Мартин Парсонс. Богословие крещения

БОГОСЛОВИЕ КРЕЩЕНИЯ
Мартин Парсонс (1978)

Консервативный англиканский автор

Я начну с цитаты, которая, как мне кажется, получит всеобщее одобрение. Это отрывок из лекции Дональда Бейли о крещении в книге «Теология таинств», изданной после его смерти его братом и содержащей очаровательные биографические воспоминания. Он говорит: «Те, кому доверена забота о душах в пастырском
служении, должны часто с некоторой тревогой спрашивать себя, что таинство крещения значит для основной массы прихожан, которые приводят своих детей на крещение. Но, действительно, многие служители иногда чувствуют, что у них самих больше вопросов
о значении крещения, чем ответов на них, и, таким образом, они не очень хорошо подготовлены к тому, чтобы давать своим прихожанам чёткие и ясные
наставления о том, во что они должны верить в этом таинстве Церкви. Более того, если они обратятся к теологам за руководством, они могут найти среди них также немало путаницы ; и, конечно же, они встретят очень оживленную дискуссию ". И немного
далее он говорит: "Я верю, что возвращение к изучению Нового Завета может пролить,
и действительно пролило, много света на эти вопросы".
Поскольку моя тема - "Богословие крещения", а не "Современная пастырская практика в отношении крещения", я намерен изучать ее с точки зрения Священного Писания. Я признаю свой долг перед У. Ф. Флемингтоном с его " Новозаветным учением о крещении, которое можно считать стандартной современной работой по этому вопросу. Попутно мы с интересом отмечаем, что Флемингтон и Оскар Кульман, написавшие книгу "Крещение в Новом Завете" для Книжного клуба S.C.M., а также Дональд Бейли не являются англиканами, но все они в значительной степени придерживаются стороны крещения младенцев.
Рассматривая крещение в Новом Завете, мы не можем игнорировать крещение Иоанна. О нём упоминают все четыре Евангелия, и Сам Иисус принял его, чтобы исполнить всякую правду. Это было крещение покаяния для отпущения грехов. Но Иоанн ясно даёт понять, что его служение лишь подготавливает путь для служения Христа. «Я
крещу водой. Он будет крестить Святым Духом и огнем".
Можем ли мы рассматривать крещение Иоанна просто как усиление крещения прозелитов в том виде, в каком оно практиковалось евреями? Конечно, нет. Это правда, что в обоих случаях крещение в воде, вероятно, путем погружения, означало
новое начало и посвящение в новую общину. Но на этом сходство заканчивается. Крещение Иоанна приняли в основном евреи, те, которые уже были среди Народа Завета. Таким образом, это подразумевало не просто изменение статуса, но и нравственное перерождение. Должно было быть исповедание грехов. Язычники, желавшие принять религию Израиля, проходили церемониальное омовение при крещении. Но в случае с крещением Иоанна евреи, которые не жили так, как должен жить народ Божий, проходили нравственное очищение через покаяние и таким образом - по крайней мере, в каком-то смысле - входили в Царство Божье. В целом лучше рассматривать крещение Иоанна не как конкретное применение крещения прозелитов, а скорее как кульминацию Слова пророков. Иисус настолько отождествил Себя с теми, кого Он пришёл спасти, что Он принял крещение Иоанна, хотя и не без возражений со стороны последнего. И при крещении Святой Дух сошел на нашего Господа в видимой форме, и был услышан голос Отца, сказавший: "Ты Сын Мой возлюбленный".
Трудно избежать вывода о том, что существует связь между этим инцидентом и более поздней истиной о том, что крещение связано с получением Святого Духа и усыновлением в качестве сынов Божьих. Карл Барт, которого цитирует профессор Бейли, говорит, что на самом деле именно так Иисус учредил таинство крещения. Единственные случаи, когда наш Господь говорит о крещении, которое Он Сам должен принять, - это Лк.12. 50: "Я имею крещение, которым нужно креститься, и как я стеснен, пока оно не совершится"; и Мк.10.38: "Можете ли вы ... креститься крещением, которым Я
крещен ?" " Речь явно идет о Его грядущих страстях. Использование слова «крещение» может быть не более чем расширением  ветхозаветной фразеологии, такой, как "Когда ты пройдешь через воды ... ", "Я вошел в глубокие воды". Но правы ли мы, так легко отмахиваясь от этого? Несомненно, постоянная связь крещения с смертью Христа в Посланиях может проистекать из этих высказываний нашего Господа.
Я думаю, мы можем видеть происхождение христианского крещения не только в
повелении Мтй.28. 19, но и во всем служении Иисуса. Он был крещён Иоанном. Он позволил Своим ученикам крестить даже большее число людей, чем Иоанн, хотя это, очевидно, было эквивалентом крещения Иоанна (Иоан. 4:1). И Он говорил о Своей приближающейся смерти как о крещении. Флемингтон метко замечает : "Такое упоминание приобретает смысл, если мы признаем тот исторический факт,
что смерть Иисуса и последующая вера в Его воскресение на самом деле ознаменовали начало Его более широкого " служения " в мире в целом, так же несомненно, как крещение в реке Иордан положило начало Его служению в Палестине".
Когда вы обращаетесь к практике ранней Церкви, описанной в Деяниях, бывает трудно найти единую закономерность. Я сомневаюсь, что мы можем основывать нашу веру в крещение и конфирмацию только на этом. как и то, что мы можем найти там троичный порядок служения. Например, в самом начале Деяний наш Господь, незадолго до Своего Вознесения, противопоставил водное крещение Иоанна крещению Духом,
которое Он должен был принять. В этих словах нет ничего, что указывало бы на христианский обряд крещения водой. Мы могли бы ожидать, что слова Петра в конце его проповеди на Пятидесятницу будут представлять норму: "Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы получите дар Святого Духа". Однако в случае с Корнилием и его собратьями по слушанию, Святой Дух сошел на них до того, как они были крещены.
Случай с учениками в Эфесе снова отличается. Они приняли крещение от Иоанна, но ничего не знали о Святом Духе. После объяснения Павла они крестились во имя Господа Иисуса, но только после подтверждения они получили Святого Духа. Опыт самого Савла был противоположным. Анания возложил на него руки,
и он прозрел и (как я понимаю) исполнился Святого Духа. После этого он крестился. То, что произошло после проповеди Филиппа в Самарии ближе всего к порядку, который мы
сейчас считаем само собой разумеющимся: вера, крещение, миропомазание, сошествие
Духа. Можем ли мы быть уверены, что все, кто принял крещение Иоанна (например, апостолы), были снова крещены водой? Имело ли значение только крещение Духом? Я думаю, что изучение Деяний приводит нас к выводу доктора Сильвы Нью, цитируемому
Флемингтоном : "Вера в Иисуса (или в Его Имя), крещение, прощение грехов, возложение апостольских рук и принятие Духа, по-видимому, сформировали единый комплекс связанных идей, любая из которых в любом отдельном повествовании может быть либо опущена, либо подчеркнута".
Флемингтон говорит, что крещение внешне воплощало смысл и сущность Евангелия, и показывает нам позицию в Деяниях, в следующих словах:" Новообращенный мог бы усвоить это значение для себя, пройдя крещение. Иногда это значение было настолько глубоким, что обряд крещения действительно мог послужить поводом
для получения новообращенным того отличительного христианского дара, который ранняя Церковь называла даром Духа.  В других случаях, и, похоже, с течением времени этот дар Духа стал все чаще и чаще ассоциироваться не непосредственно с первоначальным ритуалом крещения, а со вторым обрядом, возложением рук, часто объединенным с первым, но иногда отделенным от него. Для подавляющего
большинства первых учеников это внешнее воплощение Евангелия было
нормальным и необходимым. Современные примеры из миссионерской деятельности
помогают нам понять, что может означать крещение для новообращённого в наши дни". Не стоит сомневаться, что для бесчисленного множества христиан I века, как и для их Учителя, в момент крещения открылись небеса. Однако были и те, кто приобщался к полноте христианского опыта без помощи какого-либо посреднического знака. Такие
примеры должны вызывать удивление только у тех, кто не в состоянии допустить действия принципа "Deus nonalligatur sacramentis suis".
Когда вы обращаетесь к Посланиям Павла, вы обнаруживаете развитую теологию
крещения. В том, что он считал это необходимым, сомневаться не приходится. Его
слова: "Ибо Христос послал меня не крестить, но проповедовать Евангелие", не являются умалением таинства. Апостол был в ужасе от того, что началось формирование партии Павла. Его яростный вопрос: "Павел был распят за вас? или вы были крещены во имя Павла? " усиливает значение крещения. Это личное применение искупительного дела Христа. Об этом говорится в величайшем из всех отрывков о крещении, Римлянам 6i, которое, по мнению некоторых из нас, было бы лучшим чтением для Службы крещения, во всяком случае, чем Иоанна 3 в службе для крещения взрослых. "Как нам, умершим для греха, продолжать жить в нем? "Обратите внимание на время ... умер", раз и навсегда. И, разъясняя это далее, Павел сразу же ссылается на крещение. " Тот, кто был крещен во Христа, тем самым был принят в настоящее общение смерти и жизни с Ним" (Нюгрен). Мы, которые когда-то были "в Адаме", теперь через крещение включены во Христа. И поскольку мы являемся членами тела • Христа, одним Духом крещенные в одно тело, то то, что истинно для Христа, истинно и для нас. Мы умирали, были похоронены и воскресали снова, чтобы ходить в обновленной жизни. Это верно для тех, кто во Христе. Это объективный факт, а не субъективный опыт.
По этому поводу позвольте мне снова процитировать Нигрена, потому что я считаю, что его слова очень важны. «Нет никакого представления о мистическом опыте единения. Такое понятие принадлежит миру мысли, совершенно отличному от мира Павла. Также здесь не имеется в виду, что христианин погружается в созерцание
смерти и воскресения Христа, пока не достигнет такого единения с ними, что
он познает смерть Христа как свою собственную, а воскресение Христа - как своё собственное. Так понимать Павла - значит понимать его неправильно». Истина заключается не в том, что благодаря каким-то нашим усилиям Христос и то,
что с Ним произошло, должны войти в нашу жизнь. Скорее, истина заключается в том, что благодаря Божьему действию мы включены в то, что произошло со Христом, и становимся соучастниками этого. То, о чём говорит Павел, - это простая и немистическая реальность. Бог сделал Христа Главой нового человечества; и в это новое органическое отношение Он привёл нас через крещение.
Аргумент из  Римлянам 6 заключается в том, что пребывание во Христе приводит к реальным нравственным изменениям. Точно так же в 1 Ко. 6:11, перечислив целый
список грешников  и злодеев, Павел говорит: «И такими были некоторые из вас: но вы омылись, но вы освятились, но вы оправдались». во имя Господа Иисуса и Духом Бога нашего. Я думаю, что было бы нереалистично отвергать все возможные отсылки к крещению в этом отрывке. Каждая выраженная мысль связана с крещением в других местах, в частности с именем Господа Иисуса и даром Духа. Ссылка на рассказ апостола Павла о своем обращении в Деян.23. 16 должна быть решающей: "Встань, крестись и смой грехи твои, призывая Имя Господне".
Умереть и воскреснуть со Христом, очиститься и смыть грехи - это всего лишь два аспекта одного и того же. {И, кстати, если язык  Римлянам 6, по-видимому, благоприятствует полному погружению, то формулировка об очищении, безусловно, напоминает такие отрывки из Ветхого Завета, как Иез.36.. 25: "Я окроплю вас чистой водой, и вы будете чисты".) И все другие способы выражения последствий крещения - это всего лишь различные аспекты единого могущественного факта пребывания во Христе. "Все из вас, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа" (Гал. 27). "Крещены в одно тело" (I Кор. 13 13), и т.д.. Крещение у св. Павла - это великий акт посвящения во Христа и, следовательно, в Его Церковь. Этот кризис вхождения есть не субъективный опыт, а нечто " данное"; часть истины, в которую нужно верить. "Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех" (Еф. 4 5).
У нас нет времени даже бегло знакомиться здесь с трудами св. Иоанна и других новозаветных авторов. Достаточно сказать, что св. Иоанн лишь дополняет св. Павла, когда он делает акцент на новом рождении и Божественном сыновстве. Это аспекты дара Духа. Когда вы изучаете признаки возрождения в Первом послании Иоанна, у вас не
может не сложиться впечатление, что новое рождение - это огромный духовный переворот, и что, если нет признаков жизни, мы не имеем права предполагать, что жизнь есть. Во всём, что Новый Завет говорит о крещении - и я надеюсь, что мы убеждены в том, что он предъявляет к нему огромные требования, - мы должны предполагать, что речь идёт о крещении, принятом правильно. Связь покаяния с крещением была тем, что
Церковь получила от Иоанна Крестителя. Петр подчеркивал это с самого начала. "Покайтесь и креститесь". Также с замечательной последовательностью в Деяниях крещение связано со слышанием слова и с верой. "Те, кто приняли Его слово, были крещены.«Филипп проповедовал ему Иисуса», и он крестился. «Лидия слушала нас,
и Господь открыл ей сердце, чтобы она внимала тому, что говорил Павел. И когда она крестилась...» (16:14, 15).  Это лишь несколько примеров. Покаяние, слышание истины, вера, послушание - всё это сопровождало внешний акт крещения, который посвящал новообращённого во Христа и даровал ему все блага спасительных деяний Бога. Крещение было Божьим деянием, и именно оно приносило спасение. «По благодати... через веру». Вся вера в мире не имела бы значения без благодати.
Флемингтон подводит итог следующим образом: "Во всех этих новозаветных Писаниях христианское крещение - это ритуал, имеющий значение. Внешний акт водного
крещения напоминает и как бы заново представляет это деяние Бога, совершенное раз
для всех ради спасения человека в смерти и воскресении Иисуса Христа. Таким образом, крещение осуществляет этот акт для каждого последующего верующего. У него есть внешний и внутренний аспекты, которые можно разделить в мышлении. Однако свидетельства Нового Завета показывают, что такое разделение было гораздо менее очевидным и естественным для первых христиан, чем для нас. Не может не иметь значения тот факт, что в Новом Завете нет ни одного отрывка, в котором проводилось бы какое-либо окончательное разделение между внешним обрядом крещения и духовной реальностью, которую этот обряд воплощал. И сам акт, и его значение имели значение
- для первых христиан они составляли неразрывное единство.
Флемингтон добавляет примечание, в котором поднимает вопрос, занимающий умы всех: «Некоторое разделение этих аспектов неизбежно для нас, потому что в большинстве христианских общин сегодня принято крестить младенцев, а не взрослых».
Мы все знакомы с этим спором и со многими аргументами с обеих сторон. Наша молодёжь сталкивается с этой проблемой так же, как и мы в былые времена. Аргументы Райла и Гриффита Томаса по-прежнему полезны, как и бесчисленные брошюры на эту тему. У Флемингтона есть отличная заключительная глава о крещении младенцев, в которой он приводит многие из старых аргументов. Однако я хотел бы попытаться обобщить точку зрения Дональда Бейли в лекции, которую я процитировал в начале. Он цитирует Уилера Робинсона, который, будучи баптистом, сказал: «Крещение - это дверь, ведущая в Церковь».  Следует ли считать, что дети христиан занимают место в Церкви Христовой, или они являются чужаками? Вопрос сводится к следующему: существует ли такое понятие, как «христианский ребёнок»? Являются ли дети в каком-либо смысле христианами до тех пор, пока они не пережили обращение? Если да, то что можно сказать о детском богослужении или обучении ребёнка молитве? Кажется, в цитате нашего Господа нет никакого смысла: "Разве вы никогда не читали, что из уст младенцев и грудных детей Ты изрек хвалу ?
Воля Божья в том, чтобы дети имели такой опыт Его благодати и любви, который соответствует их стадии роста: чтобы они были детьми-христианами. Следовательно, они являются частью Церкви, принятой крещением. И если кто-то возразит, что, хотя у детей может быть настоящая вера, бессознательные младенцы не могут ее иметь, у Бейли есть такой ответ : " Новорожденный ребенок - это начало бессмертной души, но это еще не
независимая душа. Решения должны приниматься за него его родителями и Церковью, и их нельзя откладывать, потому что жизнь продолжается, и ребенок так или иначе взрослеет. Таким образом, христианская Церковь и родители-христиане выберут христианскую жизнь для своих детей. Означает ли это, что благодать таинства приходит к
ребёнку в ответ на веру родителей и Церкви? Да, именно так: это именно то, что это значит. Это утверждение, что Бог обещает ребёнку спасение верой. И это правильно, и это
соответствует всему мировоззрению Нового Завета, в котором нет нашего ложного индивидуализма. «Новый Израиль не игнорировал семью в большей степени, чем старый», - говорит Бейли.
Так какая же разница для младенца, находящегося без сознания, в крещении?
Это приводит ребенка в новое окружение, в Церковь Христову, так что ребенок окружен жизнью Церкви, окружением, которое касается его наиболее близко в жизни его родителей. Родители находятся в особых отношениях с ребенком не только как физические родители, но и как та часть Церкви, которая наиболее естественным образом выполняет обязательства всей Церкви по отношению к ребенку. Но какое это имеет значение на данный момент ? Или лишь до тех пор, пока ребенок не будет способен верить?
 Конечно, мы не можем сказать, когда начинается духовная жизнь ребёнка. Я помню, как А. Дж. Тейт из Ридли в своей речи, которая развеяла ряд моих собственных сомнений по поводу крещения, сказал: «Никто не может сказать, что Бог может сделать через личность младенца». Кальвин ответил тем, кто спрашивал, как младенец, неспособный слышать Слово, может иметь веру, что мы не должны ограничивать силы Бога, Который действует так, как мы не можем воспринять или понять, и Который
тем, кто неспособен слышать Слово, может даровать Свою благодать иным образом.
Более того, как говорится в Вестминстерском исповедании веры: «Действенность
крещения не привязана к тому моменту времени, когда оно совершается».
Следовательно, вера, которая принимает благодать, предлагаемую в таинстве, включает в себя веру, с которой человек всю свою жизнь вспоминает о своём крещении. Почему мы считаем, что вера должна быть сначала или одновременно с
крещением? Что происходит в баптистской церкви, где человек крестится во взрослом возрасте, а потом обратится в веру? Я пытался получить ответ на этот вопрос, но мне сказали, что этого не может произойти, потому что взрослого крестят только по исповеданию веры. Но всегда ли исповедание - это то же самое, что обращение? Кальвин справедливо утверждает, что младенцев крестят для будущего покаяния и веры, семена
которых вложены в их сердца Святым Духом; и что, согласно учению Нового Завета, означаемое не обязательно должно предшествовать знамению, но может прийти после.
Итак, вера - это ответ на то, что Бог делает для нас сначала на Голгофе, а
затем в нашем крещении. Божья инициатива предшествует нашей вере. На этой ноте
я хотел бы закончить цитатой из Бернарда Мэннинга: " В крещении главное - не то, что делают люди, а то, что сделал Бог. Это знак того, что Христос считает всех людей Своими и что Он искупил их для новой жизни. Вот почему мы крестим детей... Вода крещения провозглашает, что они уже имеют право на все Божьи милости к людям в страстях Христовых. Ваше собственное крещение должно много значить для вас. Оно должно значить тем больше, что оно произошло до того, как вы узнали или могли узнать о нём что-либо. Христос искупил вас в первую Страстную пятницу без каких-либо мыслей или
действий с вашей стороны. Поэтому правильно, что, как Он поступил в первый
раз, не ожидая от вас никаких признаков веры, так и крещение, знаменующее блага Его Царства, должно прийти к вам, не ожидая от вас никакой веры или желания. Каждый раз, когда мы крестим детей, мы торжественно заявляем всему миру, что Бог делает для нас то, что Он делает, без наших заслуг и даже без нашего ведома. В крещении, возможно, более явно, чем где-либо ещё, Бог возвещает о Своей любви к нам, о том, что, когда мы были ещё грешниками, Христос умер за нас".
Нам, евангелистам, никогда не следует бояться уделять слишком много внимания
крещению или Вечере, потому что это таинства Евангелия. Возможно, наша самая большая потребность - вернуть славу «данности» Евангелия, о которой свидетельствует святое крещение. Мы должны учить и воспитывать с младенчества тех, кому мы
провели обряд посвящения. Так мы избежим опасностей неевангелической религии «опыта»  и будем строить на прочном основании спасительных деяний Бога

Flemington F,W. The New Testament Doctrine of Baptism. L.,1957
Cullmann O. Baptism in the New Testament. L.,1950, Chicago,1956

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии