Блокадный Ленинград 1941 - 1943 г
С начала войны я находился в городе, где проживал вместе с родителями и родственниками на Васильевском острове по 21 линии дом 16 в 5 корпусе, фактически, напротив трамвайного парка им. Леонова. Моя мать была мобилизована и работала в госпитале, который размещался в Педагогическом институте им. Герцена, отец воевал добровольцем на “Невском пятачке”. Я проживал вместе с бабушкой и тётей (сестрой отца), которая работала на табачной фабрике им. Урицкого на Среднем проспекте Васильевского острова, угол 9 линии. Зиму 1941 – 1942 г. перенесли очень тяжело. Тётя моя питалась в столовой фабрики и немного по карточкам удавалось принести продуктов домой. Было очень холодно и очень мало продуктов, но как то жили. На меня и бабушку выдавали иждивенческие карточки, которые с большим трудом на той же фабрике через столовую удавалось реализовать продуктами. С середины апреля 1942 г. напротив нашего дома стали по возможности раскапывать землю под огороды. 15 апреля 1942 г. была среда, вечером, возвращаясь с работы моя тётя рассказала, что пустили трамвай и она проехала на нём две остановки утром на работу и вечером с работы. И проезд стоит те же 15 копеек, что и в прошлом году. Раньше она ходила на работу и с работы пешком, но за зиму пришлось кроме работы много поработать на улице по уборке снега и мусора. 8 марта в воскресенье был общегородской воскресник по очистке города от снега, льда и нечистот. Работников фабрик и заводов привлекали для этих работ. Ослабленным блокадой на голодном пайке пуск трамвая в городе, единственного общественного транспорта, была большая помощь. Радостей тогда у людей было мало, на фронте всё тоже плохо, громадные потери, в городе смерти, смерти… И пуск трамвая в осадном городе вселял в людей первую счастливую радость, что всё образуется, надо надеяться, надо верить, надо жить. В феврале 1942 г. увеличили норму выдачи хлеба в городе: служащим 300 гр., иждивенцам – 250 гр. Очень тяжело переносились вечерние бомбёжки, которые начинались в 19-00 и заканчивались к утру. В одну из таких бомбёжек несколько зажигательных бомб попало в рядом стоящий к нам дом, 6 корпус. Это было под утро, все забегали, приехали пожарные с Большого проспекта. Вода была в подвале первой парадной 5 корпуса, подсоединили шланги и стали заливать. Повезло, что зажигалки не пробили все перекрытия, а застряли между третьим и четвёртым этажом. Снаряды затушили и выбросили через окна, жильцов в доме было немного, ранее эвакуировались. Несколько человек получили ожоги и по скорой помощи были отправлены в больницу им. В.И. Ленина на Большом проспекте, погибших на этот раз не было. Весной 1942 г. для учёта оставшихся жителей в городе Ленгорисполкомом был введён так называемый “блокадный паспорт”, который вклеивался в гражданский паспорт листком. Это было необходимо для лучшего обеспечения продуктами питания населения. Ибо много людей по слабости не выходили на улицу, не получали карточки и по ним продукты питания и медленно умирали. Другие умерших не хоронили и на них полу-чали карточки. Надо было наводить порядок. Выделяли активистов среди работающих, снабжали их соответствующими документами и добавочным пайком и после наступления комендантского часа группами с милиционером и представителем ЖЭКа обходили квартиры домов и составляли списки. Моя тётя попала в эти активисты, днём работала на фабрике, а вечером 2 – 3 раза в неделю группой обходили квартиры. В дальнейшем перерегистрация по городу проходила в ДК “Промкооперации” на Кировском проспекте Петро-градской стороны. Мне в 1942 г. было 5 лет, моей тёте Львовой О.И. 45 лет, бабушке Львовой П.М. 76 лет. В мае 1942 г. я вместе с мамой эвакуировался из города по “Дороге жизни” на Ладоге и вернулся в город только в сентябре
- 2 -
1944 г. Но на этом не кончилась история “Блокадного трамвая”. С 2000 г. я стал работать в музее трамвайного парка № 2 (бывший им. Леонова) на Васильевском острове, который был основан в 1967 г. Каждый день Победы 9 мая мы собирали в музее ветеранов трамвайного парка. Собиралось от 50 до 80 парковских ветеранов, иногда некоторые приходили поговорить, поделиться воспоминаниями прошлых лет. Не всё удалось сохранить, но кое-что осталось. Это водители трамвая, женщины (в 1942 г. вагоновожатые), которые работали в трампарке им. Леонова всю войну с 1941 г. до её окончания. Иванова М.И.. Романенкова Х.И., Леонова К.А., Арсеньева Т.И., Голубева М.Е., Паутова М.И., Портнова Н.М., Шалова В.М., Яковлева М.И. Они хорошо помнили пуск трамвая в блокадном Ленинграде 15 апреля 1942 г. Вот как они вспоминали эти радостные и трагические дни, выводя утром трамвайные вагоны на линию. Кто как ни они могли по личным воспоминаниям восстановить в памяти тяжёлые, но в тот момент радостные события тех дней. В наши дни, к 75-летию в 2017 г. возобновления трамвайного движения в городе 15 апреля 1942 г. мы вспоминаем, как это было в те тяжёлые дни войны.
В декабре 1941 г. в городе свирепствовали морозы и метели. Снегом засыпало все на земле и трамвайные рельсы особенно. Перед утренним выхо-дом трамваев на линию прокатывали несколько вагонов “проминая” пути, прокладывали колею. 8 декабря прекратилась подача электроэнергии в контактную сеть с 8-00 утра. После отключения электроэнергии в городе застряло 52 трамвайных проездов. Одной из причин этого было решение Ленгорисполкома о резком сокращении трамвайного движения в связи с его дезорганизацией. (Л1) Как ни странно именно 8 декабря выпустили месячные трамвайные карточки для школьников. В трамвайных парках работа не прекращалась, шли ремонты подвижного состава. Работники верили – трамвай будет работать. С 11 декабря по постановления Ленгорисполкома всем работающим гражданам предписывалось 3 часа отработать по уборке снега на улицах, а неработающим – 8 часов. К 27 декабря ртутные выпрямители на трамвайных подстанциях оказались замороженные, стёкла выбиты, замершая вода для охлаждения выпрямителей попортила трубы подвода. 25 января 1942 г. мороз составил – 32,5 гр., единственная ГЭС на Новгородской улице, работавшая на торфе, который не успели подвести. Это привело к аварии на водопроводной станции. Сутки не было электричества и воды. Это был единственный день за военный период, когда не вышла газета “Ленинградская правда”. В феврале 1942 г. бюро ЛГК ВКПб утвердило сеть стационаров в городе с количеством мест в них 18855. В блокадном городе наступил максимально тяжёлый период, “смертное время”. 7 февраля 1942 г. (231 день войны) организации ЗАКС города зарегистрировали суточное число умерших 4720 человек. 8 февраля все ясли и детсады города перешли на круглосуточное обслуживание. В феврале было получено горожанами 2151,9 тыс. продовольственных карточек. В блокаду работало на предприятиях города около 200 тыс. подростков. Но даже в таких тяжёлых условиях в городе продолжалась жизнь. В городе работало несколько театров (театр музкомедии и др.), 27 кинотеатров, филармония, 55 школ, больницы, библиотеки, скупочные магазины, где принимали золотые изделия, промтоварные и зоомагазины, ДЛТ, 155 столовых (в том числе 89 на предприятиях), 6 рынков, 10 кладбищ. Пик дистрофии пришёлся на январь 1942 г. В мае 1942 г. в столовых питалось 95 тысяч человек, а к июню 1942 г. – уже 850 тысяч, из них 400 тысяч – на полном продовольственном обеспечении.(Л2) С самого начала войны шла интенсивная эвакуация населения. Всего было 3 эвакуационные волны. Первая с 29.07.41 по 27.08.41 была принудительная - детей с сопровождающими в Новгородскую область.
- 3 -
Но там оказались немцы, из 500 тысяч вернулось в город только 175 тысяч человек, остальные пропали без вести. Вторая волна – через 34 эвакопунктов, каждый из них готовил по 15 тыс. на эвакуацию с 24.11.41 по 15.04.42 г. было эвакуировано 510 тыс. человек по “Дороге жизни” по льду Ладоги. Ежедневно с Финляндского вокзала уходило на Ладогу 7 эвакопоездов, каждый по 31 вагон. На ледовой дороги ВАД-101 и ВАД-2 работало 20 тысяч человек, 4 тысячи автомобилей. Движение по льду было организовано в 5 полос, расстояние между ними в 300 м. Одна полоса работала только 10 дней. В результате за 1941 г. было проложено 60 полос движения. Расстояние от берега до берега 48 км., ежедневно 100 грузовиков проходили это расстояние за 130 мин. Всего за год общая протяжённость всех ледовых путей составила 41 млн. км. Третья волна - с 15.04.42 по 30.10.42 водным путём по Ладожскому озеру было эвакуировано 403 тыс. человек. По Ладожской дороге к городу везли продовольствие по 700 т. ежедневно и армейские подразделения, а от города – эвакуированных. Всего по Ладожской дороги с сентября 1941 г. по ноябрь 1943 г. эвакуировано 1370 тыс. человек Кроме этого эвакуация шла со Ржевского аэропорта тремя рейсами по 150 человек ежедневно, всего только в 1941 г. было эвакуировано 45 тыс. человек. Продовольствие сбрасывали самолётами 3 рейса в день по 200 т. ежедневно. На 01.01.41 население Ленинграда составляло 2544 тыс. человек, на 27.05.42 – 1250 тыс., а к 01.01.44 – 560 тыс. За 1944 г. после освобождения от блокады в городе родилось новых граждан 15,2 тыс. человек. Всего было эвакуировано из блокадного города порядка 1,5 млн. человек, погибло от голода и обстрелов порядка 632 тыс. человек, как указывалось на Нюренбергском процессе.
Прежде чем возобновить пассажирское трамвайное движение в городе по решению Ленгорисполкома, необходимо было очистить от снега и льда путевое хозяйство, восстановить контактную сеть, подготовить и подремонтировать подвижной состав. К апрелю 1942 г. из 546 км. трамвайной контактной сети было разрушено 222 км. С 8 декабря 1941 г. не возобновлялось трамвайное движение, не поступало электричество. Троллейбус перестал в городе работать с 20 декабря 1941 г. 7 марта 1942 г. в субботу к вечеру с Клинской тяговой подстанции (ул. Можайская 19) дали электрический ток и пошёл первый грузовой трамвай. (Л3) Первый грузовой вагон прошёл на Васильевский остров только 11 марта через мост лейтенанта Шмидта. Тогда это был единственный рабочий мост с Васильевского острова. 8 марта был общегородской воскресник по уборке города, привлекалось всё работоспособное население. На воскресник вышло 17 тыс. человек. Второй воскресник проводился 15 марта, участников было более 100 тыс. человек, а 28 марта на субботнике город убирали 243 тыс. человек. 17 марта на 5 ГЭС вступил в строй третий котёл, переоборудованный для сжигания торфа и это позволило дать ток для пуска трамвая. 19 марта распоряжением Ленгорисполкома вышло постановление о развитии личного огородничества и подсобных хозяйств, к 23 апреля выделили 693 га. в Всеволожском и Парголовском районах. Одновременно с работами в городе шла эвакуация населения. С 13 апреля 1942 г. на предприятиях города по решению Совнаркома страны началась подписка на Государственный военный заем. Много работников парков ушли на фронт, из леоновского парка ушло защищать город 473 человека, не хватало специалистов, в строю на рабочих местах были женщины и дети-подростки, кроме этого люди гибли от голода, холода и бомбёжек. Вызывали специалистов с фронта. В результате к 14 апреля было подготовлено 116 поездов (317 вагонов) подлежащих выпуску и резерв 24 поезда (72 вагона). Для нормальной эксплуатации пассажирского трамвайного движения были разработаны 5 маршрутов и им присвоили №№ 3, 7, 9, 10, 12. На отдельных участках маршруты напоминали довоенные, но
- 4 -
учитывая военное время, путь следования менялся. Пути следования маршрутов должны были охватить как можно большую территорию города для удобства населения. Заблаговременно разработали расписание движения, устанавливали контроль за его соблюдением и за сбором проездной платы. Типы вагонов были МС-ПС и ЛМ-ЛП-33. Возобновлённое трамвайное пассажирское движение работало с 6-30 утра до 21-30 вечера в две смены: утренняя 5 часов и вечерняя 10. Для поддержания самих работников трамвая в парках было организовано 7 закрытых столовых, работники сдавали свои продовольственные карточки, а взамен получали трёхразовое питание, можно было брать домой. Для улучшения ассортимента питания были организованы подсобные хозяйства, на которых выращивали картофель и овощи. Подсобное хозяйство трампарка им. Леонова работало в Токсово обсуживало его 15 человек из числа работников парка, серьёзная помощь с семенным фондом осуществлял токсовский колхоз и лично его директор Шагин. Все выращенные овощи и молоко шло в столовые и стационары парков. В трамвайных парках кроме столовых работали стационары. Периодически наиболее истощённые работники направлялись в эти стационары на 2 – 3 недели. С конца февраля 1942 г. увеличили нормы выдачи хлеба в городе: служащим 300 грамм, иждивенцам – 250 грамм. В стационарах парков нормы продовольствия были повышены: хлеб 500 гр., половина белого, мясо 100 гр., масло 6 гр., крупа 100 гр., сахар 50 гр., овощи 100 гр., кофе 20 гр., 2 яйца. Особо ослабших удавалось отправить в стационар на лечение, который располагался в гостинице “Октябрьская”. Стационары ТТУ обслуживали 2 тысячи работников, но потерь было не избежать. За военный период в ТТУ по причине смерти было уволено 3406 работников. В парках весь военный период работали здравпункты, который оказывали труженикам посильную помощь. В парке Леонова директорами был Стрелков И.О., а с 23 июля Шпиллер М.М. Его все “военные” ветераны вспоминали с особой теплотой. Он и проживал в служебной квартире парка, почти каждый день ходил в воинские части, расположенные в городе и приносил хлеб, жир и консервы, которые передавал в столовую. Воинские части снабжались лучше, чем город. По субботам “стахановцам” выдавали талоны в столовую на добавочный паёк (соевая каша и молоко). (Л4,5,6) Кроме голода, постоянных бомбёжек мешало периодическое отключение электричества, только в апреле было 37 погашений электроэнергии со стороны Ленэнерго продолжительностью 211 часов, 49 перерывов подачи воды продолжительностью 387 часов. И все-таки, только по парку Леонова за военный период погибло от ранений, недоедания и пропало без вести 195 человек.
Первые трамваи 15 апреля 1942 г. всё время звонили, их останавливали, сбегались люди, радовались. Фашисты бомбили трамвайные остановки, что бы это избежать переносили периодически вперёд – назад на 20 – 30 м. остановки. Вот как вспоминает вагоновожатая парка Леонова М.И. Иванова, которая работала в эти дни на маршруте № 7 (вагонный № 1879), который ходил от кольца на 25 линии Васильевского острова на Среднем проспекте до проспекта Обуховской обороны в Невском районе. “Как были рады ленинградцы увидев трамвай, и как были рады мы, что теперь мы можем перевозить ленинградцев, помочь им в их тяжёлой жизни. Мы не считались ни с какими трудностями, вели трамваи под обстрелами. Враг обстреливал все районы, весь город, снаряды попадали в жилые дома и в наши трамваи. Я никогда не забуду, как я попала под обстрел. Объявили воздушную тревогу, я не успела проехать остановку на Невском проспекте, угол Литейного. Как попал снаряд в мой вагон – вагон остановился. На меня сыпались стёкла, провода, но обстрел продолжался, много было убитых и раненых. На
- 5 -
последней прицепке кондуктор была убита, на первой прицепке – контужена, а с моторного вагона – жива. Осталась жива и я – водитель. Какими судьбами, не знаю. Но только помню, что нас направили в помещение, где делали перевязку раненым и там мы встретились с моторным кондуктором. Как мы добрались домой – не помню. На второй день я тоже вышла на работу и продолжала работу всю блокаду. Город был не освещён, в вагонах были синие лампы и на них были ещё одеты железные колпачки только одна лампочка белого цвета светила у места кондуктора. Вагоны мы водили с очень пониженной скоростью, отопления в вагонах не было, стёкла на морозе заморожены, приходилось работать с открытыми окнами. Вагоны были неисправные, некому было их ремонтировать, поэтому мы, сами водители учились слесарному делу, чтобы мелкие неисправности ремонтировать самим без заезда в депо. Всё это нам давалось нелегко, но этим уменьшался простой вагонов, улучшалась перевозка пассажиров. У меня погибли в войну четыре брата и сестра – три брата на фронте, один брат и сестра умерли от голода в блокадном Ленинграде”.
Материал подготовил Львов Ю.М. 15.04.2017.
Литература:
1. Я.Г. Годес “Этот новый старый трамвай”. Лениздат, 1982 г.
2. Н.А. Ломагин “Неизвестная блокада. Книга 2. Олма-Пресс 2002 г.
3. М.Х. Сорока “Фронтовой трамвай”. Лениздат., 1986 г.
4. Ленинградский трамвай. 1941 – 1945 г. “Лики России”, СПб, 1995 г.
5. Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга. “Лики России”, СПб, 1997 г.
6. Трамвай в Санкт-Петербурге. Научно-справочное издание. “Лики России”.
СПб, 2007 г.
Свидетельство о публикации №224121801811