5. 17 Совершенствование рассудка человека

 «468. Скажем в немногих словах, каким образом рассудочное … начало, или рассудок, в человеке вырабатывается и совершенствуется: подлинное рассудочное начало основано на истинах, а не на лжи; ложные данные никак не могут образовать рассудка. Истины бывают троякие: гражданские, нравственные и духовные. Первые относятся к правде, к управлению в государстве и вообще – к справедливости и безпристрастию; вторые относятся к житейским сношениям человека с обществом и членами его, вообще же к искренности и прямоте, а, в частности, ко всем житейским добродетелям; третьи, истины духовные, относятся к небесному быту и к церкви, вообще к благу любви и к истине веры.

Три степени жизни человека объяснены выше, в н. 267».

                Но там речь идёт об ангелах. «267. Ангелы потому могут вмещать столь великую мудрость, что внутренние начала их раскрыты и что мудрость, как и всякое совершенство, растёт, направляясь внутрь и, следовательно, по мере раскрытия внутренних начал. У каждого ангела есть три степени жизни, которые соответствуют трём небесам … : те, у которых открыта первая степень, находятся в первых, или последних небесах; те, у которых открыта третья степень, находятся в третьих, или самых внутренних небесах».

                Возможно ли такое для человека, живущего в физическом мире?  Скорей всего, да. Так как Свёденборг пишет, что человек, живущий в природном мире, во сне посещает то небесное общество, к которому принадлежал до своего земного рождения.

«Рассудок отверзается в первой степени через истины гражданские; во второй – через истины нравственные; в третьей – через духовные. Но должно объяснить, что рассудок образуется и отверзается в человеке не одним знанием сих истин, но приложением их к делу, жизнью своей по ним, а жить по ним называется любить их по духовной любви …, то есть любить правду ради правды, любить искренность и прямоту ради искренности и прямоты, а благо и истину – ради блага и истины.

Напротив, жить по ним и любить их по любви телесной – значит любить их ради самого, ради славы своей, почести или корысти. Посему, настолько человек любит истины эти по любви или страстям мирским, телесным, настолько он уклоняется от рассудка; он любит не истины эти, а себя самого, обращая истины в слуг своих, как господин служителей. Если же истины порабощаются, то они не входят внутрь человека и не отверзают ни одной степени жизни его, ни даже самую последнюю степень, а поселяются только в памяти его как нечто научное  в вещественном образе, и тут соединяются с любовью к себе, то есть с любовью плотской. Из этого видно, каким порядком человек становиться существом рассудка, а именно: он достигает этого в третьей степени, духовной любовью благ и истин, относящихся к небесам и церкви; во второй степени – любовью к искренности и прямоте, а в первой степени – любовью к справедливости и правде. Любовь двух последних степеней также становиться духовной, по духовной любви к благу и к истине, потому что сия последняя влияет на первую, соединяется в ней и, так сказать, образует в ней своё подобие.

469. Духи и ангелы наделены такой же памятью, как и люди; в них остаётся всё, что они слышат, видят, мыслят, чего желают и что делают, чем и образуется постоянно и во веки их рассудок. Посему духи и ангелы совершенствуются в разуме и мудрости, познавая истины и блага наравне с человеком. Всё это познал я многократными опытом: я видел, как из памяти духов вызываемо было всё, что они думали и делали явного и скрытого в обществе духов,  а также видел, каким образом, бывшие в какой-либо истине, вследствие жизни их в простом добре, исполнялись научными познаниями, а через них и разумом и затем возносились в небеса. Но должно объяснить, что познаниями этими и разумом человек может исполниться на том свете в той только мере, в какой он здесь любил благо и истину, и отнюдь не более этого: каждый дух и ангел сохраняет ту любовь (наклонность, вожделение), какой жил в миру, и притом в таком же  количестве и качестве; эта любовь совершенствуется пополнением в течение вечности. Ничто не может быть наполнено во веке веков, потому что всё может безконечно изменяться, обогащаться и пополняться, а, стало быть, и множится и плодиться; благу нет конца, потому что самый источник его безконечен. … это делается только соразмерно той степени любви к благу и истине, какой достигали они на земле, а не свыше того …»

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  245).


Рецензии