Крещение Руси
(ст."«Когда мудрость приходит в бою»: Ярослав Мудрый и его правление",Серьёз-ная история,2024) "То,что новгородский князь Ярослав стал киевским правителем– это и большая удача,и следствие его стратегического мышления и полководческого таланта.Дело в том,что после смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г.,на 4 долгих года 12 его сыновей погрузились в кровавую междоусобную войну,которой, казалось,нет конца и края.Так кратко развивались события I Междоусобной войны 1015-1019 года:Призвав на помощь варяжские дружины, Ярослав Владимирович, вместе с новгородским войском в 1016 году выступил в сторону древнейшей столицы Руси. Навстречу выступил Святополк. Две армии сошлись у Любеча и войско Ярослава одержало победу;В 1017 году Святополк навлёк на Русь печенегов, которые взяли в осаду Киев. Врагам удалось ворваться на улицы города. Но это тот самый случай, когда даже столь глубокий прорыв не позволил взять главенство в кровавой битве. Победа снова осталась за Ярославом;Святополк обратился за помощью к своему тес-тю.И в ходе сражения на реке Буг объединённые польско-печенежско-славянские силы смогли победить войско Ярослава,в результате чего фактически состоялась первая польская интервенция;Фактически, после подлого убийства князей Бориса и Глеба вся Древняя Русь разделилась на два блока.Первый блок возглавил самый старший сын Владимира Крестителя– Святополк Окаянный(именно он «заказал» убийство двух своих братьев и в 1013 г.постарался восстать против отца),который не только занял киевский престол,но и опирался на польско-печенежские силы(король Болеслав приходился ему тестем).Второй блок возглавил новгородский князь Ярослав,который и биться-то поначалу не хотел– заставили новгородцы.Ярослав,намереваясь удалить-ся в Швецию,был задержан новгородцами с требованием продолжать борьбу.Был орга-низован сбор средств,на которые были наняты новые варяжские полки.Решающая битва произошла в месте гибели Бориса– на реке Альте,в ходе которой трудную победу од-ержал Ярослав.Вот что потребовалось сделать новому киевскому князю для того, чтобы сесть на престол и править вплоть до 1054 года! Нас же интересуют те события,которые произошли после 1019 г.– на этом и будут сосредоточены сегодн-яшние рассуждения и размышления.Итак,после победы на Альте, в очередной раз проигравший Святополк Окаянный попытался бежать в Чехию, где намеревался собрать новое воинство и продолжить борьбу. Но, судя по всему, пережил настолько большой стресс,что впал в паралич.А смерть,по описанию летописца(который явно недолюб-ливал этого сына Владимира) была весьма-весьма страшной и мучительной.И описать её здесь не представляется возможной из-за требований платформы.Как пишет тот же летописец– «Едва Ярослав утёр пот с дружиною»,как на него немедленно напал Мсти-слав Удалой– князь Тмутаракани и ещё один сын Владимира.Современники описывают Мстислава как сильного и удачливого воина, который был красив лицом и славился своими большими выразительными глазами. Именно Мстислав, согласно мифам, лично одолел вождя адыгов – Редедея, чтобы уберечь воинов и со своей, и с той стороны от напрасного кровопролития. Поэтому Ярославу противостоял действительно серьёзный противник. И в 1024 году войско киевского правителя потерпело сильное поражение, когда предводитель варягов по имени Якун дрогнул и, бросив славянские полки, позорно бежал с поля брани.Произошло ровно то,что уже случалось в 1017 г. – Ярослав Владимирович снова бежал в Новгород и отправил своих посланников наня-ть новые варяжские полки.Мстислав,в свою очередь,сел на злато-стол,оценил масш-табы того бедствия,которые учинили родные братья-Владимировичи на пространстве Руси,после чего отправил к Ярославу послов.Предложение от Мстислава– «без крово-пролития» разделить русские владения поровну.Всё,что находится справа от Днепра, должно было достаться Ярославу,а Мстислав забирал себе всё,что находится слева от этой могучей древней реки.Ярослав принял предложение. И с 1026 года на Руси воцарилось два правителя – один правил Югом, другой Севером. И это было важно, так как в русских летописях появилась важная запись: «В 6537 г.было мирно».Двое-властие продлилось около 10 лет– вплоть до 1036 г.Именно в это время Мстислав Удалой завершил свой жизненный путь и отправился на тот свет от естественных пр-ичин.И Ярослав уже прослывший Мудрым правителем,горько оплакивал своего последн-его брата,который,согласно уговору от 1026 г.,передал киевский злато-стол именно ему.Ярослав Мудрый принялся очень много строить.Например,основал на Волге целый город,названный в его честь.А в древней столице возвёл Софийский собор и украсил главные ворота города надвратными куполами.Софийский собор поражал воображение современников до глубины души– был украшен мраморным алтарём,галереями и богат-ыми мозаиками и фресками.Крышу увенчивали 13 куполов– небывалая роскошь по мерк-ам времени.Но помимо своего главного храма Ярослав не забывал возводить церкви и в других городах,что позволило организовать новые епархии и даже утвердить сво-его митрополита на Руси– им стал Иларион(автор одного из первых публицистических произведений– «Слово о Законе и Благодати»).Именно Илариону,при поддержке Яросл-ава Мудрого,доведётся основать Печерский монастырь,который войдёт в историю под названием Киево-Печерской лавры.Главная заслуга Ярослава– создание так называ-емой «Русской Правды»- письменного свода законов,в котором было упомянуто всё, что только можно:Описание и правила проведения «Божьего суда»(испытание при пом-ощи раскалённого куска железа);Были учтены традиции и обычаи древнейшей Руси;
Была законодательно ограничена кровная месть(её заменили «вирой»- штрафом);Рег-ламентированы наказания за прочие преступления.«Русская правда»,в самом широком смысле– основание для всего русского права,которое,изменяясь,дожило до настоя-щего дня.А потому российское законодательство может отслеживать свою преемст-венность от правления Ярослава Мудрого.При своей жизни Ярослав смог собрать дей-ствительно богатую библиотеку.Именно по его приказу трудился целый штат перевод-чиков и переписчиков,которые переводили византийские книги на русский лад.А чит-ать Ярослав любил.Летописей так выразил эту привычку князя:«[Читал]часто,и днём, и ночью».Положение Руси киевский правитель дополнительно укрепил,установив мног-очисленные династические союзы:Сам женился на дочери короля Швеции– Ингигерде; Дочку Анну выдал за Генриха I(она стала королевой Франции при 7-летнем сыне Фил-иппе в 1060 г.);Анастасию выдал за венгерского герцога Андрея,который в будущем стал королём восточноевропейской страны,опираясь на силу и деньги Ярослава.Анас-тасия также стала правительницей Венгрии при сыне Шаламоне;Елизавету отдали зам-уж за правителя Норвегии и Дании;Сын Святослав взял в жёны дочь германского гра-фа по имени Ода;Сын Изяслав взял в жёны дочку польского короля– Гертруду; Всево-лод взял в жёны дочку византийского императора– Марию.В 1054 г.действительно му-дрого и дальновидного князя не стало.И его тело было упокоено в беломраморном саркофаге в Софийском соборе.Но прах Ярослава не дошёл до наших дней,исчезнув в очень непростом бурлении времён.Как очень точно написал Н.М. Карамзин: «Древняя Русь погребла вместе с Ярославом своё благоденствие и могущество». Отца пережили трое сыновей– Всеволод,Святослав и Изяслав.Как мудрый правитель Ярослав устано-вил порядок престолонаследия,передав свой престол старшему сыну– Изяславу Ярос-лавичу.И ещё 15 лет Всеволод и Святослав жили со старшим братом в мире и даже наполнили свод законов своего отца новыми статьями создав «Правду Ярославичей». Но всё изменилось в 1068 г.,когда объединённое войско Ярославичей потерпело сок-рушительное поражение от половцев.Это повлекло за собой «эффект домино»,что при-вело к такому расслоению Древней Руси на отдельные княжества,от которого она см-огла окончательно оправиться только после окончания ордынского владычества."Иван Вологдин.
(ст."«Битва за престол»: как Владимир Святославович брал власть в свои руки", Серьёзная история,2024) "Официально считается,что первая Междоусобная война на Руси– борьба за власть Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного,которая происх-одила с 1015 по 1019 гг.в связи со смертью Владимира Красное Солнышко.Но и сам Владимир Святославович– креститель Руси и канонизированная личность в будущем, был вынужден силой брать правление в свои руки,что фактически является первым междоусобным конфликтом между родными братьями за центральный престол(тогда– киевский).Святослав Игоревич– князь Новгородский и Киевский,правил объединённой Русью с 945 (фактически– с 961) по 972 год и прославился как опытный полководец и дальновидный стратег.Но вопрос с престолонаследием так и не решил. И перед роковым отъездом на Дунай просто распределил вотчины между тремя своими сыновь-ями.Так,старший сын– Ярополк,сел княжить в Киеве,средний сын– Олег,стал главным над землями древлян,а младший– Владимир,был посажен на княжение в Новгороде.В 972 г.на Днепровских порогах,возвращаясь из Болгарии с богатой добычей,Святос-лав Игоревич был убит в бою,в результате хорошо организованной засады.Какое-то время между братьями продержался мир.Но в 977 г.,послушав очень «скользкого» человека– Свенельда (который явно преследовал какие-то свои интересны на простр-анстве Древней Руси),Ярополк атаковал Олега Древлянского.И,несмотря на то,что средний брат-Святославович умело оборонялся,в Битве у города Овруч он всё-таки лишился жизни: был оглушён,упал с моста и был насмерть завален павшими воинами и тушами коней.Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал в Скандинавию. Просто потому, что прекрасно понимал – в прямом противостоянии с силами Ярополка он не выстоит. Но бежал не для того, чтобы покориться судьбе, а для того, чтобы напитаться варяжскими силами и с новой армией вернуться «за своим» в 980 г.В 980 г.,варяжская дружина слилась с новгородским ополчением и образовала воинство Владимира.После чего полки отправились на Киев.При этом младший брат в лучших традициях своего отца,сообщил старшему брату: «Иду на тебя! Готовься биться»!По пути на древнюю столицу Руси стоял город Полоцк,который Владимир намеревался пр-ивлечь себе в союзники.Именно поэтому он предложил местному правителю Рогволоду взять в жёны его дочку Рогнеду,чтобы посредством династического брака скрепить данные друг другу обязательства.Проблема заключалась в том,что Рогнеда уже была сосватана за Ярополка,а Рогволод не испытывал никакого желания идти на контакт с вернувшимся Владимиром.Более того,согласно летописям,Рогнеда прилюдно оскорбила Владимира,намекнув на его происхождение от рабыни– ключницы Малуши,которая труд-илась при княгине Ольге.Неизвестно, сколько в сказанном со стены Полоцка было правды, а сколько лжи. Но Владимир терпеть такие речи не стал, а потому взял Полоцк штурмом, умертвил правителя и двух его сыновей, а Рогнеду силой взял себе в жёны. Да не единственной и неповторимой, а только одной из жён в гарем, так как новгородский князь на то время был ещё ярым язычником и совершенно не инте-ресовался идеями православия и моногамии.Рогнеда ещё попытается убить Владимира во время одной из ночей.И как гласит одна из версий– вовсе не в отместку за отца и братьев,а ровно потому,что муж долгое время не баловал её вниманием,отправля-ясь в покои к другим жёнам.В любом случае князь успел выбить нож из рук своей супруги и только поэтому остался жив.После взятия Полоцка, новгородский князь подступил к Киеву и довольно легко взял его штурмом.Считается,что лёгкость осады была обусловлена тем,что Ярополк чересчур сильно полагался на своих советников, которые к тому времени оказывали на него самое тлетворное и негативное влияние. Так,один из советников по имени Блуд предлагал бросить город и сбежать вместо обороны,а Варяжко– обратиться за помощью к печенегам.В любом случае Ярополк не прислушался ни к первому,ни ко второму советчику.И пребывая в большой нерешите-льности,был заколот двумя варягами,которые были рады,что центральная власть пер-ейдёт в руки действительно сильного и смелого предводителя,которым им казался Владимир.Причём заговор возглавлял Блуд,который заблокировал дверь,ведущую на лестничный пролёт,чтобы дружинники,верные Ярополку,не помешали свершиться преда-тельству.Так или иначе,несмотря на применённые методы,власть перешла к Владим-иру,который сел править в древней столице и,тем самым,снова объединил Русь под властью одного правителя.Для начала ему как-то потребовалось «спихнуть» варягов, прибывших с ним.А потому он замотивировал нанятые полки отправиться дальше,на Византию,после выдачи большой выплаты за предоставленные услуги.И когда эта про-блема оказалась решённой,то немедленно всплыла другая– многие славянские племена «отпали» во время братской войны,из-за чего потребовалось снова возвращать преж-нюю сферу влияния,заново покорив радимичей и вятичей.Следующий этап– поход на Волжскую Булгарию в 981 г.и отвоевание Волыни у польского правителя– Мешко I. Для того чтобы закрепиться на новой земле Владимир основал город– Владимир Волы-нский– основную твердыню на этой(тогда)спорной территории.Но главное испытание– длительная война с печенегами.И самый яркий момент этой принципиальной борьбы– Битва на реке Трубеж,состоявшаяся в 992 году.Именно в этой битве,согласно летоп-исям,русский богатырь Никита Кожемяка смог при помощи грубой силы задушить пече-нежского силача.Но мало кто знает реальное продолжение этой фольклорной истории, ибо согласно на месте великой победы Владимир распорядился заложить город Перея-славль.Владимир,помимо Крещения Руси вообще отметился как градостроитель– в воз-ведении твердынь он видел лучшую защиту от набегов степных воинов.Именно поэтому в его правление были построены крепости по рекам Стугне,Суле,Трубежу и Десне– прекрасный способ отвадить печенегов от древней столицы и возможность оперативно предпринять какие-то контрмеры в ответ на очередное вторжение.Известны попытки Владимира, буквально накануне Крещения Руси, основать какую-то свою религию– смешать славянские и скандинавские божества и провозгласить Перуна главным.Но, по всей видимости, получалось плохо. А потому был произведён «смотр религий»,в результате чего киевскому правителю понравилось христианство византийского толка .И в 988 г.началось массовое крещение славян,которое далеко не всегда и далеко не везде происходило «гладко».Однако это уже совсем другая история,о которой мы поговорим как-нибудь в следующий раз."Иван Вологдин.
(ст."Ведическое общество и социум современного типа",Эпоха Велеса,2024)
"В те времена,когда Русь была Ведической,и знание главенствовало повсеместно, когда идея первенства и превосходства Вед(мудрости)доминировала в сознании детей Свята Расы,жизнь была совсем иной,и неописуемо свободной,вольной и прекрасной.До установления Ночи Сварога и времени Тьмы религий не было.Поэтому знание освЕщало и освЯщало жизнь расичей; ведь Ра– Свет,поток света,чистый источник света,источ-ник знаний,кладезь мудрости,живой родник жизни.От понятия Ра происходят такие слова,как РАзум,РАссудок,сообРАзительность,обРАзование.Нашими древними пРАщурами ценились толковость,здравость суждений,научный(с нашей современной точки зрения это можно так назвать)подход в восприятии мира.Единственное,что научный подход,или наука – это урезанная система мировосприятия.Ещё до революции в университетском образов-ании не было узкой специализации.Тогда наука была фундаментальной.Человек мог иметь медицинское образование,и быть не только врачом,но,и,обладая даром слова, писателем(Антон Павлович Чехов и Михаил Афанасьевич Булгаков); быть химиком,суд-медэкспертом,метрологом,метеорологом,и одновременно экономистом(Дмитрий Иванович Менделеев); блестящим композитором и большим учёным-химиком(Александр Порфирье-вич Бородин),биологом,геологом,палеонтологом и философом в одном флаконе(муж ма-тематика и механика Софьи Васильевны Ковалевской– Владимир Онуфриевич Ковалев-ский).Конечно, были разносторонние личности и учёные-энциклопедисты и в СССР: Владимир Иванович Вернадский (философ, мыслитель, естествоиспытатель), Николай Иванович Вавилов (генетик, ботаник, селекционер, химик, географ, общественный и государственный деятель), Николай Николаевич Баранский (заложил основы советской экономической географии; его труды охватили теорию экономической географии,исто-рию географии,экономическую географию СССР и других стран,экономическое райони-рование,географию населения и географическое градоведение,экономическую картогр-афию,методику преподавания экономической географии в высшей и средней школе), Иван Антонович Ефремов(геолог,палеонтолог и писатель-фантаст),Побиск Георгиевич русского косми-зма).Но только ко второй половине 80 г.ХХ столетия образование постепенно всё больше становилось узкоориентированным,а с приходом чуждого дикого капитализма в нашу страну,по примеру западных государств,всё больше и больше дробилось.Всё яс-но.Энциклопедичность познаний открывает настоящую широкую дорогу к правильному и точному представлению о мире.Но владельцам ТНК,теневым хозяевам мира,стремящи-мся к неограниченной власти надо всей нашей планетой,не выгодно,чтобы народы им-ели доступ к закрытой информации (Ватикан)и свободно оперировали знаниями.Они хотели бы установить монополию на получение сведений,оставшихся от предыдущих цивилизаций; на свободное посещение архивов и библиотек,где хранятся древние источники; быть вхожими в инновационные и научные центры,где учёные ведут новей-шие научные разработки,чтобы установить свою диктатуру и распространить тотали-тарную власть на весь земной шар.Посмотрите,что происходит в институтах,универ-ситетах и академиях сейчас. Там, на западный манер, специализации дробятся и дробятся. Следовательно, и знаний выпускники получают меньше. Сейчас ни для кого не секрет, что начиная с 50-х годов западные спецслужбы вели настоящую охоту на советских учёных. Причём, если наши учёные не соглашались работать на западный мир, их устраняли физически.Однако, парадигма (парадигма – совокупность взглядов и идей, которые определяют то, как мы понимаем мир и исследуем его; принятая в научном сообществе модель рациональной научной деятельности) в науке властвует по 100, иногда по 200 лет. В ближайшее время парадигма в науке будет меняться. Небывалый прорыв ждёт нас в 2026 – 2028 годы. Он уже незаметно происходит– в последние годы уже было несколько открытий российских учёных: вакцины от ковида были лучшими в мире, без побочных эффектов, в отличие от «Модерны», «Пфайзер» «Джонсон и Джонсон» и «Астра-Зенеки»; в первой половине 20-х годов ХХI века у нас в стране произошёл ряд разнообразных открытий в лечении различных видов рака ; сейчас вакцины от онкологических заболеваний и от аллергии(вакцина на реакцию цветения берёзы)уже готовятся к выпуску.Наше общество будет постепенно эволюци-онировать от научного к культурному.Культура включает в себя все области знания: язык и социальные ценности,обычаи и обряды,символику,Богов и героев,духовную народную традицию и древнее право,образование и литературу,науки и философию, все виды искусства,ремёсла и технику,зодчество и архитектуру,инновационные и информационные сферы."
(ст."Банник– почему наши предки считали баню «нечистым» местом?"Мусагет(мифы, легенды,сказания),2024) "А задумывались ли вы,отчего в старину на Руси бани стр-оили в отдалении от домов,на отшибе? Конечно,современный человек,следуя рацион-альным размышлениям,может заявить,что причина была в мерах безопасности– всё-таки баня могла загореться и стать источником пожара.Но дело здесь было не тол-ько в этом.Как бы парадоксально ни звучало,но наши предки считали баню местом «нечистым».Не секрет,что в древности люди верили,будто всё вокруг имеет своего покровителя.Не были исключением и рукотворные постройки– дома,хлев,баня.Хозяи-ном последней,как нетрудно догадаться,был Банник(иногда его называли Обдерихой), причём нечисть эта была весьма опасной и суровой.Так кто же такой таинственный Банник? Соблюдение каких правил было обязательным в бане? И почему прежде отнош-ение к баням было особенным?На границеНаши предки неслучайно считали баню местом необыкновенным,«нечистым».Здесь проводились гадания,здесь совершались религи-озные ритуалы,сюда часто приходили женщины перед родами.Баня считалась погран-ичьем между мирами– нашим и потусторонним.Человек незнающий вполне мог совершить здесь ошибки,которые привели бы к крайне неприятному исходу.Но главное– в бане нужно было считаться с её хозяином,Банником.Этот представитель славянской нечи-сти был своего рода «пограничником».Подобно Бабе-Яге, он проживал на пересечении миров.При этом сам Банник недружелюбно относится к посторонним(тем,кто хочет влезть из одного мира в другой),хотя при этом и не вредит постоянно людям.Много-ликий Банник.Интересно, что в народных преданиях облик Банника может сильно мен-яться.По сути это существо не имеет определённой внешности.Хозяин бани может пр-икинуться камнем,веником или кошкой,а также способен появиться в своём «истин-ном» обличье– в виде всклокоченного старца с худыми костлявыми руками и длинными ногтями.Если такого «гостя» увидеть возле бани,лучше внутрь не заходить– Банник чем-то недоволен.А вот в образе благообразного дедушки или милой старушки он сл-овно бы говорит,что настроен миролюбиво.И зло,и добро.Не исключено,что дух Банн-ика связан с огнём,без которого нельзя представить баню.Страх перед этой нечис-тью был обусловлен человеческой боязнью ошпариться или угореть.Учитывая то,что баня сама по себе была местом достаточно опасным(близость огня,жар),неудивит-ельно,что её хозяина представляли суровым,а порой и жестоким по отношению к люд-ям.Впрочем,он способен и на добрые дела.В старину роженицы часто производили на свет детей именно в бане.Как правило,беременная женщина уходила в баню за неско-лько дней до родов.Считалось,что здесь,на пересечении миров,ребёнку будет легче покинуть утробу матери.Почему? Да дело в том,что сам новорожденный считался «го-стем» из иного мира.Банник в этом случае мог помогать роженице– правда,для этого необходимо было провести соответствующие обряды и задобрить его.Главные правила
Много веков тому назад сложился ряд требований,которые необходимо было соблюдать в бане.Чтобы Банник не разгневался,нельзя было отправляться в баню после захода солнца– в этом случае хозяин бани мог жестоко наказать человека.Кроме того,зап-рещалось шумно вести себя в бане или приходить туда нетрезвым.Покидая баню,нуж-но было оставить хорошего пара Баннику– в этом случае он не должен был обидеться на своих гостей.Чтобы задобрить Банника,ему оставляли не только пар,но и вкусные угощения.При доброжелательных отношениях с ним люди получали немало благ– неда-ром баня считалась местом,где можно излечить многие болезни.Помимо того,Банник был способен защитить человека от любой другой враждебной нечисти.Порой он спас-ал путников,которые пережидали в бане ночь до утра.На своей территории Банник был очень силён.Встреча с Банником.В народе поговаривали, что многие колдуны «знаются» с Банником.Как гласили поверья,чтобы обрести желаемую силу или даже заветную шапку-невидимку,в Пасхальную ночь нужно было отправиться в баню.Там следовало разуться и снять нательный крест,спрятав его в левый сапог вместе с ножом.Потом человек проклинал всё на свете и,как верили,после этого перед ним в своём истинном обличье появлялся Банник,от которого гость и получал в подарок волшебный артефакт.Конечно,это было только поверье,но оно показывает, насколько сильна была вера в особенную силу Банника.Для наших предков могущественный дух Банник был одним из тех представителей нечисти,с которыми следует обращаться крайне осторожно.Не спешите называть старинные верования лишь глупыми суевериями .Даже сами принципы поведения в бане и общения с Банником нередко представляют такой себе фантазийный вариант правил безопасности в этом месте.Среди них есть и те,которые актуальны и сегодня.В Банника можно не верить,но появляться в бане в нетрезвом виде или париться в темноте уж точно не стоит.Последствия могут оказ-аться самыми плачевными."
(ст."«Русская правда»: разбираем свод законов Ярослава Мудрого",Культукрный код,2024) "Чтобы поведать о том,как появилась «Русская правда» и почему она так важна для нашего государства,следует максимально кратко,буквально «в три абзаца» пробежаться по предшествующим событиям.Итак,Ярослав Мудрый пришёл к власти в 1019 г.,в длительной междоусобной борьбе наконец-то одолев своего брата- Свято-полка Окаянного.Но другого своего брата– славного богатыря и витязя Мстислава Удалого,князя Тмутараканского,выиграть не получилось.А потому войска Ярослава потерпели сокрушительное поражение в 1024 г.,что всенепременно должно было обер-нуться новым длительным кровопролитием на пространстве Древней Руси,с учётом то-го,что действующий киевский правитель смог сбежать с поля боя.Благо,что Мстислав ,занявший киевский злато-стол,развивать конфронтацию не стал,но предложил Яросл-аву,прибывшему в Новгород,заключить честный мир,с разделением всех русских вла-дений напополам по течению Днепра.Ярослав согласился.И с 1026 по 1036 гг.на Руси воцарилось двоевластие,которое принесло долгожданный мир и спокойствие.В 1036 году Мстислав ушёл из жизни в виду естественных причин. И согласно договору между правителями Ярослав Мудрый снова занял киевский престол, где находился вплоть до своей смерти в 1054 г.За годы своего правления этот князь прославился как очень умный и начитанный человек,дальновидный стратег и градостроитель.Но главная его заслуга– то,что на излёте жизни он смог составить свой собственный свод законов,который вошёл в историю как «Русская правда» и смог регламентиро-вать многие спорные сферы древнерусской жизни.Что такое «Русская правда»,в самом широком смысле? Это свой собственный свод законов на древнерусском языке,кото-рый действовал абсолютно на всей территории Древней Руси.Более того,отдельные положения и статьи сохраняли своё действие вплоть до конца XV в.И это очень зна-менательно,ибо в каком-то смысле этот древний свод законов помог пережить золот-оордынское владычество,ибо многие князья и представители знати ссылались на доп-олненную «Правду Ярослава» при разрешении каких-то своих внутренних дел и конфл-иктов.Ранние произведения «Русской правды» не сохранились до наших дней.Но бла-го,что переписчики смогли переписать её в состав поздних летописей и списков,ча-сто– по соседству с церковными текстами,что позволило по крупным текстовым «зап-латкам» полностью восстановить изначальный свод законов.Самая древняя и полная ныне известная копия «Правды Ярослава» была найдена в толстенной «Синодальной Кормчей» конца XIII в.Эта многофункциональная и важная книга практически полно-стью повторяла оригинальный свод.Считается,что основой «Русской правды» стали устные положения восточнославянского обычного права,а также некоторые элементы византийского права.И как считает И.В. Петров,главный прижизненный труд Ярослава Мудрого(цитата)«является конечным кодифицированным результатом общей эволюции Древнерусских законов»,чаще всего передаваемых из уст в уста.Первая «Русская правда» содержала всего 43 статьи.Но ещё при жизни своего составителя эволюцион-ировала в очень серьёзный многостраничный документ(при Владимире Мономахе свод законов достиг 121 статьи).Считается, что к концу жизни Ярослава Мудрого в 1054 г.конкретно его вклад насчитывал 53 статьи.В большинстве своём «Русская правда» регламентировала нормы уголовного,частного и процессуального права.Поэтапно раз-берём каждую позицию.Уголовное право, на основе древнего восточнославянского свода законов, уже разделяла умышленное и неумышленного убийство.Умышленное уби-йство подразделялось на убийство «в разбое» и на убийство «в ссоре».Помимо этого регламентировалась степень нанесённого физического ущерба: на слабый и тяжкий вред.В том числе определялась степень преступности тех либо иных оскорбительных действий.К примеру,отягчающим обстоятельством являлось отсечение бороды и усов, что считалось даже худшим отягчающим обстоятельством,нежели отсечение пальца. Изначальная «Русская правда» одобряла кровную месть.Но сужала круг «мстителей» только самыми ближайшими родственниками.Если мщение не свершалось,то убийца дол-жен был уплатить особый штраф– виру,в пользу князя.Только сыновья Ярослава Мудр-ого,редактируя свод законов своего отца,полностью устранили этот обычай.Однако если убийство было доказано,то обвиняемый выдавался для расправы родственником убитого,чтобы те на своё усмотрение определили ему степень наказания.Штрафы в пользу князя подразделялись на три категории:Вира– штраф за убийство.И размер этого штрафа регламентировался от положения того лица,которое было убито.Так, за конюшего,тиуна,огнищного и княжеского мужа устанавливалась вира в 80 гривен.А за рядовича(человек,который работал на чьей-то земле по договору,куда попадал чаще всего из-за долгов)– 5 гривен;Полувирье– штраф за тяжкие увечья.К примеру,рука либо нога,которая утрачивала свою дееспособность,«стоила» 20 гривен;Продажа– шт-раф за прочие уголовные преступления– лёгкие телесные повреждения либо кражу.Та-кже могли назначаться выплаты в пользу пострадавших– головничество(выплата в по-льзу ближайших родственников убитого),плата «за обиду»(в том числе за увечья)и урок(плата за испорченную вещь).Самые тяжкие преступления того времени – это разбой, поджог двора либо гумна и конокрадство. За это у преступника отнималось всё имущество, а он и его семья обращались в рабство. Изначально, до поздней редактуры, такие преступники могли изгоняться из общества с отнятием имущества как и в любом другом архаичном праве.Частное право регламентировало хранение имущества купца,ростовщические операции(сроки и проценты)и наследственное право – кто,кому и что должен после смерти главы семейства либо единственного родств-енника.Причём можно было получить наследство как по завещанию «ряду»,так и без него в порядке очереди.Процессуальное право– как и сейчас,строгое регламентиро-вание того,как должен был проходить судебный процесс.И если сфера уголовного законодательства регулировалась исключительно княжеским судом,то гражданские де-ла носили состязательный характер,а судьёй могло назначаться третье лицо,не заи-нтересованное в исходе конфликта.В качестве доказательств судом принимались:
Вещественные доказательства(синяки,раны,оружие);Свидетельские показания(свидет-ели подразделялись на послухов и видоков– кто слышал и кто видел преступление) ;Божье провидение,когда в отсутствии вещественных доказательств и свидетельских показаний исход судебного процесса доверяли «Божественному суду»- испытанию огн-ём либо испытанию водой.Но из «Божьего суда» при Ярославе Мудром уже был исклю-чён судебный поединок– древнейший способ расставить все точки над «i» между сто-роной «истца» и стороной «ответчика».«Русская правда» частично определяла рассл-оение общества на сословия.Так,знать была представлена самим князем,его родств-енниками и старшими военнослужащими дружины,которые тогда только начинали имен-оваться боярами.Привилегированное сословие– высокопоставленные княжеские слуги. Например,старший конюх,тиун (управляющий делами) и огнищан (управляющий хозяй-ством).Первейшая «Русская правда» стала основой для всего позднего русского законодательства и оказала своё влияние не только на Россию в самом широком смысле, но и на такое государство, как Великое княжество Литовское. И что самое главное – именно «Правда Ярослава» помогла современным учёным подробно исследовать экономический, социальный и правовой строй Древней Руси – уникальная возможность самым прямым образом заглянуть в прошлое и посмотреть на то, как и какими категориями мыслили наши далёкие-далёкие предки."Иван Вологдин.
(ст."От язычника до христианина»: правление Владимира после Крещения Руси", Культурный код,2024) "Владимир Святославович долгое время пребывал в статусе язычника.И надо сказать совершил немало славных(и не очень)дел:Победил в борьбе со своими братьями– Ярополком и Олегом;Заново покорил радимичей и вятичей «отва-лившихся от руки» в годы жестокой междоусобицы;Сходил в успешный поход на Волжс-кую Булгарию в 981 г.;В этом же году смог отбить Волынскую область у польского короля Мешко I;Одержал важную победу над печенегами в Битве на реке Трубеж в 992 г.;Отметился как градостроитель: основал Владимир Волынский,Переяславль и ряд других важных твердынь.И в какой-то момент набравший опыт и помудревший князь понял, что не только в недостаточном количестве крепостей кроются первопричины постоянного «расползания» земель под своей рукой– не было единой объединяющей религии.А потому убеждённый язычник поначалу попытался создать какой-то свой формат религиозных убеждений– «смешал» скандинавских и славянских богов и попы-тался сделать главным Перуна.А когда новые идеи не прижились,обратил внимание на ведущие мировые религии того времени.Согласно самой распространённой легенде и, одновременно,основной версии исторических событий,Владимир устроил настоящий смотр священников в Киеве.Тогда в город прибыли иудеи,католики,мусульмане и пре-дставители греческого христианства.Смотр проходил очень непросто и в каждой религии Владимир довольно умело выявлял то,что не нравится лично ему,о чём прямо говорил представителям.И немудрено,что именно византийская вера,с учётом древних (пусть и часто противоречивых»)связей между государствами, приглянулась ему сво-им таинством,роскошеством и красотой проводимых обрядов.Да и могущественная баб-ушка Владимира– княгиня Ольга,когда-то прошла обряд крещения в Константинополе,а крёстным отцом могучей варяжско-славянской правительницы стал сам КонстантинБаг-рянородный– тогдашний басилевс увядающей империи.Согласно легенде,Владимир тайно поприсутствовал во время службы в церкви Святой Илии,которая уже имелась в древ-ней столице.И был потрясён до глубины души тем,что увидел.Выбор религии Владим-иром Святославовичем– определяющая,судьбоносная страница в нашей истории.Не было бы Крещения Руси в 988 г.– и не было бы главной внутренней твердыни у каждого русского человека в момент монгольского нашествия и во время длительного пребы-вания во власти иноземцев.А так,именно православная вера позволила пережить сам-ые тёмные времена и успешно привела наше централизовавшееся и окрепнувшее госуд-арство к статусу Российской Империи и к славе Третьего Рима.Очень важно отметить ,что Владимир Креститель был вынужден переступить от себя и отказаться от дово-льно обширного гарема,остановившись только на одной супруге– сестре императора Василия II,прекрасной Анне(для убедительности пришлось захватить Херсонес).Да и варяжско-славянский предводитель буквально настоял на том,чтобы обряды провод-ились на славянском,а не на греческом языке,как того требовали правила.Это же заложило основание для создания своего собственного патриархата в XV в.– незадо-лго до падения Константинополя фактически обособилось своё особое русское виде-ние православия,отличное от того,как видели это ответвление христианства визант-ийские священники.В этой части повествования очень важно упомянуть достаточно интересную уловку, в которой прибегли православные священники, чтобы установить соответствующую веру в отдалённых пределах.Как известно,Владимир Красное Солн-ышко повелел уничтожить все капища,так как далеко не все племена приняли новую религию.Однако язычники продолжали упрямо ходить на древние места,к которым при-выкли,ибо обожествляли Природу,не какие-то отдельные личности,представленные из-ображениями,истуканами и изваяниями.Тогда и было решено ставить церкви в местах бывших капищ,а в основание фундамента закладывать местные камни и деревянные ид-олы.Язычники по-прежнему были вынуждены ходить к церквям и молиться на свой лад, помня о том,что это за место и что заложено в основание православного здания.Но уже спустя одно поколение никто и не помнил,что находилось у основания религиоз-ного сооружения,что и позволило окрестить абсолютное большинство славян.И,можно сказать,что именно в этот момент разные народы объединились и воистину стали русскими– новым и могучим этносом, который существует до сих пор.Надо отметить и то, что хуже всего новая религия приживалась в Новгородской земле. Там даже есть своя особая поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём». Это выражение – отражение событий 989 года, когда настала пора креститься упрямым новгородцам. К городу подъехал воевода Добрыня,а с ним епископ Иоаким Корсунянин.Так как новгородцы ворота не открыли,Добрыня пригрозил сжечь город.И конфронтация дошла до сражения с помощником Добрыни– Путятой,который выиграл небольшое новгородское войско со своей дружиной.Интересно, что деяния Владимира Святославовича(хотя бы в школе)изучают исключительно в рамках его борьбы с братьями и в разрезе Крещен-ия Руси.Между тем и после крещения,киевский князь совершил немало славных дел.В этом ему,кстати,очень помогал единоутробный брат Добрыня– сын той самой Малуши, которая подарила жизнь Владимиру.Вот такая вот средневековая «Санта-Барбара»- похлеще хитросплетений сериала «Игра Престолов».Владимир славным воином не был– напрасно его так пытался «отрисовать» соответствующий отечественный мультик(пр-екрасное произведение– ежегодно пересматриваю).Однако ему и не нужно было лезть впереди своих полков– он вполне себе умело руководил воинами,находясь за их спи-нами.И это– великое новшество на Руси,ибо в ту пору предводитель воинства должен был всенепременно вдохновлять соратников своим примером.А это,в свою очередь,ул-ожило столько славных князей в могилу(особенно во времена монгольского нашеств-ия),что и сосчитать страшно.Постепенно,походы в иные дали становились всё реже и реже.И Владимир Красное Солнышко тем и заслужил себе добрую славу,что умело и сильно правил вверенными землями.Нет,он не был однозначно добрым правителем– не те были времена.Да и в изначальном фольклоре запомнился,скорее,как неумолимый «крестоносец»,готовый пойти на всё,чтобы насадить православие во всех вверенных землях.Но его сила «грела» и самые дальние пределы,а долгий век правления– с 978 по 1015 г.,преимущественно прошёл мирно и спокойно для подданных.Современники запомнили его очень прогрессивным правителем– он постоянно советовался со своей думой и просто обожал свою дружину,которую буквально «искупал» в медах и в вине. В том числе сделал каждому своему дружиннику серебряную ложку(корни поговорки– «родился с серебряной ложкой в руках»,именно оттуда),в качестве дорогого и памя-тного подарка.Его любимая поговорка на этой счёт: «Золотом и серебром не найду себе дружины.С дружиной добуду и серебро, и золото».Основные события, которые произошли с 988 по 1015 год– это:Установление власти Руси над Керченским проли-вом(вошли в состав Тмутараканского княжества);Заложение Десятинной церкви в 990 г.,которая прекратила своё существование в 1240 г.,в связи с завоеванием города монголами;Распределение всей земли между 12 сыновьями(формирование уделов,что этому правителю вменяют как ошибку);Начало чеканки своих собственных серебряных и золотых монет по византийскому образцу;Присоединение к Руси территории Таман-ского полуострова; Присоединение племени белых хорватов;Поход в Булгарию;Проти-востояние с печенегами в 990,992,993,996,997,1001 и 1013 г.Кстати,о 1013 г.сле-дует отметить,что вторгались не печенеги,а печенежско-польское войско.Дело в том,что старший сын Владимира Святославовича– Святополк Владимирович,получивший в будущем прозвище Окаянный,решил сам всем править и всем владеть.А потому поп-росил поддержки у своего тестя– польского короля Болеслава I Храброго,после чего попытался силой завладеть киевским престолом.Но заговор был вовремя раскрыт,а Святополк Владимирович ненадолго заключён в темницу.Следующая беда– отказ ещё одного сына– Ярослава Владимировича(Мудрого),который правил Новгородской землёй, выплачивать большую часть дани в 1014 г.Это привело к началу организации похода против Новгорода.Но в 1015 г.Владимир Святославович покинул этот мир от естест-венных причин.И 12 сыновей практически немедленно включились в такую братоубий-ственную свару,которая на много лет погрузила всё пространство Руси в горнило междоусобной войны."Иван Вологдин.
(ст."«Брат на брата»: I междоусобная война на Руси",Культурный код,2024) "По всем правилам Русь должна была повторить путь Монгольской империи либо Хазарск-ого каганата,либо практически любой другой крупной средневековой державы– распа-сться изнутри,в виду полной неспособности удельных князей прийти к миру,к пони-манию и к определению главного правителя.Но в том и заключается наш феномен– не-смотря на «вечные» междоусобные войны,неоднородное и быстроизменяющееся сообще-ство удельных князей каким-то образом добралось до ордынского вторжения,а потом, после почти трёхсотлетнего внешнего управления всё-таки смогло собраться в одно общее государство под управлением Москвы.Но у всего есть начало. Есть начало и у этой истории «бесконечных междоусобиц».И первая действительно крупная Междоус-обная война на Руси вспыхнула в 1015 г.и завершилась в 1019 г.Тогда брат пошёл на брата,а сын на отца.И в глобальном смысле,первую фракцию возглавлял Ярослав Мудрый,главенствующий над сторонниками и Новгородским княжеством,а противниками выступали такие противоречивые исторические личности,как Святополк Окаянный и Болеслав Храбрый,которые пользовались всеми доступными силами и средствами,чтобы добиться своей правды.В том числе нанимали печенегов,что издревле считалось…Мяг-ко говоря– подлым действием.Сегодня мы рассмотрим историю этого конфликта.И ведь она очень интересная и захватывающая,ибо ещё чуть-чуть– и Древняя Русь могла ст-ать печенежской вотчиной.Всё началось с того, что на территории древней формы нашего государства ещё не была проработана ясная схема престолонаследия.А потому после смерти Владимира Святославовича– крестителя Руси,немедленно вспыхнула вой-на за наследство между двумя сыновьями– Ярославом Владимировичем и Святополком Владимировичем.Надо отметить,что в своё время и Владимир Святославович был выну-жден «убрать» в борьбе за единый престол двух своих братьев.И это довольно тём-ное пятно на истории человека,который смог привести православие на наши земли. Но тогда «решить проблему» получилось быстро.В свою очередь у Ярослава и Свято-полка были свои почитатели и сторонники,которые имелись как в Новгородской,так и в Киевской земле.А потому смешанность сил и блоков влияния предопределила совсем другую форму конфронтации,вылившись в затяжной и очень нестабильный конфликт.Для того чтобы понять всю непростую «подноготную»,нужно немного откатиться во време-ни назад и обратить внимание на то,как в 1013 г.Святополк Владимирович– на тот момент князь Туровский,заключил со своим тестем– польским королём Болеславом ос-обый «ряд»(договор),согласно которому стороны условились сбить Владимира Святос-лавовича со своего места.Но заговор был раскрыт и то ли сын,то ли племянник Вла-димира Святославовича(летописцы путаются в показаниях)был брошен в темницу и вп-ервые,как предатель,получил своё звучное прозвище– Окаянный.Но и Ярослав Владим-ирович оказался «не совсем хорошим сыном».Так,в 1014 г.Новгородский князь отка-зался переправлять в Киев 2/3 обязательной дани.А это– 2 тыс.гривен,что являлось жестоким нарушением ранее достигнутых договорённостей.Прекрасно понимая то,что Владимир Святославович за такую самостоятельность явно не похвалит,он нанял два варяжских конунга– Рагнара и Эймунда,которые срочно прибыли в северную столицу со своими дружинами.Отец,всецело разочаровавшийся в своих детях,немедленно начал подготовку к большому походу на Новгород.Однако он не состоялся,так как Владимир Красное Солнышко ушёл из жизни от естественных причин в 1015 г.,что окончательно «сшибло лбами» представителей разных блоков.В это время князь Ростовский и сын Владимира Святославовича– Борис Владимирович,возвращался с очередного похода пр-отив печенегов.Борис– благородный человек,который немедленно отказался от борьбы за власть в пользу Святополка.Но недаром новый киевский правитель,уже получивший к тому времени своё знаменитое прозвище,носил его с улыбкой и радостью– он не терпел конкурентов,а потому Борис Владимирович был убит.Причём основная версия гласит о том,что именно Святополк Окаянный нанял убийц и отправил в гости к сво-ему младшему брату.Далее настала очередь Глеба Владимировича,который на тот мом-ент заведовал Муромом– его жизнь также прервалась от рук наёмных убийц.Князь Деревский– Святослав Владимирович,своей участи ждать не стал,а потому очень сро-чно попытался убежать в Чехию.Но не успел– был схвачен по дороге,отчего и повто-рил судьбу Бориса и Глеба.Ярослав Владимирович оказался в ослабленном положении – у него было всего меньше– ратников,денег,влияния.Но новгородский правитель пр-остаивать не стал,а потому уже в 1016 г.во главе 3-тысячного войска новгородцев и нескольких варяжских дружин отправился в поход против Святополка.Святополк,в свою очередь,к такому повороту событий не был готов,а потому призвал на свою ст-орону наёмные печенежские отряды и отправился навстречу.Две армии встретились возле города Любеч на Днепре,что впоследствии вошло в историю как Сражение под Любечем.Долгое время стороны не решались переправиться через реку– противосто-яние продолжалось почти 3 месяца.Но первыми пошли на большой риск именно новго-родцы,которые решились на тайную переправу и не прогадали,ибо захватили плацдарм ,с которого и развили дальнейшее наступление.Надо отметить, что Святополк крайне неудачно расположил свои полки.И в решающий момент сражения наёмные печенеги оказались попросту отрезанными от основного войска большим озером,что и привело к мешанине порядков и невозможности прийти на помощь.Святополк бежал,а Ярослав смог сесть на великокняжеский престол.Но,к большому сожалению,победа под Любечем не ознаменовала завершение всей кампании.В 1017 г.сильные печенежские силы ворв-ались в пространство Древней Руси и осадили Киев.Возглавлял новую наёмную армию Святополк,намереваясь взять реванш за прошлогоднее поражение.Ярослав, опираясь на обновлённые укрепления,смог логистикой загнать часть сил Святополка в своео-бразную ловушку,с невозможностью быстрого маневрирования,а сам оставил открытыми двое киевских ворот,где вражескую атаку дожидались ровные порядки дружинников и варягов.Напор печенегов был страшным– некоторым отрядам даже удалось прорваться в город.Но потом именно сила пехоты начала одолевать на узких улицах древней столицы и вражеские силы были выбиты с последующей выходом сил Ярослава.Когда пал стяг Святополка,печенеги дрогнули.Так завершился новый акт этого конфликта, который снова не стал его точкой.После нового поражения своего зятя в конфликт втянулся его могущественный тесть– Болеслав.Два войска– польское и русское вышли на берега реки Буг.Именно здесь было суждено состояться новой битве.Снова после-довало затянувшееся противостояние.Но оно длилось дни,а не месяцы.И первыми поп-ытку переправы предприняли поляки с Болеславом во главе,который своим личным пр-имером вдохновил воинов на атаку.По всей видимости поляки получили знатную моти-вацию и войско Ярослава было разгромлено.Впервые в истории на киевском престоле воцарился польский ставленник в окружении польских полков.Ко всему прочему по близлежащим городам были также рассажены воины Болеслава,который искренне повер-ил в то,что захватил Русь как минимум надолго.Ярослав смог сбежать в Новгород и задумывался о том,чтобы «насовсем» отправиться в Швецию.Но своего князя задержа-ли сами новгородцы,которые со дня на день ожидали объединённого польско-киевск-ого войска под своими стенами.Но Святополк Окаянный всё так и не приходил.А пот-ому действительно вольные и самостоятельные люди организовали сбор средств,на которые наняли варягов и сами взяли в руки оружие,став ополчением.Судя по всему, новое новгородское войско действовало быстро и решительно.А потому Святополк покинул древнюю столицу и снова обратился за помощью к печенегам.Завершающий акт этого затянувшегося противостояния– Битва на реке Альте,которая согласно летопи-сям символично прошла в месте убийства князя Бориса.Целый день стороны бились, пролив много крови и наплодив вдов и сирот.Но Ярослав всё-таки одержал победу,а Святополк бежал в Чехию.Скорее всего «окаянный» князь предпринял бы ещё одну по-пытку забрать себе престол.Но в изгнании заболел и очень скоро отправился на тот свет в больших мучениях.Ярослав же правил до 1054 г.и за своё вдумчивое и даль-новидное руководство получил от современников своё знаменитое прозвище– «Мудрый» .Но это,как говорят,совсем другая история,о которой мы поговорим как-нибудь поз-же на нашем канале."Иван Вологдин.
(ст.""Бесовские игрища" и странные обычаи Рождества. Что особенного есть в его истории?",Мир истории- ВОН,2024) "Рождество является одним из самых любимых пра-здников в мире.И в каждой стране его отмечают по-своему,хотя есть и общие рожде-ственские традиции,разделяемые большинством христиан.Когда впервые стали праздн-овать Рождество? Какие зимние персонажи приходят к детям из разных стран? И как-ие рождественские традиции можно отнести к самым странным?У истоков Рождества
В это трудно поверить, но первые христиане не отмечали праздник Рождества. Более того, точная дата рождения Иисуса в библейских текстах не указана.Только в IV в. за Рождеством закрепилась дата 25 декабря.В то время на этот день приходилось зимнее солнцестояние,то есть после этого числа начинала увеличиваться продолжи-тельность светового дня.Поскольку с этим днем было связано множество древнейших дохристианских обычаев и суеверий,то у многих народов причудливым образом рожде-ственские традиции переплелись с языческими.Многие восточные христианские церкви ,в том числе русская православная,отмечают Рождество по старому юлианскому кал-ендарю,отсюда несовпадение в датах празднования.Поэтому в России Рождество прих-одится на 7 января.Как появились рождественские открытки.Многие из привычных для нас атрибутов Рождества уходят корнями в совсем недавнее по историческим меркам время.Так,только во 2-й половине XIX века люди стали массово отправлять друг др-угу поздравительные открытки.Первую коммерческую рождественскую открытку издали британцы Джон Хорслей и Генри Коул.Произошло это в 1843 году.Открытка разошлась тиражом в тысячу экземпляров и породила волну подражаний.Несмотря на огромный успех,выход первой рождественской открытки сопровождался довольно-таки серьезным общественным скандалом,поскольку на ней был изображен ребенок,который наряду с взрослыми держал в руках бокал вина.Скандал утих,а вскоре рождественские откры-тки рассылались уже в невероятном количестве в разных странах.Интересно,что на многих из них изображались мухоморы,которые считались символом удачи и изобилия.
Битва за ели.Обычай ставить на Рождество елку впервые возник в средневековойГер-мании,а оттуда уже распространился по другим странам.Причем эта традиция прижи-валась нелегко.Так,вплоть до середины 19 века в Англии украшали дома только вет-очками вечнозеленой омелы,которая со времен друидов считалась священным растени-ем.Кольца из омелы,плюща и остролиста стали прообразом современных рождествен-ских венков.А как обстояли дела с рождественскими елями в России? Еще Петр I пы-тался привить эту традицию,но безуспешно.Большой любительницей устраивать празд-ничные елки была императрица Александра Федоровна– супруга Николая I.Но не всем обычай наряжать ель был по душе.Многие представители православной церкви клей-мили рождественские елки,называя празднества вокруг них «бесовскими игрищами». Экономисты указывали на нецелесообразность вырубки елок,а славянофилы уверяли, что русской душе совершенно чужда эта неуклюжая немецкая традиция.Отголоски этой борьбы можно прочитать в одном из произведений известного русского писателя Ива-на Гончарова.Автор пишет,что это очень странная идея– принести из леса мокрое, грязное дерево,налепить на него огарки и орехи,а потом радоваться этому.Несмотря на упорное сопротивление консервативно настроенных людей,рождественские ели поб-едили– в наши дни обычай украшать елку считается одной из самых ярких и радост-ных праздничных традиций.Необычные зимние персонажи.В России к детям на праздник приходит Дед Мороз в США и Великобритании– Санта Клаус,в Греции– Агиос Василис, в Испании– Папа Ноэль.Но есть среди героев Рождества много необычных и даже пуг-ающих персонажей.Так,в Австрии и Баварии одним из наиболее колоритных сказочных существ является Крампус.Это монстр с рогами и копытами,напоминающий козла.В древности считалось,что Крампус– олицетворение злого духа зимы и холода.Позже появилось поверье,что он наказывает баловных детей накануне Рождества.Чтобы сби-ть с толку Крампуса,люди сами облачаются в его наряд и разгуливают в таком устр-ашающем виде по улицам.Эта традиция жива и в наши дни.В Исландии же непослушных детей пугали,что на Рождество к ним явится страшный Йольский кот.Это гигантский черный кот,который согласно преданию,живет в горах и периодически спускается к людям.Он опасен для тех,кто не обзавелся к Святкам обновкой,поэтому лучшее сред-ство от этого монстра– прикупить к праздникам новую одежду,желательно шерстяную .В Италии в крещенский сочельник дома облетает Бефана– сказочная фея,которую пр-едставляют обычно в облике старушки на метле.Она гораздо более капризная дама, чем Дед Мороз.Непослушным детям она может положить в мешочки вместо подарков ка-мни,солому или угольки.Странные обычаи на Рождество.У многих народов есть свои оригинальные рождественские традиции.Но,пожалуй,всех перещеголяли в этом катало-нцы.На Рождество они дарят друг другу красочные фигурки человечков,справляющих нужду.Называются эти смешные сувениры каганерами или «серунами».Считается,что они приносят удачу.Эта традиция уходит своими корнями в Средневековье,когда в столь непотребном виде изображали даже монахов и знать.В наши дни популярными являются каганеры с лицами звезд и политиков.В Мексике накануне Рождества пров-одится «Ночь редиски».Это необычный фестиваль,на котором скульпторы соревнуются в умении вырезать из гигантских корней редиса изображения людей,животных, разных предметов и строений.«Ночь редиски» плавно перетекает в сочельник,который сопро-вождается фейерверками,парадами и бурным весельем.Ранее в Италии существовала традиция выбрасывать накануне Нового Года из окон старую мебель и другие ненуж-ные вещи.Сейчас этот обычай сохранился преимущественно на юге страны,в основном в Неаполе.Власти могут и оштрафовать за подобное хулиганство,поэтому эта экспр-ессивная итальянская традиция,кажется,уходит в прошлое."
(ст."В начале было слово..русское",Гуманитарная философия,2024) "Люди любят меряться древностью своих народов. Например, официально считается, что из ныне существующих самый древний народ китайский с самой длительной письменной истор-ией.С ними спорят евреи то ли с трехтысячной,то ли с четырех,то ли с пятитысяч-ной историей.Они еще не решили.А что является критерием древности и главное пре-емственности? Очевидно древность языка.Но язык,как известно меняется,но в чем-то и сохраняется.Из чего мы получаем критерий:древность языка определяется по само-му древнему слову,которое и сегодня сохранило исконное значение.И вот здесь каж-ется,что критерий не рабочий,потому что мы же не знаем,какое значение у слов бы-ло исконным.За другие языки не скажу,а для русского языка критерий работающий. Поэтому я и выбрал его.А остальные пусть попробуют по этому критерию с нами пот-ягаться.Пойдем от авторитетного первоисточника: Евангелие от Иоанна,начинающе-гося так.В начале было Слово,Слово было у Бога,и Слово было Бог.Что важно,по-русски фраза звучит следующим образом: в начале было слово,слово было у бога,и слово было бох.Обычно трактовщики пытаются объяснять смысл только этой фразы,хо-тя за ней написано много чего еще.Оно было в начале у Бога.Все чрез Него на;чало быть,и без Него ничто не на;чало быть,что на;чало быть.В Нем была жизнь,и жизнь была свет человеков.И свет во тьме светит,и тьма не объяла его.По факту они выр-ывают фразу из контекста и поэтому не способны объяснить ее смысл,который должен быть не только простым, понятным всем,кто фразу способен прочитать,но и наглядн-ым,потому что текст написан языком риторическим,а не понятийным.В риторическом мышлении абстрактные идеи объясняются через всем известные наглядные образы.По характеру построения текста перед нами наглядное описание явления,протекающее во времени: в начале и далее.Начинается со "слова",а заканчивается "светом во тьме" .И что же это за явление такое,которое со звуком и со светом? Гром с молнией.Ра-сшифровываем далее.Ради кого гром с молний? Ради человеков.Чтобы понять, что означает «свет человека», сопоставим словосочетание «светлый человек» и «темный человек». Человека называют темным когда он необразованный, тупой и вообще не сознательный. И наоборот, светлым называют того, кто обладает светлой душой, непорочными качествами и вообще он сознательный. Из чего получаем расшифровку, что гром с молнией своей живостью создал сознательного человека, как мы его знаем.И через гром с молнией вообще началось бытие человека,а без них ничего бы с человеком и не было.Так бы и оставался диким животным.А сейчас возьмемся за первую фразу,кажущуюся настолько таинственной,что объяснить ее кажется невозмож-ным,если не произносить звук грома.А если произнести,то услышим: ба-бах,бу-бух, бо-бох.Или просто: бах,бух,бох.И все складывается,если считать,что гром и молнии мечет Бог-громовержец.С начала слышным слово,и слово было у Бога (произносит Бо-гом),и слово было бох! Или бух! Или бах! В древности огласовка была произвольной ,потому что прислушивались к согласным,к звукам, произносимым осознанно,а непре-днамеренные вскрики типа «а»,«о»,«у» и другие— значения не имели.На русском язы-ке понятно о чем говорит Иоанн.На русском языке слово Бог означает и самого Бога ,и слово,произносимое Богом.А что означает фраза: оно было в начале у Бога.Вроде уже было сказано,что оно у Бога было?Здесь нужно учесть,что люди были умные,для дураков расширять фразы не требовалось,и о том что и так понятно или известно, не писали.Поскольку мы по сравнению с современниками Иоанна дураки,то эту фразу приходится расширять.Если говориться «в начале»,то подразумевается и продолже-ние,потому что нет смысла говорить,что нечто было «в начале»,если не предполаг-ается говорить чем продолжилось.Если продолжение не предполагается,то достаточно сказать,что нечто было,а не в начале было.Оно(слово)было в начале у Бога,а пот-ом,следовательно, стало не только у Бога.В тексте говориться о человеке,значит потом слово стало и у человека тоже.Что означает,что люди это слово сказали,а сказать слово означает осознание того,что сказал и для чего сказал,кому сказал, что хотел сказать другому человеку,произнеся «бох!».Сначала люди услышали звук грома,а когда его воспроизвели,то это значит они этот звук осознали,но не просто осознали,а осознали,что это звук лично для них означает,с чем он связан,какую их потребность удовлетворяет.Теперь вопрос: зачем Иоанн начал свое евангелие с этих слов.Если,как это принято в западной мысли,вырывать слова из контекста и выдум-ывать им самостоятельное значение,то кажется,что Иоанн излагает историю происх-ождения мира.Если же слова из контекста евангелия не вырывать,то оказывается,что цель иная и грандиозная.Начнем с того, что рассказ о том, что было в начале Иоанном никак не разъясняется, он изложен крайне конспективно, и в частности поэтому его смысл сегодня не понятен,а значит он был понятен современникам Иоа-нна и в таком ужатом виде.То есть это не рассказ о происхождении,а напоминание об этом рассказе.Здесь хотелось бы сказать,что из сказанного следует,что совре-менникам Иоанна происхождение человека разумного было известно.Это современные ученые спорят(или уже не спорят,потому что смирились,что в спорах истина не рож-дается,а назначается авторитетами)о том как возник человек.И если читателям сов-ременникам Иоанна происхождение человека было известно,то Иоанн вставил его не с целями просветить читателя,а с риторической целью: использовать историю происх-ождения человека для сравнения,аналогии,метафоры.Потому что сразу после этой истории он пишет о том, что от Бога был послан человек свидетельствовать о Свете. Здесь я напомню, что решающим в истории происхождения человека является свет. Через слово человек приобрел осознание, но светом человеков является не слово, а жизнь, я бы сказал житуха, которая связана со словом, но происходит из света, из молнии, Гром свидетельствует о том, что молния ударила, даже если ее не было видно. Явление Иоанна — свидетельство существования Иисуса, во что нужно просто поверить, подобно тому, как глупо не верить в то, что если слышь гром, то и молния сверкнула,.Таким образом,посланный Богом Иоанн ассоциируется со словом, а Иисус с молнией,с житухой,которая свет человеков,которая освещает человеков. Иисус— просветитель.О чем Иоанн пишет совершенно откровенно.Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека,приходящего в мир.Дальше идет собственно история Иисуса.Итак, мы получили ответ на вопрос, зачем Иоанн начал с истории происхождения человека. Иоанн сравнивает Иисуса с Богом-громовержцем. Подобно тому как Бог-громовержец из темноты вывел человека на свет, сделав человека во истину человеком.Так и Иисус вывел погрузившихся в темноту людей на свет,а при-нявшие в сердце и ум свой свет Иисуса становятся во истину человеками.Нам неска-занно повезло,что до нас дошла в виде риторического приема легенда о происхож-дении человека,как она была известна людям во времена написания евангелия отИоа-нна.Что не означает,что я именно из нее почерпнул знания о том как произошел русский человек.Нет конечно.Уже обладая знаниями о происхождении просто увидел его описание в евангелие от Иоанна.Знания же получены в результате применения гуманитарного метода при разработке теории пищевого изобилия,являющегося достат-очным условием возникновения любой цивилизации.А было ли это самое первое слово? Из смысла текста следует, что да, потому что лишь через него все стало быть и без него ничего не было бы. Человек стал человеком через это слово. А человек, как известно, существо говорящее. И если бы человек уже говорил и значит был бы человеком, то и были бы другие слова, а раз не был человеком, то других слов не было и «бох» — самое первое и самое древнее слово в русском языке.Из теории в частности следует оценка, что слово "Бог" имеет древность в пятьдесят тысяч лет. Эта оценка основана на официальной хронологии, с которой у нас правда реальные проблемы.Просто события,совпадающие с теми,которые выведены в теории, официально отнесены назад на пятьдесят тысяч лет.В действительности может оказаться,что сл-ову "Бог" может быть и пятьсот тысяч и даже пять миллионов лет.В любом случае ни один из современных языков не сможет похвастаться каким-то словом большей древн-ости."Сергей Дегтярев.
(ст."Выдуманная история «христианской» Руси",Всемирная история,2024 "Изучая вопрос о крещении Руси князем Владимиром мы сталкиваемся с огромным числом про-блем,и главной среди них является отсутствие весомой базы источников.Мы можем опираться на несколько летописных преданий,скупые сведения житийной литературы, единичные свидетельства иностранных авторов- вот собственно и все.В этом контек-сте довольно красноречиво утверждение самого автора Повести Временных лет,когда он говорит о крещении самого Владимира в Корсуне.Он отмечает,что многие считают, что Владимир крестился в Киеве,иные же говорят в Васильеве,а другие и по-иному скажут.Нет достоверных данных и о месте крещения киевлян- Днепр или Почайна.А после крещения до составления ПВЛ прошло всего 100 лет.О чем это говорит?Конечно же о том,что«крещение Руси» не запечатлелось в памяти народной,будучи в сознании современников событием почти рядовым.Но время шло,а интерес к вопросу христиани-зации Руси,у книжников-монахов,неуклонно рос.Но беда в том,что информации о этом процессе было крайне мало.Отсутствие информации они с лихвой восполнили домысла-ми.В связи с этим родилась легенда о том,что Владимира склонял к христианству сам Кирилл-философ,а первого митрополита направил патриарх Фотий.Но вот незадача - оба жили за сто лет до Владимира.Дореволюционные историки рассматривали приня-тие христианства как великое свершение князя Владимира,который обратил в новую веру невежественных язычников.Еще Карамзин сформулировал главную идею превосхо-дства христианства над языческими верованиями,которая превратилась в аксиому и просуществовала вплоть до событий Октября 1917 г.Конечно же понятна крайне негативная реакция на эту идею первых советских историков.Так М Н.Покровский подчеркивал:Христианская церковь обязана своим существованием и процветанию в Россикнязьям и боярам.Когда у нас начал образовываться верхний слой общества, он гнушался старыми,славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами,вол-хвами“,а стал выписывать себе вместс греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды и греческих „волхвов“священников.Православная церковь, конечно,всячески раздувала значение этого события,так называемого "кре-щения Руси",но на самом деле перемена бы-ла чисто внешняя,и дело шло об измене-нии именнобрядов…» В существе же своем языческие верования не изменились.«Прод-олжались и жертвоприношения,только вместо того,чтобы непосредственно отдавать духу курицу,барана,лошадь или что другоеэто отдавалось духовенству,которое,пред-полагалосьумеет как-то ублажить соответствующих духов святыхили напугать соотве-тствующих злых духов.Согласно идее самого Покровского,христианское духовенство просто-напросто заменило собой волхвов.Взгляды Покровского и его учеников полож-или начало пересмотру основных идей христианизации Руси,укоренившихся в историч. науке.В 1937 г.С.В.Бахрушин опубликовал статью в журнале «Историк-марусист».Он предложил искать причины принятия христианства в социальной и культурной среде. По мнению Бахрушина христианство стало «энергичным поборником» передового(по ср-авнению с первобытнообщинным строем)феодального способа производства,ускоряя пр-оцесс феодализма на Руси.Для академика Тихомирова «крещение Руси» стало:устан-овление христианства на Руси было крупнейшим историческим событием.Оно отметило важный этап в развитии феодальныотношений на Руси и победу новых феодальных от-ношений над отживающим родовым строем с его язычеством.В культурной жизни Древ-ней Руси утвержденихристианства обозначало присоединение ее к традициям Византии и эллинизма с их замечательной письменностью и искусством.Таковы громадные пос-ледствия утверждения христианства на Руси,ясные и заметные для историков."
Свидетельство о публикации №224121701771