Белые пятна на карте страны...
Готовит чтенье ИТС…
И гений НДТ подспудно
(Увы, проверить это трудно),
Надеюсь, двигает прогресс…
Н. Фалалеев
Пожалуй, одними из самых загадочных, неизведанных, не изученных объектов на экологической карте нашей страны являются объекты размещения отходов (ОРО) и, в частности, полигоны по размещению твердых коммунальных отходов (ТКО). И это несмотря на пристальное внимание к «мусорной проблеме» первых лиц государства, «вкачивание» значительных бюджетных средств и средств региональных операторов по размещению ТКО, создание статистических форм учета отходов и внедрение документов стандартизации, призванных окультурить процесс захоронения, сделать его более технологичным и безопасным для природы и человека.
Вы спросите: «Почему "белые пятна"»? Да хотя бы потому, что никто в России не знает, сколько на самом деле отходов на этих полигонах уже размещено и ежегодно размещается, так как многие из них не оснащены элементарными весами…
Статистику и финансы мы пока отложим в сторону и сегодня продолжим разговор о технологическом компоненте «мусорной реформы» ИТС НДТ «Размещение отходов производства и потребления» (ИТС 17-2021) и его актуализированной версии (ИТС 17-2024), размещенной на сайте Бюро НДТ: burondt.ru/discussion/2024/143 .
Чтобы всем окончательно стало понятно, «о чем и для чего» был создан сей документ, позволим себе привести небольшое извлечение оттуда:
[…] справочник НДТ содержит описание технологических процессов, методов, способов, оборудования и средств, применяемых в Российской Федерации при обустройстве (проектировании и строительстве), эксплуатации, выводе из эксплуатации объектов размещения отходов, при контроле состояния систем обустройства объектов размещения отходов и технологий размещения отходов, а также при мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. […] Справочник НДТ применяется для достижения целей комплексного предотвращения и (или) минимизации негативного воздействия на окружающую среду при хранении и захоронении отходов производства и потребления. […]
Кроме того, ИТС 17-2024 предназначен для расчета технологических нормативов выбросов метана от полигонов по размещению ТКО (которые, в свою очередь, нужны для получения комплексного экологического разрешения) — в нем установлены технологические показатели метана для различных климатических зон, от 0,6 до 2,2 кг метана на 1 тонну отходов.
С критическими замечаниями относительно действующей редакции ИТС 17-2021 я уже неоднократно выступал на страницах журналов "Экоспоры" и "Справочник эколога", поэтому с любопытством и надеждой просмотрел свежеиспеченную итерацию и… остался в полном недоумении: а что изменилось?
• Перечень НДТ остался прежним.
• Маркерное вещество для полигонов ТКО — все тот же метан.
• Технологические показатели выбросов метана не изменились (конкретизировано наименование производственной деятельности и способ определения, но после такой конкретизации возникают дополнительные вопросы).
Итак, по порядку:
1. В ИТС 17-2024 опять не включены технологии, давно и с успехом применяющиеся на многих полигонах:
1.1.1. визуальный контроль отходов на въезде на соответствие сопроводительным документам (паспортам);
1.1.2. радиационный контроль отходов;
1.1.3. выборочный анализ компонентного состава отходов;
1.1.4. взвешивание отходов;
1.1.5. дезинфекция колес на выезде транспорта с территории полигона ТКО;
1.1.6. мойка колес на выезде транспорта с объекта размещения отходов производства.
При этом, как уже было сказано, многие объекты размещения отходов не оборудованы даже простыми грузовыми весами с погрешностью плюс\минус 100 кг… Объем отхода учитывается исходя из объема кузова машины и потом переводится по заявленной в паспорте плотности в тонны. При чем, реальный вес отхода может значительно отличаться от веса, формирующего статотчетность по форме 2-ТП (отходы).
Как можно выдавать комплексное экологическое разрешение объекту, не имеющему весов? Это ведь один из основных показателей работы полигона — учет количества размещенных отходов разных видов и групп.
2. НДТ 2.15 «Устройство системы дегазации на объекте захоронения твердых коммунальных отходов» не разделена на конкретные виды (пассивную и активную дегазацию) и отнесена к подразделу 5.2 «Наилучшие доступные технологии при эксплуатации объектов размещения отходов», а не 5.3 «Наилучшие доступные технологии при закрытии объектов размещения отходов». А между тем проведение дегазации возможно только после закрытия всего полигона либо его части. Это, конечно, мелочь, но мы же разрабатываем документ стандартизации: в нем все должно быть предельно четко и понятно описано.
3. Подразделы 5.4 и 5.5 ИТС 17-2024 о контроле ОРО и мониторинге окружающей среды вокруг ОРО не заполнены вовсе, на основании того, что владельцы полигонов не предоставили об этом информацию в анкетах. Но позвольте, на каждом ОРО есть техрегламент проведения работ и проводится ежеквартальный мониторинг — иначе Роспотребнадзор с Росприроднадзором оштрафуют, а то и просто приостановят там деятельность. Если об этих обязательных работах природопользователь не написал в анкете при актуализации справочника, то либо анкеты неправильные, либо неправильно выбран подход к составлению ИТС.
Мое мнение — ИТС НДТ должны содержать все известные наилучшие технологии (доступные — и пока не очень), применяемые или только внедряемые в хозяйственной деятельности, а не только те, о которых соизволят упомянуть в анкете эколог с технологом предприятия. ИТС должен быть настольной книгой для специалиста на производстве, а не формально исполненным пунктом госзадания профильного министерства. Тем более, что вся необходимая информация для этого есть в Минприроды России и Росприроднадзоре – действующие природосберегающие технологии и показатели, характеризующие их эффективность, им известны (данные ежегодного производственного экологического контроля аккумулируются в РНП), а новые технологии в обязательном порядке проходят государственную экологическую экспертизу и могут, после получения положительного заключения, претендовать на включение в ИТС.
4. Наверное, в ИТС 17-2024 можно было бы подробнее описать технологии размещения промышленных отходов (хотя бы в рамках СП 127.13330.2023 «Объекты размещения отходов производства. Основные положения по проектированию (СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию)» и уделить внимание работам по рекультивации. Но, видимо, в следующий раз…
5. Ну и напоследок о самом болезненном для бизнеса вопросе — технологических показателях выбросов метана на полигонах ТКО.
Из позитивного могу с удовлетворением отметить, что в ИТС появилась ссылка на формулы из Методики расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов , по которым определяется технологический показатель.
Хотя, на мой взгляд, разработчики могли бы уточнить три момента:
1) какая масса отходов должна браться для расчета: масса всех размещаемых отходов, либо только масса ТКО и им подобных, так как на полигонах ТКО ведется (по крайней мере должен) учет, сколько инертных промышленных отходов, не генерирующих биогаз, размещено на полигоне и сколько ТКО и органических отходов, участвующих в выделении биогаза;
2) в ИТС или Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов» необходимо уточнить, что такие нормативы рассчитываются на каждый год действия комплексного экологического разрешения (так как после открытия полигона выбросы метана с каждым годом увеличиваются, а после прекращения размещения отходов сокращаются, т.е. каждый год будут разными);
3) природопользователи должны иметь возможность определять технологический показатель выбросов метана не только расчетным способом, но и инструментальным, тем более, что данные, полученные с помощью натурных замеров более достоверны.
Теперь о негативе. В первой редакции актуализируемого ИТС 17-2024 авторы опять пошли по старым «граблям» и установили технологические показатели для захоронения ТКО на объектах, для которых государственной экологической экспертизой подтверждена возможность пассивной дегазации.
Где тут логика и научное обоснование? Биогаз выделяется в процессе анаэробного разложения органики в теле полигона. Этот процесс не зависит от того, какая дегазация (активная или пассивная) будет применена (или не будет применена вовсе) после вывода полигона из эксплуатации. Зачем устанавливать противоречащий здравому смыслу критерий определения технологического показателя? Сейчас у нас большинство владельцев полигонов не может сказать, какую дегазацию они будут применять (нет заключений Государственной экологической экспертизы , либо в заключениях ничего не сказано про дегазацию, либо сказано, что эти вопросы будут решаться при разработке проекта рекультивации). То есть формально почти никто не должен считать технологические нормативы выбросов метана.
Зачем тогда вообще их устанавливать? Давайте уберем… А если уж решили установить, то не морочьте людям головы «дегазацией», так и пишите: технологические показатели установлены для всех полигонов, осуществляющих захоронение отходов после сортировки. И чем меньше органики будет на полигоне размещаться, тем лучше будет технологический показатель.
Далее в таблице с технологическими показателями выбросов метана, в ИТС 17-2024 установлен еще один спорный критерий:
Технологические показатели определены расчетным методом для отходов, прошедших сортировку. Контрольные параметры захораниваемых отходов после сортировки: содержание органической составляющей в отходах не более 15 %, влажность отходов 38 %.
Как его понимать? Если на полигоне размещаются отходы, содержащие 15,1 % органики с влажностью 37,9 % — это, получается, не объект технологического нормирования (даже с подтвержденной ГЭЭ дегазацией)? Или это не критерий? Тогда зачем засорять таблицу с показателями лишней информацией? Можно было бы в тексте ИТС подробно рассказать, как рассчитывался технологический показатель НДТ, как нужно определять технологический показатель выбросов метана для конкретного полигона (с примером расчета), чтобы у эколога предприятия не возникало массы вопросов, на которые ему никто (ни Минприроды, ни Росприроднадзор, ни Минпромторг) не в состоянии ответить. Такое ощущение, что разработчики справочников живут на другой планете и иногда прилетают к нам на Землю установить свои правила игры…
ВЫВОД
Подведем итог вышесказанному. Не знаю, читают ли разработчики справочника данный журнал, но очень хотелось, чтобы «белых пятен» в окончательной редакции ИТС 17-2024 стало как можно меньше (а значит, их станет меньше и в деятельности по размещению отходов). Но, зная, как не поворотлив государственный механизм, генерирующий различные нормы и правила, у меня есть основания полагать, что и 4-я редакция ИТС 17-2029 будет такой же «хромоногой». Что ж, дело за молодыми и энергичными экологами, «грызущими гранит науки» в институтах и университетах: перед вами открываются бескрайние перспективы по наведению порядка (кстати, не только в стандартах, но и в статистической отчетности, и в работе «на земле»). Дерзайте!
Свидетельство о публикации №224121701686