Невольник чести 4

НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ
БИОГРАФИИ А.С. ПУШКИНА

Часть 4. Диплом рогоносца.

Известный библиограф, историк русской литературы и театра А.С. Поляков так описывает пакет, в котором «диплом рогоносца» дошел до своих адресатов, одним из которых был граф М.Ю. Виельгорский /17/:
«Письмо имеет два адреса.
На отдельной обложке, играющей роль конверта, печатными буквами стояло: «Графу Михайле Юриевичу Виельгорскому. На Михайловской площади, дом Графа Кутузова».
На оборотной стороне диплома было написано кривым лакейским почерком – «Александру Сергеичу Пушкину».
Любопытна деталь: слово «Александру» переделано из написания «Александрu».
Диплом, как и адрес обложки, воспроизведен печатными буквами. Письмо и обложка заклеены красным сургучом.
Печать, довольно странная, имеет следующий вид: в средине - стропила, в которых помещено прописное А, с левой стороны раскрытый циркуль, с правой пингвин щиплет куст, прикрепленный к решетке. Все это имеет основанием подобие пера. Наверху изображение двух капель или пламенеющих языков с «оком» внутри».
В настоящее время Пушкинский дом располагает 12-ю списками этого пасквиля. /18/
Вот как П.А. Вяземский описывает получение этого пасквиля в письме великому князю Михаилу Павловичу от 14 февраля 1837 года:
«4 ноября прошлого года моя жена вошла ко мне в кабинет с запечатанной запиской, адресованной Пушкину, которую она только что получила в двойном конверте по городской почте. Она заподозрила в ту же минуту, что здесь крылось что-нибудь оскорбительное для Пушкина. Разделяя ее подозрение и воспользовавшись правом дружбы, которая связывала меня с ним, я решился распечатать конверт и нашел в нем диплом, здесь прилагаемый (№ 1). Первым моим движением было бросить бумагу в огонь, и мы с женой дали друг другу слово сохранить все это в тайне. Вскоре мы узнали, что тайна эта далеко не была тайной для многих лиц, получивших подобные письма, и даже Пушкин не только сам получил такое же, но и два других подобных, переданных ему друзьями, не знавшими их содержания и поставленными в такое же положение, как и мы.» /19/
Смирнова-Рессет А.О. (1809 – 1882), в своих воспоминаниях, изданных в «Северном Вестникъ», No 6, 1895, отмечала:
 «Медемъ отправился въ Вену и написалъ Николаю (мужу Смирновой), что вероятно знаменитый напечатанный циркуляръ былъ сделанъ въ Вене. Фикельмонтъ послалъ ему экземпляръ и кажется, что печатала ихъ венская типографiя. Верная Элиза волнуется, отыскивая автора этой гадости и была поражена темъ, что программа одного венскаго концерта имеетъ тотъ-же типъ. Тамъ есть даже ошибки, которыхъ въ Париже не сделали-бы и кроме того это типъ, уже вышедшiй изъ моды во Францiи. Элиза хочетъ, чтобы Медемъ разузналъ, кому въ Петербургъ типографъ отослалъ циркуляры, но это невозможно, такъ какъ это могло сделать посольство, у котораго есть курьеры, и типографъ могъ не знать для кого это было. Баронъ Геккеренъ принималъ курьеровъ и могъ быть отправителемъ, безъ посредства почты. Русская полицiя ничего не нашла, но почта получала пакеты, другiе были переданы швейцарамъ неизвестными личностями.
Одинъ Бенкендорфъ былъ хорошо осведомленъ и такъ какъ Государь сказалъ ему: "Я хочу знать автора этой мерзости", онъ долженъ былъ все ему открыть, но слишкомъ поздно; такъ какъ одного его слова было-бы достаточно для того, чтобы изгнать Дантеса за границу, онъ не былъ такъ полезенъ полку, этотъ танцоръ, этотъ каламбуристъ, и его легко было выселить изъ Петербурга безъ всякой церемонiи.» /20/
Можно предположить, что это воспоминание относится в 1841 г. Элиза, (Е.М. Хитрово, влюблённая в Дантеса), пытается найти ему оправдание, цепляясь за любую информацию, чтобы его обелить. Для нашего исследования, это сообщение Смирновой является существенным, так как находит свое подтверждение в аналогичном сообщении В.А. Соллогуба:
«Он (атташе французского посольства виконт О. д’Аршиак, участник «дуэли» Пушкина-Дантеса) рассказал мне, что венское общество целую зиму забавлялось рассылкою подобных мистификаций. Тут находился тоже печатный образец диплома, посланного Пушкину. Таким образом, гнусный шутник, причинивший его смерть, не выдумал даже своей шутки, а получил образец от какого-то члена дипломатического корпуса и списал.» /21/
Таким образом, образец диплома рогоносца, ходил в обращении в 30-х в Вене, и мог, совершенно свободно попасть в Петербург. Оставалось только вписать соответствующие фамилии. При этом нельзя исключать рол в этой истории самого д’Аршиака.
Но, прежде чем исследовать исторические персонажи упомянутые в пасквиле, проанализируем печать, которой он был опечатан, перед отправкой адресатам.
Печатью масоны пломбировали Диплом (масонский) - документ, выдаваемый масону для представления в масонские организации и свидетельствующий о его посвящении в определенную Степень. Также существуют наградные дипломы Великой Ложи и символических Лож за особые заслуги перед Братством.

Двойная петля неразрывно связана с ритуалом посвящения в первый градус, таким образом воплощая невозможность духовно оставить масонский Орден, единожды в него вступив. Поскольку, вне зависимости от административного членства, если кандидат единожды признал, что готов следовать путем масонских добродетелей и быть верным основополагающим принципам Ордена, он навечно остается Вольным Каменщиком и братом, по крайней мере, в духовном плане. Кроме того, в данном случае вервие, протянутое по стенам Храма также является напоминанием о временах оперативного ка-менщичества, когда строительная площадка перед началом строительных работ намечалась колышками с натянутыми между ними веревками.
Круг в масонском понимании - конец всех фигур. В круге заключается тайна творения. Окружность — время и мера дел Божиих, а за её пределами мир и жизнь вечная.
На печати внутри петли располагается символ масонской ложи в виде печатной буквы П, с буквой А в центре, символизирующей Александра Пушкина, члена масонского ордена.
Масонская ложа в орденской символике изображалась в виде прямо-угольника. Она символизировала единения «братьев» всего мира. Ложа символизировала и самого человека, исходя из принципа единства макрокосмоса и микрокосмоса. Наконец, третье значение этого символа – Храм Соломона, который строили вольные каменщики.
На печати двойная петля несёт в себе и другой смысл, так как она представляет собой свернутую змею. Змея на печати отличается от масонского символа змеи кусающей свой хвост, и символизирует цикличность метемпсихоза (реинкарнаций). Иными словами, в контексте других символов печати, она может означать переход из одного состояния, например физического, в другое, например, бестелесное. Голова змеи поверх всей композиции указывает на верность (канонический символ мудрости) принятого решения изменения своего состояния – смены старой жизни на новую.

Циркуль основной масонский символ меры, определяющий и безошибочность меры божественной, и конечность меры человеческой. В контексте сюжета печати, возможно, означает исчисление времени жизни.

Ветка акации, которую щиплет пингвин, связана со строительством храма Соломона и связанной с этим легендой об архитекторе Хираме, который был приглашен царем Соломоном для строительства храма. Хирам разделил всех строителей, трудившихся над возведением здания, на три категории, согласно их квалификации: учеников, подмастерьев и мастеров. Каждая группа работников получила слово-пароль, по которому их опознавали, они получали соответствующую мзду. Трое учеников решили завладеть словом мастеров, для чего подстерегли Хирама во время вечернего обхода храма. Выпытать это заветное слово не удалось, и архитектор умер мученической смертью. Испугавшись содеянного, ученики решили спрятать тело, вырыв могилу, и отметили место захоронения сухой веткой акации. Когда Соломон отправил на поиски Хирама мастеров, то тело его было обнаружено по зацветшей зазеленевшей ветке акации.
В контексте сюжета печати ветка означает, что за могильной оградой (решёткой из-за которой она растёт) покоится истина и ключ, и упорный искатель (пингвин, хотя он очень глупый) её обязательно найдёт, так как змея в его ногах вселяет в него мудрость.

Капли со всевидящим оком, освещают путь ищущим истину.

 Удивительно, то, что его друзья масоны, нашпиговав его памятник масонскими символами не смогли прочитать символизм этой печати. Или прочитали? Но не обмолвились, унеся тайну своего друга в иной мир.

Текст диплома был написан на французском языке, хотя его трафарет изготовили в Австрии, в переводе на русский язык можно прочитать как:
«Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра Ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали господина Александра Пушкина коадъютором великого магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена.
Непременный секретарь Граф И. Борх»
Дмитрий Львович Нарышкин (1758 - 1838), масон и знатный рогоносец в эпоху Александра I, был к тому времени почтенным обер-егермейстером двора. Его жена Мария Антоновна, урожденная княжна Святополк-Четвертинская (1779 - 1854), была фавориткой покойного императора Алек-сандра I с 1801 по 1813 гг. и родила от него дочь Софью Дмитриевну (1808 - 1824), признанную своею как царем, так и мужем, и сына Эммануила (1813 - 1902). При этом трое дочерей М.А. Нарышкиной от Александра I умерли еще во младенчестве. Имеется свидетельство, что Александр I фактически платил Нарышкину за «пользование» его женой, регулярно подписывая подаваемый тем чек в несколько сот тысяч, якобы на издание некой повести. А Пушкину Николай I назначил жалование в 5000 руб, за написание истории Петра I. В 1813 г., запутавшись в любовных отношениях с генералами императора Нарышкина сбежала за границу.
Граф Иосиф (Осип)-Казимир-Петр-Михаил, граф фон дер Борх (1807-1881) титулярный советник и переводчик министерства иностранных дел. Его жена Любовь Викентьевна, урожденная Голынская (1812 - 1866).
Из дневника Долли Фикельмон:
«17 февраля 1832. Позавчера мы, в свою очередь, дали бал в честь Их Величеств. Император с Императрицей выглядели очень красивыми и веселыми. Император и Великий Князь Михаил танцевали до половины четвертого утра, что случилось с ними впервые в нынешнем бальном сезоне. Было совсем не жарко, общество небольшое, и все танцевали с удовольствием. На нашем бале присутствовала миниатюрная особа, которая в нынешнем сезоне в большой моде. Мадам Борх только что вышла замуж. У нее красивые, ярко-синие глаза; небольшого роста, миниатюрная, с очень маленькими прелестными ножками, ничего особенного в фигуре, самодовольный вид, не особенно умна, но весьма соблазнительная. Движется и танцует неграциозно.» /22/
Красавицей ее называл и Дантес в письме к Геккерну в апреле 1836 года. Андрей Карамзин в письме матери из Баден-Бадена летом 1837 заметил, что «она очень хороша». Обе красавицы - Наталья Пушкина и Эмма (Любовь) Борх - одновременно появились в петербургском свете. Двор пожелал, чтобы обе украшали балы в Аничковом. Для этого их мужьям было присвоено низшее придворное звание камер-юнкера - Борху в апреле 1832 (тогда же его произвели в должность протоколиста), Пушкину в конце 1833. Но Пушкину уже было без малого 35 лет, а Борху всего лишь 25. В апреле 1835 года по-следовало новое повышение Борху - чин титулярного советника и назначение 2-м переводчиком 2-го департамента внутренних сношений.
Таким образом, каких-либо обоснованных свидетельств об изменах Эммы Борх в настоящее время нет. Все обоснование присутствия имени Иосифа Борх в дипломе рогоносца, строится на свидетельстве Данзаса, который якобы слышал от Пушкина при виде чаты Борх фразы: «Ведь жена живет с кучером, а муж с форейтором.» /24/
Единственное воспоминание Данзаса оставил нам А. Аммосов, но там таких слов нет. Там есть упоминание о проезжающей мимо кареты:
«На Каменноостровском проспекте они встретили в санях двух знакомых офицеров Конного полка: князя В. Д. Голицына и Головина. Думая, что Пушкин и Данзас ехали на горы, Голицын закричал им: «Что вы так поздно едете, все уже оттуда разъезжаются?!» /28/
Кто и когда превратил эту фразу в намёк на Борха найти не удалось, но этого намёка в этом тексте точно нет. Эта ситуация лишний раз указывает на то, что пушкинисты не брезгуют никакой фальсификаций для утверждения своей мистификации относительно «диплома рогоносца». А потомки Борха по их милость несут на своих плечах эту напраслину на их предка.

Итак, анализируя весь комплекс рассмотренных фактов относительно пасквиля можно сделать единственный вывод о том, что кроме Пушкина собрать их воедино, и при этом недвусмысленно указать на императора, в то время мог один единственный человек – Александр Сергеевич Пушкин, любого другого, уже на третий день казнили бы без суда и следствия. Дело в том, что не только, Д.Л. Нарышкин был через свою жену связан с Александром I, но весь род Романовых был связан с этой фамилией через Петра Первого, над историей которого работал Пушкин в это время. /23/
Если Пушкин в архивах нашел упоминание о смуглости Петра I и увязал это со своим происхождением, то напёк на Нарышкина в контексте рогоносца, это просто смертельный выпад в сторону императора.

И здесь нам необходимо бегло обратить внимание на некоторые известные факты биографии поэта, которые помогут лучше понять, почему появился сам пасквиль, и логику последующих событий после его появления.

Часть 3   http://proza.ru/2024/12/17/941
Часть 5   http://proza.ru/2024/12/17/880
Заключение   http://proza.ru/2024/12/17/731
Примечания   http://proza.ru/2024/12/17/725


Рецензии
Александр, а почему вы остановились, анализируя текст пасквиля? Я продолжу ваш анализ текста - Нарышкин в то время очень плохо себя чувствовал, а рыцарские звания пожизненные, поэтому Пушкина назначают не главным магистром, а коадьютором. Масонская символика печати подчеркивает издевательский и насмешливый характер письма. Приятели Пушкина поняли анонимку вполне, так Тургенев А.И. писал брату, что в анонимке указывалось, что поэт первый рогоносец после Нарышкина, то есть намек на царя был понят.
В анонимке насмехаются над желанием поэта стать официальным историографом и предлагают ему заняться историографией ордена, а кому же и писать как не рогоносцу. И где эта история? А вот же - Александр Павлович наставляет рога Нарышкину, так ведь и его голова украшена рогами, Елизавета Алексеевна изменяла ему то с Чарторийским, то с Охотниковым. А его папа, Павел Петрович знал, что первая жена ему изменяла, а вторую он подозревал в измене и называл младших детей Николая, Елену и Михаила гоффурьерским отродьем. Да и сам Павел Петрович родился у Екатерины Второй при неизвестном отцовстве то ли от Салтыкова, то ли от Чернышова, Екатерина изменяла своему мужу и украшала его голову.
Дам на троне оставим в покое, Анна Иоанновна была вдовой верной Бирону, Анна Леопольдовна мало была при троне, Елизавета Алексеевна была девицей официально, не мужьёв учитывать не стоит, я полагаю.
А Петр Первый - кумир Пушкина, историю которого он пишет? И Евдокия в монастыре, и Екатерина во дворце ему изменили, и любимая Анна Монс изменила.
Мать Петра - Нарышкина Наталья Кирилловна, и упоминание ее фамили в контексте диплома придает еще больший неприличный оттенок. Вот и орден рогоносцев - матери и жены развратны, следовательно власть нелегитимна - политический смысл. Пасквиль оскорблял в большей степени дом Романовых, чем Пушкина. Ни один русский не посмел бы сделать таких намеков, за меньшее ссылали в сибирь.
Борх - неприменный секретарь - но как же Пушкин насмехался над мужеской любовью, эпиграммы писал... Петр Первый был бисексуален, хотя и являлся кумиром Пушкина . Текст пасквиля в России был опубликован только после 1917 года

Надежда Секретарева   18.12.2024 11:46     Заявить о нарушении
Надежда, Вы, очевидно неправильно поняли то, о чём я писал. "Диплом" изготовил сам Пушкин, поэтому все аналогии связанные с эти дипломом необходимо рассматривать через биографию самого поэта. И упоминание в нём Борха указывает именно на Пушкина, так как его жена Эмма, не давала никаких поводов для подозрений об измене мужу, а гомосексуализм самого Борха основан лишь на аналогии его карьеры с карьерой Уварова. Исключать конечно нельзя, но и абсолютной гарантии эта аналогия не даёт, а вот неприязнь Пушкина к более удачливому коллеге просматривается недвусмысленно.

Александр Захваткин   18.12.2024 11:56   Заявить о нарушении
Пушкин? Автор? А зачем ему это было надо? На дуэль Дантеса он всегда мог найти причину вызвать.
Чтобы это утверждать, надо знать хотя бы что-нибудь, воображения мало

Надежда Секретарева   18.12.2024 12:11   Заявить о нарушении