Новоузенский уезд. - Как ходили в баню
Данная публикация посвящена освещению этой проблемы.
При подготовке материала использован доклад В.Харичева, врача – эпидемиолога Земской Управы Новоузенского уезда, опубликованный в статье «Бани Новоузенского уезда». /Журнал «Вестник Новоузенского уезда».-1914 г., №2, стр.62- 66/.
Оценка санитарно-эпидемиологического благополучия у различных народов населяющих Новоузенский уезд – точка зрения уездного врача-эпидемиолога и в современных условиях не несёт мотивов разжигания межнациональной вражды.
БЫТ И ЧИСТОТА
Население Новоузенского уезда в 1914 году представляла из себя весьма пеструю картину: русские(великороссы и малороссы) - 50,5 %, немцы - 44 %, татары 35, остальные 2,5 %. В оценке личной чистоплотности на первом месте находятся малороссы(украинцы - С.Ц), затем великороссы, татары, немцы и киргизы.
Когда войдешь в избу малоросса, с первого же взгляда бросается внешняя опрятность, даже щеголеватость. Самая бедная саманная хата производит у них внутри благоприятное уютное впечатление. Малороссы довольно внимательно относятся к мытью рук и лица. Нельзя такое же отметить у великороссов(русские - С.Ц.), они грубее по характеру, угрюмее. И видно это сказывается на их внешней обстановке дома. Внутри избы также больше грязи, сора. Нет стремления придать приветливо опрятный вид. Вместо веселых узоров по потолку, ярких раскрасок и искусственных цветов, которыми так любят украшать внутренность своей избы малороссы, у великороссов вырезки из газет или папиросных коробок. Великороссы не так восприимчивы к советам личной опрятности, как малороссы. Как у тех, так и других имеются бани: или собственные у достаточных (состоятельных - С.Ц.) крестьян, или торговые. Последние встречаются в многолюдных селах: Ал-Гай, Дергачи, Кр.Кут и т.д.
После малороссов и великороссов в обсуждаемом вопросе можно поставить татар. Уже по предписанию Корана магометанин должен соблюдать телесную чистоту и опрятность. И действительно, татары очень чистоплотны. Но эта чистоплотность проявляется у них больше по отношению тела, так как любят ходить в бани и париться, что не касается внешней чистоты, то они далеко отстоят от чистоты телесной.
Немецкое население производит смешанное впечатление. В некоторых селах, в отношении домашней опрятности, проглядывается настоящая «немецкая аккуратность», в других наоборот – грязь и мусор. Одно только резко бросается в глаза: твердая самоуверенность, что только у одних немцев «все чисто и все хорошо» . Но эта самоуверенность кажущаяся. Встречается и у немецкого населения характерное отношение к своей личной чистоте. Они редко моются, очень грязны телом. В немецких селах не имеется бань, зажиточные крестьяне очень редко имеют ванны. Большинство же чаще обмывается прямо на кухне. Если прибавить к тому же, что среди немецкого населения существует дурная привычка в одном тазу и в одной и той же воде мыть руки и лицо всей семьей, то и не удивительно, что среди них сильно распространена трахома, всякие кожные заболевания, оспа, которые передаются через соприкосновение, но кое у кого из немцев уже начинают появляться домашние бани.
Надо ли говорить киргизах. В кошару страшно войти - одна мусорная яма. Зловоние и сор - вот спутники киргиза. Моется ли он когда ни будь? Но в кошаре не оберешься насекомых и паразитов.
Тело кочевника, чаще всего покрыто укусами от них. Киргизы подобно немцам страдают кожными болезнями. У данных людей под большим сомнением находится привычка ежедневно мыть руки и лицо.
Киргизское население самое отсталое в Новоузенском уезде. Его нечистоплотность и внешняя и телесная, среди остального населения уезда вошла в поговорку.
А купцы и люди побывавшие в Киргизской орде прямо говорят, что приятнее оставаться в степи при самых худших условиях, чем зайти переночевать в кошару, их сторонятся и избегают.
Хуторское или частновладельческое население интересно с точки зрения своего материального положения. Частновладельческое население составляет в уезде 23,16 % и в среднем на одно хозяйство из 636 владений приходилось в 1912 году 1046,2 десятин земли. Это обеспеченная часть населения. Но в степени чистоплотности оно недалеко ушло от русского сельского населения. На некоторых хуторах не всегда имеются бани, на больших есть. Но построены они скромно из саманного кирпича. Редко приходиться встречать у хуторян хорошо оборудованные деревянные бани. Если они даже и существуют, то моются в них в одно время и члены семьи, и рабочие. Особых домашних бань не имеется. Это объясняется просто. Большинство частников – люди вышедшие из крестьян, разбогатевшие благодаря удачным спекуляциям и торговым оборотам. Со временем они выделились из общества и стали самостоятельными хозяевами. Вот почему в уезде встретишь частника, владеющего тысячами десятин земли, а вид у него «сермяжный» По разговору и костюму они мало отличаются от местного крестьянского населения. Владельцев из дворянского сословия в Новоузенском уезде нет.
В ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
Земство создало 37 врачебных участков и 10 фельдшерских пунктов. В каждом из участков в 1914 году имелся врач и в нем обслуживались коечные больные. Только приемных покое осталось немного.
В каких же условиях находятся медицинские работники? При медицинских участках, где имеются коечные больные, всегда есть ванна. Она расположена в лечебном покое и предназначена для нужд больных. Для медицинского персонала земство строит отдельные деревянные бани: в одной половине прачка для стирки белья, а в другой собственно баня для врача и его семьи, фельдшерского персонала и служителей. В то же время из 37 врачебных участков, 12 не имеют бань. Одна треть участков совершенно не оборудована ими. Здесь персонал поставлен в условия первобытного существования. Врачу и фельдшерскому персоналу негде выкупаться или принять ванну и поневоле приходиться стучаться в окно к соседу, чтобы те пустили к себе в баню, если таковая имеется. В противном случае приходится устраивать еженедельно теплые души у себя дома в корыте.
В 1914 году земство запланировало построить бань в Семёновской больнице и еще в двух селах. Надо сказать, что в еще худших условиях находятся сельские учителя, а их несколько сот в уезде.
ТОРГОВЫЕ БАНИ
Что же представляют из себя торговые бани? Они одинаковы по всему уезду, так как большинство выстроено из саманного кирпича, реже из дерева. Общий план один и тот же повсюду. Со двора входите в узкий коридор. По его стенам расставлены скамьи для ожидающих очереди, но и иногда и сесть негде. На лавках они сидят в чапанах, полушубках, шубах или платках без различия пола и возраста. Некоторые из публики здесь же и раздеваются. Предбанники очень холодные.
В больших селах для посетителей гостеприимно разложена на скамьях солома. Ужасная липка солома - одна липкая труха. Чтобы раздеться приходится открывать двери из бани в предбанник. Оттуда валит сразу густым клубом пар, но зато вдруг становится тепло, даже жарко. Баня натоплена сильно, но отлив воды довольно затруднительный. Вот почему иногда приходится ходить по мыльной воде, оставшейся от мытья того, кто был здесь раньше. Вода в банях не всегда чистая, так как берется обыкновенно из речки. Часто попадаются в ней солома, талый лед или кусочки прогнившего дерева. Вода в речках обычно жесткая, так что привился уезде обычай - мыть волосы яичным желтком или квасом, а скорлупа от яиц валяется не убранной на полу. Иногда бывают смешные казусы. В разгаре мыть вдруг не хватает горячей воды. Надо представить, что делается тогда в бане: ругань, хохот, визг и перекликание одних с другими по поводу происшедшего. Многие бесцеремонно одеваются прямо в коридоре. У ожидающих очереди оказывается иногда не хватает терпения и они Христом Богом умоляют купающихся скорее входить. Последние спешат и часто появляются полуодетыми с ворохом верхних вещей в руках. Суматоха и давка – обычное явление в местных банях.
Не благоустройство, грязь и зловоние – второе явление и нет других подходящих условий, чтобы можно было рассчитывать хотя бы на небольшие удобства при купании. Так приходится купаться большинству населения уезда.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
У русского населения на первый взгляд сложилось привычка мыться в банях. Но экономические проблемы, отсутствие рек, а часто и воды не позволяют жителям осуществлять свою привычку мыться в банях правильно и еженедельно. Иногда приходиться слышать: «Бережем топливо». Семья моется один, редко два раза в месяц, топливо ценится в селах на вес золота: цена на дрова достигает 25 рублей за сажень, кизы - 20 рублей за тысячу. Но еще дороже топлива в некоторых местах вода. Бывают дни, когда в большом, богатом селе Дергачи бочка воды для питья и пищи обходится в три рубля.
Посещать торговые бани для многих дорого. Построить же такую баню для земства обходится в 600 рублей. Да и в процессе эксплуатации они оставляют желать лучшего.
Уезд очень беден водой. И культурный человек, для которого так необходима чистоплотность, находится еще в худшем положении, чем крестьянин. Поэтому вопрос о банях в Новоузенском уезде – прежде всего, связан с народным благополучием. Врачи первые отметили это на совещании 1912 года и подняли вопрос о постройке общественных бань. Сейчас важно, чтобы само население осознало эту необходимость, а земство придет всегда на помощь населению.
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Фото старой баня .- Источник: свободный доступ в интернете.
- Текст взят с оригинала статьи.
Свидетельство о публикации №224121701519