Работа Г. О. Графтио на строительстве СПб трамвая

             Работа Г.О. Графтио на строительстве петербургского трамвая.

      В январе 1903 г. городская Дума создала подготовительную комиссию из семи гласных по переустройству ГЖД (городских железных дорог) на электрическую тягу под председательством Кедрина Е.И.  В марте 1903 г. этой комиссией был представлен проект перевода на электрическую тягу Невской, Садовой и Василеостровской линий, также оборудование Лиговского парка, устройства трансформаторной подстанции и переустройству некоторых мостов. Электро-энергию предполагалось получить от частных станций. Общая стоимость постройки по этому проекту составляла 2,5 млн. руб. Этот проект Думой был одобрен и одновременно было поручено комиссии разработать проект полного переустройства всей городской сети ГЖД, учитывая постановление суда, что вся сеть КЖД (конно-железных дорог) должна перейти в ведение города. Этот новый проект был разработан в особым техническим отделе подготовительной комиссии под руководством инженер-технолога  А.Г Когана и представлен в Думу в марте 1904 г.
      Графтио Г.О. с 1901 г. по конец 1902 г. принимал участие в изысканиях и составлении проекта Варшаво-Радомской железной дороги, а затем состоял Главным инженером по постройки Гербы-Ченстоховской железной дороги до её завершения. В 1903 г. был причислен к управлению железных дорог России. В этом же году он начинает преподавательскую деятельность в петербургском институте железнодорожного транспорта на кафедре электротехники по дисциплине “Электростанции”. Во второй половине 1903 г. его пригласили на работу в подготовительную комиссию для участия в проекте по переустройству ГЖД на электрическую тягу. Его участок в проекте – строительство центральной электростанции для выработки электроэнергии контактной сети трамвая. По проекту трамвайная сеть должна составлять 195 верст (208 км.), это в 2 раза больше, чем существовала тогда сеть КЖД. Центральная электростанция на 18 тыс. кВт., 9 электрических подстанций, 1450 вагонов, 8 трампарков из них 2 новых (Василеостровский и Московский) и центральные мастерский на Горячем поле. Общая стоимость строительства 52 млн. руб. в 4 очереди до 1925 года. В марте 1904 г. проект был закончен и руководство комиссии предложило Г.О. Графтио либо уволиться, либо взять длительный отпуск без содержания пока длительный процесс согласования проекта со всеми инстанциями не закончится, учитывая, что проектный отдел ликвидируется. Генрих Осипович предлагает продолжить работу в направлении возможности использования финских водопадов  для сооружении гидроэлектростанции, питающей контактную сеть петербургского трамвая. Руководством комиссии эта работа была принята, но в дальнейшем всё сложилось так, что в связи с поражением России в русско-японской войне, не удалось реализовать эту идею. А в это время в подго-товительной комиссии организуют два управления. Одно – по заведованию эксплуатацией ГЖД с паровой и конной тягой. Это управление возглавляет Управляющий ГЖД  инженер Малишевский М.М. Именно это управление будет принимать вновь открывающиеся после постройки трамвайные линии электрического трамвая. Управление принимает участие в организации движения и службы трамвайных парков. С августа 1905 г. создаётся второе управление – строительное. Возглавляет его Главный инженер Стецевич И.Р., а его заместителем назначается Коган А.Г., он же становится заведующим электро-механическим отделом. Организация строительного управления существенно отличалась от организации обычных железнодорожных управлений в виду незначительных средств, отпускаемых на его работу (около 4% от стоимости работ). Это управление состоит из пяти отделов: канализации и устройства путей, гражданских сооружений, электромеханический, мостовой и делопроизводства.


                - 2 -
В конце 1904 г. проект постройки был окончательно принят. Весь 1905 г. и начало 1906 г. устранялись замечания, организована новая подготовительная
комиссия по строительству электрического трамвая из семи гласных во главе с Соковым А.М. и проведена конкуренция 17 августа 1905 г. между фирмами желающими взять на себя всё это строительство. В виду неблагоприятных финансовых обстоятельств того времен, предполагаемая  сумма в 30 млн. рублей на все четыре очереди строительства, не могла быть реализована. На таких началах не нашлось желающих строить трамвай в городе, тогда пришлось взять деньги с других займов и ограничить финансирование только строительством 1-ой очереди в период 1906-1913 гг. в четверть полной стоимости строительства. 1 ноября 1905 г. был объявлен второй конкурс, в котором приняли участие 22 фирмы, из них 12 по залогу, а по переустройству всей сети только 3 фирмы. Конкуренцию выиграло Акционерное Общество “Вестингауз” (АОВ) за 9,4 млн. рублей. Управлялось АОВ в С.-Петербурге тремя исполнительными директорами. С 1903 по 1905 были избраны директорами А.Г. Каптейн, В.С. Смит и И.Х. Мейер В период строительства трамвая АОВ создает отдел постройки С.-Петербургского трамвая, который размещается на Гороховой ул., 61. В уставе АОВ в прямую не говорилось о возможности строить трамвай, в основном АОВ занималось изготовлением и внедрением тормозных систем на железной дороге, поэтому Дума рекомендовала изменить § 1 Устава, куда и была внесена поправка: «а равно для устройства и эксплуатации всякого рода механических и электрических сооружений». В этот период в АОВ было 252 акционера. К работам по постройке трамвая было привлечено много субподрядчиков, которые заключали договора либо с АОВ , либо со строительным управлением исполнительной комиссии по переустройству КЖД на электрическую тягу. В 1905 году первоначально начались работы по переустройству  мостов, которые велись до 1909 г. Построено 6 временных деревянных мостов, переустроено 3 деревянных и 12 каменных мостов. А собственно работы по переустройству КЖД начались только в 1906 году, пути, в основном, прокладывались в 1907 г.  Строительство вагонных сараев в Василеостровском и Московском трампарках начато в 1906 г. В июле 1907 г, были перекрыты только 1 полусарай в этих парках.  В это же время произошло еще одно интересное событие. В Париже на ул. Деляркад 45 создается «Русское электрическое общество Вестингауз» (РЭОВ) с основным капиталом 20 млн.  франков, разделенных на 80 тыс. акций по 250 франков и 6 июля 1906 г.  был подписан акт, президентом этого общества избрали Георга Д. Вестингауза, который приехал для этой операции из США. Директором-распорядителем общества избран гражданин США Вильям Эдуард (на русский манер - Василий Самойлович) Смит. Общество предназначалось для работы в С.-Петербурге, главная контора располагается на Невском, 11, а отдел постройки электрических сооружений - на Гороховой ул., 61. Этим обществом был приобретен завод Бельгийского общества в Москве, который располагался на Камер-Коллежском валу, близ Симонова монастыря - Мясницкий проезд, д. 2. Несколько позже, 26 августа, Министерство  внутренних  дел  дало разрешение о возможности действовать этому Обществу в России. Работало это Общество в С.-Петербурге до 8 июня 1909 г., а потом Управление переехало в Москву.
      Несмотря на то, что основные подрядные договора были заключены 29 апреля 1906 г. с АОВ, но, практически, все работы были выполнены РЭОВ. АОВ обратилось в Городскую думу с просьбой переоформить договора на строительство
трамвая на РЭОВ, но Дума категорически не согласилась, опасаясь за исход мероприятия, тогда АОВ договорилось с РЭОВ. что все работы по строительству
трамвая в С.-Петербурге будет вести РЭОВ, передала последнему все дела своего
электрического отдела и офис отдела по Невскому пр., 11, а в дальнейшем  и   
 
                - 3 –
офис на Гороховой ул., 61. Правление же самого АОВ обосновалось на Прилукской 2. Работы РЭОВ будет вести от имени АОВ за свой счет и риск, получая прибыли и неся потери, но не принося убытка АОВ. От этой сделки пострадали все: Город от постоянных затяжек сроков выполнения работ. Это повлекло за собой бесконечные штрафы и разбирательства. АОВ понесло большие убытки (почти в 700 тыс. рублей) основного капитала за счет штрафов и судебных начетов за несвоевременное выполнение работ. РЭОВ к 191З г. имело потерю основного капитала почти в 19 млн. франков и почти за бесценок было продано Русскому электрическому обществу «Динамо».
       В октябре 1906 г. в качестве помощника Главного инженера в РЭОВ приглашают Графтио Г.О., а Главным инженером тогда был американский гражданин Моле Г.Е., директором-распорядителем в период начала строительства трамвая стал Смит В.Э, (В.С.), его помощником был инженер-технолог Ломов В.А. С февраля 1908 г. Графтио Г.О., назначают Главным инженером Общества, но, проработав месяц, получает разрешение Министра  путей сообщения и уезжает за границу для ознакомления с делами электрификации железных дорог. Кроме этого, с марта 1908 г. опять продолжает преподавать в Электротехническом Институте Императора Александра III  по курсу “Гидроэлектротехнические установки”, а с 1910 г. ещё и по курсу “Элетрофикация железных дорог”. С марта 1908 г. Главным инженером РЭОВ назначается опять Моле Г.Е. И несмотря на то, что договор на постройку трамвая по 1-ой очереди распространялся на 1906-1913 годы, РЭОВ работало по строительству трамвая только до 1909 г.
      К моменту пуска трамвая в городе в сентябре 1907 г. было поставлено всего 12 вагонов “Брешь” из Англии.  Десять этих вагоны утром 16 сентября (29.09 по новому стилю) 1907 г. были установлены в два ряда на Адмиралтейском проспекте для открытия трамвайного движения в городе. Три первых были празднично украшены. Г.О. Графтио был в числе приглашённых, ехал во втором вагоне среди прочих приглашённых. Управляли всеми вагонами профессионально подготовленные вагоновожатые. Трамвайные вагоны по первой линии ходили вместе с конкой с 13.09.07 – обучали водителей. Наставником был инженер путей сообщения Демчинский В.Н.
      Здание центральной электрической станции на Атаманской улице было построено к 1907 г., а полное оборудование установлено только в августе 1908 г. К оборудованию подстанций приступили только в начале 1907 г. но к концу того же года все оборудование всех пяти подстанций было смонтировано. Первая подстанция была на Большой Подьяческой улице. Это именно та сфера деятельности в которой принял непосредственное участие Г.О. Графтио, сначала на проектировании в составе подготовительной комиссии городской Думы в 1903 – 1904 г., а затем при строительстве в состав РЭОВ в 1906 -1908 г.
      РЭОВ закончила строительство первой очереди электрического трамвая в городе к 1 июню 1909 г. Трамвай тогда уже работал по 13 маршрутам и из 500, имеющихся инвентарных вагонов, ежедневно выходило на линию 382. Оборудовано три парка для ночного осмотра вагонов (Василеостровский, Московсий и Петербургский). Для разворота вагонов с прицепными было устроено 10 петель и колец. 
          Литература:
   1. “Строитель первых гидроэлектростанций в СССР академик Графтио Г.О.”   
         Издательство Академии наук СССР, 1953 г., Москва.
   2. “Петербургская газета” №177 от 17 сентября 1907 г., понедельник, стр. 2
        “Около трамвая” Об официальном открытии трамв. движения в городе.
                Львов Ю.М.   Музей ГЭТ ГУП ГЭТ    16.10.09
               


Рецензии