Пушкин. Эрот. Любовь разных стадий и родов

Пушкин
Эрот
Любовь разных стадий и родов

  Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных;
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них.
Ф.Т.


Любовь (или Эрос Эротович Хаосный) бывает трех родов:
Космическая (теогоническая, космологическая)
афродитическая
сократическая
платоническая

(1)

Эрос – в четверке первых богов по Теогонии Гесиода
Это космическая сущность – соединитель Земли (Геи) и Неба (Урана)
У Гесиода Эрос появляется в самом начале космогонического процесса (Theog. 116—122). Он, наряду с Землей, произошел непосредственно из Хаоса, первобытной материи; он организует мир. Но это меньше всего разум, не демиург. Это слепая, не отдающая себе никакого отчета сила; он и у богов и у людей помрачает ум и освобождает их от всех забот.

//Лосев А.Ф. Эрос у Платона. Опубл.: 1916[1]. Источник: Лосев А. Ф. Бытие — имя — космос / Сост. и ред. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль, 1993. — С. 31-60//

(2)
С Востока, из Персии, греки научились этой «пестрой Афродите», которой в наши дни отводится солидное место в психиатрии,— этой однополой любви, которую противно называть ее общепринятым именем и которую мы будем называть по-гречески — ;;;;;;; ;;;;, или ;; ;;;;;;;

//там же, поляне древних древлян среди кривичей и муромы чуди//

Прим. ;;;;;;; ;;;; (педикос Эрос), или ;; ;;;;;;; (та педика) (ударения на последнем слоге).

 Согласно учению орфиков, воспринявших теогонию Гесиода,  из первобытной тьмы появилось мировое яйцо, которое, расколовшись, породило Эроса Протогона. Гермафродита с рогатой головой и крыльями, от которого произошли все люди. Еще одним именем Эрота Протогона было (;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;) (софон аутодьяктон) — Мудрый Самопознающий (самообучающийся) Эрот.

(3)

Сократ дает определение Эроса у софиста (по Федру). «Страсть, чуждая ума, ...страсть, влекущаяся к удовольствию красоты и сильно укрепляющаяся от соединения с другими, похожими на нее страстями, направленными к красоте телесной...  эта страсть есть любовь».
//Федр 238с//

Взамен этого Сократ произносит свою вторую речь, которая и дает настоящее учение об Эросе.
Прославляя божественное вдохновение ;;;;; — термин, допускающий двоякий перевод, и «вдохновение» и «исступление»,— Сократ в этой речи берется доказать, что «исступление дается богами для величайшего счастья» //Федр 245b//
Это следствие божественной и человеческой природы души и ее бессмертия.  А она бессмертна, ибо есть нечто самодвижимое и потому неуничтожимое //Федр 245 с//
Зевс едет первый на своей крылатой колеснице, устрояя везде порядок и обо всем заботясь. За ним следует воинство богов и гениев... Все направляются на великий пир, где созерцают все истинно сущее, усматривают истину, насыщаются и наслаждаются ею. Души людей, следующие ввысь для созерцания этого истинно-сущего и имеющие силу в своих крыльях, чтобы быть в царстве истины, остаются безопасными при всяких странствиях. Душа же, не имеющая силы следовать за богами, помрачается забвением и злом, роняет крылья и падает на землю... //Федр 245 d//
Душа оперяется, и рождение крыльев вызывает мучительную сладость и щекотание. «Она неистовствует и, как бешеная, не может ни спать ночью, ни оставаться на одном месте днем, но бежит со своей жаждой туда, где думает увидеть обладателя красоты».
Это и есть Эрос //Федр 249d – 252c//

Таково платоновское учение об Эросе, как мы находим его в «Федре».

НО!
Древляне из другов кривичей да мери чудийской! = Аттансьон! Attemtion des franks!

Все еще нет ни одного слова о женщине, все еще фигурирует «прекрасный мальчик», и с досадой читаем, среди тех самых слов о крыльях души и о щекотании при росте их эти странные слова: «Взирая на красоту мальчика... душа увлекается и получает теплоту, чувствует облегчение от скорби и радуется»
Это Эрос для … мальчиков! В этих словах наглядно выявлена новая любовь, исповедуемая, однако, все еще в старых формах ;; ;;;;;;;, хотя и облагороженных исключением телесности. Таково  единственное метафизическое объяснение любви // Phaedr Федр 251c//

Педерастия в Древне-Греческом понимании — это любовь Эраста и Эромена: Эраст (тот кто любит)— это обязательно взрослый мужчина, разумеется, занимающий активную позицию в сексе, и способный быть старшим товарищем, способным передать свой жизненный опыт, а Эромен (тот, кого любят) — мальчик. Строго говоря не мальчик, педофилию никто в Древней Греции не поощрял. Подросток от 13 до 18 лет, эфеб. 
//ANKH 18+. Эрос и Танатос. Психоанализ и Магия =
 (4)

Платон. Пир
Платоническая любовь

идея противоположности истинной любви и грубо-чувственной у Павсания
андрогонизм Аристофана
Эрос красоты, молодости, нежности, благообразия; это Эрос добродетели: он не обижает и не получает обиды, он умен и рассудителен; он добрый поэт. В речи Агатона
первая форма: Эрос прекрасных тел
вторая форма Эроса: Эрос прекрасных душ и их порождений
третья форма: от тел и душ любовь обращается ко всему миру, во всей его целости. Здесь она, рождая прекрасные и величественные речи, созерцает все обширное море красоты
высшая стадия Эроса = ;;;;; ;;; ;;;;;;;;, это то первично-прекрасное, которое ни рождается, ни погибает, ни увеличивается, ни оскудевает. «Если бы это прекрасное ты увидел, то и не подумал бы сравнивать его ни с золотом, ни с нарядом, ни с прекрасными мальчиками и юношами, что видя, теперь поражаешься и готов сам, подобно многим другим, которые видят своих любезных и всегда обращаются с ними, если возможно, не есть и не пить, а только смотреть и быть вместе с предметом любимым. Это красота в себе, не имеющая никаких здешних определений. Узревший этот запредельный, тамошний мир живет истинной жизнью, и он любезен богу больше, чем всякий другой смертный»
Таков Эрос.

//А.Ф Лосев. О формах Эроса, 210а — 212а.//

— Страсть, чуждая ума, ...страсть, влекущаяся к удовольствию красоты и сильно укрепляющаяся от соединения с другими, похожими на нее страстями, направленными к красоте телесной... эта страсть есть любовь.
 Платон НИКОГДА не пишет свою концепцию любви — лишая ее необходимой чувственной составляющей.
«Платона  отнюдь не отрицает чувственной любви. Только не читавшие Платона могут постоянно говорить о «платонической» любви, понимая под этим отношения, лишенные всякого физиологического смысла. Наоборот, Платон не только не отрицает чувственной любви, но признает ее безусловно необходимой. ;;; ;;;,— читаем у Платона,— ;;; ;;;;; ;;;;; ;;; ;;;;; ;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;; ;;;; ;;; ;; ;;;; ;;;;;; и т. д., т. е. для правильного развития Эроса необходимо с юности начать шествие к прекрасным телам. Весь пафос платонизма не в простой духовности любви, — такую он если и утверждал когда-нибудь, то только в глубокой старости, а именно в своих «Законах», где, как будет ниже сказано, уже нет ничего платонического,— не в простой духовности, то в некоей духовной телесности, которую он, несомненно чувствуя и предвидя, не формулировал, однако, ясным образом для себя и для нас.
Но только посвященный, созерцавший много тамошнего, при взгляде на богообразное лицо, хорошо отпечатлевшее на себе красоту, сперва приходит в трепет и объемлется каким-то страхом тамошнего, потом, всматриваясь, чтит его как бога и готов приносить жертвы. Душа оперяется, и рождение крыльев вызывает мучительную сладость и щекотание. Она неистовствует и, как бешеная, не может ни спать ночью, ни оставаться на одном месте днем, но бежит со своей жаждой туда, где думает увидеть обладателя красоты.
Это и есть Эрос.
Это и есть Платоническая Любовь.
Платон употребляет даже выражение: ;;;; ;; ;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;... т. е. надо любовь к одному телу презреть и уничтожить (во второй форме Эроса) [65], а высшая красота, достигаемая в четвертой формуле Эроса, считается ;; ;;;;;;;; ;;;;;;,— не заполненной никакой плотью [66]. Следовательно, вопрос осложняется.
Эрос есть любовь до тех границ, когда две души уже перестают существовать в отдельности, а «обобщаются в детях прекраснейших и бессмертнейших»
Недоговоренными и не до конца осознанными являются и две другие основные идеи «платонического» Эроса: идея космичности и андрогинизма.»

//А.Ф Лосев. Эрос у Платона//

Платон и здесь сумел согласовать с Эросом свою теорию познания, так что последняя получает в «Пире» уже особый и новый смысл.

Достаточно привести следующие деления:
1) Объекты познания (;;' ; ;;;;; ; ;;;;;;;).
a) Низшие (;;;;;; ;;;;;): ;;;;;;;, ;;;;;;;
b) Высшие (;;;;;; ;;;;;): ;;;;;;;;;;, ;;;;;.
2) Способы познания (; ;;;;;;;;;;; ; ;;;;;;;).
a) Низшие (;;;;): ;;;;;;;, ;;;;;;;
b) Высшие (;;;;;;): ;;;;;;;, ;;;;;;;;.
3) Объекты Эроса (;; ;;;;; ; ;;;; ;;;; ;;;;;. Symp. 206a).
a) Низшие: ;;;; ;;;;;;, ;;;; ;;;;;
b) Высшие: ;; ;;;; ;;;;;, ;; ;;;;; ;;; ;;;;;.
4) Формы Эроса (; ;;;;;; ;;; ;;;;;;. Symp. 206b).
a) Низшие (;;;;;;;, '; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;. Symp. 210a): ;;;;;;; ;; ;;;;;;. Symp. 208e. ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;. 209d.
b) Высшие (;; ;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;): ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;; ;;;;;;;;;: ;;;;;;. Symp. 210d. ;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;, ;;;' ;;;;;. Symp. 212a ,5*

***

Бонус
Эрос, Эрот (от греч. ;;;; — любовь) —
1) Бог любви
2) Олицетворение любви и сексуальности,
3) Персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения (и желания)), инстинкта жизни и самосохранения.

//ANKH 18+. Эрос и Танатос. Психоанализ и Магия = ***
Истинная Любовь между мужчинами способна создавать цивилизации, говорил Аристотель.

(5)

ПУШКИН

Бог Танат (Фанат) = Танатос, (еще возможные произношения) Танат, Фанат  (от греч. ;;;;;;; — смерть)  = победил в нем в 1835 г более древнего Бога Любви – Эроса ( Эрота) ,  ибо Пушкин (говорят) был рабом чести  и растерял  арете.  Итог этой схватки в триаде «разум- воя – душа на плоти» = суицид.

Эрот (Эрос) в лирике Пушкина (АС)

Рассудок и любовь
Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, – кричал, – прелестная! постой,
Скажи: «Люблю» – и бегать за тобой
Не стану я – клянуся в том Кипридой!"
«Молчи, молчи!» – Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: «ты сердцу мил!»
«Беги, беги!» – Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: «Останься!» – говорил.
«Беги! беги!» – Рассудок повторил,
«Учись от них!» – Эрот ей говорил.
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала…
«Будь счастлива!» – Эрот ей прошептал.
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
Опытность
Но с рассудком вновь заспоришь,
Хоть не рад, но дверь отворишь,
Как проказливый Эрот
Постучится у ворот.
Испытал я сам собою
Истину сих правых слов.
"Добрый путь! прости, любовь!
За богинею слепою,
Не за Хлоей, полечу,
Счастье, счастье ухвачу!" —
Мнил я в гордости безумной.
Вдруг услышал хохот шумный,
Оглянулся… и Эрот
Постучался у ворот.
Нет! мне, видно, не придется
С богом сим в размолвке жить,
И покамест жизни нить
Старой Паркой там прядется,
Пусть владеет мною он!
Веселиться – мой закон.
Смерть откроет гроб ужасный,
Потемнеют взоры ясны,
И не стукнется Эрот
У могильных уж ворот!

Так, ты прав, оракул Франции,
Говоря, что жены, слабые
Против стрел Эрота юного,
Все имеют душу добрую,
Сердце нежно непритворное.

Ты Пиэрид горишь огнем,
Доколь, сражен стрелой незримой,
В подземный ты не снидешь дом,
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и Грации венчали.
А лиру строил Аполлон.
В темной рощице таится
Часто пламенный Эрот;
С хладной струйкою катится,
Стрелы прячет в пене вод.
Блажен, кто веселится
В покое, без забот,
С кем втайне Феб дружится
И маленький Эрот;

Не видишь у порогу
Толпящихся забот;
Нашли к тебе дорогу
Веселость и Эрот;

Зовите на последний пир
Спесивой Семелеи сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина,
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой.

Люблю я праздность и покой,
И мне досуг совсем не бремя;
И есть и пить найду я время.
Когда ж нечаянной порой
Стихи кропать найдет охота,
На славу Дружбы иль Эрота, —
Тотчас я труд окончу свой.

Уж Лилу не пленяет
Веселый хоровод:
Одна у сонных вод,
В лесах она таится,
Вздыхает и томится,
И с нею там Эрот.

Эроты златокрылы
И нежный Купидон
На помощь юной Лилы
Летят со всех сторон;
Все бросили Цитеру,
И мирных сёл Венеру
По трепетным волнам
Несут они в пещеру —
Любви пустынный храм.

Сегодня, добрые мужья.
Повеселю вас новой сказкой.
Знавали ль вы, мои друзья,
Слепого мальчика с повязкой?
Слепого?.. Вот? Помилуй, Феб!
Амур совсем, друзья, не слеп:
Но шалуну пришла ж охота,
Чтоб, людям на смех и на зло,
Его безумие вело.
Безумие ведет Эрота:

Вот он! вот Вакх! О час отрадный!
Державный тирс в его руках;
Венец желтеет виноградный
В черно кудрявых волосах…
Течет. Его младые тигры
С покорной яростью влекут;
Кругом летят эроты, игры —
И гимны в честь ему поют.
За ним теснится козлоногий
И фавнов и сатиров рой,
Плющом опутаны их роги;

Эван, эвое! Дайте чаши!
Несите свежие венцы!
Невольники, где тирсы наши?
Бежим на мирный бой, отважные бойцы!
Друзья, в сей день благословенный
Забвенью бросим суеты!
Теки, вино, струею пенной
В честь Вакха, муз и красоты!


Рецензии