Сад радостей земных
Вернувшись из пражской поездки, я решил подкрепить свои впечатления просмотром альбома чешского фотохудожника Йозефа Судека «Вся Прага в панорамных фотографиях» (Josef Sudek “Praha Panoramaticka” Praha, Vytisky Obraz, 1959) , и был повергнут в большое удивление. Представленная 260 широкоугольными снимками (размер 29,5см;9,2см), Прага предстала в совершенно неожиданном виде, разбежавшись по горизонтали, как кажется, не только на всю Чехию, но и на Центральную Европу. Вместе с тем, тут и там в мелком масштабе виделись изображения кварталов, храмов и отдельных зданий (или их силуэты), хорошо мне знакомых по прошедшей поездке, - так, что не оставалось никаких сомнений – передо мной та же Прага, но содержащая иные, помимо приписываемых ей мною, - смыслы.
С тех пор прошло восемь лет, и вот я прочел книгу избранных сочинений Богумила Грабала ( Богумил Грабал. «Слишком шумное одиночество. Избранная проза». СПб «Издательство имени Н.И.Новикова», 2015 г.), которая для меня многое прояснила. В ней представлена удивительная, необыкновенно красочная страна, в которой я признал столь поразившую меня Прагу Йозефа Судека, однако теперь она растянута не только в пространстве, но и по времени, - причем почти на весь ХХ век.
Хотя живет эта страна по законам сюрреализма, - то, что в ней случается, кажется совершенно естественным; хотя персонажи Грабала, как правило, относятся к маргинальным профессиям – учитель танцев, официант, сборщик макулатуры – они представляются читателю социально репрезентативными; хотя жители этой страны обуреваемы тяжелыми пороками, они кажутся читателю симпатичными. Хотя в протекании обыденной жизни подчеркнуты вневременные черты, разбросанные повсюду временные метки, указывают: тут - Протекторат, а там – Социализм. Рефреном звучат многочисленные отсылки к временам Австро-Венгрии (ретроспективно империи имеют особую сладость), напоминающие о моей Праге – городе Кафки и Пражского Сецессиона; возможно, Грабал испытывал ту же ностальгию, что и я.
Но Прага (Чехословакия; Центральная Европа) Грабала, – не кафкианская; несмотря на противоречивость ее судьбы, несмотря на все беды и тяготы, несмотря на все «измы», ее пропахавшие, в этой стране (городе) всегда предавались, - подчас неумеренно - простым радостям человеческой жизни – выпить, закусить, попеть, покрасоваться, подраться, погулять!
Но это – не щенячья радость «одноклеточных»; герои Грабала догадываются, что за все придется сполна расплатиться; что каждая жизнь кончается у разбитого корыта; - знают, но не отчаиваются!
Мир Грабала мне напоминает картину Иеронима Босха «Сад радостей земных»
Июль 2024 г.
Свидетельство о публикации №224121701311