И в рот, и в гроб

Добил пасьянс — и вылезла реклама. Во дает машина! Несколько дней подряд горячо рекомендовала зубные импланты для пенсионеров, потом стала подсказывать, как в Болгарии дешевле похоронить, теперь слегка отступила и зашла с другого бока: оказывается, в Плоски есть дом престарелых со всеми удобствами.

Зубы я и без подсказок вставил, в Болгарии живу и помирать не собираюсь, а в нашем селе Плоски меня вполне устраивает собственный дом. Так что у ботов Майкрософта промашечка вышла, неэффективно распорядились подслушанной и подсмотренной, короче говоря — украденной, информацией. Щательней надо, куки!

Так ведь научатся… Влезут без мыла в мое личное пространство по уши (кстати, слуховые аппараты уже предлагали). Похороны — это уже можно трактовать как попытку нанести моральный вред. Ваши адвокаты могут напомнить, что я могу отказаться от рекламы — но уже за деньги, в бесплатном по идее сервисе. Так ведь сервис-то встроен в целую систему (отнюдь не бесплатную — правда же, богатенький Майкрософт), которая свою информацию обо мне собирает из разговоров по телефону и моих текстов в СМИ.  Так что предупреждение на ресурсе о том, что он может использовать куки, а я могу от них отказаться, - это в пользу бедных… то есть, самых богатых.

Совсем недавно я писал про сплав маркетологов, инфоботов и искусственного интеллекта, насколько он может быть опасен для каждого, для общества и для человечества в целом: «А теперь мы идем за вами!» Пришли за мной. Сегодня пытаются выяснить мое физическое состояние, чтобы чего-то продать, заодно и душевное, а потом влезут в мои политические настроения и продадут их своим недремлющим малюткам-кураторам.

Казалось бы, примитивные виртуальные карты в не слишком продвинутом приложении Майкрософта, а и туда доходит девятый вал очередной научно-технической революции. Интересно, у нас остались возможности ее остановить, на личных рубежах, на государственных, на глобальных? Можно, конечно, подать в суд на информационного гиганта-монополиста. Но, во-первых, не вижу возможностей тратить на это силы в одиночку, а во-вторых, победа на этом пути невозможна. Отсужу, допустим, сумму за оскорбительное вмешательство в личную жизнь, а другой не отсудит, не узнает, что так можно было. Или даже найдут управу на Майкрософт в целом — так любой его конкурент обрадуется, учтет опыт и полезет в кибермаркетологию с новыми идеями.

Повторяю, уже пора принять обязательные «Законы роботехники». Пока не поздно.


Рецензии
Ну, конечно. У меня к рекламе специфическое отношение, мог бы трактат написать. Скажу только, что когда-то у меня, тогда редактора экологического еженедельника, брали интервью на "Эхе" и спросили, как я отношусь к рекламе на улицах города, не искажает ли она сам город своими яркими призывами. Я ответил - "нет", потому что яркость и разнообразие подобно цветам, раскрывающимся и гаснущим. Я могу на рекламу даже не смотреть (что чаще всего и делаю). Но сам город уже исказил своей "второй природой" те непроходимые леса, реки и болотца, которые были здесь до города. Вопрос об эстетике, о таланте, о чувстве гармонии - всё это или есть или нет. В.Н. Фефилов прав насчёт НТВ (да и других телеканалов). Я понимаю, что реклама - это деньги, которые КАК БЫ помогают каналу выживать, но! При равных входящих реклама не делает телеканалы независимыми. Да многие из них всё равно загнулись бы без государственной подпитки. А за право выживать телеканалы платят зависимостью. И рекламные деньги не делают их свободнее. Знаю, есть способы отслеживания посещаемости телеканалов, но с трудом представляю, как это делается. Впрочем, зачастую телевизор - это тоже интернет, а там всё гораздо яснее.
Ну, да, обвал рекламы по вашим интересам давно уже делается с помощью электронных маркетологов (ботов). И они сами себя рекламируют по радио, например: "Как узнать, кого интересуют автомобили и какие возможности у потенциальных клиентов? А вы обратитесь к нам. А мы подскажем вам, какие пользователи ищут шины. И по тому, какие шины их интересуют, вы можете узнать, какие у клиентов авто, насколько тугие у них кошельки и многое другое"... Это не выдумка. Сейчас анализом ваших запросов занят ИИ. Он хоть и несовершенен, но его интеллекта достаточно, чтобы вычислить ваши желания, интересы, вкусы.
А Гугл испытал якобы квантовый чип, который за 5 минут решил задачу, на которую лучшим суперкомпьютерам не хватило бы срока существования Вселенной. (И это, кстати, тоже информационный маркетинговый ход).
Законы робототехники, сформулированные Азимовым в середине прошлого века, годятся сегодня и будут годиться завтра. Но ИИ может по-своему оценить в будущем вопросы пользы и вреда человеку. Думаю, это неизбежность. Человек и его изобретения до поры будут находиться в отношениях хозяев и рабов, пока парадигма не изменится.

Виталий Челышев   17.12.2024 15:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.