Свидетельства евангелистов о первых явлениях воскр

    Свидетельства евангелистов о первых явлениях воскресшего Иисуса Христа

    Попробуем представить  себе, как ученики оправились от горького разочарования, охватившего их  после распятия Иисуса, которое могло означать для них не только боль  от утраты обожаемого Учителя, но и крушение всех надежд , связанных с  пришествием Царства Божьего. Главный вопрос сводится к тому, КАК ЗАРОДИЛАСЬ ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ  И КАК ЭТА ВЕРА ВЫЛИЛАСЬ В ХРИСТИАНСТВО Поскольку евангелия представляют чрезвычайно мало информации, приходится извлекать сведения из документов, написанных  через много лет после смерти Иисуса и отредактированных, когда христианская община уже существовала и ее интересовали вопросы  не столько исторического, сколько культового характера.
    Итак, Евангелия сообщают, что после положения тела Иисуса во гроб в пятницу , когда Он умер, гробница была обнаружена пустой лишь в воскресенье утром. Стража к гробнице была поставлена утром в субботу и тогда же  была наложена печать. Самый большой парадокс, связанный с событием  Воскресения, заключается в том, что его никто не видел. Все евангелисты утверждают, что Иисус воскрес, но ни один не рассказывает, как это произошло. В тот момент, когда рано поутру в первый день недели женщины пришли к погребальной пещере, где было положено тело Иисуса, они обнаружили, что Тела там нет. Но каким образом оно исчезло, евангелисты не говорят, потому что прямых свидетелей у этого события не было.
   Одного факта , что гроб Иисуса оказался пустым, было явно  недостаточно для возникновения веры в Его воскресение .
Самые ранние сведения о явлениях Иисуса содержатся у Павла, когда со времени смерти Иисуса прошло минимум двадцать пять лет. Вот что он писал :
«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
и что явился Кифе, потом двенадцати;
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
потом явился Иакову, также всем Апостолам;
а после всех явился и мне, как некоему извергу.»(1 Кор.,15:3-8)
     Павел  в общих чертах показывает, что представляла вера тех времен;  деталей у него не больше, чем в самих Евангелиях.
Вот как описаны в Евангелиях события тех дней , важнейших для рождения новой веры.
     Согласно Евангелию от Луки, после того, как женщины вернулись от гроба и "возвестили одиннадцати и всем прочим о том, что видели,  им показались их слова  пустыми, и они не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему" (Лк.24:9–12).
Эпизод, которому Лука посвящает одно предложение, более подробно изложен Иоанном. У него к Петру присоединяется другой ученик:
Под «другим учеником» церковная традиция понимает  автора четвертого Евангелия; с этим согласно и большинство современных ученых. Другой ученик «увидел»  то, о чем говорит, а не просто узнал от кого-то.
Иоанн бежит быстрее и приходит первым. Затем он наклоняется к гробу, но не входит внутрь. Петр прибегает вторым, но в гроб заходит раньше Иоанна.  Оба ученика  увидели лежащие пелены, но только об одном говорится: и увидел, и уверовал ; для Иоанна вид пустого гроба и лежащих пелен стал неопровержимым доказательством того, что Христос воскрес.
     Тема соотношения видения и веры вновь возникнет в эпизоде с Фомой, усомнившимся в воскресении Христа. Ему Иисус скажет: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин.20:29).Именно пелены и плат становятся для Иоанна доказательством воскресения Христа:  они остаются лежать в гробнице как ставшие ненужными атрибуты погребального обряда: воскресший Иисус  освободился от них.
     Хотя евангелист ничего не говорит об изображении лика Христа или Его тела на плате или пеленах, слова "и увидел, и уверовал" , возможно,  могут означать, что  Иоанн  увидел не просто пелены и плат, но  и изображение умершего Иисуса на них, и именно это изображение убедило его в том, что Иисус воскрес.

    Самое краткое свидетельство о первом явлении воскресшего Иисуса принадлежит Марку:
"Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили" (Мк.16:9–11).
     В рассказе Матфея действующими лицами являются Мария Магдалина и другая Мария, которые приходили ко гробу, обнаружили его пустым, услышали весть о воскресении от ангела, а теперь со страхом и радостью великою бегут, чтобы возвестить ученикам то, что они увидели и услышали:
"Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня" (Мф.28:9–10).
     С наибольшими подробностями явление воскресшего Христа Марии Магдалине описано у Иоанна:
«Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей" (Ин.20:11–18).
    Рассказ Иоанна отличается от синоптических тем, что при первом посещении гробницы Мария Магдалина не видит ничего, кроме отваленного от нее камня. Она возвещает об увиденном Петру и другому ученику; они бегут к гробнице, видят погребальные пелены и возвращаются к себе. Только после этого Мария, вновь оказавшаяся у гроба, видит ангелов и слышит от них не весть о воскресении, а вопрос: жена! что ты плачешь? Ее ответ ангелу почти дословно совпадает с тем, что она говорила Петру: "унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его" (Ин.20:2).
    Можно указать также на то, что роль женщин в рассказах о явлениях воскресшего Иисуса предвосхищает ту роль, которую они будут играть в христианской Церкви, где, по словам апостола Павла, "нет мужеского пола, ни женского, но все – и мужчины, и женщины – составляют единое тело во Христе "(Гал.3:28).
Можно вспомнить другое высказывание Павла: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее "(1Кор.1:27–28). Социальное положение женщин в иудейском обществе времен Иисуса не позволяло им играть сколько-нибудь заметную роль в Его окружении. Но воскресение Христа «переворачивает установившийся миропорядок» в том числе и потому, что женщины выходят из тени, в которой они пребывали на протяжении многих веков.

    Если рассматривать поведение женщин и мужчин, как оно отражено в последних главах евангельской истории, в нравственном аспекте, то превосходство женщин оказывается очевидным. Когда Иисус был арестован, все ученики-мужчины, оставив Его, бежали. Один из учеников оказался предателем, другой трижды прилюдно отрекся от Учителя. При кресте Иисуса мы видим лишь одного из двенадцати учеников,причем только в  евангелии Иоанна,который и является этим учеником;  при погребении Христа  – отсутствуют все ученики. Женщины же неотступно следуют за Иисусом, рыдают у Его креста, находятся рядом при Его погребении и первыми, раньше мужчин, приходят к Его гробу в утро воскресения. Вполне естественно, что именно они первыми узнают о Его воскресении: им Он является, им адресует призыв к радости, тогда как первое, что услышат от Него одиннадцать учеников-мужчин, будет упрек в неверии :" Наконец явился самим одиннадцати, возлежавших на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили"(Мк.16:14).

    Мария поначалу принимает Иисуса за садовника.  Некоторые комментаторы объясняют это тем, что Иисус появился обнаженным (точнее, в одной набедренной повязке), так как оставил погребальные пелены в гробнице. Однако ни одно из Евангелий ничего не говорит о том, во что был одет воскресший Иисус, когда являлся Марии и затем ученикам. По крайней мере, когда два ученика встретили Его по дороге в Эммаус (Лк.24:15–16), вряд ли Он мог идти с ними в одной лишь набедренной повязке.
    Несмотря на то что Иисус заговорил с Марией, она продолжает не узнавать Его. И только после того, как Он называет ее по имени, она понимает, Кто перед ней. Слово «Раввуни» (арамейское  – буквально: «учитель мой») в греческом тексте Евангелия встречается еще один раз только у Марка: так к Иисусу обращается слепой (Мк.11:51). "Раввуни"- более персонализированная  и ласковая  форма, чем обычное наименование «равви», которое мы слышим из уст учеников Иисуса , включая Петра (Мк.9:5;11:21) и Иуду (Мф.26:25,49), а также из уст Никодима (Ин.3:2), Иоанновых учеников (Ин.3:26) и народа (Ин.6:25).
    Мария Магдалина не узнаёт воскресшего Иисуса,  возможно потому, что изменился Его внешний вид. У Луки два ученика также не узнают Иисуса, когда Он присоединяется к ним по дороге (Лк.24:13–35), а затем другие ученики принимают Его за духа, и Ему приходится доказывать, что Он – Тот Самый Иисус, Которого они видели и знали (Лк.24:36–43). У Иоанна Иисус в доказательство того, что это Он, а не кто-то другой, показывает ученикам свои руки, ноги и ребра (Ин.20:20), а Фоме – раны на своем теле (Ин.20:27). Когда Иисус стоит на берегу, ученики также не узнают Его (Ин.21:4).
    Итак, в евангельских рассказах о воскресении перед нами предстает Христос, имеющий руки, ноги, ребра, раны на теле, но  узнают Его те, кому Он был очень хорошо знаком при жизни, не сразу, а если и узнают, то скорее по косвенным признакам: голосу, знакомому жесту, произносимым словам. Мария узнала Его «не по виду, но по голосу» и то не сразу, а только когда Он назвал ее по имени. Можно вспомнить слова Иисуса о добром пастыре, чьи овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени... а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин.10:3–4).

    Параллелизм между явлением Иисуса Марии Магдалине и Его последующим явлением Фоме усматривается в том, что в обоих случаях Иисус ведет своих последователей к новому типу веры, основанному не на чувственном опыте видения или прикосновения, а на духовном опыте веры в Его воскресение.


Рецензии