Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 49

                Рождество Христово

Об одном из главных христианских праздников написано много. Повторяться не будем, а просто послушаем апостола Левия Матфея:
 
...Когда Мария наконец родила Сына Своего первенца, Иосиф нарек Ему имя: Иисус. Спаситель родился в городе Вифлееме, когда правил царь Ирод. И пришли в город Иерусалим три волхва с востока и спросили: где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Когда царь Ирод услышал эту новость, то встревожился, а следом за ним и весь Иерусалим.

Царь Ирод, собрав всех первосвященников и народных книжников, задавал только один вопрос им: где должно родиться Иисусу? Волхвы же сказали ему, что искать нужно в городе Вифлееме Иудейском, потому что так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И эта звезда, которую видели волхвы на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, волхвы возрадовались великою радостью, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, глава 2 (1:12)

Храмовые росписи, рассказывающие о главном событии – Рождении Спасителя, содержат в себе как несколько персонажей, так и множество. Центральными и неизменными атрибутами являются фигуры Иосифа с Марией, младенец, пещера, где происходит действо, и обязательная путеводная звезда. Постепенно к сюжету добавляются и другие участники радостного события.

Часто Богородица изображена полулежащей у детских яслей с младенцем, что должно указывать на Рождество. Но есть изображение Богородицы, сидящей у детских яслей или держащей на руках младенца. Настоящими участниками события являются животные: осёл и вол, которые согревали младенца своим дыханием в прохладной пещере.

Следующим участником события некоторые иконописцы изображают Саломею – повитуху, которую привёл Иосиф в помощь Марии при родах. Она предстаёт купающей и пеленающей младенца. Далее добавляются пришедшие пастухи, которые пасли поблизости овец, узнавшие о рождении Христа от ангела. Волхвы появились позже, придя за путеводной звездой. Они держат в руках божественные дары: золото, ладан и смирну.

Ещё неотступные персонажи: часто изображаются, конечно же, Ангелы, которые радуются и славят Спасителя.

Европейские художники немало постарались над сюжетом «Рождество Христово». Правда, показывая его с момента появления волхвов. Стоит вспомнить фреску Джотто в Капелле Скровиньи «Поклонение волхвов» 1303 года. Даже Иероним Босх отметился «доброй» картиной «Поклонение волхвов», 1515 год.
 
Из наших, русских художников можно отметить В.Л. Боровиковского «Рождество Христово», начала 19-го века. Стоит отметить, конечно же, и М.В. Нестерова «Рождество Христово», конец 19-го века. И ещё многих, в частности В.К. Шебуева, середина 19-го века.

Изображения находятся:

Московская область, Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца (1902-1904 гг.). Современная храмовая живопись.

г. Санкт-Петербург, Центральный район. Собор Воскресения Христова (1883-1907 гг.). Мозаичное панно конца 19-го века по оригиналу И.Ф. Порфирова.

Московская область, Черкизово. Церковь Николая Чудотворца (1759-1763 гг.). Поновлённая храмовая роспись, 2003 год.

Кировская область, Шолга. Церковь Троицы Живоначальной (1782-1790 гг.). Храмовые росписи второй половины 19-го века.

Корректура М. Зуйкова
Русавкино, декабрь 2024 г.


Рецензии