Глубины подводника Никифораки

                ГЛУБИНЫ   ПОДВОДНИКА   НИКИФОРАКИ

«О  море, сильней  валерианы  врачует  от  скорби  и  бед!»
                С. Чёрный


Он  надолго  запомнил  тот  день  марта  1913  года, когда  спасал, потерявших  всякую  надежду, людей – экипаж  затонувшей  на  Либавском  рейде  подводной  лодки  «Минога». Лодку поднимали  с  глубины  десяти  метров  стотонным  краном, подведённым  буксирами, а  затем  в  открывшийся  люк, показавшийся  над  водой, бросались  они  - слушатели  Либавского  Учебного  отряда  подводного  плавания – лейтенанты  Никифораки, Герсдорф  и  мичман  Терлецкий. Неоднократно  спускаясь, они  поочерёдно  доставали  всех, пробывших  там  долгих  девять  часов, вдыхавших  ядовитую  смесь  хлора, углекислого  газа, испарений  масел  и  топлива.

Несомненно, такие  непредвиденные  ситуации, возникавшие  на  глубине, собственно  и  делали  из  этих  людей,  беззаветно  преданных  службе  и  показывающих  пример  отваги, настоящих  подводников.

Первые  подводные  лодки… они  даже  назывались  миноносцами. Сейчас  трудно  сказать, чем  руководствовался  тогда  Аполлинарий  Николаевич  Никифораки, выбирая  для  службы  совершенно  новое  направление  на  флоте. Ведь  неизведанное  всегда  манило, притягивало  к  себе, особенно  в  молодости.

А  сначала  был  Морской  корпус, служба  вахтенным  начальником, ревизором  на  вспомогательном  крейсере  «Дон». Перед  русско – японской  войной  получил  назначение  командовать  миноносцем  «Плотва»  и  отправился  на  Дальний  Восток. Его  подводная  лодка  ( миноносец )  совершила  долгий  путь  во  Владивосток  по  железной  дороге. Однако, принять  участие  в  боевых  действиях  Аполлинарию  не  пришлось. В  1906  году  его  перевели  на  Балтику.
К  тому  времени  конструктором  С. Джевецким  была  построена  подводная  лодка  с  единым  двигателем  для  подводного  и  надводного  хода. Каждый  выход  в  море  приносил  неудачи, обязательно  что – то  ломалось. Приходилось  всегда  быть  готовым  ко  всяким  неожиданностям. Всё – таки, после  доработок  лодка, а  назвали  её  «Почтовый», в  марте  1909  года  перешла  в  состав  Либавского  Отряда  подводного  плавания.

Находясь  в  Отряде, Аполлинарий  изучал  лодки – «Сиг», «Белугу» и  другие. Слушатели  переходили  с  лодки  на  лодку. Никифораки  стал  первым  командиром  подводной  лодки  «Почтовый», затем  командовал  лодками «Сиг» и «Крокодил». 
Первую  мировую  войну  он  встретил  в  чине  капитана 2  ранга, заведуя  в  Учебном  отряде  обучением  управлению  подводными  лодками. Однажды, стал  участником  захвата  подбитого  над  Либавой  германского  морского  дирижабля  «Парсифаль – PL – 19», в  течении  двух  часов  преследовал  немцев  по  морю, взяв  в  плен  весь  экипаж.
В  составе  сухопутного  отряда, командуя  моряками – балтийцами, штурмовал  занятый  немцами  Мемель. За  отличие  в  службе  получил  чин  капитана 1  ранга. Под  его  началом  действовали  дивизионы  подводных  лодок  Дивизии  подводных  лодок  Балтийского  моря.

Море  и  подводные  лодки  по – прежнему  оставались  главными  в  жизни  и  службе  А. Никифораки. Переломный  момент  в  судьбе  офицера – подводника  наступил  когда  свершилась  октябрьская  революция. В  августе  1918  года  он  покидает  службу  на  флоте. В  Гражданскую  войну  воюет  на  стороне  белых, затем  эмигрирует  во  Францию. В  курортном  городке  Ницца  возглавляет  общество  русских  морских  офицеров.
Родину – Россию  он  никогда  не  забывал, посвятив  всего  себя  становлению  подводного  флота, так  и  не  создал  семью. Умер  в  Ницце  в  1928  году  и  был  похоронен  на  русском  кладбище  Кокад  ( Николаевском ). Славный  представитель  греческого  дворянского  рода  в  России – Аполлинарий  Николаевич  Никифораки  навсегда  остался  в  анналах  российского  подводного  флота.

17  декабря  2024  года                Вячеслав  Прытков         
   
 
               


Рецензии