Зимний солнцеворот
Всю ночь после этой трапезы присутствующие поют и танцуют.Это первая ночь«Галаи» .За ней следует еще две. Слово переводится по разному:«Искать/иметь половое сно-шение» или «Служить Балумаину».Все что осталось от еды на утро маленькие девочки выносят на дорогу, ведущую к кладбищу. На этом «пути душ покойников» девочки едят взятую пищу, а затем выбрасывают остатки, а также горшки с красой и кисти, которыми рисковали животных на доме Джестак. И в заключении выбрасывают предмет, плетеный из тонких деревянных палочек, похожий на западни для духов у тибетцев, но тем не менее считающийся ложем предков.В одиннадцатый день происходит торжес-твенное очищение селения и его жителей. Прежде все моются. Затем чистые мальчики пекут в козьем хлеву своего клана хлебы,соблюдая при этом все сакральные предп-исания,в том числе сжигая можжевельник.Затем в козий хлев приходят женщины со своими детьми.Они проходят очищение водой,окуриваются можжевельником и получают по пять лепешек.Все молятся за этих женщин,испрашивая для их детей здоровья и счастья.Затем каждый глава дома убирает свой дом: посыпает его свежей землей, поливает и метет пучком ивовых веток. Этот пучок из 7,9 или 13 веток торжест-венно кладут у задней стены. Он считается кнутом Балумаина.После этого мужчины идут в козий хлев и проходят очищение кровью[2] козленка.При этом они танцуют и поют песни эротического содержания.Затем обходят и окуривают все поселения дымящей веточкой можжевельника. После этого в деревню в течение трех дней не должен зайти ни один чужой человек.А житель селения не должен касаться и даже приближаться к постороннему человеку.В первой половине дня младшие дети,двух-трех лет впервые получают настоящую одежду.А восьмилетние мальчики– свои первые штаны.Их дарит брат матери.Также он дарит племяннику козла,а племяннице– козу. Это сопровождается раздачей сушеных фруктов,хлебов,и праздничной трапезой.Во второй половине окуривают можжевельником мельницу и мелят на ней зерно «хушак», которое во время уборки отложили для Балумаина.При этом не должна присутствовать ни одна женщина.Такие же хлеба(по 7 булок)каждый клан печет в своем козьем хлеву .Ночью все мужчины собираются у святилища высшего божества Магандео.Каждый клан приносит хлеб и приводит козла.Сначала приносят жертву хлебами,затем два чистых мальчика режут козлов.Пока натекает большая лужа крови дехар(шаман)впадает в тр-анс.Он слышит Магандео и вещает нужны ли ему жертвы и какие,а также кто на след-ующий день приведет козла Балумаину.После окончания сеанса съедают оставшийся хлеб,а мясо забирают домой.На следующий день юноши приносят смолистое дерево и делают гигантские факелы(длиной до 5 метров).Наступающая затем ночь(21/22 дека-бря)является временем прихода Балумаина к его священному дереву и тем самым кул-ьминацией праздника.К вечеру в хлевах пекут 5 фигурных хлебов,которые соответст-вуют атрибутам Балумаина.А также еще 16 хлебов.Все они начинены тертыми грецкими орехами.Из них 14 хлебов относят в специально плетеной корзине к священному дер-еву Балумаина.Из 7 остальных перед уходом приносят жертвы– в хлеву,на крыше,на месте жертвоприношений.Еще 3- в тех же местах по возвращению.Последний хлеб при-носит в жертву в полночь в хлеву оставшийся там человек.Факельное шествие начин-ают от самых отдаленных селений долины.Проходя через селения делают остановку и жители селения зажигают свои факелы.Начинаются пение и танцы.Так с пением и тан-цами шествие продолжается.Шествием идут только мужчины.Женщины с зажженными фак-елами остаются в селениях.По всем склонам движутся огненные колонны. Впереди идут мужчины, которые в корзинах несут хлеб, за ними ведут самых лучших козлов. Все сходятся к дереву Балумаина. В руках у них ивовые прутья с шерстяными нитя-ми,взятые у тех семей,которые в этом году надели на своих мальчиков первую одеж-ду.Эти кнуты «Балумаина» кладут на камень рядом с его деревом,которое стоит на крутом склоне перед отвесной скалой.В жертву приносят хлеб и вино,режут живот-ных.Дехар впадает в транс и делает предсказания,объявляет желания Балумаина.В заключении «король праздника»- Ройгундик- передает обязанности преемнику– отдает ему жезл и козленка.Животное приносят в жертву.Кровью его брызжут в огонь и в Небо.Все возвращаются в поселения,но у дерева остаются 7 чистых мальчиков.Под защитой Ройгундик и специальной охраны они должны провести здесь ночь.Они раск-ладывают семь костров из ветвей можжевельника,готовят мясо козленка и ждут появ-ления Балумаина.Под утро возвращаются мужчины и молодые парни,оскверненные близ-остью с женами.Они поднимают шум и хвастаются,что смогли овладеть женщинами и теперь очередь чистых мальчиков.Но мальчики затягивают песню Пангаиро,в которой прославляется возвращение Балумаина из далекого Цияма и всем предсказывают сча-стье и плодовитость.При этом они разжигают 7 костров из веток можжевельника и съедают мясо козленка.Все это время мальчиков охраняет стража,вооруженная камня-ми и палками.Когда мясо съедено и песня отзвучала божество изливает благодать и исчезает.Вместилищем этой благодати становятся мальчики и все люди стремятся пр-икоснуться к ним,чтобы приобщиться к милости бога.Затем все участники выстраива-ются в длинную шеренгу и каждый хватает стоящего спереди за бедра.Вереница людей движется по долине и люди поют песню о пути,который проделал Балумаин по высоко-горным пастбищам,чтобы попасть в их долину.Постепенно все расходятся.Получившие одежду мальчики теперь считаются мужчинами.Головы и ноги,принесенных в жертву животных,съедаются в козьем хлеву.На последний,15 день,приходится большое народ-ное празднество,на которое собираются мужчины и женщины со всей долины.Сперва мужчины устраивают охоту облавой на лисицу,которая считается собакой Балумаина. Успех на охоте предвещает хороший год.Затем снова танцуют.Танцоры выступают в масках.Разыгрываются сцены охоты,например,травли медведя.Считается, что Балумаин – означает «хозяин». Этот бог может быть тождественен божеству Балу/Баал/Ваал древних ханаан.Его воспринимают богом иностранцев и называют "Небесный всадник". Бог используется в сексуальном плане.Долгое время у людей господствовало убежде-ние,что кровь принадлежит богам и представляет собой их пищу.В культе Митры, получившей широкое распространение на всей территории Римской империи,жрецы, например,омывались кровью быка для очищения.Хушаком называют зерно,предназначен-ное на корм лошадям.Предание гласит:В свое время,когда боги спали друг с другом на пастбище Шавало,Магандеу обманом лишил Балумаина его власти.Балумаин стерпел это и отправился обратно на прародину калашей в Циям,чтобы возвращаться лишь раз в год."
(ст."Откуда пошел русский народ: свежая версия",Загадки истории,2022)
"История очень тесно переплетена с культурой,с археологией,естественно,с лингви-стикой.Всё находится в этой гуманитарной сфере.Если упрощать: жил-был царь Горох ,пил он мёд из круглых чаш,молился солнцу и разговаривал на русском– это одна культура,это одна история.Вторая: жил-был король Ричард,пил он пшеничный напиток из высокого стакана,молился деревьям и разговаривал по-английски– другая куль-тура.При всем уважении к гуманитариям,для изучения истории можно и нужно исполь-зовать точные науки.Тем более что возможности огромные.Простой пример: ученые могут определить,когда на планете жили динозавры,используя углеродный анализ. Возможно,вы слышали об этом.Есть и более интересные вещи.Язык можно выучить, культуру можно перенять – как царь Петр Великий это делал. Что нельзя изменить? То, что у нас внутри. Речь, в данном случае, не про душу, как можно подумать, а про ДНК. У каждого человека есть определенный набор хромосом, изучив которые, можно сделать выводы,в частности,о том,кто кому приходится родственником.Темой однажды плотно занялся профессор Анатолий Клесов.Он проанализировал ДНК предста-вителей разных народов.Какие получились выводы– об этом расскажу.Начнем с вопро-са,который в заголовке.Откуда появились русские?Анатолий Алексеевич изучал гаплогруппы– группы,роды,произошедшие от одного предка.Такие группы определяются мутацией мужской хромосомы,которая передается от деда к отцу,от отца к сыну и так далее.Преобладающая гаплогруппа у русских– R1a.Это так называемые «Арии». Название известное.Оно в том числе связано с наименованием гаплогруппы– «Эр» («Ар»)«один»,«А»(«Эй»).Гаплогруппа R1a– половина ныне живущих русских.Больше по-ловины– 51%.У украинцев– 44%,а у белорусов– 50%.То есть,согласно версии Клесова, у этих трех народов очень много общего.И дело не в языке,не в культуре и так да-лее.Дело в том,что у людей,относящихся к гаплогруппе R1a,общий предок.Анатолия Алексеевича часто критикуют за то,что он якобы говорит о какой-то особой «славя-нской гаплогруппе».На самом деле,если вникнуть в версию,разобрать её детально, ничего подобного нет.Клесов действительно говорит о родственности трех указанных славянских народов. Но он не выделяет их в отдельную группу.Так,к R1a относятся и литовцы с латышами,финны,и даже казахи.Это арийская гаплогруппа.Около 5000 лет назад на Русской равнине некий народ стал разбредаться.Славяне пошли на запад,а часть представителей этого рода отправилась на юг– в Индию,на Ближний Восток и так далее.Таким образом,славяне были лишь частью большой общности,большого наро-да,который разбрелся по большой территории.Какие еще есть гаплогруппы, кто к ним относитсяАнатолий Клесов указывает,что основные– это:1.I2a– славяне южные и дун-айские.Их предки были коренным населением Европы.Потом на континент пришли эрби-ны и уничтожили всё.А сами стали именно в Европе жить. 2.Эрбины– R1b.«Эр»(«Ар») и «би»- отсюда и название гаплогруппы. 3.N1a1– «уральские славяне».Название усл-овное,потому что историки такого не используют.Но оно наиболее точное.Смысл в том, что ок.3,5 тыс.лет назад эти люди спустились на Русскую равнину с западных склонов Уральских гор и широко расселились по северо-западу Руси,продвигаясь к Балтике.Таким образом,часть русских– потомки ариев. Другая часть– это потомки «уральских славян».Встречаются и другие гаплогруппы.Еще интересное из исследова-ний Клесова.По пунктам,потому что вопросы разные: 1.Известно о хороших отношени-ях между русскими и сербами.Это именно историческая близость,которая сложилась веками.Но при этом русские и сербы в своем большинстве относятся к разным гапло-группам.Первые– потомки арийского рода,как уже было указано.Вторые– потомки «др-евних европейцев»- I2a. 2.Интересно,что граница между ариями и эрбинами проходит от Адриатики к Балтике.То есть по тем линиям,где Восточная Европа граничит с Центральной и Западной.Получается соцлагерь и капиталистические страны делились не только по убеждениям,но и по происхождению.Можно условно сказать,что это про-исходило на подсознательном уровне. 3.Ряд историков считает,что сначала террито-рию Руси занимали финно-угры,а потом уже пришли славяне,Анатолий Алексеевич утв-ерждает,что финно-угры– гаплогруппа N1a1,которая появилась после ариев– примерно 2,5 тыс.лет назад. 4.Изучив принадлежность людей в мире к тем или иным гаплогр-уппам,можно сделать вывод,что Рюрик,если он реально существовал,не был скандина-вом.У них гаплогруппа Z284.Она в России очень редко встречается.У князя же было очень много потомков,согласно летописям.В Британии скандинавская гаплогруппа ра-спространена.У нас– нет.Конечно же,Клесова сильно критикуют,например,сторонники нормандской теории.Но против ДНК трудно "переть."
(ст."Как уживалось язычество и христианство на Руси в течение столетий?"Этому не учат в школе,2024) "Со школы все мы знаем,что датой крещения Руси считается 988 год.Но крещение не произошло по щелчку пальцев и это вовсе не значит что всё население Руси крестилось за один год вместе с князем Владимиром.Язычество дол-гое время,десятилетия и даже столетия,существовало бок о бок с христианством и оказывало сильное влияние на русскую культуру и общество.Многие люди продолжали практиковать языческие обряды наряду с христианскими.Это явление получило назва-ние двоеверие,и оно продолжалось на протяжении многих столетий.Многие традицион-ные языческие обряды и праздники продолжали существовать наряду с христианскими. Например,празднование Масленицы,Купалы и Коляды,имевшие языческие корни,были адаптированы и продолжали отмечаться на Руси после 988 г.Языческие символы и образы были интегрированы в христианскую традицию.Христианские святые иногда воспринимались как продолжатели языческих богов и духов.Например,Святой Николай в народном сознании мог сочетать черты христианского святого и языческого божес-тва.Языческое поклонение силам природы и природным явлениям не исчезло полностью .Люди продолжали и продолжают верить в священные деревья,источники и камни,а та-кже проводить обряды,связанные с земледельческим циклом.Даже сейчас, несмотря на крестик на груди,христиане в быту и перед началом важного дела,порой обращаются к домовым,выполняют разные обряды для защиты дома и семьи,которые уходят корнями в языческое прошлое.Даже сплюнуть три раза через левое плечо от сглаза,посидеть на дорожку,спрашивать у кукушки про жизнь,не здороваться через порог и так далее — всё языческие обряды.Языческие верования были настолько глубоко укоренены в повседневной жизни и культуре русских людей,что их искоренение было трудной зад-ачей.Отчасти из-за того,что большинство населения было неграмотным и не имело доступа к религиозным знаниям,что способствовало сохранению старых верований,пе-редаваемых из уст в уста.Многие языческие святые места были христианизированы. Христианские церкви и часовни часто строились на местах бывших языческих капищ, что символизировало преемственность и попытку переосмысления священных простра-нств.Языческая символика и мифология продолжали оказывать влияние на русскую литературу,искусство и фольклор.Например,такие персонажи,как домовой,леший,водя-ной и русалки остались популярными в русских сказках,легендах и народных песнях. Более того,им находилось место в новых христианских обрядах и праздниках,пусть и в слегка завуалированном виде.Археологические находки также свидетельствуют о сохранении языческих символов и амулетов вплоть до позднего Средневековья.В некоторых регионах Руси принятие христианства встретило сопротивление.Отдельные общины упорно придерживались своих языческих верований(даже во времена правления Романовых,что хорошо описано в трилогии Алексея Черкасова "Хмель","Конь рыжий", "Чёрный тополь"),и местные князья и священники часто должны были использовать принудительные меры для распространения христианства.Наиболее известным примером такого сопротивления является восстание волхвов в Новгороде в 1071 г.Также силь-ное сопротивление оказывал Псков и другие северные регионы.Волхвы пользовались большим влиянием,их поддерживали значительные слои населения,и они стремились вернуть прежние обычаи и верования.Многие люди продолжали языческие обряды втай-не,несмотря на официальные запреты.Некоторые представители знати и правящего класса также сопротивлялись христианизации.Они видели в ней угрозу своим приви-легиям и традиционному укладу жизни.Это сопротивление выражалось в поддержке волхвов и организации антикрещенских движений.В древнерусской литературе сохран-ились свидетельства сопротивлений христианизации.Летописи и другие исторические документы упоминают о конфликтах и восстаниях,связанных с введением христианс-тва.И даже после того,как христианство "победило" язычество,языческая символика и мифология не исчезли полностью,а нашли своеобразное продолжение и трансформа-цию в новой религиозной среде.Многие христианские святые воспринимались как про-должатели функций языческих божеств.Например,святой Георгий,победитель дракона, ассоциировался с древними героями и защитниками.Образы ангелов и архангелов, часто изображаемых с крыльями,могли перекликаться с образами древних языческих божеств и духов.Языческий культ солнца и светлых божеств, таких как Даждьбог и Ярило, нашел отражение в почитании христианских святых и образов, связанных со светом и просвещением. Иконы часто изображались с золотыми фонами и нимбами, символизирующими свет божественного происхождения. В языческой традиции деревья имели священное значение. В христианстве эта символика была сохранена,и деревья, особенно дуб и береза,часто упоминались в церковных преданиях и фольклоре.Креще-ние на водоеме под открытым небом также перекликалось с языческими обрядами,свя-занными с водой и природой.Также своеобразную роль играла Масленица.Этот празд-ник,связанный с прощанием с зимой и встречей весны,имеет глубокие языческие кор-ни.В христианской традиции Масленица была адаптирована как время перед Великим постом,сохранив при этом многие языческие обычаи,такие как сжигание чучела зимы.
В целом, двоеверие, одновременное существование и язычества, и христианства способствовало созданию уникального культурного объединения, где христианские и языческие элементы переплелись, образовав неповторимую духовную и культурную традицию России."
(ст."Русь Константина Багрянородного",Всемирная история,2024) "Изучение терм-ина «русь» привело меня к трактату Константина Багрянородного «О народах».Русам, прибывающим в Константинополь весной,и проводящим там лето,посвящена девятая гл-ава его произведения.Но что говорит Багрянородный о занятиях русов зимой?Зимний и суровый образ жизни этих самых руссов таков.Когда наступает ноябрь месяц,княз-ья их тотчас выходят со всей русью(;;;; ;;;;;; ;;; ;;;)из Киева и отправляются в полюдье(;;;;;;;).Здесь мы опять встречаем туже самую неразбериху,что и в Повести временных лет.Не может же князь отправиться за данью со всем народом.Второе,на что я обратил внимание,это то,что автор трактата противопоставляет русов славя-нам,и вторые представлены данниками первых..т.е.круговой объезд,и именно в сла-вянские земли вервианов,другувитов,кривичей,севериев и остальных славян,платя-щих дань руссам.Ну и третье,на что стоит обратить внимание,это то,что Багряноро-дный связывает русь только с Киевом."
(ст."Что таит «родноверие», или как подделывают историю"Красноярская краевая научная библиотека,2023) " Нет ничего хуже лживой,приукрашенной истории.В этой публикации рассказываем о поддельных памятниках славянской культуры и о том,ка-кой урон они наносят науке и обществу.Вам когда-нибудь приходило в голову созда-ть собственный язык или мифологию? Может быть,вы хотели бы стать новым Толкиным, автором фантастического мира с оригинальной системой верований и богатой истор-ией? Это хорошо,это достойно восхищения.А вот этот пост о людях,которые,похоже, путают реальность и фантазии.До нас дошло скудное число настоящих славянских языческих текстов, о чём, по мнению фольклориста А. Л. Барковой, позаботились монголо-татары. Ими было убито (вероятно, не специально, в пылу битвы) много языческих священнослужителей,которые знали песни и сказы о богах и героях,а ведь эти тексты существовали только в устном виде.Эта проблема побудила некоторых авторов XX и XXI вв.к сомнительным подвигам,и в результате появились фальшивые священные тексты и псевдонаучные труды,полные несуразных фактов о происхождении и культуре славян.Название «Велесова книга», пожалуй, многим знакомо. Для тех, кто о ней не слышал: в XX веке Юрий Миролюбов опубликовал письмена, содержащие гимны богам и сведения о быте и истории славян в IX веке. Он утверждает, что 15 лет списывал текст с деревянных дощечек, найденных белым офицером Изенбеком во время Гражданской войны(отсюда второе название– «Дощьки Изенбека»).Подделку выдают: письменность,замаскированная под древнюю; расхождения с мировой истори-ей; внутренние противоречия; местоимение «мы» и другие показатели.Подумать только: новгородские волхвы IX века знают и цитируют Библию («и ныне и присно и во веки веков», «камни вопиют») и пишут на невнятном языке, смешанном из современных славянских! Славяне сражаются с Ассирией, Египтом, Римом и готами, а в пантеоне славянских божеств оказываются индоиранские. В общем, книга наделала шуму,а потом учёными было признано,что это сущая околесица.Тем не менее, «Книга Велеса»– центральная у приверженцев неоязычества(родноверия)– нового религиоз-ного движения,которое хочет возродить исконные славянские традиции и верования. Казалось бы,что здесь такого плохого? Ну,хотят люди верить в Даждьбога и компан-ию,ничего страшного.К сожалению,многие группы родноверов считают,что славяне превосходят другие нации,и поспособствовала этому пресловутая «Велесова книга», возродив арийский миф и дав славянам главную роль в расцвете древних средиземно-морских цивилизаций.Представляете,какой вред нанесла эта примитивная псевдонауч-ная публикация!Ещё худший пример – «Славяно-арийские веды» Александра Хиневича. В этом псевдоисторическом документе развиваются расистские идеи, так что, слава Богу, власти официально признали его экстремистским материалом.Не затрагивая щекотливую тему,скажу лишь,что автор утверждает,будто 40 000 лет назад (поздний палеолит,Землю населяют кроманьонцы и неандертальцы)на Землю(тогда называлась «Мидгард»)возле Асгарда Ирийского(Асгард– обитель скандинавских богов) спустился звездолёт класса виман (вимана– средство передвижения индуистских божеств),и из него вышел бог Перун.В пантеон входят Ра-М-Ха(исковеркованное «Брахма»),Крышень ,Вышень(намёк на «Кришну» и «Вишну»)и даже Вий.В общем,я думаю,суть вам понятна.
«Бог создал Кедр как накопитель энергий Космоса…» Вам кажется,это бред? Предст-авьте себе,есть целый культ,который почитает кедры и верит в девушку со сверхсп-особностями по имени Анастасия. В основу движения лёг цикл книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России» (накопив за 300 лет космическую энергию, кедры начинают звенеть,что благотворно влияет на здоровье людей).Автор описывает своё знакомст-во с молодой сибирской отшельницей Анастасией, которая,по его словам,владеет знаниями ведруссов, живших тысячи лет назад. Ведруссы– предки европейцев…и при этом славяне,которые вели мирный образ жизни…и при этом побеждали всех захватчи-ков.На вопрос,почему о ведруссах нет ни слова в исторических источниках, Мегре отвечает,что их противникам (Персии,Македонии,Риму)было стыдно упоминать о столь сокрушительных поражениях.Вам смешно, а люди верят! Не просто верят, а хотят спасти Россию, предлагая уйти из городов в лоно природы, бросить технологии, заняться натуральным хозяйством и лечиться травками. Анастасия – их пример для подражания, ведь она живёт в полном согласии с природой. Инопланетяне уже приземлялись у неё на поляне, и она предрекла, что они вернутся в Россию и поработят человечество. Чтобы это предотвратить, нужно всем становиться дачниками. А ещё десятки тысяч анастасийцев ежегодно ездят в Геленджик на поклонение дольменам – древним каменным столбам, которые якобы являются источниками благодатной энергии.Напоследок хочется сказать несколько слов о том, как определить, что перед вами: вымысел или настоящая история, поддельный древний текст или подлинный. Некоторые работы бывают ловко составлены, да и не все мы языковеды, слависты, культурологи и историки. Вот несколько признаков, которые указывают, что источнику не следует доверять: упоминание триады «Явь – Правь– Навь»,слово «веды» в названии,упоминание ведруссов,Арктиды и Гипербореи, а также знак «коловрат».Ещё советуем монографию А.Барковой «Славянские мифы.От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы»,которую можно найти в нашей библ-иотеке."Шмакова Мария Сергеевна,библиотекарь.
(ст."Громя врага,сжигая землю,они пришли как гнев богов",Всемирная история, 2024) "Начиная уже с I века территории Восточной Римской империи подвергались нападениям военных отрядов славянских племен. Более подробные сведения о войнах империи со славянами относятся к VI-VIII векам.К началу VI века натиск славян усилился настолько,что вынудил императора Анастасия начать в 512 г.строительство укрепленной линии протяженностью 85 км.т Линия протянулась от Селимврии на Мрам-орном море до Деркоса на Черном море.Вся система укреплений получила название "Длинной стены".Один из современников назвал ее "знаменем бессилия,памятником трусости".Во второй четверти VI в.,уже при императоре Юстиниане,на Дунае были восстановлены старые крепости,а севернее Балканского хребта была построена вто-рая оборонительная линия,состоявшая из 75 укреплений.Южнее,система из 100 укреп-лений,составила третью оборонительную линию.Первые задунайские походы славян датируются последним десятилетием V века. В 499 году армия славян вторглась во Фракию. Против них была брошена 15-тысячная армия магистра восточноримской армии. В битве на реке Цутра войско магистра было разбито.К сожалению,древние авторы не донесли до нас подробности этой битвы.Известно лишь о том,что магистр потерял 4 тыс.человек убитыми и утонувшими.В 517 г.новая волна славянского втор-жения охватила практически весь Балканский полуостров.Пройдя Македонию и Фессал-ию,славянские воины дошли до Фермопил,а на западе проникли в Старый Эпир.С прих-одом к власти Юстиниана, для охраны границы по реке Истр был направлен Хильбудий .На протяжении трех лет ему удавалось успешно оборонять дунайский рубеж от слав-янских вторжений.Ежегодно он предпринимал походы вглубь славянских земель,опуст-ошая их.Но в 534 г.Хильбудий переправился с незначительным отрядом,попал в заса-ду и был убит.Как показала практика, укрепления сами по себе не преграждали путь славянским отрядам. Более эффективными оказались пограничные войска, активно удерживавшие оборонительный рубеж по Дунаю.В 547 г.славяне вновь пересекли Истр и захватили всю Иллирию вплоть до Эпидамна.15-тысячная армия наместника Иллирии шла за славянами не решаясь атаковать,так как не имела для того достаточных сил.
В 551 году 3-тысячный отряд славян вновь форсировал Истр, не встретив никакого сопротивления. Переправившись через реку Гавр, он разделился на две колонны. Римский командующий, воспользовавшись этим, решил атаковать одну из колонн. Но славяне, упреждающим ударом, атаковали его с двух направлений и разбили. Против них была брошена конница под командованием телохранителя императора Асбадом, расквартированная во фракийской крепости Тзуруле.Дав бой в открытом поле,римск-ие всадники были разбиты,а сам Асбад попал в плен.Поражение регулярной армии от-крыло славянам путь во Фракию и Иллирию.Одна за другим пали многие крепости.Дов-ольно подробное описание штурма приморской крепости Топер оставил нам Прокопий. Крепость защищал 15-тысячный гарнизон,составленный из солдат и горожан.Не имея достаточных сил для штурма,славяне разместили сильный отряд в засаде.Лишь незна-чительный отряд пошел на штурм.Римские воины,находившиеся в гарнизоне,вообраз-ив,что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие,тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих,что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам.Таким образом был уничтожен гарнизон крепости Топер.Но на этом несчастья Восточной Римской империи не закончились.Славянские отряды,с завидной регуляр-ностью продолжали опустошать ее пределы,таким образом подрывая ее могущество."
(ст."Славяне были великим народом? Что говорится в Велесовой книге",Этому не учат в школе,2023) "Тема славян в современном времени очень популярна.Например, «Велесова книга»,она же «Дощечки Изенбека»,в своё время наделала невероятно мно-го шума,особенно среди неоязычников и последователей русских националистов.В данной книге,посвящённой древнейшим «арийским» корням всех славян и конкретно русичей,описывались события с IX в.до н.э.по IX в.н.э.Книга существует в нескол-ьких десятках вариантов,содержание которых отчасти противоречит друг другу.О чём повествует «Велесова книга»?«Велесова книга» рассказывает о древнейших славянах (по легенде,таких древних,что их можно было считать чуть ли не первыми жителями Земли),их жизни,верованиях и богах,хозяйственной деятельности и столкновениях с соседями.В книге,которая названа «Велесовой» всего лишь из-за первого слова «вл-ескниго» на одной из дощечек,собраны также древнеславянские гимны,заклинания, молитвы,легенды,предания,прочие тексты,описывающие тогдашнюю неспокойную жизнь.
События в «Велесовой книге» начинаются с времён,когда Орей основал город Голунь, а Киська по этой причине ушёл прочь.Далее описываются множественные войны и меж-доусобицы: славяне-русы чтили своих богов,обороняли Русь,воевали с римлянами,ва-рягами,греками,гуннами,а с готами; целых 400 лет.По окончании повествования Аск-ольд был окрещён греками,а русы; названы варварами.Из народов, этносов и племён упомянуты чехи, хорваты, ромеи, эллины, скифы, хазары, греки, ильмерцы, фряжцы, ,гунны,иранцы,булгары и пр.Из географических наименований; «русские горы» Карпа-ты,озеро Ильмень,Ра(Волга),Двина,Припять и Днепр,Дон и Донец,Двуречье,Семиречье («семь русских рек»),Сирия,города славян-русов; Воронженец,Киев,крымский Сурож, Голунь-Руськолань,Волынь и др.Славянских и околославянских богов упоминается около полусотни,так что перечислять их с вашего позволения не буду.Есть в книге и разные эпизоды,связанные с волшебством: о создании «пропитания для воинов» с помощью молитв; о победах над теми,кто «черпает силы из камня» и создаёт «повоз-ки без коней» и прочем.«Велесова книга»; красивая фальсификация? Большинство специалистов по славянской истории и мифологии считают данную книгу фальсифик-ацией.Текст «Велесовой книги» впервые опубликовали в 1950 гг.русские эмигранты Александр Куренков и Юрий Миролюбов.Данную фальсификацию,вероятно,придумал сам Миролюбов.«Велесова книга» якобы была списана им с деревянных дощечек толщиной 0,5 см,созданных в IX в.Эти дощечки,если верить Миролюбову,хранились у художника Фёдора Изенбека,а позднее; были утеряны.Также автором книги или вдохновителем её написания мог быть Александр Сулакадзев: манера подачи материала в «Велесовой книге» весьма напоминала то,что любил писать Сулакадзев,фальсифицируя отдельные события.Но почему же учёные утверждают,что книга Велеса; не настоящая? Причин для этого много.Во-первых,вызывает сомнения тот факт,что текст написан сильно деформированной кириллицей,отдалённо напоминающей индийское письмо деванагари. Сам же язык написания напоминает смесь нескольких славянских языков,искажённых так,чтобы казалось,что язык написания; древний.Во-вторых,никаких чётких доказа-тельств существования «дощечек Изенбека» никогда представлено не было,либо их видел один только Миролюбов.Единственное фото,якобы выполненное с оригинала,то есть с дощечки №16(всего же их было 83 штуки),при экспертизе оказалось снятым с бумажного рисунка.Сам же Миролюбов утверждал,что в течение 15 лет переписывал эти самые дощечки на бумагу,но переписал далеко не все.В-третьих,в книге мало описаний конкретных событий,а само повествование ведётся от лица абстрактных «мы».Также не ясен вопрос,откуда в книге про «великих русичей» взялись имена индийских богов.Может ли «Велесова книга» быть реальным историческим повествова-нием?Возможно,«Велесова книга»; просто художественный вымысел,который призван популяризировать и слегка приукрасить реальную,то есть задокументированную,исто-рию.К тому же,это буквально антихристианская книга: в ней,на протяжении части повествования,древние русы противостоят нашествию христиан,идущих из Европы.Одн-ако есть мнение,что «Велесова книга» вполне может быть пусть очень кривым и неу-мелым,но описанием реально произошедших много веков назад событий.Часто бывает так,что история переписывается много раз,в зависимости от того,какой вариант за-казали правители и другие власть имущие.Но не стоит отрицать и тот факт,что ори-гинальная история также может сохраниться и однажды «всплыть на поверхность».А вот доказать,как на самом деле обстояли дела на Древней Руси,учёным ещё только предстоит:«белых пятен» на карте принадлежащих русичам территорий ещё великое множество."
(ст."Что из себя представляет «Повесть временных лет»?",Всемирная история, 2024) "Раз за разом мы возвращаемся к вопросу: «Что же такое Повесть временных лет»?Обратившись к энциклопедии,я узнал следующее:общерусский летописный свод…. положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных свод-ов.Но дальнейшее чтение посеяло в моей голове противоречивые мысли.В целом же «П.в.л.» сохранила то значение,какое придал ей Нестор,— первого на Руси истор-иографического труда.Получается,что ПВЛ уже не летопись,а историографический труд.А в моем понимании летописи- это погодные отчеты о произошедших событиях.В Риме и Европе они назывались «анналами»,а в Византии- «временниками».Что на Руси ,что в Европе,написанием летописей занимались монахи,скурпулезно фиксируя все что видели и слышали.А вот историографический труд - это что-то научное, исследовательское, но никак не летопись. Я конечно не могу сказать тянет ПВЛ на историографический труд или нет, но то, что это не летопись, могу утверждать с высокой долей вероятности.Летописные вставки вообще появляются лишь при описании событий позднее 1000 года, но и после этого ПВЛ не становится летописью. Жанр, которому принадлежит сие произведение,наиболее точно указал сам автор- повесть. И я не вижу причин не согласится с ним.К сожалению,нам достоверно не известно кто был первым автором ПВЛ.Традиция приписывает авторство Нестору.Скорее всего мы никогда не узнаем сколько было у него соавторов кроме Сильвестра.Согласно общепризнанному мнению ПВЛ была написана в XII в.по инициативе князя Святополка II.Почти сразу после его смерти ПВЛ была переделана по указанию Владимира Моно-маха.Главная цель ее составителя- обосновать права сначала Святополка,а затем Мономаха и его наследников на киевский стол.Могу сказать что ПВЛ можно было бы не считать важным источником по истории Руси, но уж слишком сильна традиция доверять информации,заключенной в ней.Эта традиция насчитывает века.Но есть одно «но»- ПВЛ остается практически единственным источником по начальной истории Руси ."
(ст."Что не так с Рюриком?",Параллели истории,2024) "А что так,позвольте спро-сить? И какую еще реакцию на предыдущее вопросительное высказывание вы думали услышать? Было бы все нормально,не было бы столько сломанных копий и носов в ср-еде историков и увлекающихся.Попробуем посмотреть,что знали о персонаже историки и не очень,того времени.Не совсем правильно написал,всё-таки не времени Рюрика, а несколько позже,но тем не менее к Рюрику гораздо ближе по этому самому времени проживающие.О прославляюще-историческом произведении «Слово о законе и благода-ти» митрополита Лариона Русина я уже упоминал.Этот товарищ проживал во времена Ярослава Мудрого,был в курсе,и папы Ярослава, и деда,и даже прадеда Игоря.Но протянуть линию дальше почему-то не решился.Хотя,Рюрик-то вот,прямо за Игорем, как бы.Ладно Ларион,он не Рюрикович,ему можно про Рюрика не знать,хотя как это? Но вот,например,князь Владимир в «Уставе князя Владимира Святославича о десяти-нах,судах и людях церковных» Конечно вряд ли сам пишет,но тем не менее.Се яз, князь великий Василей,нарицаемый Володимер,сын Святославль,внук Игорев и блаже-ныя Ольгы.Из зала слышны голоса,это поздняя вставка и вообще к Владимиру никаким боком.Может быть,но почему бы про Рюрика не вписать?Едем дальше.«Память и похв-ала князю русскому Владимиру» писана Иаковом Мнихом или Черноризцем в XI в.како просв;ти благодать Божия сердце князю рускому Володимеру,сыну Святославлю,внуку Игореву.Как видим,и этот про Рюрика не упоминает.Читаем «Устав Всеволода(папы Владимира Мономаха*)о церковных судах»О Се аз,князь великий Всеволод,нареченный в святом крещении Гавриил,правнук Игорев и блаженной прабабы Ольги,нареченной в святом крещении Еленой и матери Володимеровой,нареченного в святом крещении Вас-илий.Никакого пращура по имени Рюрик здесь тоже нет.*-так-то,исходя из текста устава (правнук),это сын Владимира Святославича,Всеволод.Но он Великим князем никогда не был.Или мы чего-то не знаем? Есть ещё одна «ашыпка»,княгиня Ольга ни-как не мать Владимира,она его бабка.Так что,кем бы ни был этот Великий князь, родословную свою он знает плохо.Вернёмся к Иакову Мниху, а может и к Нестору, есть разногласия. «Съказание и страсть и похвала святюю мученику Бориса и Глеба» Читаем.Сущю самодрьжьцю вьсей Русьскей земли Володимиру,сыну Святославлю,вънуку же Игореву,иже и святыимь крьщениемь вьсю просвети сию землю Русьску.Ну,что ты будешь делать.И тут дальше Игоря дело не идёт.А вообще,сколько этих Рюриков в нашей истории,кроме того,самого главного?Самый известный,а,возможно,и единствен-ный,Рюрик Ростиславич,проживающий в XII в.и заставший начало XIII в.Современник Андрея Боголюбского и частый,но не долгий,гость на Киевском столе.Да ещё некий Константин Ольгович,заодно и Рюрик,современник предыдущего.То ли сидевший,то ли нет в Чернигове.(Если кто знает ещё кого,не поленитесь,напишите в комментариях) Про Костика не знаю,а вот Василия,именно так его звали в крещении,назвали Рюрик-ом имея в виду его будущие притязания на самую высокую должность(?)Или.Попробуем пойти от Рюрика Ростиславича назад,к предкам.Про маму его ничего неизвестно.А вот папа был наполовину швед,потому как бабушкой нашего Рюрика была Христина Шв-едская Ингесдоттер.Муж этой самой бабушки и дедушка,соответственно,Мстислав, на половину был гм..в общем,его мамой была Гита Уэссекская,чей дядя,Свен II Эстрид-сен,был королем Дании.А папа Мстислава,Владимир Мономах,имел в бабушках дочьШве-дского короля Олофа Шётконунга,Ингигерду.По-моему,многие сейчас догадались куда я веду.Папа нашего реального Рюрика,в связи с вышенаписанным,имел многие основа-ния назвать одного из своих сыновей этим именем.Которое,как многие полагают,было вписано при дедушке Мономахе в Повесть Временных Лет.Получается примерно такая картина, чисто на мой вкус.Некий Рюрик,отдадим предпочтение Рёрику Ютландскому, действительно приезжал порулить Ладогой и,возможно,Новгородом.Будучи приглашён, как уравновешиватель шведским варягам.Его ближние,Аскольд с Диром,отправились, с его позволения,на юга и осели в Киеве.Далее у Рёрика закончился контракт,или его "попросили" местные,вспоминаем некоего Вадима,и Язва Христианства укатила в род-ные пенаты.Один из его наперсников,а возможно и родичей,Олег,уехал из Новгорода не видя перспектив и не желая возвращаться в Данию.И приехал на тёплое местечко, где Аскольд с Диром обдирали смирных полян.Тут он предъявляет своего сына,тоже Олега,выдавая его за сына Рёрика и,убив незадачливых предшественников,становит-ся князем.Проходит время и на дочери Олега,Ольге,женится сын его сподвижника и карбонария Свенельда,Игорь.Затем старшего Олега уклюнула змеюка,а младший отпра-вляется в вик,где складывает свою голову.На трон садится муж Ольги,Игорь,стано-вясь основателем династии,про которого все и пишут,благоразумно не упоминая его происхождение.Через определённое время,а именно во время нахождения в силе Влад-имира Мономаха,оному понадобилось подтверждение своего "хорошего" происхождения. Со стороны матери всё было неплохо,она была родственницей императора,а вот со стороны папы пришлось придумать происхождение от Рёрика Язвы Христианства,"сде-лав" далёкого уже пращура Игоря его сыном.А ещё через время, внук Мономаха называет своего сына Рюриком, почитав версию дедушки. Но, похоже, никто из окружающих родственников, разной степени дальности, его в этом начинании не поддерживает. В отличии от всяческих Игорей, Владимиров, множества ...славов, и т.д. Рюриков среди династических имен не наблюдается."
Свидетельство о публикации №224121700088