Мой младший брат Виктор

 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ ВИКТОР.

 Сколько  бы ни минуло лет, для человека самым ярким, светлым и замечательным временем является его молодость. Я смотрю на фотографию, где в середине группы  вокально-инструментальной  ансамбля «Рифы»  Косогорской средней школы № 1  мой младший брат Витя Бочаров. Подумать только, я старше его на целых одиннадцать лет. Это же дистанция огромного размера! Когда я окончил школу, то он только пошёл в первый класс.  А когда я ещё учился, то перед школой отводил его в детский сад, где в нём уже тогда проявлялась самостоятельность и лидерские качества. И я потворствовал развитию в нём этих качеств.
Случалось, что он выказывал желание самостоятельно идти в детский сад. И я следовал за ним шагов в пять-шесть  позади, готовый всегда защитить его от любой неприятности. И во дворе дома, и в детском саду он  всегда был окружён ребятами, выдумывая всякие игры и забавы. Воспитатели отмечали его активное участия в различных мероприятиях, особенно в  детских утренниках. Он с удовольствием участвовал в различных сценках, пел,  танцевал, рассказывал стихи и делал это с  большим желанием. Уже  в детском саду он  был лидером, всегда был в центре всей группы и со всеми в ней находил общий язык и  контакт, со всеми дружил  и ни с кем не ссорился. А если кто-то ссорились в группе, то он старался их всех помирить. И за это его очень любили воспитатели .Они говорили, что когда Витя в группе, то в ней  всем весело и интересно, особенно  играть в различные игры, которые он придумывал . Но  самое интересное , что он умел включать в игру всех: и мальчиков и девочек, и со всеми находил язык общения.
Так что он, в отличие от меня, ходил в детский сад с большим желанием.  Помнится, мы как- то проспали отвести во время его в детский сад.  В тот день мама  и  отец ушли на работу  очень рано. А мы проспали потому и хотели оставить его  дома, так как сами учились с сестрой в разные смены  и могли , сменяя друг друга, побыть с ним. Так он проснулся, всё понял и быстро начал сам собираться в детский сад, сказав, что он все равно пойдет, даже если и он и опоздает на занятия. Оделся и выбежал из дома, так что и мне тоже пришлось бежать за ним и опоздать к началу урков в школе.
Особенно  сдружился он в детском саду с Юрой Веселовым, с тем  самым пареньком на фотографии, что по левую  от него руку. Иногда они самостоятельно по окончании работы сада уходили вдвоём домой, не дожидаясь, когда кто-то за ними придёт. Так что  мне, или деду Юры,  приходилось забирать одного из них или из нашего дома, или из дома дедушки  Вередченко. И вот такая их  дружба-соперничество продолжалась  у них и в первой  школе, хотя они учились в разных классах. Они всегда старались не уступать друг другу ни в чём и оба стремились быть лидерами. Но, всё-таки, теперь уже Юра постоянно пропадал в нашем доме и дворе, так как вокруг младшего нашего брата всегда хороводилась детвора. Так что я всех его друзей и подружек хорошо знал с раннего его детства, в том числе  не только самого Юру и его дедушку, но и его маму, которая работала в  той же школе учителем биологии.
Но вот как и когда началось  его пристрастие к музыке, сказать точно не могу.  Думаю, что ещё задолго до того , как младший брат нашей мамы,  Татьяны Тимофеевны Бочаровой, наш  дядя Саша Чиков, привёз мамину старую семиструнную гитару к нам, ещё на старую  квартиру, что на улице Шмидта,  которая и сейчас у нас висит на стене, превращённая уже тогда Витей в шестиструнную, но уже в новом собственном доме. А привёз он её к нам потому, что об этом его попросила наша мама, заметив  проявляющийся интерес к музыке у своего самого младшего сына. Он не только всегда замирал, заслышав музыку и пение по радио или по телевизору, но и с удовольствием  что-то  сам настукивал на детском игрушечном, но играющем пианино или же на детском  металлофоне. А ведь наша мама сама неплохо играла на гитаре и пела, но больше, почему-то сентиментальные  песни, типа: «У церкви стояла карета…». Она-то и стала его первым учителем музыки, которую он уже дальше стал осваивать  сам, и без которой уже не мог жить. Но лично я  этого  пристрастия я в нём долго не замечал, слишком много было у меня своих забот: работа и учёба в институте, строительство нашего собственного дома, занятия волейболом и гулянья с друзьями по вечерам. А у него уже  был свой круг общения, сказывалась разница в возрасте. А тут вдруг я вижу, мастерит он что-то около нашего сарая. Возится с какой-то доской. Вот я и спрашиваю:
—Витя, а что это ты хочешь сделать?
–Электрогитару…
И вижу я около него в журнале, то ли «Техника молодёжи», то ли «Юный техник», чертежи с описаниями: как и что нужно для того, чтобы её сделать.
—Постой, постой, я тебе сейчас помогу…
Ведь  это его желание мне тогда не только понравилось, но и очень даже обрадовало. Нравилось мне в моём младшем брате всё: особенно  умение и желание что-то мастерить и делать своими руками.  Тем более, что его игру не семиструнной гитаре я уже слышал. И это инее тоже нравилось. Подобрали мы с ним подходящую  доску для изготовления гитары , отполировали её  до блеска, а в цехе я выстругал из толстого куска органического стекла звукосниматель, выточил нужные детали на токарном станке, натянул он  струны сам и вот наша гитара запела. Да так запела в его руках, что оторваться от его игры  было просто невозможно.
Что тут можно сказать! Любили мы его все очень в нашей большой семье . Да, и его было трудно не любить. Весёлый и добрый по натуре, энергичный в  общении, всегда настроенный на позитив  и  склонный к доброй шутке, Витя с раннего детства  привлекал к себе людей своим внутренним светом, теплом, не говоря уже о внешней его красоте.  А она у него была  просто  необыкновенная, ангельская, с него бы  картины писать! Так что  на него нельзя было не обратить внимания. Я всегда гордился им тогда и  любил чрезвычайно, как, впрочем, и потом всю мою жизнь.  И  вот эта его внешняя красота. в полной мере, была взята от  нашей  от мамы с отцом. Он был черноволос, чернобров, с  синими, как небо, глазами, и до невозможности  белой кожей, к которой  загар совершенно не приставал.  Он был радостью в семье, прелестным колокольчиком, вокруг него всегда была особая аура добра, чистоты и света. И потому люди тянулись к нему. Вот как о нём вспоминает его друг и товарищ по школьному вокально-инструментальному ансамблю Сергей Бусов:
«Познакомился я  с Виктором Бочаровым в пионерском лагере «Берёзовая роща» в д. Фалдино, после окончания седьмого класса. Наши отцы работали водителями в автоколонне № 1 «Главприоксстроя», который и имел это пионерский лагерь. Здесь мы и с подружились, как земляки , из  одного посёлка. После окончания отдыха в пионерском лагере мы продолжили дружбу и на Косой Горе, хотя учились в разных школах. Я тогда учился в восьмилетней школе, а Виктор в первой средней школе, ныне № 65. И с  тех пор  я часто, а практически все свободное время, теперь проводил с Виктором. Познакомился со всеми его родичами и у них в доме был своим человеком. Перезнакомился  я тогда и со всеми его друзьями. В то время было модно играть на струнке. У Виктора была гитара и у его друзей тоже. Виктор тогда уже умел играть на гитаре и ста меня тоже учить на ней. В то же время я  учился в Косогорской музыкальной школе играть на аккордеоне. И потому мне было  легче  освоить и игру на гитаре, так как Виктор показал, а  я быстро понял некоторые закономерности  в постановке аккордов на грифе гитары. В холодное время года мы часто бывали у Виктора дома, вечерами стояли у него в коридоре или в подъезде и дрынчали на гитарах, подбирая мелодии. Тогда же у Виктора появилась и электрогитара, которую они сделали вместе с его старшим братом Александром. Прекрасная была гитара, интересно, где она теперь? Здесь же я познакомился с его другом, с ещё детсадовской поры, Юрой Веселовым. Они учились в одной школе, но в разных классах. Теперь мы втроём стали уже регулярно и постоянно встречаться. И это стало походить на наши настоящие репетиции и разучивание новых песен и музыкальных произведений. Вместе с нами в этих увлечённых репетициях принимал участие и младший друг Виктора по ул. Шмидта Игорь Грачёв, который тоже впоследствии играть во вторм составе школьного ансамбля. Много времени мы уделяли и прослушиванию  новых грамзаписей и магнитофонных тоже. Тем более, что старший брат Виктора имел магнитофон  «Яуза» и был всегда в курсе новостей на советской и зарубежной эстраде.
Правда, я сейчас и не помню, но каким-то образом, ребята в первой школе выпросили старую киношную аппаратуру и вечерами, когда школа пустела, мы  выбирали пустой и удобный для нас класс , тащили туда эту аппаратуру и начинали играть почти до глубокого вечера. Потом  уже и я на уроках труда  тоже смастерил, по образцу и подобию гитары Виктора , себе гитару. Вслед за мной такую же гитару сделал  и Юра. Именно в это время,  заметив наши вечерние неистовые репетиции в первой  школе, к нам присоединились Валера Кувшинчиков  из класса Виктора и Саша Чикин, который был старше нас на год. Саша неплохо умел играть на барабанах, а  Валеру Кувшинчикова  мы все вместе стали обучить играть на гитаре, и я  тоже помогал ему, показывая ему его партии  игры на ритм-гитаре. В то время мы уже несколько повзрослели, учились мы уже в восьмом классе, а Саша Чикин в девятом классе. И к нашим занятиям в школе стали относиться более серьёзно.
В то время модно и престижно было иметь в школах свои  вокально-инструментальные ансамбли. Появился такой ансамбль и во второй школе нашего посёлка. И нам тоже захотелось иметь  такой же, но на базе первой школы. Хотя, по сути дела, мы его уже и создали. Вот потому мы стали  приставать к школьному учителю музыки , чтобы он помог нам в создании и официальном признании в школе нашего вокально- инструментального  ансамбля. В то время учителем музыка был у нас Сергей Дмитриевич Соловьёв. Известный на Косой Горе музыкант, композитор и очень хороший педагог, отзывчивый  и преданный музыке человек. Он сразу же откликнулся на нашу просьбу и несмотря на уже пенсионный возраст не побоялся и поддержал нас, помог в организации и руководстве. Теперь мы перестали бегать из в класса в класс, ища место для репетиций, Теперь это было на законной основе, нас перестали гонять и ругать, что мы шумим и не даём никому покоя.
Нам выделили для занятий новый актовый зал со сценой, а Сергей Дмитриевич стал нашим покровителем и руководителем, в чём мы так нуждались. Он выбил для нас небольшие финансовые средства и мы смогли приобрести усилители с колонками «Электрон -20», простенькую ударную установку, соло-гитару, бас  и ритм гитары. Имея авторитет музыканта и композитора, а в прошлом и директора Косогорского Дома культуры, он где-то раздобыл старенький  синтезатор, «ённика» или  «оника», как точно назвать не знаю, старенький усилитель УМ-20. Колонку к нему мы собрали сами. Вот таким образом мы оказались счастливы и оказались на верху блаженства.  Теперь мы могли играть по-настоящему и от души. И у нас неплохо получалось. Мы стали играть не только на школьных вечерах, но и на танцах, давать концерты, участвовать в конкурсах. Мы получили признание. А в свободное время мы играли модный в то время рок. Свой коллектив, мне, кажется,  это предложил Виктор, мы решили назвать «Рифы». Большую роль в развитии нашего коллектива оказал, безусловно, Сергей Дмитриевич. Он много внимания уделял для постижения нами нотной грамоты. Мне в этом отношении после музыкальной школы, было несколько легче. В школе наш  учитель создал несколько вокальных групп, в том числе и из учителей, которым он аккомпанировал вначале на баяне, а потом расписывал партитуры для каждого из нас и мы сначала их разучивали, а затем аккомпанировали этим вокальным группам.  Постепенно и мы сами начинали петь. Особенно неплохо звучал голос  Александра Чикина. И мы сами стали петь песни, предложенные Сергеем Дмитриевичем. Как правило, это были на школьные и патриотические темы.
Поработали мы вместе с Сергеем Дмитриевичем примерно с год, а потом узнали, что в нашем Доме культуры в посёлке работает музыкант  Николай  Степанович, фамилию сейчас не помню, и познакомившись с ним репетировать и в Доме культуры тоже. Тем более , что Сергей Дмитриевич  набрал в школе и второй состав ансамбля, в который вошёл теперь и Игорь Грачёв, который всё это время не терял с нами связь. Так что и в Доме культуры Николай Степанович тоже хотел убить двух зайцев одним выстрелом. В Доме культуры он руководил струнным оркестром, но желающих играть на балалайках тогда особенно не было, и потому  он предложил нам играть на них, а параллельно и на гитарах.  На что мы охотно согласились.
И теперь мы свой вокально-инструментальный ансамбль назвали «Дружные ребята». И уже Николай Степанович стал писать нам ноты и партитуры. Саша Чикин пел, пели и мы все, сами себе аккомпанируя. Росло наше музыкальное мастерство. На базе Дома культуры мы приобрели новые электрогитары. По тем временам это были отличные инструменты. У нас появилась соло-гитара «Музита», чехословацкая ритм-гитара «Этерна», был хороший синтезатор «Wettmaister», но нам пришлось делить его с тем основным коллективом в ДК, который тогда играл на танцах. Это был уже 1975 год. В составе струнного коллектива выезжали в Тулу в Центральный парк культуры и отдыха, где аккомпанировали  косогорской самодеятельности под  управлением  Николая Степановича. Но и свой вокально-инструментальный ансамбль «Дружные ребята» не забывали. Репетиции проходили на полном серьёзе, разучивали песни советских и зарубежных исполнителей. Здесь проявилась и ещё одна сторона таланта Виктора. Он на иностранную музыку писал свои тексты,  и получались прекрасные песни. Именно в это время появились и новые в группе исполнители-солисты. Не знаю, где и как с ними познакомился Виктор, но это были прекрасные голоса Жени Дёмченко и Иры Шахнович. Неплохо пел сам Виктор, да и мы старались. Иногда заучивая иностранные слова песен «битлов» или «крезов».  Авторитет нашего ансамбля «Дружные ребята» рос и мы часто стали выступать в Доме культуры  в различные праздничные дни и даты Несколько лет играли в косогорском парке на танцплощадке до глубокой осени. И наши выступления очень нравились публике.
Какое, действительно, было тогда замечательное время!  Сколько в нём было энтузиазма и желания творить! Мы хватались за каждую новую услышанную нами песню, Наслаждались ею и старались исполнить, как можно лучше. Но вот осенью 1975 года ушёл служить в Армию Саша Чикин. Виктор поступил учиться в коммунально-строительный техникум ,  а я в электро-механический.  Но мы продолжали репетировать и играть. На удпрных инструментах Сашу Чикина в полной мере не мог заменить Саша Стребков. Сказалась  на  спаде нашего энтузиазма наша учёба в техникумах, да  и меня весной 1976 года, а Виктора осенью, призвали в армию. Правда в            
 Наша молодость совпала с самым интересным  и насыщенным временем в жизни нашей великой страны  СССР.  В середине шестидесятых годов нравственная высота и красота души молодого советского человека, думаю,  достигла  своего апогея. Мы зачитывались журналами «Юность», «Смена», «Ровесник», «Кругозор» и другие. На экраны выходили высокохудожественные фильмы, как «Война и мир», «Освобождение», «Щит и меч» и другие замечательные фильмы.   Мы заслушивались  не только песнями Булата Окуджавы и Визбора, но и уже Высоцкого. Это время было  триумфа «битлов» и их  песен «на костях», т. е. на рентгеновских снимках. Нам нравилось творчество  Анатолия Кролла и звучание  электронной музыки. На радио и телевидении шли прекрасные молодёжные и музыкальные передачи, такие как «Утренняя почта», «Песня года», «Новогодние огоньки», «До и после полуночи» и другие. Появлялись многочисленные вокально-инструментальные ансамбли и замечательные композиторы, музыканты, певцы  и песни, такие как Магомаев, Ободзинский, Кобзон, Толкунова, Пугачёва, Маленин, Кристалинская, Мулерман, Мондрус и многие другие. Настоящий бум  появления  многочисленных молодёжных вокально-инструментальных ансамблей  был  и у нас на Косой Горе. Появился такой вот школьный ансамбль и в Косогорской средней школе № 1. В создании коего принял непосредственное  участие и мой младший брат Виктор Бочаров.
Александр Бочаров.


Рецензии