Как рыба стала быком

Окуневская культура, сложилась в результате миграций преимущественно мужского позднеямного-раннекатакомбного
населения из Северо-Западного Прикаспия
на территорию Южной Сибири и его смешения
с местным неолитическим женским субстратом.
(Лазаретов И.П. Хронология и периодизация
окуневской культуры: современное состояние и перспективы)

  Они пришли в прошлом году, в конце лета. Двадцать хорошо вооружённых, крепких, молодых и не очень мужчин, Дозорные, увидев отряд издалека, подняли тревогу. Впрочем – всё обошлось. Пришельцы мирно попросились встать рядом, на другом берегу озера. Они не были похожи на къета, как называли себя местные – невысокие, смуглые люди с черными волосами.
  Гости были выше ростом, светловолосые, а глаза их были так широки, что казалось занимали пол-лица. Но самое странное, они привели с собой огромных быков, тащивших странные дома на круглых вращающихся колёсах. И эти быки жили рядом, никуда не убегали, их не надо было выслеживать и ловить в степи! Тут же бежали собаки – постоянные спутники отряда. Крупные псы напоминали волков и размерами, и силой. Псы помогали людям гнать большое стадо овец и, одновременно, защищали и охраняли их.
  Къета не разводили овец и коров. Только собаки – постоянные спутники охотников, были им знакомы. С весны до осени къета жили рыболовством, ставя сети и ловушки на многочисленных реках и озёрах. С осени, мужчины уходили на охоту, добывая лосей и маралов, в предгорьях ближайших гор.
Пришельцы называли себя канесили. Они пришли из страны, где горы были до неба. И сами поклонялись горам. Во время осеннего равноденствия, они убили самого большого быка и всю ночь жгли костёр на вершине горы рядом с озером.
  К зиме, гости и хозяева почти подружились. Стали совместно охотиться, выучили некоторые слова для общения. А весной, две девушки из посёлка стали жёнами для двух охотников с другого берега.
  Вождь и главный жрец канесили Сейд, долго думал, как примирить местных духов хозяев и тех, кому поклонялись пришельцы. Они должны были остаться здесь навсегда и для этого, нужно было подружиться с покровителями этой земли. В этом ему помогла его жена, девушка из къета – Ея.
Однажды, она показала ему странную фигурку, похожую на рыбу, но без хвоста и с двумя головами.
  - Вот смотри, сказала девушка – это Уль, он живёт в воде. Даёт рыбу, но может и забрать. А ещё, он забирает утопленников. Уль похож на рыбу, но ещё – на змею. Как рыба, он плавает в воде, а как змея – выходит на землю.
Сейд взял фигурку рыбы, повертел в руках. Она была тяжёлой, две головы «Уля», смотрели в разные стороны. Рот каждой из них заканчивался, словно бы раздвоенным змеиным языком.
  - Мы рисуем Уля и его помощников на скалах - продолжила Ея -  Но смотреть на них пришельцам нельзя…
  - А ты можешь показать мне их? – спросил Сейд.
  - нет, нет! – я ни за что! – возмутилась Ея – Хочешь, чтобы Уль забрал меня? Показать может только Аба, наш шаман. Вот только не думаю, что он согласится.
Ея ушла, оставив Сейда наедине со своими мыслями. Он думал долго, всю ночь и к утру, решившись, направился к жилищу шамана. Разговор был недолгим - два жреца быстро поняли друг друга. На следующий день, взяв лодку они ушли вверх по впадавшей в озере реке.
  Прошла ещё неделя, наступил праздник солнцестояния, самый длинный день лета. Его одинаково чтили и гости, и хозяева.
  Для канесили, главным в этот день была жертва быка. Он должен был присоединиться к своему небесному отцу. К празднику готовили самого крупного быка в стаде. А ещё, Сейд изготавливал каменное изображение хозяина мира и всех быков. Он выбивал на плите лицо, снабжённое рогами и ушами коровы. Эту плиту мазали кровью убитого быка, а после праздника ломали и клали в могилу первого умершего. Но сегодня, Сейд приготовил что-то особенное.
Канесили и къета, выстроились образовав коридор, по которому пройдёт жертвенный бык. Они должны были отдать ему почести, кланяясь и угощая лучшей едой. Ведь перед ними шёл бог.
  Всё было вроде как всегда, но… По рядам пошёл шёпот, раздались удивлённые голоса. Бык, которого вёл Сейд, был раскрашен красной краской. Сейд нарисовал ему рёбра, а на морде провёл линии напоминающие змеиный язык. Помощники, нёсшие на носилках плиту, тоже удивили. Лицо на ней было расчерчено такими же линиями, как и бык! Многие, особенно старики, увидели в этом кощунство.
  - Сейд сошёл с ума! - раздались голоса на стороне канесили. Но одним движением руки он остановил разговоры.
  - Братья, мы пришли сюда почти года назад. Это первое солнцестояние, которое мы встречаем вместе с хозяевами этой земли. Они приняли нас, дали своих женщин, уважают нас и наши обычаи. Мне открылось, что наши боги, тоже стали друзьями. И сегодня я изобразил их единение, как единение наших народов.
После этого, он привычным движением вонзил костяной кинжал в шею быку. Гигант, вздрогнув всем телом, вдруг обмяк, ноги его подкосились, и он упал к ногам жреца. Все окончательно умокли, а Сейд, смочив пальцы кровью, обильно смазал лик каменного божества. Пористая плита впитывала кровь и казалось, что оно реально пьёт жертвенную влагу.
  А после, всю ночь пылал жаркий костёр на вершине и два племени, ставших одним целым, провожали самую короткую ночь года.


Рецензии