Константин Богомолов - правила жизни
Театральный режиссер, 40 лет, Москва
Мне не бывает стыдно. Надо принять к сведению то, что сделал, и идти дальше. А стыдиться — это как грызть ногти.
Комм: У него совесть в ногтях?
Я не верю, что страдания помогают в творчестве. Я не верю в понятие опыта. Все зависит от степени чувствительности: один человек чувствителен настолько, что сломавшийся карандаш причиняет ему такую же боль, как другому — смерть близкого.
Комм: Я не верю в психопатов...
Я окончил филфак и могу сказать, что филологическое образование способствует асоциальности.
Комм: И это все, что ты можешь сказать? (социализированный, бессовестный шарик для пинг-понга)
Режиссер — это в первую очередь характер, а не талант. Характер и умение быть одиноким — вот что самое важное.
Комм: Любой начальник — это блат в отношении старших начальников и характер, способный ломать чужие характеры, в отношении подчиненных (режиссер похож на прораба? Тогда второе качество действительно нужнее первого)
Я уверен: нигде потеря времени не ощущается так остро, как в театре. Но это я говорю как зритель.
Комм: Копошатся на сцене - прохаживаются и почесываются
Я очень люблю поп-культуру. Дешевые вещи гораздо больше говорят о людях, чем дорогие. В дешевых вещах реальнее отражается жизнь.
Комм: Поп-культуру не бабам любить невозможно, в вещах ничего не отражается (даже цена - приблизительно). Не знаю, как раньше, но в наше время вещи случайны. (Этот хрен теряет время на пургу)
Постмодернизм — вовсе не эстетика распада и фрагментации. Это эстетика объединения мира в единый текст. «Фауст» и «Ласковый май» — это один текст огромной культуры, а не комбинация несовместимых элементов. У меня достаточно силы воли и вкуса, чтобы разделять эти вещи, и я знаю, где закончился «Ласковый май» и начался «Фауст», где закончился «Фауст» и начался Сорокин, где закончился Сорокин и начался Пушкин и где закончился Пушкин и началась группа «Любэ». Но люди боятся этого, потому что для них очень важна стратификация: это на этой полочке должно лежать, это — на той. Иначе они перепутают — у них плохо со вкусом и образованием. А у кого хорошо — тот не боится.
Комм: Это только часть вопроса; постмодерн — это возврат к реальности после модерна, уже искушенными во всем, со знанием всего — в том числе и относительности знания... (Видимо, постмодерн — это старость цивилизации. Или мудрость — если ты из цивилизации выпал)
Недалеко от нашей дачи жил Шкловский. Отец был с ним знаком, приносил ему какие-то новые книги. Шкловский тогда уже практически не вставал, и я помню, как отец взял меня однажды с собой, как мы пришли к этому серому дому, как поднялись на второй этаж. Но лишь спустя годы я понял, что старик, которого я увидел в тот день, — это был Шкловский. Так человек устроен: мы только потом понимаем, что за люди окружали нас.
Комм: Да, спустя годы наше прошлое неизбежно приобретает странный оттенок все той же случайности...
Верю ли я в Бога — слишком абстрактный вопрос, потому что отвечать на него надо вопросом «А что такое Бог?».
Комм: Приехали... (для культурных дикарей все новость... - кроме Пушкина!)
Лучшие мысли приходят ниоткуда. Если хочешь что-то придумать — не думай об этом, занимайся другими делами. Если суждено, все придет само — надо лишь заложить программу. Для того чтобы проснуться в 9 часов, не надо ставить будильник. Просто скажи себе перед сном: «Надо в 9 часов проснуться» — и ты проснешься.
Комм: Болтовня тоже приходит ниоткуда
У меня нет в голове абстрактного мыслительного процесса. Во время репетиции я думаю про репетицию, во время еды — про еду, а в момент созерцания чего-нибудь я просто созерцаю. Да, я могу задуматься о бытовых вещах, но о Боге, искусстве и смысле жизни я не думаю. Лежа ночью на пляже и глядя в звездное небо, я не думаю, есть там жизнь или нет. Я просто лежу и смотрю.
Комм: Дурак дураком и болтун болтуном
Я давно понял, что слишком многое зависит от желудка. Когда у тебя понос, жизнь не в радость.
Комм: Прими таблетку и будет тебе счастье. Хотя да — от переедания, как и недоедания, жизнь очень многое теряет
Допустим, приходит ко мне на спектакль очень важный человек и говорит: «Пойдем, Костя, посидим». Если он приятный человек и с ним приятно общаться, то я, конечно, пойду. Почему с приятным человеком не пообщаться? А если он неприятный человек, и мне с ним неприятно, и вообще он — Гитлер, я все равно пойду. Потому что это связи.
Комм: Блат — и характер свой в жопу засунь (вот кто ему и ему подобным тварям и дуракам покровительствует? Медведев с подручными?! Еврео- и евро-олигархи?)
Я практически не пью, хотя водку попробовал лет в пять. На Новый год не был проконтролирован взрослыми, подошел и рюмашечку тяпнул. Но ничего — отпоили горячим молоком.
Комм: Он теоретически не пьет, но практически рюмашечки тяпает
В какой-то момент я стал осознавать себя известным, но я не ощущаю себя комфортно в этом состоянии. Вот «правила жизни», например. Это же смешно, идиотизм какой-то. К известности я отношусь, как Штирлиц: надел чужой мундир, играю с вами в то, что творчеством занимаюсь, смыслы произвожу, и думаю: лишь бы не раскусили.
Комм: Слишком болтлив для Штирлица! Суетливое насекомое в мундире...
У меня нет хобби. Я не вяжу, не готовлю, не плотничаю и не собираю марки.
Комм: Торчит в театрах с утра до ночи и все?
Я не боюсь старости. Как будет, так будет. «Ка бус, та бус», как говорят латыши.
Комм: Горе от ума, а тараканам счастье
Театр должен быть интереснее смотрения на улицу. А смотреть на улицу дико интересно.
Комм: В каком месте такая интересная улица?!
(Я все же не пойму, почему почти все спектакли не имеют видеоверсии — сами понимают, что делают текучку, преходящий мусор? И на экране это сразу будет видно... Я еще не видел ни одного телеспектакля, который бы меня захватил! Театр представляется мне загробным царством, где ненадолго воскрешают мертвых!)
Свидетельство о публикации №224121801600