Там, где рождаются мечты

«Я знаю, аэропорт будет!»
Посвящается человеку, который очень любит свою профессию.

Миниатюра.

- Хочешь, я покажу тебе одно интересное место?
- Мы поедем к морю?
- Нет, к морю – это хорошо, мы туда поедем позже, но вот мое место имеет особое значение для меня.

На раздумывание времени не было. И вот они уже едут по трассе, дорога неблизкая, но что же это за место такое? Впереди бескрайние поля виноградников. Встреча с величественным и прекрасным по всем параметрам Крымским мостом, который все местные жители называют Керченским. Не мудрено, ведь он расположен в Керченском проливе у подножия Керчи, маленького города, героического города-Героя, города, которому более 26 веков.

У каждого свое место, где рождается мечта.

Мы пересекаем мост и въезжаем в город Керчь. Нас встречают грифоны, которые, когда въезжаешь в город, смотрят именно на тебя, словно ждут только тебя.  Кажется, вот-вот еще немного и они взмахнут своими крылами и начнут кружить, приветствуя, приглашая и радуясь каждому новому гостю.

Сворачиваем с улицы Чкалова на спуск по Годыны. Эх, хорошо-то как! Все такое родное! Поворачиваем налево, едем по Вокзальному шоссе почти до выезда из города и сворачиваем направо. Раньше здесь стоял указатель «Аэропорт», но теперь его нет. Но эту дорогу не забыть.

Повернув направо, сердце начинает колотиться сильнее, от волнения. Вот оно место, место, где родилась мечта. Мечта стать летчиком.

Помню, как мне было лет 6, отец брал меня с собой, тогда это было можно. Мой батя – пилот. Его рассказы приводили меня в восторг. Стараюсь во всем походить на него. Он у меня очень смелый, выполнял полеты в зоне Чернобыля, когда случилась трагедия на АЭС. Его даже наградили Орденом Трудовой Славы. Любимый самолет отца Ил-14.

А еще, у нас вся семья авиационная – брат летает 30 лет, он командир экипажа. Я тоже закончил авиационное училище. Мой сын тоже будет летчиком, как его дед. Одно слово -  династия!

На судьбоносные решения всегда что-то влияет, только самые сильные и яркие впечатления оставляют следы, и именно они влияют на принятие решений. Так случилось, что рассказы отца были подкреплены встречами с космонавтами. Все это сильно мотивирует.

А ведь началось все с нашего маленького аэропорта. Чем занималась авиация маленького аэропорта? Это и замер температуры морей Черного и Азовского, и пассажирские внутренние и международные перелеты.

Давайте перенесемся в то время, когда здесь жизнь кипела?

Начало становления аэропорта уходит в далекий 1944 год. На западном направлении еще шла война, шли кровопролитные сражения, а в разрушенной и разбитой Керчи начинала возрождаться мирная жизнь.
Одна из самых важных задач того времени была разведка рыбы, главного продукта жителей города. Изначально в аэропорту был один гражданский самолет Ш-2, летающая лодка, как его называли. Он взлетал с воды, служил для нахождения плавающих мин. Мины, которых здесь было очень много, взрывали уже суда, которые проходили следом. Затем стали появляться ЯК-18, АН-2. А потом пришла помощь, с Дальнего Востока, через всю страну, – три самолета МБР-2(это морской ближний разведчик).

Аэродром назывался Керчь-2. Взлетно-посадочная полоса была металлическая и частично грунтовая. На аэродроме служили великие люди, участники войны, имевшие опыт ведения воздушного боя.
Семьи сотрудников аэропорта размещались в двух городках, которые так и назывались городок 1 и городок 2.

После 60х годов начали происходить реконструкции. Металлическую взлетно-посадочную полосу, ВПП, заменили на бетонную. В скором времени реконструкция коснулась рулежек, перрона и мест стоянок. Приступили к строительству аэровокзального комплекса. Появилась новая авиационная техника. Аэропорт перешел в Ростовское управление, а вскоре в Украинское управление гражданской авиации. Время шло, задачи менялись, но вот разведка рыбы все также была важна.

С получением АН-2 начались первые пассажирские перевозки, самолет вмещал 12 человек. Рейсы были в Старотитаровскую, Тамань, Темрюк, Варенниковскую. Позже добавили рейс Керчь-Херсон. Был рейс и на Ростов. После АН-2 в нашем аэропорту появились ЛИ-2. Рейсы добавились на Мариуполь, Одессу, Донецк.

В 70х годах началась новая волна обновления аэропорта. Стал рассматриваться вопрос удлинения взлетно-посадочной полосы, чтобы принимать самолеты вместимостью 100 пассажиров. Поначалу было 15-20 рейсов в неделю, а потом число их выросло до 30. В это время меняется парк самолетов.

Отец пришел в аэропорт в 1975 году и проработал до 1987года. Он очень любил свою работу. Эту любовь он передал нам – сыновьям и внуку.

Керчь вошла в список аэропортов, которые начинают работать в сложных метеоусловиях. Таких аэропортов было поначалу 4 – это Москва(Быково), Хабаровск, Усть-Каменогорск и Керчь. В Керчи летала спецэскадрилья на ИЛ-14, которые были переоборудованы под самолеты-лабаратории. Керченские авиаторы обслуживали 90 аэропортов Советского Союза. Они занимались зондированием атмосферы, геомагнитной сьемкой и, как всегда в прошлые годы, разведкой рыбы.

В 1978г стали переучиваться на АН-26, а параллельно осваивали чешский самолет Л-410. На АН-26 переучивались в Кировограде, на Л-410 в Сасово.
Позже спецэскадрилья становится объединенной эскадрильей, а еще позже - летным отрядом с подчинением Симферополю. Симферополь – это столица Крыма.

В 80х годах еще не было досмотра пассажиров перед вылетом. Пропускная способность была 100 пассажиров в час. Стали добавляться рейсы - Ростов, Воронеж, Ставрополь, Минеральные воды, Одесса, Львов, Хмельницк, Киев через Запорожье. В аэропорту уже работало до 400 человек.

Но все оборвалось, словно на полпути, произошел развал Советского Союза. И понеслась. Аэропорты приходили в упадок.

Сначала Кравчук, потом Кучма, бывшие президенты Украины не сочли нужным развивать авиацию. Государственный аэропорт предложили передать в коммунальную собственность. В 90е годы такое решение принял Кабмин, а потом Горсовет вместе с городским главой Керчи. Была создана авиакомпания «Украэрорух» с подчинением управлению воздушным движением на территории Украины. Все поделили, все службы существовали отдельно. Каждый выживал сам, как может. Получив самолеты Б-350, «Украэрорух» вошел в Евроконтроль с правом полетов в страны СНГ, Европы, Африки. Тогда-то и сделали пункт пропуска и досмотровые кабины для международных полетов. Рейс на Москву в то время считался международным. Открыли чартеры на Кавказ, в Среднюю Азию.

Самое печальное началось позже. Технику перевели в Симферополь, а потом в Киев. Началась дележка. Планы были сдавать аэропорт в аренду или продавать частями. Благодаря двум самолетам АН-26, которые сдавались в аренду, аэропорт просуществовал до 2008 года. Из-за отсутствия склада ГСМ, нельзя было открыть даже площадку для дозаправки.

На этом аэронавигационный паспорт аэропорта закрыли. На заброшенном аэродроме проводили авто фестивали, устраивали соревнования. Потом площадь перед зданием аэровокзала использовали, как отстойник для дальнобойщиков из-за очереди на выезде к парому. Потом убрали указатель направления на аэропорт. И только местные жители знали и помнили, что здесь было. Здание аэровокзала сохранилось только внешне, внутри все было разрушено. Кто-то мне рассказывал, что метеослужба, единственная служба аэродрома, которая существовала все эти годы.
Детские воспоминания цветущего аэропорта гаснут при виде заброшенного здания аэровокзала.

А что дальше? О восстановлении керченского аэропорта заговорили в Москве после присоединения Крыма. Было сделано самое главное - восстановлен аэронавигационный паспорт, приступили к восстановлению взлетно-посадочной полосы, на плане было строительство зоны технического обслуживания, дозаправки и отстоя лайнеров. Это планы на перспективу. В 2018 году муниципальный аэропорт Керчь (Войково), ранее именуемый Керчь-2, после десяти летнего перерыва возобновил работу. Принимались рейсы, но только в светлое время суток. Это вертолеты и малые частные самолеты.

В Крыму гражданский аэропорт только в Симферополе. Аэропорт, безусловно, очень нужен Восточному Крыму не только, чтобы разгрузить пассажиропоток в Симферополе, но и воздушный путь в Керчь получается короче.

Почему я этого хочу – потомучто именно здесь родилась моя детская мечта стать летчиком!

Значит, место мечты должно жить! Жить, чтобы мальчишки и девчонки нашего славного героического города мечтали.

Значит аэропорту быть! Я в это верю.

Декабрь, 2024г
г.Ростов-на-Дону.

Прим.автора - На фото Гачковский Николай Дмитриевич и его любимый самолет.
Информация о развитии аэропорта записана со слов Гачковского Н.Д.


Рецензии