Троичность Бога

Для меня в православии сложнее всего было принять Троичность Бога. Мой рациональный, испорченный образованием  ум отказывался верить, что Отец, Сын и Святой Дух – это одна и та же ипостась. И уж совсем не укладывалось в голове, как Отец может быть одновременно Сыном.

Я перечитала массу православной литературы, задавала вопросы священникам, общалась со знающими воцерковлёнными людьми,  но ни один приведённый довод не смог меня убедить до конца.

Катехизическая формулировка догмата о Пресвятой Троице гласит: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Троица – это основа, фундамент христианского вероисповедания. Главная православная молитва – «Символы веры» - кратко излагает неопровержимые положения, которые настоящие православные люди  должны принимать без доказательств.

А я не могла… Я настырно желала подтверждений троичности Бога, за что ругала себя и просила у Господа вразумления.

Это  сейчас мне смешны потуги моего ограниченного разума, который пытался постичь непостижимого и бесконечного Бога. Да, для нашего восприятия учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая и не может быть выражена обоснованно. Это всё равно, что пытаться объять необъятное. Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того чтобы его целиком и полностью принять, греховный человеческий ум должен отвергнуть свою способность абсолютно всё безошибочно познавать и аргументированно истолковывать. К сожалению, нередко наш разум оказывается величайшим врагом веры, он часто не является помощником в делах духовных и примитивно борется против божественного Слова, принимая многое, что исходит от Господа, с недоверием.

Наш здравый смысл ищет простоты и доходчивости во всем, даже в Боге и Его делах. И я продолжала упорствовать, всё же в глубине души надеясь, что Господь когда-нибудь откроет мне глаза. Я искала логически обоснованных и убедительных доказательств. Такова уж наша человеческая природа. Даже апостолу Фоме, чтобы увериться в Воскресение Спасителя, нужно было вложить персты в Его плоть.

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… (Св. Евангелие от Матфея 28:19)
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Св. Евангелие от Марка 1:10,11)

Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7).

В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30).

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».

Многие святые отцы пытались найти аналогии в мире, которые позволили бы объяснить, как три личности являются одним Богом.
Святитель Василий Великий приводил в пример радугу: «Один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен».  А ведь основных неделимых цвета в живописи – три (синий, красный и жёлтый), смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки.
Святитель Спиридон Тримифутский, защищая перед насмехающимися еретиками троичность Бога, сжал кирпич. И в руке его осталась глина, вверх взметнулся огонь, а вниз потекла вода. «Вот три стихии, а кирпич один,— сказал святитель Спиридон.— Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

О Трисоставном Честном Древе Креста Господня Пророк Исаия предсказывал: “Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих” (Ис. 60, 13). Это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. “Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося” (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). “Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем” (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5). По преданию монастыря Святого Креста на Святой Земле Крест Христов был сделан из единого древа. В монастыре Святого Креста указывается место, где выросло дерево, из которого сделали Крест на распятие. По преданию, храм над местом произрастания этого таинственного дерева и монастырь были построены и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте:
Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние со своими дочерьми. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет – то будет знамением его прощения.
Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым.
Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали” (Акафист Животворящему Кресту Господню, Москва, 2005).

Исток, тело и устье реки – тот пример, который использовал в своих проповедях друг святителя Василия Великого святитель Григорий Богослов. Единство природы Пресвятой Троицы подобно единству текущей реки, сущностно одинаковой на всём своём протяжении. И всё же при этом каждая река имеет три хорошо различимых части: исток, тело реки и её устье. Подобно этому и в едином по природе Боге сосуществуют три Ипостаси.

Многие Святые отцы и церковные писатели на протяжении истории говорили о том, что человек трёхсоставен. Трихотомия человеческого существа заключается в наличии у него имеющих разные свойства: тела, души и духа.

Каждый палец состоит из трёх фаланг: проксимальной, средней и дистальной. Рука состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти. Нога также состоит из трёх отделов: бедра, голени и стопы.

Солнце – небесное тело, свет и тепло. (Священномученик Дионисий Александрийский).

Я тоже искала аналоги и просила вразумления. И примеры посыпались, как из рога изобилия.

Вода – вот для меня доступный и понятный пример Троичности Бога. Вода уникальна. Без неё немыслима жизнедеятельность человека. Она – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях – жидком, твёрдом и газообразном. Молекула воды состоит из трёх атомов - двух атомов водорода и одного атома кислорода. Вода - уникальное вещество, дающее возможность существования всех существ на Земле. Крещение через воду. Святой водой освящаются храмы, изгоняются бесы.
В святых источниках исцеляются болящие.

Иисус Христос прожил на земле 33 года 3 месяца. И веруют православные "во единаго Господа Иисуса Христа", "воскресшаго в ТРЕТИЙ день по Писанием".

Мы живём в трёхмерном пространстве. Три измерения - длина, ширина и высота.
Время. Время также имеет свои три измерения – прошлое, настоящее и будущее. При этом оно является непрерывно и то, что было совершено в прошлом, влияет на настоящее, а знания об этом позволяют нам попытаться изменить будущее. Лица Святой Троицы также всегда находятся в общении между собою.

Очаг - огонь, свет, тепло.

Я – дочь, я – мать и я - бабушка.

Желток, белок и скорлупа являются единым яйцом, так и Отец, Сын, и Дух Святой являются единым Богом.

Но не существует ни одного примера, который был бы абсолютным подобием Святой Троицы. И всё-таки такие аналогии мало-мальски помогают нам попытаться понять эту тайну. Каждому Господь даёт пример, понятный лишь ему одному. Не существует вообще идентичной аналогии Божественной природы, так как Она непостижима.

Мы никогда в полной мере не сможем раскрыть эту тайну. Здесь нельзя строить «гипотез» на основе человеческих представлений о мироустройстве. Мы мыслим о Боге в понятиях материального мира, примитивно. Поэтому Господь и заимствует из окружающего нас мира примеры, которое доступны для нашего разумения.

Святой Иоанн Златоуст: "Природа рассудочных доводов, подобна лабиринту. Нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на каком-либо основании".

Это умом не постигается. Но иногда нам доступно это осознать в понятных нам образах и символах. И все эти разъяснения все равно являются приблизительными, для нашего разумения, но не сама суть того, что есть в Боге. Ибо Он по сущности - непостижим.

И мы так можем до бесконечности друг другу доказывать. И в конечном итоге каждый все равно останется при своем мнении. Почему? Потому что в основе всего стоит вера.

И что для одного кажется разумным доказательством, то для другого безумным. Но каждый при этом остается при своем. Почему? Потому что вначале вера, а потом уже доказательства этой веры.

Разум не может являться критерием Истины. Природа рассудочных доводов подобна лабиринту и не позволяет мысли утвердиться на каком-либо основании (св.Златоуст).

Попытка путем напряжения сил ума постичь непостижимого Бога и является одержимостью страстями самомнения и высокоумия, за которыми стоит дух самоуверенности и самонадеянности. Бога можно постигать только тогда, когда Он Сам благоволит открыть Себя человеку.

Они должны понять, что природа рассудочных доводов подобна лабиринту и грифам, нигде не имеет никакого конца, не позволяет мысли утвердиться на основании и ведет начало от кичливости. Иоанн Златоуст. Послание Римлянам.

Святой Иларий предупреждает: "Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства..."

Верую, Господи, помоги моему неверию.


Рецензии