Борис Новицкий 7

  (ст."На Русской равнине в доисторический период плескалось море-океан",Б. Новицкий,2024) "Но сначала некоторая интересная этимологическая информация.Напр-имер, откуда и когда в нашем языке появилось слово лодырь.И как оно связано со словом лёд?Слово "лодырь" имеет явные корни в русском языке и его легко понять без дополнительных объяснений.Однако его этимология вызывает интерес.Оказывает-ся,это слово можно встретить и в других языках,например,в литовском.В литовском языке существ-ует слово "лодырас"(lodyras),которое имеет схожее значение.Это св-идетельствует о том,что понятие ленивого человека или бездельника существовало в разных культурах и языках на протяжении длительного времени.В словаре В.И.Даля для обозначения лентяя,тунеядца представлено слово «ляда».Выясняется,что у него в древнерусском языке было немало и других связанных смыслов.Например,ляда,ляди-на,или— лядь,к ляду,ляш-ина.Вот они:- ЛЯДА,ляда,лядина ж.зап.,сев.лядо ср.вор., кур.ляшина,влад.пустошь,заросль,покинутая и заросшая лесом земля,запущенные зар-осли.- Ляда об.лентяй,ленивец,лежебок,тунеяд,бесполезный человек».- Лядь,всё не-годное и недоброе,дух пакостей,нечистый,черт.Ну ее к ляду,собаку эту,она зря ме-чется на человека».Но слово «ляда» в значении "пустошь" этимологически и семан-тически стало основой для формирования его эквивалента в германских языках,вклю-чая английский термин «land».Впрочем,вот полный перевод статьи о слове «land»: «Древнеанглийское lond,земля,"основание, грунт"…происходит от протогерманского *landja-(источник также древнескандинавского,древнефризско-голландского,готско-го land,немецкого Land),возможно,от гипотетического ПИЕ* корня lendh-(2) "земля, открытое пространство,пустошь"(источник также древнеирландского land,средневел-лийского llan "открытое пространство",валлийского llan "ограда,церковь",брет-онского lann "пустошь",источник французского lande; старославянского ledina "пустошь,вересковая пустошь",чешское lada " земля под паром").Но Боуткан [Dirk Boutkan,немецкий лингвист]не находит здесь индоевропейской основы и предпола-гает,что слово может быть связано с германским субстратом.Этимологические данные и его использование в готском языке указывают на то,что изначально в германских языках оно означало «часть земли,принадлежащую одному человеку или народу».Здесь тут же видим германское свойство всё переводить в плоскость владения,принадлеж-ности.Тем не менее,перед нами старославянское слово «лядина»,которое,несомнен-но,восходит к древнерусскому «ляда»,покинутая на время,не годная земля.Возника-ет вопрос: как определить,что такое «древнерусский»? С какого момента следует отсчитывать? С момента появления христианства на Руси? Или с того времени,когда русы говорили на мифическом прагерманском языке,как нас хотят убедить некоторые лингвисты? Ведь и Боуткан говорит о каком-то германском субстрате.Тем не менее, люди,которые с древности были связаны с землей и умели ее обрабатывать,могли отличить пахотную землю от «ляды»— территории,заросшей кустарником или мелкими деревьями.Они говорили на языке,который дошел до нас от их предков,и который до самой недавней современности сохранял и сохраняет в себе понятные им корни.Этот язык, хотя и не подтвержден письменными памятниками, относится к общеиндоевро-пейской семье,которая сформировалась,возможно,ок.6–5 тыс.лет назад.Удивительно ,но именно этот язык оказался наиболее близким к современному русскому по своей корневой основе.Это подтверждает,что русский язык имеет глубокие исторические корни и сохранил многие черты древнего праязыка,который использовали наши предки .Очевидно,что возникновение слов и понятий уходит вглубь тысячелетий.Период общ-еиндоевропейского лингвистического единства представляет собой уже организован-ный язык,который формировал слова на основе современных им событийных понятий.
Одним из ключевых событий в истории нашей планеты стало таяние ледников,которое привело к формированию обширных водоемов— озер и морей,таких как Русское "море-окяин",постоянно упоминавшееся в большинстве русских сказок и былин.Оно могло образоваться в низинной части Русской равнины после освобождения вод из ледяного плена оледенения.Освободившиеся от ледяного покрова земли,которые местами остав-ались покрытыми льдом,местами заболачивались,были непригодны для обработки и использования,и стали у людей того периода носить название "ляда".Очевидно, что вынужденное обитание на еще недавно приледниковой земле рождало и новые соответ-ствующие времени слова.Не удивительна,поэтому,и семантическая связь слов «ляд» и «лед»,которая подчеркивает образ «ленивой»,медленно освобождающейся от последст-вий ледника земли.Отсюда и новый смысл: ляда– лодырь,лайдак,ленивый,ледащий чел-овек,Словарь В.Даля:«ЛАЙДАК м.южн.зап.лодырь,ледащий человек,негодяй,шатун,плут и гуляка.Лайдачий (ледащий?),к нему относящ.» Таким образом,"лодырь"– не просто русское слово,оно имеет глубокие корни и отражает универсальную человеческую че-рту.Но не только это.А то, что наши далекие русские предки имели дело, скорее, не с ледником, а с его дальними последствиями – с катастрофическими наводнениями Русской равнины, связанные с ледником. И если следовать информации ученых, то на Русской равнине после известного еще со слов Платона атлантического наводнения (гибель Атлантиды)13-11,5 тысяч лет назад было два таких потопа– 9,6 и 7,6 тыс. лет назад.Теорию возникновения евразийских потопов разработал выдающийся физико-географ М.Г.Гроссвальд[1].Что подробно разбирает в своей книге[2] А.Абрашкин, который пишет:«Суть теории Гроссвальда состоит в том,что во время существования континентального ледника на территорию Евразии обрушивались страшные потопы,ког-да воды Северного Ледовитого океана снеслись с севера на юг,сметая всё на своём пути.Один из таких потопов произошел 11,5 тыс.лет назад.это время тютелька в тю-тельку совпадает с предполагаемым временем гибели Атлантиды.Вслед за атлантиче-ским потопом было еще два- 9,6 и 7,6 тыс.лет назад.Последний из них упоминается в Библии.Его дата– 5,6 тыс. до н.э.,опять-таки оказывается знаковой.С этого вре-мени начинают отсчет истории «Повесть временных лет» и все христианские народы. Каждый новый потоп в буквальном смысле смывал цивилизации Евразии,и каждый раз они возрождались снова».Последний из них и мог отложиться в памяти формирующе-гося индоевропейского народа(ариев),что легло в основу гимнов,посвященных богу Индре,разбившему ледяную запруду и давшему возможность рекам вернуться в свое русло и снова направиться на север.А причиной запруд,остановивших движение рек на север,стало резкое похолодание на севере Евразии и образование ледяных дамб вдоль побережья Ледовитого океана.Как пишут исследователи,вода могла подняться на 100 м выше уровня моря.Таким образом, затрагивая вопросы древнейшей миграции народов нельзя не принимать во внимание и факторы,содействующие,в общем-то,нас-ильственному смещению внушительных масс населения с осваиваемых ими тысячелет-иями территорий.К слову,тот факт,что на современной территории России пока не найдено древних образцов Y-гаплогруппы R1a-Z280 не обязательно может быть связан с тем,что плохо искали.Возможно,территория центральной России после последнего наводнения еще представляла собой ту самую ляду(ленивую землю),где невозможно было ни выращивать продукты для пропитания,ни просто существовать.И спасшиеся от потопа предки русов и ариев уходили на возвышенности,которые позволяли там суще-ствовать.Какие из них могли представлять собой спасительные островки для спасши-хся людей в прошлом?Это Среднерусская возвышенность с наивысшей точкой 343 метра над уровнем моря,откуда берут начало реки Ока,Волга и Днепр,Десна,Дон и Западная Двина.Там же берет начало и Яуза, на которой стоит Москва.Это Приволжская возвы-шенность– максимальная высота– 370 м над уровнем моря,на которой был возведен город Нижний Новгород.Это Северные Увалы,откуда берет начало Северная Двина.и западное Приуралье.Стоит при этом обратить внимание на тот факт,что именно Прив-олжская возвышенность и Приуралье стали источником рек,названия которых несут в себе конкретных арийские названия– обряд омовения),Ушна(жар,зной),и т.д.Поэтому неу-дивительно,что это район стал обителью и спасением предков ариев при последнем потопе,которые могли обитать здесь еще до потопа 7,6 тыс.лет назад,скажем,тех же носителей древней гаплогруппы R1a-M417.Она образовалась еще до времени последн-его потопа– 8700 лет назад.Вот они-то и могли быть оставшимися в живых свидетел-ями,создавшие устное повествование о потопе в Ригведе.А когда воды отошли,в лин-ии потомков этой гаплогруппы 5,9 или 5,3 тыс.лет назад образовался праиндоевроп-ейский(или общеарийский)субклад R1a-Z645,от которого и пошли линии– русов(Z280) и линии ариев(Z93).Им и довелось в будущем донести знания о катастрофическом по-топе до потомков в арийских мифологиях Ригведы и русских народных сказках.На это обращает внимание А.Абрашкин[3].Так,в сборнике сказок Афанасьева в ряде сказок постоянно упоминается «синее море».В сказке «Емеля-дурак» Емелю вместе с короле-вской дочкой в бочке пускают по морю,в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» ца-ревна плывет по синю морю на серебряной лодочке.В сказке «Елена Премудрая» буря выкидывает на остров посреди моря.В сказках и появляется спасительный остров Бу-ян.Этимология которого идет от лова «буй»,обозначающего возвышение над поверхно-стью воды.И ряд городов носят названия с этим корнем.Так,по сведениям цитируемой книги,город Буй в Костромской области возвышается на уровне 99 м над уровнем моря,город Буинск в Татарии– 93 м,Буинск в Чувашии-164 м[4].Присутствует море и в сказках Пушкина,основой которых являлись русские сказки.Очевидно,поэтому, что первые авторы русских мифов о море знали о нем не понаслышке.И это было внутрен-нее море Русской равнины.«Да и знаменитый остров Буян,стоящий посреди моря-оке-ана,тоже имеет русскую прописку»,- пишет А.Абрашкин.И для доказательства этого утверждения у него есть все основания,которые подробно изложены в цитируемой зд-есь книге.Между тем,на карте гаплогрупп R1a хорошо заметно раздельное размещение носителей указанных субкладов– предки русских оказались далеко на западе,арии на востоке,в Приуралье,откуда затем ушли на юг в Индию и на юго-запад в Месопота-мию.Складывается впечатления,что предки и русов,и ариев могли жить на берегах того моря-океана из русских сказок,частью на среднерусской,частью на Приволжской возвышенности.Там от них и пошло потомство,в центре– прарусы,у Волги– арии.Ест-ественным разделителем стало постепенно уходящее море-океан.Но как и арии сохр-анили память о потопе в Ригведе,так и предки русских сохранили ее в русских нар-одных сказках.И эта память шла от пра-прадедов,свидетелей потопа.Так или иначе разделение родов по географическому принципу привело к разделению некогда едино-го общеарийского языка на язык прарусов и на язык ариев.Но общность Вед подчерк-ивается и общностью имен бога Индры ариев и русского Индрик-зверя из Степенной книги.Впечатляют и их общие функции по разрушению преграды изо льда.И даже сего-дня в восточном Зауралье России сохранилось имя Индра в названиях трех озер(юг Сведловской области).Я ни на минуту не сомневаюсь,что и русское имя Андрон– ана-лог арийского Индры.Также и название андроновской археологической кульутры по селению Андроново– не случайный факт.Там 3600-3200 лет назад обитали потомки ар-иев,создавшие затем скифскую культуру.Не исключено поэтому,что изначально это место именовалось Индра,Индрино,Индроново.Впрочем,что касается Индры,то Ригведа о его деяниях по вызволению вод из ледяного плена пишет(цитирую по[5]):
«Стоял мрак, мешающий основе вод.
Гора (была) во внутренностях Вритры»(Ригведа I,54.)
Разгневанный Индра,напав,
ваджрой разбивает спину
Бушующего Вритры,
Побуждая воды к течению.(Ригведа I,80.)    Веды говорят,что в этом мраке таились силы хаоса,стремящиеся поглотить мир.Могу-чий Индра,бог грозы и воин,вооружился молнией и бурей,чтобы сразиться с Вритрой и освободить воды.С каждым ударом мол-нии тьма рассеивалась,открывая путь к серд-цу горы.Воды,запертые в её глубинах ,начали прорываться наружу.Индра победил Ври-тру,освободив воды и восстановив гармонию во вселенной.В качестве сравнения. Далекие отголоски отображения самого архаичного из божеств Ригведы– бога Индры и его «звериных» функций по освобож-дению земли ото льда и освобождению вод– извес-тны были и нашим предкам.Уже почти забыта русская песня «Индрик-зверь» 9–13 вв. или былина уральских казаков «Индрик-зверь»,записанная от охотника Ивана Чакрыг-ина,где персонаж этой былины воспринимался не как мифологическое существо,а как лютый зверь.Так или иначе, символично, что именно на холмах Среднерусской возвышенности найдены древние ископаемые образцы гаплогруппы R1a-Z93, хотя датировка их не указана. Но время жизни общего предка 5000 лет назад. Несколько правее на карте, в Приуралье, показаны, найденные там те же снипы Z93 с датировками на тысячу лет с небольшим отстоящие от времени жизни общего предка.Конечно, утверждать, что наблюдаемый разброс находок древних снипов связан с расселением их обладателей на возвышен-ностях, оставшихся удобными для поселений после потопа, пока рано.Слишком мало соответствующей информации по найденным ископаемым образцам на Русской равнине. Но, например, нахождение их в основном на западной окраине Восточно-Евролпейской равнины – Польша Балтия, Германия Венгрия, может указывать не только на активную работу исследователей в этом направлении, но и то, что все они обосновались в основном на высотах Судетов,Прикарпатья,Балкан.Было бы преувеличением утверждать , что наблюдаемый разброс древних стоянок связан исключительно с тем,что люди расселялись на возвышенностях,которые оставались пригодными для жизни после пот-опа.Однако нельзя исключать возможность влияния климатических катаклизмов,осо-бенно тех,которые произошли сравнительно недавно,на миграцию людей.К слову,инте-ресную мысль высказал А.А.Абрашкин относительно связи названия реки Ока со слов-ом Океан.Вполне допустимо,что название этой реки как-то,в силу геолого-климатич-еских условий,связано с названием слова Океан,море-океана…"


Рецензии