, т.е. всю ночь.
Гроб с Телом не был открыт при постановке стражи ,поскольку была суббота, запретный для Евреев день, и именно это обстоятельство не позволило фарисеям, приведшим стражников, открывать и осматривать могилу. Запрет на выполнение всякого рода работ выполнялся неукоснительно всеми Евреями.
Субботний день, запретный для Евреев, и стал причиной того, что гроб, в котором было захоронено тело Иисуса Христа в момент постановки стражи и постановки печати не осматривался.
Итак, существует простое, понятное естественное объяснение отсутствия тела Христа в гробе: вынесение с целью перезахоронения.
Большинство исследователей — материалистов придерживаются именно последней версии :Тело было вынесено из гробницы . Объяснения — с какой целью- из области предположений . Но главное — это то,что такая возможность изъятия Тела реальна и она следует из анализа сведений, предоставленными самими евангелистами.
Эрнест Ренан описывает вполне реалистическую версию, согласно которой Тело,возможно, было взято несколькими учениками и перевезено в Галилею. Остальные ученики, оставшиеся в Иерусалиме, могли не знать об этом. Те же, которые унесли тело Христа в Галилею, могли не знать ничего о том, что происходило в Иерусалиме: вера в Воскресение возникла без них и оказалась для них неожиданностью ( Мф.28:17). Именно поэтому мы, опираясь на Новый завет, не видим на арене зарождающегося христианства восьми человек из числа Двенадцати.
Итак, можно достаточно определённо указать временной интервал, когда тело Иисуса Христа могло быть вынесено из гроба : после Его похорон и до постановки стражи.
Свидетельство о публикации №224121700101