Истоки альтруизма
Многие попытки поиска истоков возникновения альтруизма исходили из теории биологического происхождения человека. На деле, оказалось довольно легко объяснить происхождение его антипода - эгоизма, а обоснование альтруизма и других моральных категорий вызывало огромные, почти непреодолимые трудности. Действительно, в своей жизнедеятельности первобытный человек руководствовался основными инстинктами: безопасности, продолжения рода, сохранения потомства, отстаивания имеющихся и захвата новых территорий, сохранения пищевых ресурсов. Поэтому в те времена проявление агрессии, жестокости, коварства, хитрости по отношению к другим племенам оценивается как естественное средство выживания.
Ч. Дарвин и Г. Спенсер выдавали за этику психику стадного животного. И у них немало сторонников, которые верят в биологическое происхождение альтруизма. Они для иллюстрации приводят примеры заботы, самопожертвования из жизни животных и птиц ради спасения в критических ситуациях своих и чужих детенышей и т.п.
Известный русский физиолог армянского происхождения Л.М. Чайлахян (1928-2009) считал, что только один элемент человеческого социума не вытекает из теории биологического происхождения – это морально-нравственные принципы поведения людей.
Часть исследователей, исходя из биологического происхождения, считают, что мораль, находится в сфере бессознательного и сформировалась в ходе жестокой борьбы за существование. В условиях человеческого общества этические нормы поведения образовались на основе уже развитого сознания личности и соотнесения себя, своего «Я» с другими «Я». Зигмунд Фрейд в своей теории ранней модели поведения человека утверждал, что его поведение обуславливают два приоритетных влечения: сексуальное (эротическое) и агрессивное. Первое влечение связано с конструктивными устремлениями (внимание, любовь, участие, забота), второе – концентрирует в себе энергию разрушения (ненависть, враждебность, деструктивность, злоба). Между этими противоположными влечениями существует непрерывный внутриличностный конфликт.
Одним из первых проявлений альтруизма является заповедь Бога в книге Левит Ветхого Завета: «Не дожинай поле свое полностью, оставь на краю. И ягоды в своем винограднике не собирай полностью – оставь их бедному и пришельцу». Позже Иисус Христос изрек: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, глава 22. 37-40).
Древнекитайский мыслитель и философ Конфуций ( 551 до н.э. – 479 гг. до н.э.) впервые сформулировал «золотое» правило нравственности: «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего». Один из учеников как-то спросил Конфуция:
- Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?
- Это слово – взаимность, - ответил Конфуций.
Современники знаменитого древнегреческого философа Сократа (469-399гг. до н. э.) отмечали его такие черты характера, как: решительность, отвага, скромность, независимость от богатства и власти. Значительную часть своей жизни он посвятил философствованию и убеждению «власть имущих», говоря им: «О лучший из мужей гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?» Позже Сократу было предъявлено обвинение в непризнании богов и развращении молодежи. Подлинной же причиной являлось то, что он - как неутомимый искатель истинного знания и абсолютной справедливости – часто вступал в конфликты и с демократами и сторонниками диктаторов. При этом он был неопытен в соблюдении формальностей и не участвовал в политических интригах. На судебном процессе Сократ держался независимо и проявлял иронию по отношению к судьям и присяжным. Из 501 присяжных за его оправдание был подан 221 голос. Ему не хватило всего тридцати голосов, так как для оправдания надо было иметь минимум 251 голос. Афинский суд приговорил Сократа к смертной казне. После вынесения приговора к нему подошел один из учеников и сочувственно сказал:
- Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо.
- А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо? – ответил Сократ.
До казни многочисленные друзья и ученики предлагали ему организовать побег. Но он не согласился, мотивируя свое решение тем, что лучше мужественно умереть, чем спасаться трусливым бегством. Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ в окружении своих учеников спокойно выпил чашу цикуты (яд) и сказал:
- Ну вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.
Великий французский просветитель, философ и романист Ж.-Ж. Руссо донес до нас некоторые яркие примеры альтруистического поведения граждан Древней Греции, свободных от эгоизма. В то время Спартой управлял « Совет трехсот», куда избирались наиболее достойные граждане. В очередные выборы была выдвинута кадидатура известного лакедемонянина Педарета и когда он узнал, что не прошел в Совет, то радостно воскликнул:
- Как я счастлив, что в моей стране есть еще триста человек, которые лучше меня!
Еще один пример. Лакедемонянка отправила на войну пятерых своих сыновей. Через некоторое время она посылает раба узнать о ходе боевых действий. Когда раб принес весть, что все ее пять сыновей погибли, она с возмущением воскликнула:
- О бесчестный раб, разве я об этом спрашивала?! Кто победил, мы или они? – Раб ответил:
- Мы победили!
И обрадованная лакедемонянка бежит в храм, чтобы возблагодарить Бога.
Еще в древности среди мыслителей культивировалось мнение: следование добродетели открывает путь к счастью. Так римский философ Луций Анней Сенека (65г. от Рождества Христова) подчеркивал:
- Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.
Впервые термин «альтруизм» ввел в обиход французский социолог и философ Огюст Конт (1798-1857), под которым он понимал оппозицию эгоизму и придавал смысл «живи для других» словами: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».
Резко отрицательным отношением к альтруизму отличался немецкий философ-циник Фридрих Ницше (1844-1900), который считал, что путем альтруизма людям внушаются «жалкие чувства лакейской души».
По мнению выдающегося русского философа В.С. Соловьева (1853-1900) альтруизм создает условия для человека и человечества перестроить жизнь для истины, добра, красоты и творчества. Также он убежден в том, что альтруизм не должен сосредотачиваться только в рамках человеческой индивидуальности, а еще призван распространяться на общину, отечество, государство.
Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) различал два вида альтруизма: справедливость и благотворительность.
Русскому философу Н.А. Бердяеву (1874-1948) принадлежит мысль о том, что «переживая агонию, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к чему предназначен». Ныне существует множество подходов к пониманию сущности человека. Сущность человека носит конкретно-исторический характер, то есть ее содержание может изменяться в зависимости от той или иной эпохи. Вместе с тем, существуют некие постоянные комплексы неизменных качеств, которые свойственны человеку во все времена. При этом духовность является одной из основополагающих характеристик. В свою очередь, существенной особенностью альтруизма является его связь с духовностью, которая предполагает проявление высших духовных ценностей: добра, идеалов, любви, эмпатии, осознания смысла жизни.
В эпоху Просвещения (XVIII – начало XIX вв.) во Франции возникла целая плеяда мыслителей и философов ( Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро), которые предвидели Великую французскую революцию и исследовали роль воспитания, науки и эстетики в духовном развитии общества.
В 1749 году французская академия наук, искусств и изящных словесностей Дижона объявила конкурс на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Через год состоялась церемония награждения победителя Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), написавшего трактат на заданную тему. На поставленный вопрос в конкурсе Руссо решительно дает отрицательный ответ. В отличие от других философов – просветителей, он убежден, что развитие культуры ведет к деградации общества и человека; науки и искусства являются причиной кризиса нравственности, а культ разума замещает сердечность. Руссо противопоставляет ценностям западноевропейской цивилизации, ее испорченности и развращенности чистоту нравов народов, живущих в условиях патриархального общества: «Теперь, когда изысканность и утонченный вкус свели искусство нравиться к определенным правилам, в наших нравах воцарилось пошлое и обманчивое однообразие … Нет ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни полного доверия, и под однообразной и вероломной маской вежливости, под этой хваленой учтивостью, которой мы обязаны просвещению нашего времени, скрываются подозрения, опасения, недоверие, холодность, задние мысли, ненависть и предательство». Он подчеркивает, что науки и искусства занимают место нравственности и вытесняют ее. Это приводит к отчуждению человека от своей природы. По его мнению науки и искусства обслуживают несправедливое общество, построенное на угнетении бедных богатыми, простых знатными, слабых сильными. Руссо с горестью отмечает наличие в современном ему обществе множества различных деятелей науки, образования и искусства, но при этом «… у нас нет граждан, а если они еще и остались, то, затерянные в глуши деревень, гибнут в нищете и презрении».
Видный русский, американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) разработал оригинальную теорию созидательного альтруизма. П.А. Сорокин пришел к выводу о необходимости разработки общечеловеческой тенденции распространения альтруистического поведения. При этом ее следует ориентировать не на какую-то определенную социальную группу, а на человечество в целом. С этой целью по его инициативе в 1949 году был открыт Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма.
Решение данной проблемы, по мнению Сорокина, следует начать с интенсификации альтруистического поведения каждого человека, а затем перейти на малые группы и далее. При этом необходимо задействовать все компоненты психики человека: бессознательное, подсознательное и сверхсознательное. Сверхсознание проявляется в интуиции и, по его мнению, связано со сферами истины, добра, красоты. Свидетельством существования сверхсознания служит опыт деятельности великих писателей, художников, композиторов, ученых, религиозных и политических деятелей.
Второй этап заключается в трансформации негативных человеческих свойств в позитивном направлении. Например, можно использовать такие универсальные чувства человека, как ненависть и страх. Их необходимо направить в деятельность против болезней, смерти, бедности, преступности и т.д. Далее можно использовать склонность людей к соперничеству в плане конкуренции в созидании: обеспечить населению качественное медицинское обслуживание, образование, развитие эстетической среды и т.п. При этом не допускать соперничества в борьбе за глобальное господство, территории, полезные ископаемые. Им также было установлено, что проявление альтруизма чаще наблюдается в небольших населенных пунктах и коллективах.
Итоговая цель созидательного альтруизма – единое солидарное человечество по аналогии с организмом, где все элементы функционируют гармонично. Питирим Сорокин считает, что реализации универсальной альтруизации общества препятствует система современных государств. По его убеждению, зачастую власть имеет тенденцию к нарушению законов, коррупции, аморальности. Причем такие негативные устремления свойственны не только для автократий, но и для демократических режимов, где они проявляются в более разряженном виде.
По нашему мнению в решении проблемы альтруистического поведения уместно использовать пансофические идеи средневекового чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Проведя анализ современного ему школьного образования, он установил, что оно содержит множество неактуальных, второстепенных знаний, которые следует исключить. Он обосновал новый подход к содержанию образования: школьникам во всем мире следует сообщать такие знания, которые будут способствовать формированию у них всеобщей мудрости. Таким образом Коменский обосновал движение – пансофия (от греч. «мудрость»), направленное на создание универсальных знаний, их обобщение и донесение через школу до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. По его мнению пансофические универсальные знания будут способствовать устранению препятствий во взаимопонимании между народами, что позволит предотвратить конфликты, распри, войны. Коменский говорил:
- Что значит быть мудрым? Это значит знать различие вещей, всюду предпочитать доброе злому, лучшее менее хорошему. Показателем мудрости является справедливость и нравственные качества (добродетель). Возраст не является показателем мудрости, можно быть достаточно мудрым в 20 лет, и совершенно бездарным в зрелые годы.
Ян Коменский писал: «Удовлетворение, получаемое от самого себя, представляет то величайшее наслаждение, которое испытывает человек, отдавшийся добродетели, радуясь своему внутреннему доброму расположению… Чистая совесть – непрерывный пир».
В советские годы существовала огромная вера в силу науки и соответственно уверенность в нравственной устойчивости автоматически переводилась на личность ученого. В тот период проводились многочисленные дискуссии на тему: «Что важнее, ученость или нравственность?» Оказывается, ответ был дан еще в XVII веке Я.А. Коменским: «Ученость без добродетели все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи».
Пансофия Я.А. Коменского позволяет дать оценку продвижению человека по пути социального прогресса, достижения всеобщей мудрости. Так, позитивным, например, являются достижения современной медицины, которые позволили значительно увеличить среднюю продолжительность жизни человека. Однако, если учесть ускоренный темп жизни и вообще ускорение времени из-за научно-технического прогресса и всеобщей компьютеризации, то окажется, что эти достижения нивелируются, сглаживаются. Современный человек проживает жизнь быстрее. Высокие скорости в жизнедеятельности человека привели к широкому распространению психических заболеваний. Сегодня они, по данным ВОЗ , вышли на первое место в мире. Еврокомиссия в «Зеленой книге» опубликовала данные о том, что из числа депрессивных европейцев ежегодно происходит 58 тысяч самоубийств.
В гуманитарном плане мировой порядок в наше время испытывает угрозы и потрясения: постоянно происходят вооруженные конфликты, присутствует диссонанс и разлад в межконфессиональном движении, существует постоянная угроза ядерной войны, человечество не решило проблему предотвращения экологической катастрофы земного масштаба. Эти процессы говорят о том, что образование и воспитание пока не смогли выполнить функцию по формированию мудрых людей. Похоже, человечество может повторить ошибки предыдущих, исчезнувших цивилизаций.
Установлено, что наибольшую склонность к альтруистическому поведению проявляют личности способные к самостоятельному принятию решений, высокоэмоциональные и эмпатийные. С позиции настроения к альтруистическим поступкам больше устремлены счастливые люди, испытывающие чувство любви. К долговременной (протяженной во времени) помощи наиболее склонны истинно религиозные люди. Причем проявление истинного альтруизма здесь возможно только при условии, что данная религия не претендует на исключительность, не призывает к борьбе против атеистов или инакомыслящих.
Великий альтруистический эксперимент Роберта Оуэна
Один из самых масштабных социальных экспериментов, осуществленных физическим лицом за собственные средства, был проведен знаменитым английским социалистом-утопистом Робертом Оуэном (1771-1858). Это происходило в период Промышленной революции в Великобритании (конец XVIII – середина XIX вв.). Все началось с того, что в конце XVIII века изобретатель Эдмунт Картрайт создал новый ткацкий станок, который увеличил производительность в 40 раз, то есть произошла замена работы человека механизмом. Стали массово открываться современные фабрики. Многочисленные ремесленнические производства, занимающиеся ручным трудом, вынуждены были закрываться.
Роберт Оуэн вышел из небогатой семьи, но благодаря образованию и большой целеустремленности сумел добиться успехов в организации производственной деятельности в новых условиях. Со временем он вместе с партнерами приобрел в городке Нью-Ланарке четыре крупные хлопкопрядильные фабрики. На них работало около двух тысяч человек. Фабрики приносили владельцам хороший доход. Однако, среди рабочих в городе процветало пьянство и хулиганство, важной причиной которых была бесперспективность. Оуэна, как гражданина с гуманистическими принципами, интересовал не только доход, но и неудовлетворительные условия проживания и труда рабочих. Он считал, что характер человека формируется не им самим, а обстоятельствами, то есть окружающей социальной и экономической средой. Также Оуэн выдвинул концепцию кооперации или сотрудничества, направленную на преодоление ложных представлений трудящихся о том, что в их бедах мол виновны их собратья по труду в силу конкуренции на рабочие места и проявление взаимной враждебности. Он был убежден в необходимости организации справедливого и нравственного порядка в обществе на принципах сотрудничества и единения.
Роберт Оуэн решительно взялся за преобразование социальной среды рабочих: открыл недорогие магазины с продовольственными и хозяйственными товарами, дорогие лавки начали разоряться; стал строить для рабочих доступные квартиры и небольшие коттеджи под небольшие проценты. Навел порядок на фабриках: в цехах стояли цветы, играла живая музыка. Отменил штрафы, внедрил систему морального стимулирования труда: теперь возле каждого рабочего места висел деревянный кубик, окрашенный в четыре цвета (красный, зеленый, синий, черный). В конце смены мастер поворачивал кубик определенной гранью и тем самым определял результативность труда каждого рабочего.
На производстве в Нью-Ланарке Оуэн запретил труд детей до 10 лет, сократил рабочий день до 10 часов, 45 минут. Это было неслыханным достижением, так как на других предприятиях в Англии трудились дети от 5 до 10 лет наравне со взрослыми по 14-16 часов в день.
На свои личные средства Р. Оуэн создал в Нью-Ланарке комплексное учебно-воспитательное учреждение «Новый институт для формирования характера», который включал в себя: начальную школу для детей до 10 лет, вечерние классы для работающих на фабрике подростков, вечернюю школу для взрослых безграмотных рабочих. Также он придумал и открыл первые в мире ясли-сад, куда работающие матери могли отдать своих малолетних детей под опеку опытных воспитателей. Всего институт охватывал обучением и воспитанием около 800 человек от 1 года до 25 лет.
Для работы в институте из Европы были приглашены учителя, владеющие современными образовательными методиками. Многие занятия проводились на свежем воздухе. Наряду с обычными предметами, дети занимались музыкой и физическими упражнениями. Стены учреждения были расписаны изображениями исторических событий, флоры и фауны различных частей света.
Результаты своих поисков Р. Оуэн изложил в книге «Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера». Его деятельность приобрела широкий общественный резонанс. Производство и институт в Нью-Ланарке стали посещать многие его современники, наслышанных о коммерческих успехах и благополучии рабочих. Посетители отмечали значительные изменения в лучшую сторону относительно образа жизни рабочих: у них теперь появилась перспектива в жизни, их дети обрели реальную возможность в получении полноценного образования, почти полностью исчезли пьянство и хулиганство, полиция стала невостребованной. В одно время, Нью-Ланарк посетил российский великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехами Роберта Оуэна и, зная о бедствиях рабочих в других регионах Англии, он предложил ему взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию. Однако, Оуэн отказался.
Получив замечательные результаты, Р. Оуэн задумался о расширении социального эксперимента и начинает прорабатывать возможность создания ассоциаций или колоний для безработных на коммунистических началах. В правительстве его идеи не поддержали и даже стали его считать опасным мечтателем, особенно, когда он затеял борьбу с религией. Разочарованный он вместе с сыновьями уезжает в Америку и в 1825 году покупает там большой участок земли в 30 тысяч акров в штате Индиана. Здесь он основывает коммунистическую производительную общину «Новая гармония». Устав коммуны базировался на принципах уравнительного коммунизма. В коммуне были созданы многие виды (департаменты) производств с самым современным оборудованием. По его призыву в коммуну съезжались люди из разных стран и мест, многие из которых были легкие на подъем. Не обошлось и без личностей с авантюристическими наклонностями.
Первое время коммуна «Новая гармония» функционировала успешно и вселяла оптимизм. Однако, постепенно в деятельности коммуны все больше стали проявляться сбои по двум основным причинам. Первая - природа человека: часть работников продолжала трудиться добросовестно, руководствуясь альтруистическими помыслами, другая же часть стала отлынивать. Вторая причина связана с возникновением разногласий на конфессиональной основе. Оуэн был вынужден расформировать коммуну. Его попытка построить трудовое сообщество на коммунистических началах и на пересоздании сознания людей окончилась провалом. Оуэн приходит к выводу о том, что общество пока не готово жить и трудиться на общее благо, руководствуясь коммунистическими принципами. Он вложил в данное предприятие 40 тысяч стерлингов, огромную сумму по тем временам. В 1829 году Роберт Оуэн возвращается на Родину и до конца жизни ведет весьма скромный образ жизни.
Забота о нищих как проявление альтруизма крестьян на Витебщине в ХVIII-ХIХ вв.
Важным проявлением альтруизма у белорусов в историческом измерении является бескорыстная забота крестьянства о нищих. Выдающийся витебский этнограф и краевед Николай Яковлевич Никифоровский (1845-1910) в своих очерках ярко описал особенности оказания помощи нищим людям на Витебщине или, как он писал, в Витебской Белоруссии. Нищенство, как язва классового общества, существовало на витебских землях до крепостного права и после его отмены. Ценность традиции поддержки нищих обуславливалась еще и тем, что сами крестьяне в своем большинстве находились в весьма затруднительном материальном положении. Редко, даже урожайные годы, они могли обеспечить себя хлебом на целый год. Исследователь Е.Ф. Карский с горечью отмечал: «Гора мужыкова – нi разачку ен не наесца досыць хлеба з берькай» (березовым соком), так как к весне, когда появлялся березовый сок, хлеб у крестьян уже съедался.
Нищих на витебских землях называли старцами, независимо от их возраста. Среди старцев могли быть и дети, и юноши. Старцев делили на два вида – случайные (сезонные) и постоянные. Случайные старцы начинают обходы деревень и местечек обычно с Филипповок (Филиппов пост). С наступлением теплых дней и началом полевых работ они исчезали. В числе сезонных старцев значительное количество составляли довольно зажиточные крестьяне, желающие повысить материальный достаток не совсем честным образом. Случайным старцам еду подавали на лавке возле порога. На дорогу давали кусок хлеба, а сиротам еще старую одежонку и обувь. Часть случайных и постоянных нищих притягивали значимые церковные праздники, например, храмовый праздник Ефросиньевского монастыря в Полоцке. Также много нищих собиралось в урочище «Боровка» на богослужениях, посвященных местной чудотворной иконе. Здесь часто присутствовало до пяти тысяч крестьян и соответственно нищие могли получать неплохой прибыток. Из кирмашей наибольшей известностью пользовались Любавицкий и Кутенский в Оршанском уезде, Юровичский в Полоцком уезде, Петропавловский в Бешенковичах, ярмарка в Яновичах и др.
Среди постоянных старцев выделяли «хожалых» и «притомных». У первых нищенство было образом жизни, вторые в силу болезней и старческой беспомощности проживали в сельских богодельнях. Постоянные старцы обычно обходили одни и те же деревни и хаты, где их знали. Зайдя в хату, они зачастую пели «старецкие спевы». После отдыха хозяева просили «своего» старца осуществить поминальную молитву за почивших сородичей, а также помолиться за урожай, приплод скота. Постоянных старцев обычно одаривали более щедро: продукты питания, кусок холста, небольшие деньги. Н.Я. Никифоровский отмечал, что постоянные старцы сторонятся домов панов, сельских священников, служащих, церквей, отдавая предпочтение мужицким домам. В качестве постоянных старцев было совсем мало людей здоровых, пригодных к физическому труду. В основном они отличались слепотой, умственными и другими физическими недостатками. Представляют интерес сведения о том, что с нищими могли быть обедневшие представители шляхты, духовенства, безземельные чиновники.
Особое сочувствие у населения вызывали юродивые за их настоящую бескорыстность. Они зачастую сами раздавали полученное ими подаяние другим нищим. Белорусы стремились представить юродивым теплое место на печи, стирали и чинили их одежду и вообще старались подольше продержать их в своем доме.
По единодушному мнению исследователей наибольший нравственный и скромный облик имели нищие из старообрядцев. Они были немногословны, при входе в хату снимали шапки и использовали не более двух молитв, держались больше поодиночке. Сумку для сбора подаяний держали под скромной, но чистой одеждой.
Противоположностью староверам были нищие под названием «грязные оборванцы», для которых свойственна нравственная испорченность: пьянство, грубость, наглость. Они в основном возникали на ярмарках и праздниках. В их составе обычно находились отставные солдаты; бывшие дворовые, то есть лакеи; бобыли и др.
В современном быстро текущем мире превалируют материальные ценности. В этой связи известный социолог и психоаналитик Э. Фромм (1900- 1980) подчеркивал, что альтруизм в значительной степени подавляется рыночными отношениями. Также установлено негативное влияние коррупции на развитие в обществе благотворительной деятельности. Сегодня на Западе выведен порог счастья – 75 тысяч долларов в год. Установилась общемировая тенденция к увеличению материального потребления, несмотря на истачивающиеся природные ресурсы Земли, возрасла межстрановая конкуренцию за обладание водными, ископаемыми, логистическими и другими ресурсами.
Многие ученые считают, что основной причиной затянувшегося кризиса в мире является эгоизм мышления технократического общества. Этот путь является тупиковым. В этой связи известный итальянский дирижер и художественный руководитель театра «Ла Скала» Рикардо Мути с грустью отмечает: «После того, как симфонический оркестр сегодня стоит меньше одного футболиста, какое наследие мы ожидаем оставить нашим детям? Культура существует не для получения прибыли, а для воспитания. Если это не изменится, то в будущих поколениях преобладают поверхностные и очень опасные люди». Безусловно в мировой практике мы найдем множество ярких примеров истинно альтруистического поведения. Например, Чак Финн – основатель системы Duty Free, ирландец. Накопил 7,5 миллиардов долларов. Шесть из них отдал на благотворительность. Ему 90 лет. Не имеет автомобиля. Не посещает рестораны, а ест в дешевых закусочных. Одежда из секонд-хэнда. К сожалению такие яркие проявления альтруизма пока не в состоянии преломить в обществе массовое увлечение накопительством и всеядным материальным потреблением.
В этих условиях неизмеримо возрастают ценности принципов альтруистического поведения, необходимость его морального стимулирования и распространения на глобальном и локальном поле жизнедеятельности человечества по алгоритму: изменяя себя, мы изменяем окружающий мир. В целом в мировом сообществе необходимо постепенно менять моду на жизнь, устанавливая новые естественные стандарты существования со значительным увеличением духовно-нравственного компонента.
Свидетельство о публикации №224121800745