Этноним mongol из дагурского языка

Примерно так мог выглядеть трон чингизидов. По крайней мере, одна из их разновидностей. Троны как забирались у других правителей в качестве трофеев, так и изготовляливались в самой Монголии иностранными мастерами. По дошедшим до нас сведениям, один из тронов хана Хулагу в Каракоруме был изготовлен русским мастером.



Этноним МОНГОЛ из дагурского языка


Этнонима "монгол" нет в халха-монгольском. И сами современные монголы не знают, что он означает. Ни монголоведы, ни простые граждане, ни вообще никто в самой Монголии.

С российско-советской стороны были робкие и безуспешные попытки раскрытия его значения. Мы не станем рассказывать как они пытались его объяснить, потому что они сами признались в том, что не понимают и не знают. Была озвучена лишь пара гипотез.

Проблема состоит в том, что его ввёл в обиход лично Чингисхан. Но это не означает, что до него никто не употреблял вообще этого термина. Просто этот термин зачах в отдельных мнг. языках и диалектах. Мы его обнаружили в ауарском диалектном, чеченском и дагурском языках. Напомним, что дагурский считается самым архаичным из всех живых мнг. языков.

Этноним МОНГОЛ произносится в халхаском как МОНгГЪОЛЪ, то есть он с ауарским латеральным в ауслауте и фрикативным -Г-. В дагурском - MONGUL. По всем признакам - монгольская архаика.

НАХСКО-ДАГЪЕСТАНСКИЕ ДАННЫЕ

Ав. диал. МЕНГ "закром ( небольших размеров с отсеками), МЕНГИ, МАНГИ "тахта", МАНГАНА "козлы строительные". Ауарская лексика выдала данные, что это может быть "трон", так как "тахта, седалище, стул, кровать, диван" и т.п. очень частое указание на "трон". В чеченском представлено одно из ав. диалектных значений. В целом это ДЕРЕВЯННАЯ КОНСТРУКЦИЯ.

ДАГУРСКИЕ ДАННЫЕ (Китайская Маньчжурия)

МОНГОО "деревянное корыто", "кормушка для домашних животных", МОНГОО жедь "чёлн, лодка-долблёнка", морий монгоо "конские ясли".

Наиболее правдоподобным утверждением нам видится разновидность "трона, седалища". Всё остальное не подаётся обобщению и для этого требуется хорошее знание деталей эпохи чингизидов. У чингизидов троны имелись и они были деревянными.Это то, что носителям ауарского языка известно как ХАЛАБАКI и ХЬОНОБАКI. У Батыя был именно такой трон - широкий, где имелось место для нескольких человек -  его жён. Рядом слева и справа восседало на более низких скамьях его ближайшее окружение.

Этноним МОНГОЛ мог означать "тронный", "престольный".

В халхаском "трон" - ХААН ШИРЭЭ, т.е. "стол/стул правителя/хана/кагана".

Так как часть армии чингизидов составляли татары ( ТАТААР), которых следует воспринимать не как этнос, а "мобилизованные, подтянутые (надёрганные)", то другая часть могла считаться "державной, правящей". У чингизидов в число военнообязаанных входили только старшие сыновья. По одному от семьи. Остальные должны были обеспечить идущих в поход всем необходимым.

Когда мы читаем, что тот или иной у чингизидов был объявлен "названным братом", то здесь следует понимать, что он попал в категорию почётных военнообязанных. Одним из таких был, например, Александр Невский. После "братания" с Батыем (Бат-хаан) он не как подчинённый, а как чингизидская родня был обязан выставлять воинские подразделения. В данном случае расчёт был точным. Русский князь потерпевшей поражение страны никак не мог отказаться от предложения оказаться в числе "названных братьев", а с другой стороны уже не мог из объятий подобного "братства" выйти живым. Более того, "названное братство" у монголов считалось выше кровного братства.

Повсюду в криминальных традициях СССР и России можно легко обнаружить такое явление как "приглашение за стол". В тюремно-лагерной системе "семейки", землячества группируются по столам. Чужой без разрешения не может сесть за стол во время трапезы членов группы. Напомним, что в современном мнг. ШИРЭЭ " стол, стул", ХААН ШИРЭЭ "трон". Известно также предание о "Рыцарях круглого стола".

С другой стороны мы знаем, что после битвы на Калке в 1223 г. пленённые русские князья оказались задавленными/ задушенным под импровизированным символическим троном - их обложили досками от русских телег, а сверху накрыли коврами. И здесь они устроили пир. Понятно, что восседали на импровизированном троне избранные, определённый круг лиц.

Этноним "монгол" вполне мог иметь значение допущенности к условному "братскому" столу и близость к трону правителя.

Вне криминальных традиций бывшего СССР то же самое присутствует у немцев - STAMMTISCH, где за выделенными столами собираются как землячества, так и группы по интересам. Немцы про кого-нибудь могут сказать: "Я его/ её знаю, он/она наш "штаммишь"".


"Штаммиши" время от времени собираются за общим столом. Предварительно созваниваются с хозяином заведения и он/она отмечает тот или иной стол флажком, что означает его заказ под намечающий "Штамм". Само же нем. "Штамм" переводится как "ствол ( дерева), род, происхождение".  Когда кого-нибо приглашают к "Штаммишь" , то это означает, что вы считаетесь равными среди остальным членов группы, без разницы если вы даже при этом никакая не родня, а, например, из Африки. Вас пригласили в условную "родню", потому что так решили, а вы согласились. Насколько нам известно, каждый член "Штамма" имеет право посадить за стол не более одного близкого/ близкой, если при этом у других данная ситуация не вызовет неприятия и раздражения. Но для того, чтобы собираться за одним столом постоянно обязательно требуется согласие всех остальных.

Этноним "монгол" должен был иметь если не прямое, то косвенное отношение к нечто подобному.

Переименованная в Буйнакск из Темирхан-Шура бывшая столица Даъестана, вероятно, называлась ХААН ШИРЭЭ - "трон, престол", но так как для местного населения это было непонятным,то название переосмыслили в некий "Совет железного хана", хотя изначально не присутствовало ни "совета", ни "железа".

Более того, и сам Дагъестан был известен арабам как "Земля Трона/ Престола". Нигде на Кавказе нет больше таких названий. В Европе можно в этом плане выделить г. ДАХАУ (< кельт. ДАХАВА?) Старый Дахау - это сплошь горные террасы, да и в самой черте старого города высится крутая столообразная гора, ср. др.- греч. THAKOS " трон, седалище, жилище, местопребывание", сяньбийское ТАГ "страна" (ТАГНАР "горы"), халха-мнг. ТАГ "плоская вершина горы; крышка; все, всё".

Не нужно ничего фантазировать, как это сплошь и рядом мы видим среди историков. Надо просто исходить из мировидения живших до нас поколений. Многое вообще на поверхностности и никакой загадки не составляет. Монголы делились на племена и роды. В лидеры рвался Джамуха с титулом "Гурхан", предлагавший конфедеративный союз, привычный для старо-монгольских традиций - ХОЛБОО. Чингисхан не выступая против конфедеративных объединений, тем не менее, решился замкнуть цепочку этих союзов на себе любимом.  Джамуха настаивал на выборности верховного правителя, Чингисхан выступил против, типа того, что "выбирайте кого желаете среди своих, но верховная власть за мной". В то время и назрела необходимость выделения "тронных" державников. Если перевести замысел Чингисхана на турецкий язык, то его "монголы" - ТАХТ ДЕВЛЕТЧИЛЕРИ, т.е.  "тронные государственники".

У профессиональных историков советской эпохи была какая-то непонятная мешанина в головах из китайских и им самим непонятных монгольских терминов. Как, например, понимать одну из таких советских гипотез: "Men-gu могло означать "получать древнее" и сам Чингисхан, вероятно, был из забайкальских men-gu"? Спрашивается, в каком конкретно языке men-gu означает "получать древнее"? В китайском? А монголы здесь какое имеют отношение? И что это вообще такое "забайкальские men-gu"? Мог вообще народ называться - "получающее древнее"? И насколько оправданным видится "прочтение" монгольских этнонимов при помощи значения китайских иероглифов? Они даже азиатским Hsiong-nu своими иероглифами приписали значение "мятежные рабы/женщины". "Получать древнее" - бессмыслица. Под таким соусом, китайцы могли заявить монголам, что монголы у них в долгу и..."пора получить с них древнее".  Они даже Чингисхана именова не иначе как "сотником" и "варварские" титулы для них ничего  не значили. Пустопорожние фантазёры похлеще сионистов со своим "подарком от Яхве" земли от Нила до Евфрата и тысячами рабов-иноплеменников, которых якобы получит каждый еврей с приходом Мессии. Одни только претензии Китая на российскую территорию чего стоят! Земли народа Хань вообще за китайской стеной, а то, что предъявляли маоисты в эпоху Хрущёва касались Маньчжурии, а не Китая. Ни один клочок земли в РФ вообще никогда не принадлежал Китаю. США и СССР освободили распластанный рыдавший Китай от японской оккупации и прояпонского Маньчжоу-Го, а он подтянув штаны тут же стал выставлять территориальные претензии.   


Рецензии