Мост, метареальность и гантели

Питаю склонность к текстам, в которых присутствует жизнь автора, его взгляды, иллюзии и догадки, путь пройденный. Прочитал в декабре 2017 года "М О С Т" Владимира Васильевского: http://www.proza.ru/2016/01/17/1564
Сформировал конспект с комментариями. Работа сомнительной ценности, свидетельство пристрастия к определённым смысловым конструкциям. Пристрастен, есть такой грех. К тому же, повторение за автором приносит иногда своеобразно удовольствие – род виртуального диалога.

Подзаголовок: "Фантастическая реальность. Для интеллектуалов". Эпиграф, или что-то в этом роде:

                До последних строк дойдет не каждый.
                Но, кто дойдет, будет возвращаться.               
                Снова и снова.

До последних строк дошёл. Автор предложил к прочтению два своих текста, я сказал, что непременно… и вот – семь лет прошли как день один – прочитал "Двое пьяных и вселенная" и "Жизнь. Конспективно". Промелькнула и "Чукотка", в которой нашёл то, что в конспективном варианте жизни отсутствует и отсутствие это ощутимо.

Тот случай, когда не жаль времени потраченного на чтение. При всей своей склонности к метафизическим конструкциям более всего ценю присутствие реальности. Чем дальше прочитанное от той реальности, в которой чувствуешь себя как дома, тем интереснее, но только если реальность присутствует. Фантастика во всех её обличиях остаётся произволом ума, возможно, вполне художественным произведением, но реальность, подлинность – это валюта жизни, остальное криптотексты.

Возвращаюсь. Ещё раз перехожу по "Мосту", проверяя на прочность, редактируя семилетней давности чтение. Чтение – процесс и состояние; возвращаясь, находишь себя другим, пусть перемены незначительны и сравнивать особой охоты нет. Так что, не только виртуальный диалог с автором, но и с тем, что в зеркале; по ту сторону время прошедшее.

В начале каждого пункта фрагменты или в скобках ключевые слова или фразы. Мои комментарии в квадратных скобках. Короткие пункты привожу полностью. Первый пункт и последний (34-й) – обрамления всего текста. "Рамка" понравилась, что отчасти послужило причиной возвращения к тексту. Отнесём на счёт умения автора придавать структуру повествованию. Итак.

  1. Дети к Космосу ближе. К истинной родине Человека…

     В прежние века говорили: тело – храм души. Теперь: тело – транспорт. Транспорт изнашивается. Или разбивается в катастрофах. И тогда душа покидает транспорт-тело, улетая в высшие сферы. Потом, при рождении нового человека, душа вселяется в его плоть. В новый транспорт. Душа ведь бессмертна.

     Дети – новый храм души. То бишь, – транспорт. И часто, пока еще не втянуты в суетную повседневность, неожиданно вспоминают, точнее, вспоминает вселившаяся душа, что-то, а то и многое, из прежних жизней…

    [Традиционное понимание души, вписывающееся в концепцию метемпсихоза. Не разделяю.
     Бессмертна не душа; бессмертна, точнее, бесконечно воспроизводима, сама жизнь. Высшая точка проявления жизни – ноосфера, культура. Исторический момент, он и есть момент: человек в становлении, стадия, а не расцвет заложенной в нём идеи. Душа на всех одна, её в зеркале не увидишь. Попытка наделить каждого бессмертной душой наивна, лишена смысла. Когда присматриваешься к реальному человеку, во всём его естестве, остаётся только сказать, – пока есть смерть, есть надежда.]

  2. Зима. Вечер. Мне три года.
      (Мама, звёзды… – Вот вырастешь и напишешь про это сказку.)

  3. А потом меня уложили спать.
     (Дом на краю посёлка, дальше лес и… бесконечность.)

  4. В пять-семь лет моим любимым занятием было –  смотреть в небо.
      (Небо над Амуром и ласточки.)

  5. Позади второй класс. Лето. Отец берет на рыбалку.
      (Двухдневная рыбалка, возвращение к мосту ночью, против течения. Ожидание огней. Звёзды.)

  6. Долго-долго смотрю на звезды…
      (Костры, воины с раскосыми глазами, сабли, луки, колчаны со стрелами.)

      «Лечу на взмыленном, хрипящем коне».

      [   Живите в доме – и не рухнет дом.
          Я вызову любое из столетий,
          Войду в него и дом построю в нем.
          …

          Я век себе по росту подбирал.
          Мы шли на юг, держали пыль над степью;
          Бурьян чадил; кузнечик баловал,
          Подковы трогал усом, и пророчил,
          И гибелью грозил мне, как монах.
          Судьбу свою к седлу я приторочил;
          Я и сейчас в грядущих временах,
          Как мальчик, привстаю на стременах.

          Мне моего бессмертия довольно,
          Чтоб кровь моя из века в век текла.
           …

  Тарковский мощный, мужской поэт: история и вечность… гул слов и понятий как от скорого поезда, проносящегося по громадному мосту.
Нарратив Васильевского мне нравится, воображение легко придаёт зримую форму происходящему.]

  7.    – Огни! Вон твои огни!
      (Огни моста. Гул стальных ферм. Симфония звуков.)
      «Вечерами … сквозь дрёму … далекий-далекий, сначала едва различимый, гул».

  8. Вагон-ресторан. Столы накрыты белыми скатертями. … Яркий свет. Молодые дамы и офицеры.
      (1916-й год. Натали. Бокал вина.)
      «Мост назван в честь цесаревича Алексея. И носит имя – "Алексеевский". … поднять наши бокалы!»

  9. Мотор начинает чихать и вскоре глохнет.
      (Снова река… поезда уже нет…)

10. Когда подрос, мать однажды рассказала.
      (Дед. Охрана строившегося моста в 1914-м. Вторая Мировая…)

      «41-й… За всю войну ни дядька Андрей, ни его сослуживцы не сделали ни одного боевого выстрела. Катались туда и обратно, все пять лет. … Япония. В любой момент могла вступить в войну. … маневры с перебрасыванием войск… всю войну и ездили – с востока на запад, с запада на восток.
       Мост был как оберёг. И для деда Федора. И для дядьки Андрея. … почему-то мои родители, а с ними и я, поселились именно здесь. У моста…»

[Вот ещё зацепка… сцепка меж вагонами… по тому мосту и я проезжал, но в младенческом возрасте. Потом лет пять жил на Зее, Амур совсем рядом. "Катались туда и обратно, все пять лет". Как иначе, когда на лето отправлялся к родственникам на правобережье Волги, считай в Европу… какая уж там Европа, деревня, сосновые леса… не было никакой географии, только неделями окно вагона, потом попутный транспорт…]

11.      В детстве меня часто посещали неожиданные видения. Стоило лишь на чем-нибудь сосредоточить внимание и …
     Нет! Это не были детские фантазии.
     Реальность!
     С годами явления становились реже.

     А влечение к небу, к космосу не проходило…

[Короткий пункт, весь здесь… Нет, не весь. Фантазии без неба и космоса – пустое, песочница и совки… копание в себе и ближних.]

12. Мне девятнадцать. Студент астрономического отделения университета.
      Звездинский Алексей Александрович о звёздах и планетах. Его лекции не прогуливали.
      Большой взрыв. Сотворение мира. Эволюция Земли.

      [Теории в аудиторных диалогах. Хорошо подано.]

    – Однако, прервемся на десять минут. Впереди у нас еще один час интересного общения.

13. Эти десять минут, казалось, длились больше часа.
     (Лето и зима планеты. Динозавры и циклопы ("фаланга указательного пальца, длиной сорок сантиметров").
     Космическая пыль и Единый Разум Вселенной.)

     «Разум – такое же неотъемлемое свойство Вселенной, как и материя – вакуум, поля, электромагнитное излучение, элементарные частицы, звезды, галактики, скопления галактик, Метагалактика. Разум каждого из нас – лишь частица Единого Разума Вселенной.
     Однако, жизнь и разум во Вселенной – особая тема, и требует отдельного рассмотрения».

     [Вне всякого сомнения. Здесь автор максимально приблизился к науке, оставаясь метафизиком, для которого понимание и образ важнее формальных конструкций.
       Что до разума каждого: считать его частицей Единого Разума Вселенной всё равно, что полагать затерянного в траве муравья частицей всех мыслимых муравейников с их разнородным и разнофункциональным населением, чёрным и рыжим, крупным и мелким – ровно ни о чём не говорит, вроде бы часть – ну и что?]

14. По окончании университета была аспирантура. Также по астрономии. Защита кандидатской. Научные интересы сконцентрировались на проблемах измерения времени.
     И времени как таковом…
     …
     Измерением этого физического, равномерно текущего времени, традиционно занимается астрономия.

     Но есть и другое время…

     Пережившие клиническую смерть, рассказывают, что сначала видели себя как бы сверху. … А впереди – свет, будто летящий навстречу… И вот – ты в нем. И Кто-то говорит с тобой. Твоим голосом. Его голос – внутри тебя… … Спрашивает есть ли незавершенные дела, и хочешь ли вернуться. Если говоришь "да", врачи тебя спасают…

     [Намечена тема клинической смерти, столь же благодатная для мифотворчества, как и сорокасантиметровые фаланги пальцев. Почему бы и нет.]

15. В тридцать шесть лет увлекся практической психологией. Формально – поменял профессию.
     Но и здесь меня интересовали космос, и время.
     Сосредоточился на интенсивных методах обучения.

     [Далее коротко о скорочтении. Начинают просматриваться атлетически склонности автора. Читать быстро и много – тоже спорт.]

16. Кто-то заметил: дни – идут, а годы – летят.
      …
     Я не злоупотреблял. Наоборот, всегда занимался спортом. Но в паспорт заглянуть пришлось. Посчитал. Оказалось – шестьдесят два. А пришлось потому, что стал задыхаться при ходьбе.

     [На пороге инфаркта в 62 года. Бывает.]

17. В палате нас было пятеро.
     …
   – Ты пойдешь первым.
   – Почему?
   – Ты легкий. Спортсмен. Хороший мышечный тонус. Нет лишнего веса, нет диабета. Не куришь.

18. Операция.
     Как усыпили – не заметил.

19. Многое было не так, как рассказывают пережившие клиническую смерть…

20. Еду по мосту моего детства. И даже не еду, – лечу. Через пролеты. С западного берега на восточный. Легко. Все убыстряясь.  Влекомый какой-то неведомой силой.
     И, пролетев насквозь, вдруг взмываю вверх, ускоряясь все больше и больше. Исчезает мост. Река. И вот уже Земля, голубой кружок, превращается в точку. Исчезает…


21.   Яркий-яркий свет. Всюду. Покой. Слышу голос. Свой голос. Звучит во мне.

      (Диалог с самим собой. Вселенная, галактики, энергия, информация.
      Высший разум. Человек. Цивилизация и народы.
      Часть моно-диалога:)

   – Человек уникален?
   – Нет. Человек – лишь частный случай. Во Вселенной множество планет с подобными обитателями. <…> Другие в этом ушли далеко вперед. Эти, по замыслу ВЫСШЕГО РАЗУМА, неизменно курируют молодые, недавно родившиеся цивилизации.
   – С какой целью?
   – Чтобы предостеречь от роковых ошибок. От самоуничтожения.
   – Цивилизации планет в своем саморазвитии идут одним и тем же путем?
   – В значительной степени. Лишь с небольшими отклонениями. Причем, кураторам путь развития молодой цивилизации до деталей известен.
   – Тогда можно ли говорить о саморазвитии?
   – Можно. Саморазвитие направляется в безопасном, и наиболее эффективном направлении.
   – Эффективном в каком смысле?
   – В смысле скорейшего приближения в развитии к ВЫСШЕМУ РАЗУМУ.
   – Какой механизм для этого используется?
   – Избранный народ, ведомый цивилизацией-куратором. И ведущий за собой остальные народы. В избранном народе – духовные вожди, прорицатели и пророки, предсказывающие путь.
   – Могу ли я оказаться в другой, более развитой цивилизации, и увидеть как происходит ее самосовершенствование?
   – Нет. Ты вернешься на свою планету. Твоим новым домом станет тело зарождающегося младенца. Младенец, родившись, будет расти. И ты станешь расти вместе с ним. И развиваться. Вновь пройдешь земной путь, продолжая совершенствоваться. Как делал это уже не однажды.

   [Классика переселения душ (метемпсихоз), плюс кураторы-инопланетяне. Всевозможные откровения и даже инструкции от высших инстанций в последние десятилетия (нет, века) представлены во множестве версий. Есть общества и секты, в которых ведётся "просветительская" и организационная работа. Автор воспроизводит определённую метафизическую парадигму достаточно увлекательно.
    В целом потребность числить существующими где-то, каким-то образом, избранный народ и ВЫСШИЙ РАЗУМ, представляется идущим из детства. И то сказать, – будьте как дети, их же есть Царствие Небесное…
    Всё же лучше дети, чем циники и лицемеры.
    Оглядываюсь на первый пункт. "Дети к Космосу ближе".
    Дети – избранный народ.
    Лишь бы не был ребёнком тот, кто нажимает на кнопку ядерной войны.]

   – Я слышу тебя как свой голос, но мне понятно, что это не я. Кто ты?
   – Представитель цивилизации-куратора, ведущей цивилизацию Земли.
   – Что будет со мной?
   – Ты еще не завершил земной путь. И поэтому вернешься в свое тело. Операция завершится успешно. А пока ты можешь увидеть основные фрагменты истории цивилизации, аналогичной Земной.
   – Как я могу это сделать?
   – Погрузившись во Всемирное информационное поле ВЫСШЕГО  РАЗУМА. Сейчас это произойдет. Ты будешь видеть. Многое  поймешь сам. Но что-то будем пояснять. Информация станет поступать как собственные мысли, догадки.
   – Я смогу задавать вопросы.
   – Да.

[Антропоморфное представление о Вселенной. Как иначе понять человеку, о чём это? Догадываясь, что  не всё так просто, мусульмане отказались от икон, а на Тибете и вовсе закручивают колесо Сансары, а обличие человеческое оставляют многоруким богам, бродящим в джунглях.
Далее следует развёрнутая версия евангелической окраски. Изложено качественно, вариации классической темы. Кажется, что писать такого рода текст интереснее, чем читать его. Довольно Иешуа и Воланда, от них уже никуда не деться, остальные для тех, кому "Мастер и Маргарита" не пришлись ко двору (или вовсе вне поля зрения). И всё же, интересная практика, можно присмотреться.]

22. Вижу культовый храм. Огромный круглый зал, венчаемый куполом.
     (Верховный священник Кафа, Син и пророк Месса. Суд.)

23. – Как Сина лишили жизни?
     (Десять заповедей. Посланник Небес. Обучение Любви.)

24. Вижу горы. Горы. Горы. Маленькое село. Молодой местный священник Заха.
     (Авриил, Зарет, Флием, Осиф и Рия… мировые религии и шествие Сина.)

25. С двадцати пяти лет и до тридцати Син совершает еще два путешествия. В Горецию и Агипет.
     …

     После Комнаты Умерших в Пурпурной Зале иерофант перед всеми братьями говорит:"Это царственный день для избранного народа!" И затем обращается к Сину:"Брат, превосходнейший из людей, ты победил во всех храмовых испытаниях. Шесть раз. Теперь стоишь готовый получить последнюю степень. Я возлагаю на твое чело диадему. В ВЕЛИКОЙ ЛОЖЕ НЕБЕС И ЗЕМЛИ ТЫ ЕСТЬ ХРИСТОС!"

26. А Оанн-креститель, пока Син странствует, живет в пещере, где его в свое время обучал агипетский мудрец Мафин.
     (Крещение)

27. Далее следует трехлетнее служение Сина своему, избранному народу.
      …
     Син учит: "Царь – это любовь. Когда любовь становится величайшей силой в жизни, она и есть Христос (Спаситель). Тело – храм Царя. Кто очистит тело так, что любовь и праведность смогут пребывать в его стенах незапятнанными, тот и есть Царь.

     (Плоть Сина. Русалим.)

28.  Заканчивается Тайная Вечеря. Выходят Син и одиннадцать учеников. (Йуда уже ушел). К Сину подходит посланник наместника Плата:"Весь Русалим взволнован мстительными жителями. Они клянутся, что лишат тебя жизни. Плат хочет говорить с тобой".


29.  Осиф Римофейский, член высшего совета священников Русалима, и тайный ученик Христа. Осиф осмеливается просить у Плата тело Сина. Син приходится ему внучатым племянником.


30.  В ночь на воскресенье Русалим не спит. Более двухсот любопытствующих приходят посмотреть.
      (Пустая пещера.)


31.      Йешу стоит перед Платом. Лицо его бледно, глаза растеряны:"Я и пять моих помощников находились у самого гроба. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но … он действительно воскрес. Мы это видели собственными глазами".

32.    – Испытывал ли Син страдания при распятии?
         – Нет. Ведь – "Его тело не совсем такое, как наше".

        (Биополе, аура, фазовый переход, НЛО…)

33. Очнулся в палате интенсивной терапии.

     При выписке врач сказал.
   – Вы теперь инвалид.
   – Разве предназначение операции – не возвращать в строй?
   – Теоретически – да. Но реально редко кто проживает после операции десять – пятнадцать лет. Обычно лет пять. А кто-то возвращается к нам уже через год.

     Стал тренироваться. Начал с самых незначительных нагрузок. Ходьба. Легкий бег. Велосипед. Плавание.

    Через полтора года после операции пошел на руках, как делал это в юности, занимаясь гимнастикой.

    Снял видеофильм "Начнем сначала" ( http://youtu.be/fCbTavr7MKM). О своем стремлении стать бодибилдером, и о самостоятельных тренировках.


[Бодибилдинг напоминает накачивание резиновых игрушек у которых всё выпуклее становятся мышцы, остальное теряет в выразительности. А когда женщины начинают накачивать себе… тут вариантов не так уж много, но каждый отвлекает… привлекает… морочит. Морок облика. Место души занимает хотение и воля. Лучше, чем ничего. А может и не лучше. Опять же, очень частный вопрос, подробностей хватает, но их предпочитают не замечать (реклама мастерски строит версии красочной пустоты).]

34. Станция "Озерки". Глазами ласточек.

     В Петербургском метро есть станция "Озерки". Поднимешься – здесь действительно озерки. Три. Называются "Суздальские". Летом в погожие дни много народа. Купаются, загорают, играют в волейбол, жарят шашлыки. Едят их, под пиво и водку. Отдыхают.

     А для меня озера – одна из тренировочных площадок. Плаваю.
 
     А устав, ложусь на песок. И смотрю в небо.

     Вижу облака. Наблюдаю как медленно меняется их облик. Как сложно перетекают одно в другое. Сгущаются, расплываются, тают. Темные, светлые, голубоватые, розовые.

     С тончайшими оттенками. Те, что ниже, постепенно затмевают, непрерывно меняясь, верхние. Всё в движении. Объемном. Сложном. И неизменно красивом. Не оторвать взгляда. Грандиозно! И … безмолвно.

     И так же безмолвно в облаках купаются ласточки. У тех, что ниже, еще видны крылья. И раздвоенные хвосты. А те, что совсем высоко, – почти точки. То появляются, то исчезают в облаках.

     Долго-долго смотрю на ласточек. И начинаю видеть землю их глазами. То совсем близко, а то – очень-очень далеко.

     С огромной высоты…

[Заключительный аккорд – ни мистики, ни тренировок, только красота мира и способность её воспринимать. Да и зачем они – мистика и тренировки – если не воспринимать красоту Мира?

Автор дал объёмное, многогранное представление и о том, что помнит, и о том, что представляет себе, воображает, видит внутренним зрением. Поворотный пункт – возвращение к жизни (что-то вроде воскрешения, недаром пункт 33-й). Возвращение ознаменовано сменой темы – от звёздного неба и духовных учений к мышечной радости и культуризму. Тема очищения тела для любви и праведности, прозвучавшая в евангельской вариации, упростилась до совершенствования физической формы, вопреки возрастным факторам.

Получается – от реки и моста в Историю и Космос, затем мифология с элементами метафизики, здесь же второе рождение и практика жизни, в которой она, жизнь, приобретает длительность и качество. А качество жизни требует наличия воображения, иначе не жизнь, а доживание. Да, мифология, но реальность близко.

Теперь можно поставить точку. Если у кого-то достанет любопытства прочесть этот конспект, будет основание для решения, читать или не читать полный текст. Мне не жаль потраченного на "Мосту" времени. Мосты завораживают.]


Рецензии
Вы состоявшийся критик, философ и эссеист. Жаль, если такие, столь редкие способности человека временем не используются. Вы стоите между философией и художественной литературой, как стоял в своё время Ф.Ницше. Явление, чрезвычайно редкое в литературе, я называю его "лирическая философия".
Тексты Ваши рождают бурю ассоциаций - лакомство для литературного гурмана. И, конечно, ясный и музыкальный язык делает своё дело. Не пожелать Вам здоровья, сердечно-сосудистой стабильности грех - сродни воровству национальных богатств у отдельно взятой республики. Поэтому говорю, по-буддийски складывая руки - ЦВЕТИТЕ ЗВОНЧЕ!

Игорь Муханов   22.12.2024 15:45     Заявить о нарушении
Благодарю!
Мне ценно Ваше мнение.
Даже если в нём что-то преувеличенное. Зато есть на что ориентироваться, прокладывая курс.

Владимир Каев   22.12.2024 19:32   Заявить о нарушении