Невольник чести 8
БИОГРАФИИ А.С. ПУШКИНА
Примечания.
/1/ Пушкин вспоминает свою дуэль с Кюхельбекером, но тот, в противоположность Пушкину, выстрелил, и Пушкин это хорошо запомнил, так как был всего на волосок от гибели.
В 1819 г. Пушкин опрометчиво написал эпиграмму:
За ужином объелся я.
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Кюхельбекер обиделся и вызвал Пушкина на дуэль. П.И. Бартенев (1829 – 1912), опираясь на записи В.И. Даля (1801 – 1872), воссоздал это событие:
«Кюхельбекер взбесился и требовал дуэли. Никак нельзя было уговорить его. Дело было зимою. Кюхельбекер стрелял первый и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово закричал: «Стреляй, стреляй!». Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились».
/2/ Именно так, в 1819 г., стрелял Кюхельбекер, но промахнулся, поэтому Онегин, литературная копия поэта, не промахнулся.
/3/ Расхожее мнение об использовании Дантесом кирасы не находит своего подтверждения, так как профессиональный военный, лицейский товарищ и друг, секундант Пушкина Константин Карлович Данзас не мог этого не заметить.
/4/ Рудыковский увлекался стихотворством, что и дало повод для дружеской эпиграммы Пушкина, написанной им во время путешествия по Кавказу:
Аптеку позабудь ты для венков лавровых
И не мори больных, но усыпляй здоровых.
/5/ Пароксизм - эмоционально неустойчивое расстройство личности является одним из наиболее часто встречающихся диагнозов раздела психиатрических заболеваний кодификатора «МКБ-10, код F60.3».
Люди с эмоционально неустойчивым расстройством легко возбудимы и эмоционально неуравновешенны. Им сложно подчиняться общепринятым социальным нормам и сдерживать свои эмоциональные порывы. Больные испытывают «эмоциональные качели», быстро переходя от подавленного или унылого настроения к ощущениям полного счастья и радости. Страдающие данным недугом больше всего боятся одиночества и отвержения, они конкурируют за общественное признание. А их импульсивное, саморазрушающее поведение пытается предотвратить рост беспокойства, связанного со страхом остаться в одиночестве. Поведение страдающих пароксизмом часто бывает рискованным и непредсказуемым. Это может выражаться в пристрастии к алкогольным напиткам и наркотическим веществам, переедании, транжирстве, ведении беспорядочных половых связей, опасной езде за рулем и т.д.
Люди с расстройством личности эмоционально неустойчивого типа часто не уверены в себе, их интересы и ценности могут быстро меняться. Они склонны рассматривать все с точки зрения крайностей (например, у них либо все хорошо, либо плохо). Их взгляды на других людей также могут быстро изменяться. Эти внезапно меняющиеся чувства часто приводят к напряженным и нестабильным отношениям. В состоянии стресса у людей с данным заболеванием могут развиваться преходящие психотические симптомы, в том числе кратковременные бредовые идеи и галлюцинации. Кроме того, больные эмоционально неустойчивым расстройством личности нередко имеют суицидальные наклонности.
Сопутствующим заболеванием пароксизма является микрография. Это изменение характера почерка с тенденцией к уменьшению размера букв. При микрографическом письме все буквы пишутся одинаково мелкими (менее 3 мм) из-за чего рукописный тест довольно сложно прочесть. Все рукописные материалы поэта подтверждают это заболевание. С 1829 г. по 1834 г. начертание слов уменьшилось более чем в два раза, некоторые слова становились практически неразличимы. Пушкин знал о своём заболевании и очень сильно по этому поводу переживал, особенно из-за возможности паралича, поэтому всю оставшуюся жизнь он жил между навязчивым желанием суицида и нравственным долгом о невозможности его исполнить.
/6/ К этому времени Пушкин уже несколько раз переболел венерическими заболеваниями, и имел внебрачную дочь Софию Воронцову родившуюся 3 апреля 1825 г.. О том, как это произошло в статей «Болезни любви 4» http://proza.ru/2024/12/06/971.
/7/ Барон Е.Ф. Розен (1800 - 1860)
Альманах «Подснежник», 1829 год:
Венценосной страдалице
…
Очей не отвращай: Тебе гремит хвала!
Увы, не хочешь Ты хвалы и песни нашей!
…
Но песни смысл в пыли блестит
И благодарность, там горящая, гласит:
«Мы знаем жизнь Твою, и все, Елисавета!
Мы знаем все добро, свершенное в тиши
Твоею ангельской рукою
И, повергаясь пред Тобою,
Мы молим, молим все: не выдыхай души
В святых скорбях, будь выше боли!
«Живи, живи!» вопит народ;
Ты знаешь, как тяжел нам Ангела улёт;
Ты знаешь: так уже немного их в юдоли».
Неумолимая! Ты не хотела жить! . . .
Ах! жить на свете не могла Ты
В тоске убийственной утраты!
Ты хочешь там цвести, сиять и там любить,
Как любит Ангел вечно-юный!
Ты вознеслась!…
Мотивы написания этого стихотворения выяснить не удалось, но можно предположить, что это могло быть связано с первым приступом не выясненной болезни 17 ноября 1761 г. у Елизаветы Петровны, который медики выдали за инфекционное заболевание, а молва за попытку суицида. Пушкин, который тоже страдал аналогичными симптомами нашел в этих строках отзвук своим сокровенным мыслям, но, пытаясь спрятаться от самого себя, облёк навязчивую идею в бутафорское подражание Розену.
/8/ Воспоминания; А.М. Фадеева. «Русский архив», 1891, № 3, стр. 399.
/9/ Эпидемия венерических заболевания разразилась в Европе в конце XV, начале XVI веков, что отметил Вальтер в своей эпиграмме: «Когда французы сдуру пошли войной в Италию, то без труда получили Геную, Неаполь и сифилис. Затем их отовсюду выгнали, отобрали Геную и Неаполь, но они утратили не всё: сифилис остался с ними». Тогда же в оборот вошла поговорка: «Одна ночь с Венерой - вся жизнь с Меркурием».
Швейцарский алхимик и врач Парацельс предложил для лечения венерических заболеваний использовать ртуть в виде хлорной ртути, или сулемы. Алхимики ртуть именовали Меркурий.
Металлическую ртуть нагревали и использовали в «паровых ваннах». Пациентов засовывали в специальные бочки, из которых торчала только голова, внутри бочки было некоторое количество ртути, а под бочкой разводили огонь для улучшения испарения. Также использовались мази и прочие притирания с ртутью и сулемой, которые необходимо было втирать в язвы и прочие наименее защищенные места организма. Итальянский врач Джироламо Фракасторо так рекламировал подобные процедуры: «Вы почувствуете, как энзимы недуга растворяют сами себя в отвратительном потоке слюны, изливающемся из вашего рта». Но этот метод лечения, всего лишь снимал острую фазу заболевания, но не излечивал пациентов.
Жертвой того заболевания и методом его лечения был гениальный скрипач Никколо Паганини. Из-за начала лечения ртутью он был вынужден покинуть сцену. Руки у него стали дрожать, ноги страшно отекали, постоянно мучил кашель с гноем, зубы все выпали, а тестикулы раздулись. Уже через месяц после того, как артист покинул сцену, он ушел навсегда. О заболевании Паганини с 1828 г., с большой долей вероятности знал, и Пушкин. В Европе, такие пикантные новости разносились молниеносно. Паганини умер через 4,5 года после Пушкина.
/10/ Копайский бальзам состоит из древесной смолы и эфирных масел. Бальзам не растворяется в воде, но хорошо растворим в спиртах и органических растворителях. Ранее копайский бальзам использовали также в медицине в качестве антисептика, а также как внутреннее средство, однако со временем от этого повсеместно отказались, и в настоящее время это вещество используется в бумажной промышленности и производстве лаков и красок.
В XIX веке употребляется в медицине при гнойных, гнилостных и инфекционных катарах мочевых путей, преимущественно против перелоя (то же, что гонорея, триппер). В последнем случае, кроме внутреннего употребления, препарат назначается также в виде эмульсии для впрыскивания в мочеиспускательный канал. Вследствие противного вкуса бальзама, его обычно назначают в капсулах; последние во многих аптеках имеются уже готовыми. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907).
Смесь «Флердоранжевой воды (цветы померанца), спирта, обработанного азотной кислотой, поровну по 1 драхме», вводилась в рецепт, для подавления неприятного вкуса бальзама.
/11/ Черновик «Сводни» написан поверх трех пушкинских рисунков голодаевской могилы декабристов, которые Пушкин, очевидно, сделал со слов А.А. Жандра, который посещал могилу практически сразу после казни. То есть можно предполагать, что оно написано, как отклик на казнь декабристов.
«Спор и досада от речей» — заговор и арест.
«Обновы» — саваны и гробы.
Не платя, в публичный дом ходит только палач. В списке Аугсбургского городского права 1373 года палач назван «шлюхиным сыном». Даже случайное прикосновение палача было фатально для чести и потому для всей судьбы человека.
«Верите ль, с Петрова дня / Ровно до субботы / Все девицы у меня / Были без работы.»
Петров пост в 1826 году начался в понедельник 14 июня. Закончился в день Петра и Павла 29 июня. Декабристы казнены на валу кронверка Петропавловской крепости на рассвете во вторник 13 июля старого стиля, а в ночь на 14-е захоронены на Голодае.
В средневековой Европе палачи по субботам бесплатно набирали на рынке столько снеди, сколько могли унести и соответственно бесплатно посещали бордели.
Высока вероятность того, что «Сводни» написано, после встречи Пушкина с Николаем I, который не преминул обратить внимание на его нездоровый вид, связанный с венерическим заболеванием.
/12/ Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 3. С. 176 – 191.
/13/ В 1920 г. вышел первый и единственный том этого издания, который вызвал серьезное обсуждение в кругу пушкинистов, отразившиеся в печати тех лет. Следующие тома, подготовленные для публикации, так и не вышли в свет, однако редактором была проделана масштабная работа, осталось множество черновых и беловых автографов, корректур, версток будущих частей собрания. Но писем Гончаровой в этих материалах так и не появилось. Хотя Н.Ф. Бельчиков (1890 - 1979), член-корреспондент АН СССР, крупнейшим знатоком архивного дела и много лет занимал пост директора ИРЛИ (Пушкинского дома в Ленинграде), в частной беседе с доктором филологических наук А.Л. Гришуниным уверял его, что в 20-е годы не только сам видел набранный для печати текст писем Н.Н. Пушкиной, но сделал из них для себя выписки. Однако разыскать их в своем в архиве пока не может. Возможно, что так и не отыскал, так как даже эти копии в научный оборот до настоящего времени не попали.
/14/ РГИА, ф. 565, оп. 14, № 33 (Высочайшие указы за 1844 г.), л. 289 - 290.
Курс ассигнаций к серебру 1844 г. был 3,5:1. То есть, в ассигнациях но-вый указ устанавливал пенсию в размере 2751,8 ассигнациями, т.е. в 1,84 раза больше чем в 1837 г.
/15/ Н.Н. Пушкина-Ланская умерла 26 ноября 1863 года. Это стало мотивом написания драмы «Гоф-юнкер».
/16/ Арапова А.П. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская: К семейной хронике жены А.С. Пушкина. – М.: АО "Агентство "Vita", 1994. – 122
/17/ Поляков А.С. О смерти Пушкина: (По новым данным). - Петроград: Гос. изд-во, 1922. - 115 с.
/18/ Бюллетень Рукописного отдела Пушкинского Дома. VIII. М.; Л., 1959. С. 6.
/19/ Русский архив 1879 г., кн. 1-я, стр. 387 - 393.
/20/ Граф Павел Иванович Медем (1800 - 1854) - российский дипломат, тайный советник, камергер. В 1829 - 1833 годах третий секретарь посольства в Вене. В 1841 - 1850 годах глава российского посольства в Вене:
Граф Карл Людвиг Габриэль Бонавентура фон Фикельмон (1777 – 1857) Венеция) - австрийский государственный деятель французского происхождения, дипломат. В 1829 – 1840 г. посол Австрии в России.
/21/ Соллогуб В.А. Воспоминания. - М.-Л., 1931.
/22/ Фикельмон Д.Ф. Дневник, 1829-1837 весь пушкинский Петербург. – М.: Минувшее, 2009. - 999 с.
Эмма Эмилия (Любовь Викентьевна) Борх (1812–1868). Мать: Любовь Ивановна, урожд. Гончарова, (1794–1822), 2.07.1806 Любовь Ивановна Гончарова вышла замуж за Винцента Михаила (Викентия Ивановича) Голынского (1770–1831). Н.Н. Пушкина была ее троюродной племянницей.
13.01.1832 Л.В. Голынская стала женой гр. Юзефа Казимира Петра (Иосифа Михайловича) Борха.
/23/ Казимир Ф.В. (1849 – 1935), польский писатель в книге «Пётр Великий» (1895) отмечает: «Тем не менее Петр по внешности был красивый мужчина очень высокого роста – ровно 2,045 метра, – смуглый – «такой смуглый, словно родился в Африке», утверждает один из современников, крепкого телосложения, величавой наружности, с некоторыми недостатками в манере держаться и досадной болезненностью, портящей общее впечатление. Одевался он плохо, неаккуратно, поражал небрежностью в одежде и часто менял платье, военное и штатское, иногда выбирая чрезвычайно странный костюм. Он совершенно был лишен чувства благопристойности.»
/24/ Причина по которой Пушкин использовал имя Борха в пасквиле связана с его личным отношением к нему как более удачливому в карьерном росте, он на год раньше Пушкина получил звание камер-юнкера, при этом будучи на 8 лет младше Пушкина. Очевидно, в кулуарах эту удачливость связывали по аналогии с карьерой С.С. Уварова, бывшим в своё время любовником Александра I. Тогда, через Борха и Уварова, которого Пушкин ненавидел до глубины души, он напоминает Николаю I не только о связи Александра I с женой Нарышкина, но и о его связи с Уваровом. А заодно, это была месть и самому Борху, карьерную удачливость которого Пушкин тяжело переживал. Нельзя исключать также и возможности, что между Пушкиным и Борхом были столкновения на службе, и он не преминул по случаю таким образом ему отомстить.
/25/ Лернер Н.О. Возстань, возстань, пророкъ Россiи… - С.-Петербург, тип. АН, 1910. – 14 с.
Насколько это была смертельно опасная игра можно увидеть, как следственная комиссия во декабрьскому восстанию хотела привлечь к ответственности и Пушкина. Так Александр Поджио 12 марта 1826 года сообщил комиссии: «… пародиями существующих иных на подобие «Боже спаси царя» Пушкиным пародированной…».
Комиссия сообщение Поджио поняла так, будто Пушкин пародировал «Боже спаси царя» на собрании членов общества в С.-Петербурге в 1823 году — как раз тогда, когда Пушкин жил на юге России. Это его и спасло, как минимум от Сибири. А в сентябре, после встречи с императором он разбрасывает строки с прямой угрозой. Либо это плод больного воображения поэта, либо это первая попытка суицида, что более вероятно, учитывая, что он не раз пересказывал эту историю друзьям. Но в этом случае Бенкендорф знал мотив этой выходки Пушкина, и не предпринял никаких реальный действий. Естественно об этом было известно и императору.
22 апреля 1834 г. Пушкин пишет жене: «…Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут.» Если строки «К у.<бийце> г.<нусному> явись», действительно проделали тот кульбит, о котором Пушкин рассказывал друзьям, то их дальнейшие отношения приобретают совсем иную окраску, чем это преподносит официальная пушкиниана. Оба они прекрасно осведомлены о душевном здоровье поэта, и император делает всё возможное, чтобы как можно дольше оттягивать неминуемую развязку. В этом контексте не исключено, что в качестве примирения, Пушкин сам отдал эти строки императору, написав после встречи Прасковье Осиповой-Вульф: «Государь принял меня самым любезным образом».
/26/ Брантом (1527 - 1614) - французский писатель, автор жизнеописаний знаменитых полководцев, известных красавиц и пр. Пушкин имеет в виду его книгу «Vie des dames galantes» («Жизнь благородных дам»). Один из трактатов, помещенных в этой книге, называется «Sur les dames, qui font l’amour et leur maris cocus» («О дамах, которые занимаются любовью и украшением мужей своих рогами»). В первой фразе этого трактата употреблено слово «cocuage» (измена). В библиотеке Пушкина было издание сочинений Брантома (;uvre du seigneur de Brant;me, nouvelle ;dition plus correcte que les pr;c;dentes. Paris, 1787. T. 1—8) (Библ. П., с. 175—176; том 3 этого издания не сохранился). Можно предположить, что в нём были пометки Пушкина перед тем, как он написал письмо жене. И этот том исчезает вместе с её письмами (!?).
/27/ Жуковский В.А. Конспективные заметки о гибели Пушкина / / Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 422.
/28/ Аммосов, А.Н. Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина: Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта Константина Карловича Данзаса СПб. 1863 г. Издание Я.А. Исакова.
/29/ Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном / Подлинное военно-судебное дело 1837 г. – С.-Петербург, тип. Суворина, 1900. -178 с.
Часть 1 http://proza.ru/2024/12/17/967
Свидетельство о публикации №224121700725
Надежда Секретарева 18.12.2024 12:00 Заявить о нарушении
Александр Захваткин 18.12.2024 12:46 Заявить о нарушении