Н-1
ПРОГРАММА«Н1-Л3».
СОЗДАНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ РАКЕТЫН-1
Первым документом, определившим начало работ по созданию мощной ракеты-носителя для полёта человека к планетам солнечной системы было Постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 21 июля 1959 года «О создании комплекса ракеты Н-1». Срок начала лётных испытаний 1965 год.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1960 года « О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах» обозначено проведение в 1960-1962 годах проектно-конструкторских проработок новой комплексной ракетной системы , обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля весом 60 – 80 тонн.
В то время проектный отдел Тихонравова М.К. (9-й отдел) под руководством Королёва С.П. работал по проекту тяжёлого межпланетного корабля (ТМК) для пилотируемого полёта к Марсу. В шутку мы, сотрудники отдела, называли проект по первым буквам начальника отдела (Тихонравов Михаил Клавдиевич). Пуск ТМК для пилотируемого полёта к Марсу планировался на 08 июня 1971 года.
В США в мае 1961 года, когда СССР был намного впереди в космической гонке, была принята программа «Аполлон» с целью осуществления посадки астронавта на поверхность Луны и безопасного возвращения на Землю. Программа «Аполлон» была объявлена общенациональной.
Главные конструкторы других ракет Челомей В.Н. и Янгель М.К. - конкуренты Королёва С.П., убедили руководство страны в том, что пилотируемый полёт к Луне вполне осуществимая задача. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров «О работах по исследованию Луны и космического пространства» от 3 августа 1964 года головным исполнителем работ по высадке экспедиции на поверхность Луны с помощью ракеты-носителя Н-1, космическому кораблю и комплексу высадки экспедиции в целом определено ОКБ-1, главный конструктор Королёв. Срок осуществления высадки космонавтов на поверхность Луны с возвращением и посадкой на Землю 1967-1968 годы. Мы вступили в лунную гонку в 1964 году, по существу на три года позже США. Лунная программа Советского Союза имела наименование «Н1 – Л3».
21 июля 1969 года американский астронавт Нил Амстронг стал первым человеком, ступивщим на поверхность Луны. Всего по программе «Аполлон» было выполнено шесть экспедиций с посадкой на поверхность Луны двенадцати астронавтов. Программа была завершена в 1972 году.
В советском Союзе продолжались работы по комплексу «Н1 – Л3».
После 4-х неудачных пусков ракеты Н1 (первый пуск 21 февраля 1969 года, второй 3-го июля 1969 года, третий 27 июня 1971 года, и четвёртый 23 ноября 1971 года) на август 1974 года был запланирован 5-й старт ракеты Н1 с установленными на ней новыми сверхнадёжными двигателями, а в конце года 6-й.
В успехах предстоящих пусков специалисты не сомневались.
В начале мая 1974 года председатель ВПК при Совете Министров Устинов Д.Ф. собрал у себя группу ответстственных лиц для решения судьбы Н1-Л3 с целью подготовки решения ЦК КПСС и Совета министров. Никто из создателей Н1-Л3 приглашён не был.
Единственным противником закрытия программы в целом на этом совещании был директор ЦНИИМАШ Мозжорин Ю.А., предлагая работы по ракете Н1 продолжать.
23 мая 1974 года был освобождён от должности главного конструктора и начальника ЦКБЭМ соратник С.П. Королёва Мишин В. П. и вместо него назначен Валентин Петрович Глушко.
5-го июня 1974 года генеральный конструктор НПО «Энергия» Глушко В.П. за два месяца до пятого старта Н-1 своим первым приказом после занятия этой должности с молчаливого согласия свыше прекратил все работы в НПО по программе Н1-Л3 и ракете Н1.
Главный конструктор по отработке, модернизации и проведению лётных испытаний Дорофеев Б. А. отказал Глушко В.П. в просьбе подготовить приказ. Тогда Глушко В.П. сам сочинил и подписал приказ.
Две уже готовых к предстоящим пускам ракеты Н-1 были уничтожены. Заводской задел для изготовления следующих ракет и вся документация по программе Н1-Л3 и ракете Н1 были полностью уничтожены.
Амбиции и честолюбие Глушко В.П. – давнего противника и соперника С.П. Королёва наконец-то были удовлетворены.
Закрытие программы Н1-Л3 и работ по ракете Н1 нежданно лишило работы десятки тысяч людей. Тысячи предприятий кооперации лишились заказов. Были уничтожены результаты пятнадцати лет труда по созданию ракеты Н1 (с 1959 по 1974 годы).
Официально программа пилотируемых полётов к Луне Н1-Л3 была закрыта только 17 феврале 1976 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Это решение означало отказ СССР от доставки космонавтов на поверхность Луны по программе Н1-ЛЗ.
В случае успешных испытаний при пятом, шестом и последующих пусках Н-1 мы могли быть вторыми после США на Луне. Продолжение работ по Н-1 так же открывало бы дорогу в нашей стране работам по созданию тяжёлого межпланетного корабля ТМК для полёта к Марсу. Это понимали не только мы. Не связаны ли принимаемые в таком темпе решения по подготовке к закрытию и закрытие работ по Н-1 и уничтожение двух подготовленных к пуску ракет за два месяца до 5-го пуска Н-1?
Среди причин неудачи советской лунной программы нельзя на первое место ставить плохие двигатели на Н-1, как это делал Глушко В.П., когда на верхах добивался решения о закрытии программы Н1-Л3. Установленные на ракетах Н-1 для пятого и последующих пусков до сих пор остаются непревзойдёнными по техническим характеристикам и надёжности.
Знакомясь с многочисленными высказываниями различных авторов, которым не безразлична наша космонавтика, о причинах неудачи советской лунной программы по высадке экспедиции на поверхность Луны я бы выделил следующие:
• Позднее начало работ по программе Н1-Л3. Мы вступили в лунную гонку в 1964 году, по существу на три года позже США.
• Хаотичная система управления космической отраслью. Не было единого органа при правительстве, которое занималось бы координацией работ по лунной программе. В США этим занималось NASA.
• Параллельное ведение работ в разных КБ по лунной программе
(Королёв С.П., Челомей В.Н.,) и по ракетам-носителям (Королёв С.П., Челомей В.Н., Янгель М.К.). Соперничество между Главными конструкторами - руководителями предприятий.
• Неудачи при испытательных пусках Н-1, объясняемые недостаточной наземной отработки и отсутствием стендовых огневых испытаний первой ступени.
• Отсутствие требуемой финансовой поддержки по Н-1.
• Выход приказа генерального конструктора НПО «Энергия» Глушко В.П. о прекращении всех работ по программе Н1–Л3 и ракете Н-1.
• Непротивление ряда ответственных лиц при подготовке решений по прекращению работ по программе Н1–Л3 и ракете Н-1 вопреки своих убеждений и ради собственных интересов и сохранения должности.
• Смерть Королёва С.П.
Генеральный конструктор НПО «Энергия» Глушко В.П. предложил новую концепцию развития космической программы.
Понадобилось ещё 13 лет труда и колоссальных финансовых затрат на создание новой ракеты сверхтяжёлого класса «Энергия», самой мощной в мире на то время. По одной из главных технических характеристик она оказалась хуже Н-1 (при примерно одном весе полезной нагрузки вес сухой «Энергии» был 300 тонн, у Н-1 208 тонн). По финансовым затратам она была примерно в 2,7 раза больше, чем уже было затрачено на Н-1. Первый пуск ракеты состоялся 15 мая 1987 года. Второй пуск 15 ноября 1888 года с уникальным беспилотным кораблём «Буран» многоразовой транспортной космической системы МТКС «Энергия – Буран». После второго пуска МТКС «Энергия - Буран» оказалась никому не нужной. В начале девяностых годов, когда было не до космоса, программа «Энергия – Буран» была приостановлена, а 25 мая 1993 года Советом главных конструкторов при НПО «Энергия» закрыта.
НАДЕЖДА ВСЕГДА ЖИВА
Я был свидетелем и участником многих наших триумфальных успехов и неудач. На сегодня, вновь вспоминая исторические события в космонавтике СССР и США, сложное чувство разочарования и надежды на будущие успехи космонавтики России приходит ко мне. Наверное так чувствует себя спортсмен-стайер, когда на трудном пути кто-то подставил ему подножку, и когда стихнет боль, досада и залечатся раны нужно вновь обгоняя других двигаться к цели.
Мои повествования, размышления и некоторые выводы основаны на размещённых в интернете и средствах массовой информации воспоминаниях многих специалистов, с которыми я когда-то работал, Главных конструкторов, заместителей Сергея Павловича Королёва и других ответственных лиц. Большинства из них уже нет с нами.
Я отнюдь не претендую на открытие каких-то новых фактов в истории развития и закрытия программы Н1-Л3 и ракеты Н1.
Возможно мною допущены какие-то неточности или сделаны выводы, противоречащие мнению других. Где-то мои повествования и оценки событий покажутся предвзятыми, поскольку мною иногда руководили скрытые эмоции или ностальгия по тем временам, когда я активно работал на предприятиях комической отрасли.
Деликатность вопроса о том, кто виноват в провале лунной программы Советского Союза и уничтожении МКФ Советского Союза пока не позволяет назвать имена и истинные причины случившегося. Но будем надеяться, что это «пока». Время всё расставит по своим местам.
Хочется верить, что пришедшему нам на смену поколению знания о прошлом нашей космонавтики и рассказы о событиях тех времён будут весьма полезными дабы не допустить новых ошибок. Иногда поражения могут быть более ценными, чем победы.
Будем верить в успехи программ пилотируемых полётов к планетам солнечной системы, о чём мечтал Сергей Павлович Королёв, создавая ракету–носитель сверхтяжёлого класса Н1 и работал над проектом ТМК для доставки экспедиций на Марс.
Свидетельство о публикации №224121800736