Наша медь уплывёт... в Китай!
Из Сети
"Один из основных источников загрязнения Норильска — «Медный завод»
— перенесут в Китай, заявил владелец «Норникеля» Владимир Потанин.
Миллиардер обосновал свое решение санкциями и проблемами с
реализацией масштабной экологической программы. Согласно новому
проекту, руду будут добывать в России и отправлять на переработку в Китай.
Forbes узнал у экспертов в области промышленного производства, экологии
и бизнеса, к каким последствиям может привести такое решение
«Норильский никель» планирует перенести плавильные мощности «Медного завода» в
Китай, сообщил «Интерфаксу» президент компании Владимир Потанин (занимает 5 строчку в
рейтинге российских миллиардеров Forbes). По его словам, перенос позволит компании уйти от
больших потерь, которые вызваны трудностями с финансовыми расчетами, поставками
оборудования и сложностями в реализации экологических программ сокращения вредных выбросов. В то же время, совместный бизнес с китайскими партнерами позволит получить
нужные стране технологии производства литиевых батарей и создать вместо «грязного» завода
инновационное предприятие.
Судьба «Медного завода»
Медный завод вблизи Норильска, построенный в 1935 году, должен был быть модернизирован.
Накануне 2022 года «Норникель» начал активную фазу реализации «Серной программы»:
возводить единый комплекс нейтрализации серной кислоты в выбросах предприятия. В
системах очистки нуждались два производства компании: «Медный завод» и «Надеждинский
комбинат». Монтировать систему стали на последнем, в 2024 году фильтры заработали. После
выхода на проектные показатели выбросы в Норильске сократятся на 45%, а это означает
улавливание почти 1 млн тонн в год диоксида серы.
Однако сразу после успешного запуска Потанин заявил, что «Серный проект» дорог (около 180
млрд рублей, — Forbes) и не может окупиться. В результате улавливания сера «упаковывается» в
гипс, а затем миллионы тонн этого продукта придется годами хранить в гипсохранилище. «Это
экологически безопасный вид отходов, но мы фактически тратим большие средства на то,
чтобы закопать в землю огромные объемы гипса», — сказал владелец бизнеса.
Миллиардер не видит смысла вкладывать огромные средства в аналогичную систему очистки
на «Медном заводе». Проще закрыть предприятие и построить в Китае. Таким образом из
Норильска уходит «грязное» производство.
Около трех-четырех лет может понадобиться на строительство подобного металлургического
завода, потенциальные инвестиции в него составят около $0,5-1 млрд, отметил Forbes
промышленный эксперт Леонид Хазанов. За это же время предстоит построить суда ледового
класса, которые будут транспортировать руду из России в Китай, скорее всего, по Северному
морскому пути, считает специалист по промышленной экологии, эксперт «Центра охраны дикой
природы» Игорь Шкрадюк. Заказывать суда придется у мировых лидеров судостроения —
Южной Кореи или Китая.
Потанин также уточнил, что из-за санкций, которые введены в отношении никеля и меди,
производимых в России, доход компании сократится: «В какие-то моменты мы можем
рассчитывать только на 80% от своих доходов на начало 2022 года». Аналитик ИК «Велес
Капитал» Василий Данилов в беседе с Forbes отметил, что продажи в Китай позволят избежать
западных ограничений и сохранят доход предприятию. «Норникель» производит около 2%
мирового объема меди, но теперь один из крупнейших заводов по производству меди в мире
переедет в Китай. Вместе с этим появится риск потери контроля над предприятием, если
отношения России и Китая испортятся. Например, «Русал» после начала СВО и введения
санкций потерял возможность управления глиноземным заводом в Австралии и Украине.
«Китайцы чувствуют изменение конъюнктуры рынка, и я думаю, что предложение перевезти
медный завод «Норникеля» могло исходить с их стороны. Возможно, на волне антироссийских
санкций они хотят перетянуть российское производство к себе», — отметил Forbes генеральный
директор завода металлоконструкций МАМИ Александр Царев.
Перевод производства в Китай решает сразу несколько проблем «Норникеля»: упрощает
финансовые потоки и закупку оборудования. «Из России оплаты идут с рядом сложностей,
большой комиссией и очень долго. Не все китайские банки могут принимать деньги из нашей
страны, не все китайские компании могут получить их на свой счет», — говорит Царев.
По мнению экспертов, вряд ли забота об экологии или давление государства в сфере охраны
природы могли стать основной причиной переноса актива. Плата за негативное воздействие на
окружающую среду в России меньше, чем затраты на внедрение очистных установок, поэтому
предприятия предпочитают платить государству, а не модернизировать производства. Даже
гигантский ущерб в 146 млрд рублей, который оплатил «Норникель» за загрязнение рек 40 000
тонн нефтепродуктов в 2021 году, не заставил Потанина перевести завод. Именно из-за этой
особенности российского природоохранного законодательства кейс «Медного завода» нельзя
сравнивать с переносом европейским бизнесом своих производств в Китай в конце XX века.
Европейцы делали это под давлением государства, которое заставляло с помощью высоких
штрафов избавляться от чадящих цехов вблизи европейских городов. В конце февраля 2024
года «Норникель» обновил стратегию в области экологии. В ней тогда значилось, что до 2027
года систему очистки выбросов «Медного завода» модернизируют, хотя аналогичные работы на
«Надеждинском комбинате» уже шли полным ходом, и их финансовая целесообразность была
ясна. Видимо, скоро документ снова обновят и вместо «модернизации» напишут «перенос в
Китай».
Так или иначе, но закрытие завода в Норильске благотворно скажется на экологии — вреда для
окружающей среды от транспортировки руды в разы меньше, чем от выбросов при обработке
сырья.
Назад в будущее
Между тем российские предприятия и ранее переносили мощности в другие страны, чтобы
решить проблемы с дефицитом переработчиков в стране и сэкономить на логистике. Например,
НЛМК купил два прокатных завода в Европе: в Бельгии NLMK La Louvi;r (в Валлонии) и во
Франции (NLMK Strasbourg), чтобы обеспечить переработку выпускаемого им сырья. Европа до
2022 года была самым удобным и доходным рынком сбыта, поэтому российские производители
размещали там производства. «Норникель» тоже обзавелся заводом в Европе. Он поставлял
сырье на свое предприятие Harjavalta в Финляндии. Также «Норникель» в 2021 году запустил
Быстринский ГОК в Забайкальском крае. Руду, полученную на этом предприятии, везут для
дальнейшей переработки в Китай.
Теперь «Норникель» усилит работу на азиатском направлении, сказал Forbes Данилов. Решение
Потанина лишнее подтверждение тому, что Россия не хочет отказываться от статуса сырьевой
державы, считает Шкрадюк. Эксперт напоминает, что в Китай поедет не только медь, но и
восемь видов драгоценных и редкоземельных металлов, входящих в состав медной руды. В том
числе кобальт, платина и палладий, необходимые для производства электроприборов.
Тем не менее, несмотря на уверения Потанина, что предприятие в Китае — это лучший выход,
шанс на развитие медного производства в России все-таки был. По мнению Хазанова, объем
выпуска медного проката в стране сейчас мал из-за низкого внутреннего спроса и сложностей
по его продаже за границу (главным образом, из-за слабого знания отечественными
производителями зарубежных рынков). «Тем не менее, кто не побоится вложиться в подобные
проекты и сможет найти выходы в страны Азии, тот сможет хорошо заработать на экспорте
медной продукции», — полагает эксперт.
Кроме того, Шкрадюк сомневается в обещаниях Потанина развить инновационное,
технологическое производство в Норильске вместо «Медного завода». Печать запчастей для
промышленного оборудования на 3Д-принтерах, которую озвучил миллиардер, эксперт считает
здравой идеей, но в этом производстве вряд ли будут заняты более нескольких десятков
человек. Остальные 4 000 бывших работников закрытого завода заместят сотрудников
«Норникеля» предпенсионного и пенсионного возраста. Площадка предприятия будет отдана
под производство и складирование медного сырья, а старые цеха останутся стоять. «Возможно,
частично что-то демонтируют, но в остальном — это очень дорогая процедура, и закон не
обязывает ничего делать», — добавляет Шкрадюк.
Также вряд ли стоит надеяться на то, что Китай снабдит Россию технологиями производства
литиевых батарей, необходимых для электротранспорта. Эту перспективу озвучил Потанин в
интервью. Однако предыдущий опыт такого сотрудничества себя не оправдал. В 2011 году
«Роснано» купило китайскую технологию и построило завод «Лиотех» в Новосибирске.
Технология не стала востребованной на российском рынке, а завод обанкротился в 2022 году.
Шкрадюк полагает, что современные технологии требуют постоянной доработки, чтобы
оставаться нужными рынку. В России же иной подход — единовременная покупка и дальнейшее
использование без модернизации. Более того, упомянутый Потаниным научный «Институт
Гипроникель» не обладает достаточными компетенциями для инноваций. «Количество
патентов, которые получил институт по никелю и аккумуляторам исчезающе мало по сравнению с США и Китаем», — сказал Шкрадюк".https://www.forbes.ru/.
...Други!
Все в...Китай!?Понебесная с радостью примет заводы и запада, и востока!? А что всё ещё технологически отсталая сырьевая Россия?
Да, мы серьёзно отстаём!
"Россия по-прежнему остаётся на "сырьевой игле": почти половина нашего экспорта - это сырьё и нижние переделы, которые не создают значительной добавленной стоимости. В то время как сложная продукция, наоборот, импортируется из-за рубежа."
В том числе по новым транспортным коридорам, спешно создаваемым Р.Ф.
В.Н.
*********
1.Китаю придется подвинуться:
планы России ошарашили даже
партнеров по БРИКС
Россия расширяет товарооборот с партнерами по БРИКС — это уже более
половины международного грузопотока ОАО "Российские железные дороги". И
углубление сотрудничества продолжится. В планах — создание глобальной
логистической платформы, а именно транспортных коридоров "Восток —
Запад", "Север — Юг", морских линий, трансафриканских маршрутов. О
перспективах проекта — в материале РИА Новости.
Связи решают
К октябрю в РЖД увеличили грузовые перевозки со странами БРИКС с
использованием в том числе морского плеча на 7,1%. Всего с января — 222,7
миллиона тонн, сообщил первый замгендиректора компании Сергей Павлов.
Контейнерные выросли на 14,1% — до 2,9 миллиона в двадцатифутовом
эквиваленте (ДФЭ). Общий международный грузопоток РЖД — 400 миллионов
тонн. Доля БРИКС, таким образом, 56%.
Совокупный железнодорожный товарооборот БРИКС — 64% общемирового.
Торговля расширяется, и значение логистики усиливается. На октябрьском
саммите главы государств признали необходимым комплексный подход к
формированию эффективной и устойчивой транспортной системы.
"В нынешнем году запущен регулярный диалог в рамках БРИКС по этой
тематике, образованы подгруппы по транспорту и логистике в рамках
делового совета", — отметил Владимир Путин. Куратором с российской
стороны выступает РЖД.
Ведется работа по международным транспортным коридорам (МТК) "Восток —
Запад" и "Север — Юг", морским линиям, связывающим страны БРИКС,
трансафриканским маршрутам.
"Развитая транспортная инфраструктура, безопасные, надежные и
экономически эффективные транспортные маршруты, инновационные
технологии и нормы будут способствовать развитию торговых потоков и
трансграничному передвижению людей", — говорится в Казанской
декларации XVI саммита БРИКС.
Кроме того, встал вопрос о создании логистической платформы "для
координации и совершенствования транспортных услуг в целях обеспечения
мультимодальной логистики".
Ключевые маршруты
Надо сокращать как время перевозки, так и затраты, ослаблять зависимость от
недружественных стран, отмечает доцент кафедры национальной экономики
экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин.
Часть маршрутов уже действующая. Так, МТК "Север — Юг" протяженностью
около 7200 километров связывает Санкт-Петербург с одним из крупнейших на
западном побережье Индии портом Мумбаи. В этом проекте участвовали
Россия, Индия, Иран, Армения, Азербайджан, Болгария, Сирия, Турция, Оман.
Через Суэцкий канал — 40 дней, а по МТК — 20. "И вдвое дешевле, особенно с
учетом геополитической напряженности на Ближнем Востоке", — добавляет
эксперт.
Три ветки — западная (Россия, Азербайджан, Иран), восточная (Россия,
Казахстан, Туркменистан, Иран), транскаспийская (порты Каспийского моря,
Иран) — позволяют распределять грузопотоки и избегать рисков в случае
возникновения напряженности на каком-то из участков.
Однако пропускная способность ограничивается недостаточной развитостью
железных и автомобильных дорог, портовой инфраструктуры. На это готовы
потратить 40 миллиардов долларов, чтобы к 2030-му удвоить грузооборот. "В перспективе коридор может стать основным маршрутом вместо Суэцкого
канала. Это серьезно повысит доходы участников проекта", — подчеркивает
Зайнуллин.
МТК "Восток — Запад" проходит через Китай, Центральную Азию, Каспийское
море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее через Черное море — в Европу. В
среднем на доставку требуется 14-16 дней.
Что касается Северного морского пути (СМП), его развитие — стратегический
вопрос для России. Однако маршрут непростой. "Навигацию осложняет обилие
островов и проливов, сезон короткий, а условия часто непредсказуемые — льды
могут прийти когда угодно. Большинству судов без сопровождения там делать
нечего. К тому же в регионе действуют строгие экологические нормы, строить
подходящие корабли очень дорого", — объясняет финансовый аналитик
Михаил Беляев.
Россия располагает такими, однако в недостаточном количестве. Потребуются
еще сотня судов ледового класса, портовая инфраструктура, также придется
вплотную заняться гидрографией, для чего нужны лоцмейстерские суда.
Единая транспортная платформа способна выступить пунктом управления
логистикой между странами, что решит массу проблем. Помимо
рационализации перевозок и обмена опытом, разумно выработать единую
политику в области фрахта, страхования судов и грузов, а также портового
обслуживания, предусмотреть координацию и мониторинг этих процессов,
перечисляет Беляев. Прежде всего согласованность действий обеспечит
высокий и безопасный товарооборот.
"До общего флота вряд ли дойдет. Все-таки БРИКС — союз очень
разнородных по экономическому уровню и возможностям стран. Однако
такое не исключено", — рассуждает эксперт. Если государства с развитым
судоходством предоставят суда для льготного фрахта, это сильно
поможет партнерам.
Что касается интересов России, тут приоритет за СМП и МТК "Север — Юг".
Стабильная навигация по СМП откроет не только доступ отечественным
производителям на рынки Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского
региона, но и широкие финансовые возможности для государства.
"Помимо оплаты за проход через исключительную экономическую зону,
заработать можно на фрахте судов ледового класса, ледокольном
сопровождении, помощи в проведении судна через опасные участки пути —
так называемых лоцманских услугах. Все это принесет колоссальный доход",
— уверен Беляев.
Не менее важен и МТК "Север — Юг". Вместе с сетью железных дорог
развиваются регионы и сопутствующая инфраструктура, что улучшает
внутреннюю логистику и упрощает торговлю.
К тому же в этих маршрутах заинтересованы не только страны БРИКС, но и их
соседи, например, государства Юго-Восточной Азии, такие как Таиланд,
Малайзия, Индонезия, Вьетнам. Ведь они опосредованно получают выход на
новые рынки.
Конечно, реализация столь масштабного проекта требует серьезных
инвестиций, но это вопрос решаемый. "Деньги на все сразу не нужны. Средства
привлекаются по мере реализации отдельных частей проекта. Главное —
преодолеть инерцию покоя", — подчеркивает Беляев.
Старт дадут государственные инвестиции, позже подтянутся частные компании,
в том числе можно привлекать капитал через выпуск ценных бумаг. Как только
все поймут, что это выгодно, недостатка в финансировании не будет.
https://dzen.ru/ria
***********
2.Катасонов предрёк катастрофу. Олигархи победили: Россия не смогла снять "сырьевое проклятие"
Сейчас, когда против России воюют полсотни стран во главе с гегемоном Нового Мирового Порядка, казалось бы, мы должны стать крепостью, обеспечивающей себя изнутри, чтобы нас не разорвали снаружи. На деле же крупный российский бизнес, который государство бережно хранит, понимая, как он, бедный, поистрепался из-за санкций, продолжает видеть себя лишь посредником по выкачиванию из русской земли природных богатств и транспортировке их на благословенный Запад. Выстоит ли при таком подходе осаждённая крепость, вопрос даже не риторический.
АЛЕКСЕЙ ТОПОРОВ
Медь не для фронта, не для Победы
Пришла беда откуда ждали. "Норильский никель" решил перенести свой Медный завод в Китай. Для понимания: не разобрать по кирпичику и где-то потом в китайских дебрях заново собрать, а закрыть здесь и открыть там, набрав на работу китайских сотрудников. Стратегическое предприятие, на секунду. В том числе благодаря которому мы выстояли в годы Великой Отечественной - в 1941 году норму на Норильском комбинате перевыполнили в два раза.
Почему же "Норильский никель" задумал отправить своё медное предприятие в эмиграцию? А всё ради того, чтобы не затрачивать средства на так называемую "серную программу", которая позволяет сокращать вредные выбросы производства в десять раз. Мы-то прекрасно помним, как производственный гигант "дружит" с экологией, особенно по катастрофическому разливу 21 тысячи дизельного топлива из худого резервуара в мае 2020 года.
И вот, казалось бы, компания решила что-то исправить и внедрила "серную программу" на своём Надеждинском заводе - первый её этап позволил снизить выброс диоксида серы на 45%, но это обошлось холдингу в 180 миллиардов рублей...
Медный завод, в свою очередь, потребовал ещё больше вложений. Поэтому решили не заморачиваться.
Этому заводу, называемому "медным сердцем Таймыра", исполняется 89 лет. Он входит в число десяти ведущих мировых компаний по производству меди. По данным, в Норильске производится каждая вторая тонна меди в России и каждая сороковая в мировом масштабе,
- сообщает дзен-канал "Вахта Инфо".
Но уже к 2027 году, как сообщает владелец "Норильского никеля" Владимир Потанин, плавильные мощности Медного завода переедут в Китай.
Решения приняты, но вопросы остаются: как дальше жить двум тысячам работников предприятия, которые попадут под сокращение? Ничего, что стратегическое сырьё так необходимо России в период горячей войны?
Наконец, разве это нормально, что в трудные для страны годы крупнейший налоговый резидент уходит из страны, чтобы начать поддерживать бюджет Поднебесной?
Вопросы нормальные для каждого, кто мыслит и живёт в патриотической парадигме и переживает за будущее своей страны. Но абсолютный атавизм для тех, кто нацелен исключительно на получение финансовой прибыли.
Кстати, кто-нибудь слышал о том, чтобы господин Потанин хоть как-то помог нашим бойцам на СВО? Вот и мы не слышали.
Сырьевая наркомания не излечена
А ведь владелец "Норильского никеля" не один из российских "хозяев жизни" в России, мыслящий подобным образом. Царьград уже писал: по данным BBI, только за первые четыре месяца текущего года совокупный доход отечественных миллиардеров вырос на 14,8 миллиарда долларов. При этом нуждам СВО помогают отнюдь не они, а рядовые граждане, выскребая нужные суммы из своих и без того не очень крутых зарплат и пенсий.
Иногда складывается ощущение, что мы с этими нуворишами живём в каких-то параллельных реальностях. Мы воюем и погибаем во имя сохранения Русской Цивилизации. Для них же всё это пустой звук, мешающий им и дальше обогащаться, хотя казалось бы, куда уже дальше? И положение ресурсного придатка Нового Мирового Порядка их вполне устраивает.
Вот как глава крупнейшего нефтяного холдинга России прокомментировал информацию о том, что совокупная стоимость природных богатств России составляет 100 трлн долларов, что почти в два раза больше аналогичного показателя в США.
Именно эта уникальная ресурсная база обеспечивает надёжность наших поставок зарубежным партнёрам в долгосрочной перспективе,
- сказал он.
Война идёт, а у нас голова болит о том, чтобы зарубежным партнёрам было удобно. А ничего, что мы их танки на фронте бьём и нередко их же военспецов переводим в состояние "двухсотых"? Может, нам извиниться надо перед "дорогими партнёрами"?
Из-за подобного подхода структура нашей экономики не меняется, несмотря на провозглашённый курс на импортозамещение. Мы полагали, что в петле санкций вспомним, наконец, что когда-то сами обеспечивали себя всем необходимым, пусть не всегда столь качественным, как на Западе и Востоке, но исправно работающим. По итогу же получили "возрождение" автомобиля "Москвич" в китайском исполнении по ценам, превышающим китайские. Под таким соусом решили "возродить" и "Волгу", но, видимо, свернули идею, дабы не злить обывателя.
Россия по-прежнему остаётся на "сырьевой игле": почти половина нашего экспорта - это сырьё и нижние переделы, которые не создают значительной добавленной стоимости. В то время как сложная продукция, наоборот, импортируется из-за рубежа,
- подчёркивает телеграм-канал "Брошка На*буллиной".
Ресурс приводит в пример металлургию. В 2023 году импорт продукции из чёрных металлов составил 3,4 млрд долларов, а экспорт готовых изделий - всего 0,89 млрд. Зато экспорт полуфабрикатов и низких переделов чёрной
менее 0,9 млрд, импорт же - 4,5 млрд. В то же время объём экспорта низких переделов цветной металлургии составил 16,5 млрд или 73% всего экспорта продукции отрасли.
И так во всём, включая даже агрокомплекс. Так, в минувшем году Турция закупила нашего зерна на сумму 3,6 млрд долларов, после чего переработала его в муку и прочую продукцию и часть экспортировала на 2,7 млрд при собственном экспорте зерна в 1,7 млрд. Схожим образом поступил и Египет: закупил у нас зерна на 2,6 млрд и экспортировал муки на 469,6 млн.
Вывод: Россия по-прежнему остаётся поставщиком сырья и полуфабрикатов для мировых рынков. В то время как высокие переделы -продукты с наибольшей добавленной стоимостью - производятся и продаются за границей,
- резюмируют авторы.
Скрытый импорт вместо импортозамещения
Ресурсное проклятие, другими словами, сырьевое проклятие, или парадокс изобилия, - понятие в экономической теории, объясняющее, почему обладающие большими запасами природных ресурсов страны часто являются менее экономически развитыми, чем страны с небольшими запасами или даже вовсе без них.
За примерами далеко ходить не надо - крохотная Швейцария, входящая в топ мировой экономики, Япония, вынужденная ввозить себе почти все нужные ресурсы.
Когда СВО начиналась, мы думали, что сейчас прекратится вывоз ресурсов и капитала, и Россия - пусть вынужденно, наконец, если иначе не получается
займется обработкой своих ресурсов сама и наконец-то порвёт с порочной зависимостью.
Выходит, не помогло?
В разговоре с Царьградом доктор экономических наук профессор Валентин Катасонов подтвердил, что системных изменений не произошло.
Царьград: Многие рассчитывали, что благодаря санкциям импортозамещение из декларации превратится в реальность.
Катасонов Валентин: СВО ничего принципиально не поменяла в экономике, за исключением того, что увеличились оборонные госзаказы. Это создаёт некую видимость, что экономика оживает. Но это очень временный эффект. Потому что не происходит структурных изменений.
- А что происходит на самом деле?
- Ориентация на экспорт сырья и продукты с низкой добавленной стоимостью обрекает нас на постоянные потери. Я люблю круглые даты. В 2014 году были анонсированы различные проекты и программы импортозамещения, но никаких признаков импортозамещения я не вижу. На деле имеет место быть замещение одних импортных товаров другими. Если взять статистику Федеральной таможенной службы за несколько лет, то складывается ощущение, что по некоторым позициям у нас появились отечественные продукты, которые заменили импортные. Но на самом деле это локализация, за которой скрывается обман, скрытый импорт, фактически просто сборка какого-то конечного продукта идёт на территории Российской Федерации, за счёт комплектующих и деталей, которые продолжают импортироваться.
- Просто поменяли Запад на Китай?
- В том числе. Я вчера потратил немало времени на то, чтобы изучить товарную структуру экспорта и импорта вообще всех стран мира. Благо есть статистика Всемирного Банка, Всемирной торговой организации. И увидел, что мы, как всегда, рекордсмены по некоторым показателям. Так, по итогам прошлого года 51% импорта России - это машинное оборудование и транспортные средства. Подобного удельного веса в этой категории я не нашёл ни у одной страны. Даже в Африке. То есть мы плотно подсели на машинно-технический импорт! Ну а вторая половина нашего импорта - это то, что называется "скрытым импортом", закупки комплектующих, деталей, из которых что-то там клепается, ставится шильдик "Сделано в России", такая локализация. Прошло десять лет. Не хочу вас перегружать цифрами, но вынужден констатировать: по сравнению с 2014 годом мы откатились ещё дальше. У нас производство металлообрабатывающего оборудования практически исчезло. Сколько было громких заявлений со стороны Мипромторга - а толку? У нас станочный парк почти исключительно иностранный, но сейчас появились локализованные отечественные станки, где наша - только чугунная станина, а всё остальное -китайское.
- Насколько опасен подобный подход на фоне вооружённого противостояния с Западом? И чем всё может для нас закончиться?
-Если мы продолжим функционировать как "экономика бензоколонки", то произойдёт катастрофа. Прежде всего, в финансовой сфере. А какие у неё будут последствия, один Господь Бог знает. В следующем году следует ожидать серьёзного кризиса, посыпятся компании нефинансового сектора, потом банки, а дальше у меня уже фантазии не хватает.
Что с того?
В истории человечества достаточно примеров, когда в смертельном противостоянии схлёстывались мощные державы, одни из которых были ведомы идеей собственной исключительности, а противостоявшие им - только алчностью. Рим и Карфаген, Русь и Хазария, Османы и Империя Ромеев (Византия). Первые ринулись в бой, чтобы уничтожить противника, вторые думали, как бы договориться, потому что, как сформулировали спустя века, "деньги любят тишину".
В итоге первые побеждали, а от вторых оставались лишь воспоминания.
Иногда складывается ощущение, что в своём школьном детстве нынешние олигархи прогуливали уроки истории, чтобы подфарцевать червонец-другой, и сейчас лишь нервно ждут, когда можно будет вернуться к любимому занятию.
Но кто, в конце концов, определяет политический курс нашей страны - разве только они?
https://dzen.ru/tsargrad.tv
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
17 декабря 2024 года.
Свидетельство о публикации №224121700247