Союз - аполлон

«СОЮЗ - АПОЛЛОН»

15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут московского времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-19» с экипажем Алексей Леонов и Валерий Кубасов. В 22 часа 30 минут с мыса Канаверал стартовал корабль «Аполлон» с астронавтами  США Томас  Стаффорд,  Венс Бранд,  Дональд Слейтон.             17 июля в 19 часов 12 минут 21 секунду на третий день полёта произведена стыковка кораблей. Через 3 часа были открыты люки, разделяющие экипажи, космонавты СССР и астронавты США обменялись историческими рукопожатиями в космосе. 19 июля в 15 часов 03 минуты 15 секунд была  выполнена расстыковка, и корабли разошлись на 200 метров.  В 15 часов 34 минуты корабли снова коснулись друг друга для повторной стыковки с тем, чтобы показать работоспособность стыковочного узла со стороны «Союза» в активном режиме.  В 18 часов 26 минут произведена окончательная расстыковка. На седьмой день полёта 21 июля 1975 года в 13 часов 50 минут 51 секунду cпускаемый аппарат  «Союза-19» коснулся поверхности Земли. 

      Сегодня мало кто вспоминает  историю создания и реализации проекта «Союз – Аполлон»,   и в полной мере осознает значимость  этого полета для  настоящего  и будущего космонавтики.
          Я кратко напомню основные события по осуществлению этого проекта, технические и организационные проблемы, которые пришлось решать,  и поделюсь воспоминаниями о моем скромном участии в подготовке и проведении прямого телевизионного репортажа  о парашютном участке спуска  и приземлении спускаемого аппарата «Союз-19» с космонавтами Леоновым А. А. и  Кубасовым В. Н.               
       С увеличением  интенсивности пилотируемых космических полетов возрастает вероятность  того, что с каким-то космическим кораблем, находящимся в космическом пространстве,  может случиться нештатная ситуация, когда корабль не сможет самостоятельно вернуть экипаж на Землю. Тогда потребуется корабль-спасатель, оборудованный  совместимыми средствами сближения, стыковки и спасения экипажа.  Таких кораблей, стоящих на дежурстве, должно быть несколько в разных странах,  участвующих в исследовании   ближнего и дальнего космического пространства.    Спасение экипажа  космического терпящего бедствие вдали от родной Земли должно быть интернациональной обязанностью.
 Еще в 1968 году было подписано первое международное соглашение о спасении космонавтов, терпящих бедствие.   
      Первая встреча советских и американских специалистов, где обсуждались технические аспекты сотрудничества в области космических пилотируемых полетов,  состоялась в октябре      1970 года в Москве в Академии наук СССР.
      Дальнейшие переговоры и  встречи ученых и технических специалистов Советского Союза и Соединенных Штатов Америки подготовили почву для подписания 24 мая  1972 года в Москве соглашения  о сотрудничестве  в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.  В этом  соглашении, в частности,  было записано, что стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых  средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых кораблей и станций.
Однако создание совместимых средств сближения и стыковки само по себе является ещё недостаточными  для решения задачи эвакуации и спасения экипажа космического корабля.
После осуществления сближения и стыковки корабля-спасателя с кораблём, терпящим бедствие,  необходимо обеспечить  возможность перехода экипажей из одного корабля в другой,  координированное  управление состыкованной системой, связь  между экипажами и наземными пунктами управления,  эвакуацию членов экипажа корабля, терпящего бедствие, расстыковку и автономный полет.
      В 1973 году начались  активные работы по реализации  проекта, получившего сокращенное название  ЭПАС (экспериментальный  полет «Аполлон – Союз»).   
       Была обсуждена и принята  принципиальная схема  совместного пилотируемого полета космических кораблей двух стран.   Корабль «Союз», стартующий с космодрома Байконур, и американский космический корабль «Аполлон», стартующий с мыса Канаверал, должны были  осуществить маневры по сближению, механическую стыковку, переход  экипажей  из корабля в корабль, совместную деятельность, расстыковку, автономные полеты  после расстыковки,  спуск и приземление спускаемого аппарата корабля «Союз» и  приводнение Аполлона». Экспериментальный полет  планировалось осуществить  в   1975 году. 
Техническим директором проекта ЭПАС  с Советской стороны был   назначен  член-корреспондент АН СССР Бушуев Константин Давыдович – руководитель   проектно-конструкторского комплекса ЦКБЭМ (так тогда именовалось  ПАО «РКК «Энергия»).  С американской стороны  техническим директором был назначен  доктор  Гленн  Ланни, ранее прошедший школу управления полётами пилотируемых кораблей США «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон», руководитель работ по спасению  героического экипажа «Аполлон 13» по возвращению его   от Луны к Земле после крупной аварии корабля, явившейся причиной невозможности   посадки астронавтов  на поверхность Луны. 
     Каждая страна, создавая собственные средства исследования космического пространства с участием астронавтов и космонавтов, по-разному решала технические и организационные проблемы.       Космические корабли «Союз» и «Аполлон», средства сближения и стыковки,  наземные средства управления полетом и многое другое были, поэтому,  несовместимыми.
      Для осуществления задач по реализации проекта предстояло решить громадное количество организационных и технических проблем.
      Начнем с того, что система сближения и стыковки на американском корабле несовместима с нашей по принципу построения системы сближения и стыковки, средствам визуальной  ориентации,   радиосистемам и др.
  Другая серьезная проблема: стыковочные узлы кораблей «Союз» и «Аполлон» совершенно различны, стыковка двух кораблей с такими узлами невозможна.  Ранее в СССР и США   применялись стыковочные узлы по схеме «штырь – конус», предполагавшие для стыковки активный и пассивный корабли.
      Третья проблема. В корабле «Союз» применяется нормальная «земная» атмосфера, а в корабле «Аполлон» кислородная  с давлением порядка 260 мм ртутного столба.  Переход из «Союза» в «Аполлон» без проведения предварительных специальных мер невозможен.  Когда человек из нормальной атмосферы быстро переходит в атмосферу с пониженным давлением, в крови начинается  выделение пузырьков азота, что приводит к закупорке мелких кровеносных сосудов, опасным болезненным ощущениям, а в тяжелых случаях  к закупорке  мозговых сосудов и явлениям частичного паралича.
    Для решения технических вопросов обеспечения совместимости систем  «Союз» и «Аполлон» при выполнении первого экспериментального полета были образованы с советской стороны       5 рабочих групп:
• Проектная увязка технических решений, баллистическое     обеспечение,    научные эксперименты (Тимченко В.А);
• Системы управления, сближение и стыковка (Легостаев В.П.);            
• Андрогинный периферийный агрегат стыковки (Сыромятников В.С);    
• Системы радиосвязи на участке сближения,  система межкорабельной проводной связи,  связь с Землей,   телевидение (Никитин Б.В.); 
• Система жизнеобеспечения, средства перехода из корабля   в корабль с разными давлениями и составами атмосферы (Лавров И.В)
    Нелегкая задача стояла перед специалистами  во главе с А.С.Елисеевым (В. Благов, В. Кравец,  О. Бабков)  по решению проблем взаимодействия советского и американского Центров управления полетами, удаленных друг от друга на 12 тысяч километров. 
      Сложные вопросы предстояло решить баллистикам:  выбор очерёдности и времени старта кораблей, определение последовательности операций по осуществлению встречи, определение программы выведения на орбиту и т.д.  В процессе работ возникали непредвиденные вопросы. Например, немало тревог баллистикам доставили обнаруженные при тренировках Центров управления полётами  в декабре 1974 года всего за полгода до старта значительные расхождения в результатах расчетов ряда параметров, полученных в Москве и Хьюстоне.  Причина оказалась в том, что в НАСА результаты расчетов представляются в фунтах, футах и морских милях, у нас принята метрическая система единиц. Несмотря на то, что по проекту ЭПАС была договорённость использовать метрическую систему, ошибочно в Москву из Хьюстона величина одного из параметров была передана  рассчитанной не в метрических единицах и превышала своё правильное значение в несколько раз.
       Была ещё масса различных проблем, которые необходимо было решать до начала полётов.
      Только техническая документация, не говоря об организационной,  по обеспечению совмести-мости по проекту ЭПАС составила  более 1600 томов.
       Громадную работу в ЦКБЭМ (ныне ПАО «РКК «Энергия») по подготовке документации для передачи американской стороне,  и координации работ по проекту «Союз» - «Аполлон» выполняло специально созданное подразделение, в котором   активно работали Пётр Милёшин, Валерий Кнор, Борис Артёмов, Вячеслав Васильев, Анатолий Нестеренко, Валентин Бобков, Владислав Борзенко, Раиса Смирнова, Роза Гарипова и др. Позднее, на основе этого подразделения был создан отдел.  Руководил отделом Борис Артёмов, который владея инженерными знаниями (он окончил МВТУ им. Баумана) и знанием английского  с детства, проведённого с родителями заграницей,   отлично   выполнял функции переводчика на совместных рабочих встречах советских и американских специалистов.
      Поначалу для некоторых сотрудников ЦКБЭМ - участников работ по программе «Союз-Аполлон» были организованы специальные курсы по овладению основами английского языка.    Мы ежедневно, кроме воскресенья,  часа по 3 - 4  занимались  изучением английского языка по методике Шектора, главная цель которой – снять языковой барьер, навязанный большинству из  нас в процессе обучения в школе и других учебных заведениях, когда вместо того, чтобы  сначала научить человека говорить, нас заставляли изучать правила грамматики и лексики.  А сколько людей в мире говорит на английском языке   даже не умея писать? 
       Для управления полетом кораблей по программе ЭПАС был построен специальный  ЦУП,  примыкавший к существовавшему  ранее зданию ЦУПа в  г. Королёв Московской области.  Оснащенный индивидуальными рабочими местами  специалистов по оперативному анализу работы бортовых систем корабля и управлению полётом, большим,  общим во всю стену экраном с информацией о полете, с балконом для руководства и гостей,  залом для проведения рабочих конференций и встреч с космонавтами  после полетов, до сих пор вызывает восхищение и  активно работает.
      В институте космических исследований АН СССР был  создан  стенд,   на   котором   проходила  отработка и проверка летных экземпляров стыковочных агрегатов перед их установкой на космические корабли.
      В Центре подготовки космонавтов (ЦПК) был создан  конструкторско-технологический макет-тренажер корабля «Союз-19»,  состоящий из спускаемого аппарата и  бытового отсека, и макета переходного отсека «Аполлона», для  ознакомления с размещением оборудования в отсеках «Союза» и  отработки  действий  по  переходу  из  корабля  в корабль. Макет, за исключением переходного отсека «Аполлона», используется для тренировок космонавтов по настоящее время. 
       Для проверки  доработанных элементов конструкции и испытания бортовых систем кораблей «Союз», модернизированных в соответствии с требованиями совместного полета,  весной и летом 1974 года были проведены  два полета беспилотных кораблей «Космос-638» и  «Космс-672».    В декабре 1974 года состоялся полет корабля «Союза-16» с космонавтами Филипченко  А. В.  и  Руковишниковым Н.Н.    
О  том, как готовилась и была осуществлена космическая программа «Союз – Аполлон» существует много книг, фотографий и другой печатной продукции.  Но, на мой взгляд, наиболее доступной и интересной для широкого круга читателей является книга «Союз и Аполлон» под редакцией директора программы члена-корреспондента АН СССР     К. Д. Бушуева,  и книга «Союз» - «Аполлон» под редакцией лётчика-космонавта  СССР,  кандидата  технических  наук     В. А. Шаталова.
  О деталях организации и подготовки прямого телевизионного репортажа о парашютном участке спуска спускаемого  аппарата   Союз-19»  знали  тогда,  да  и теперь знают не многие.  Поиск моего подробного отчёта в архивах ОАО  РКК «Энергия» об организации подготовки прямого телевизионного репортажа о спуске и приземлении спускаемого аппарата «Союз-19» не принёс результатов. К сожалению, многие архивные материалы, в том числе и по теме «Союз – Аполлон», были уничтожены в середине   90-х годов.
       В мае 1975 года  Алексей Станиславович Елисеев – тогда руководитель комплекса управления полетами в ЦКБЭМ, дважды герой Советского Союза,   руководитель полета  по программе «Союз» - Аполлон» с советской стороны, пригласил меня зайти к нему в  кабинет.  За большим столом для совещаний вместе с ним сидел Благов Виктор Дмитриевич - начальник отдела управления полетами.   Разговор  шёл по проекту «Союз-Аполлон», в частности об информации, выводимой на экран в Центре управления полетами по освещению предстоящего полета и его завершения. 
      В отличие от американцев, проводившим  прямую трансляцию спуска  и приводнения «Аполлона», у нас  прямой трансляции о  парашютном участке спуска и приземлении спускаемых  аппаратов тогда не существовало,   репортажи о   приземлении и посаде спускаемых аппаратов  в Советском Союзе  передавались  только в записи.    Прямой телевизионный репортаж о спуске, приземлении и встречи космонавтов после эвакуации из СА не был включен в совместную программу полета «Союз – Аполлон».   
       Мне было предложено отправиться в командировку в район  предстоящего приземления  спускаемого аппарата «Союз-19» в Казахстане,  где  в качестве   представителя директора программы Бушуева  К. Д.   принять участие в  работах по  обеспечению прямого телевизионного репортажа о парашютном участке спуска  и приземлении  СА с космонавтами    А. Леоновым  и  В. Кубасовым. 
  Ранее я длительное время работал в отделе  анализа работы бортовых систем космических кораблей в комплексе управления полетами, руководимом Елисеевым А.С.,  в том числе в ЦУПе в Евпатории и Королёве,  а также на полигоне Байконур, руководя группой оперативного анализа работы бортовых систем кораблей на участке выведения.
      Это предложение мне показалось странным, тем более что я в телевидении мало что понимаю, о чем  я  и сказал  А.С. Елисееву и   Виктору Благову. 
Мне объяснили, что от меня, учитывая мой опыт работы и технические знания,  требуется другое – обеспечить тренировки  и слаженную работу  технических средств, вертолетов, телеоператоров и других участников подготовки и проведения прямого телевизионного репортажа, которые будут задействованы в ожидаемом районе  спуска СА на парашюте и его приземлении.  Ретрансляционная станция «МИР», принимающая телеинформацию с бортов поисковых вертолетов и передающая её на спутник связи «Молния-1» смонтирована в районе предстоящих работ. В этом же районе будут проводиться сбросы парашютистов и грузов,  имитирующих СА. О любых организационных и технических нестыковках и вопросах я должен был оперативно сообщать  в Москву  Елисееву Алексею Станиславовичу и второму космонавту Советского Союза, дублёру Ю.А. Гагарина, работавшему в то время заместителем начальника ГУКОС (Главное Управление космических средств) Герману Степановичу Титову,  который  будет находиться в ожидаемом районе посадки вблизи г. Аркалык.
     Получив командировочное удостоверение и горсть значков «Союз – Apollo» для «презентов», я отправился на подмосковный аэродром Чкаловская, откуда на самолете прибыл в Державинск,  находящийся в 180 км от Аркалыка.  Здесь уже находились телеоператоры из телестудии Останкино. В работах также активно участвовала бригада казахских специалистов по радио и телевидению.
       После моего представления командиру авиационной части в Державинске, в чьём распоряжении находились так же вертолеты для обеспечения работ по программе «Союз- Аполлон», и решения ряда организационных   вопросов,   через пару дней начались регулярные  тренировки с вылетом на место ожидаемой посадки СА «Союза-19».  А это почти 170 км полета в грузовом вертолете МИ-6 или МИ-8  утром туда и вечером обратно.  Кто летал на таких вертолетах, тот знает, что это удовольствие не из приятных.
     Работы и полеты проводились по ежедневным планам, утверждаемым командиром части и согласованным со мною, как с представителем Дирекции программы.  Планы четко  расписывали время  полетов вертолётов,  их  взаимное расположение, расстояние от  предполагаемой траектории спуска СА на парашюте,  сброса  на  парашюте   грузов,  имитирующих   СА,   работы приемо-передающей станции «МИР». По моей просьбе, переданной Елисееву А.С.,  в ЦКБЭМ  были проведены расчеты парашютного участка спуска СА с указанием изменения высот по  ввремени спуска. Такой график был прислан  мне и использовался при составлении плана тренировок   работы телеоператоров и технических средств.
      Интересно было наблюдать снизу за  работой телеоператоров на борту вертолетов.  Сидя на порогах открытых  посадочных люков в вертолете, свесив наружу ноги,  ребята отважно работали тяжелыми телекамерами.  Я с большой симпатией относился к этим ребятам. Особенно запомнился Александр  Александров. У него была хорошая поговорка,  которую он всякий    раз говорил при расставании: «И будьте, пожалуйста, счастливы». 
     Ребята из казахстанского  радио и телевидения где-то раздобыли асфальт и раскатали на ожидаемом  месте посадки СА пятиметровый круг с цветным изображением значка «Союз - Apollo».
      Я регулярно докладывал  Елисееву А.С.  и Титову Г.С. о ходе работ и о вопросах, которые нужно помочь решить.
       Примерно через месяц работы, когда порядок тренировок был отлажен и начались пробные передачи телеинформации в Москву,   я оказией на неделю слетал домой отдохнуть и побывать на телестудии на Шаболовке   при тестовом приеме телеинформации со спутника связи «Молния-1», поступающей с ретрансляционной станции «МИР», и передаваемой далее в ЦУП.  В самолете летели всего 3 пассажира:  начальник поисково-спасательной службы генерал-лейтенант Куличев И.А., член поисково-спасательной службы - врач института медико-биологических проблем Татьяна Семёнова, и я. 
     В Москве я присутствовал на телестудии на Шаболовке,  когда проводился тестовый приём видеоинформации из района  ожидаемой  посадки  СА  и  передача  её в новый ЦУП  в Королёве. Тесты прошли успешно, и я снова вернулся в Казахстан.
      По возвращении обратно на место проведения тренировок меня ждал приятный сюрприз.  Телеоператоры из Останкино и ребята из казахского телерадио,  узнав где-то о моем дне рождения  2-го июля, устроили на берегу небольшого озерка в степи недалеко от места основного базирования, где проводились тренировки, и асфальтового значка «Союз –Аполлон», великолепный шашлык из сайгака. 
       В выходной на берегу реки Ишим в Державинске Александр Тимонин, корреспондент выходившей тогда телепрограммы «Служу Советскому Союзу», зачитывал мне проект своего поздравления  Леонова А. А. и Кубасова В. Н.  и  интервью с ними при  встрече их у приземлившегося спускаемого аппарата после их эвакуации  из СА и спрашивал моей оценки.  В нём было много напыщенных фраз, как то: «Возвратившись на Землю нашего священного отечества», «Вы исполнили великую миссию …»,   на  что  я  обратил его внимание  и предложил говорить проще, что он и сделал.
     Тренировки практически закончились с хорошими результатами, позволявшими получить прямой репортаж в ЦУПе о спуске СА «Союза-19» на парашюте.
     Спускаемый аппарат с Леоновым А. А. и Кубасовым В. Н. приземлился    примерно в 15 км от расчетной точки посадки и от нашего асфальтового значка с эмблемой «Союз – Аполлон». Вертолет с телеоператорами на борту сопровождал спуск СА на парашюте вплоть до касания Земли, когда сработали двигатели мягкой посадки.  Вертолет поисковой службы сел рядом с СА буквально через минуту.
В день посадки СА  21 июля я находился в Державинске и, конечно же,  хотел оказаться у спускаемого аппарата вместе с ребятами из поисково-спасательной службы, многих из которых я хорошо знал. Меня приглашали в вертолет ставшие уже моими друзьями телеоператоры, вылетавшие в Аркалык, но я отказался, надеясь улететь в вертолете с членами поисково-спасательной группы.   Но представитель ЦПК, не помню его фамилии, и заместитель начальника ЦПК Юрий Василевский отказали мне в этом, заявив, что   я не включен в состав группы поиска.  Предложили вылететь  вертолетом, который должен лететь за Германом Степановичем Титовым и затем вместе с ним вылететь на место посадки СА.   Я прилетел этим вертолетом из Державинска в аэропорт Аркалыка, где должны были встречать космонавтов после полёта, но Герман Степанович к вертолету так и не прибыл, поскольку через несколько минут небо  в  этом  районе было временно закрыто для любых полетов, как это всегда бывает в ожидании спуска СА.
     После выхода из вертолета ко мне подошли двое в чёрных костюмах, белых рубашках и галстуках, с вопросом: «Кто Вы такой, и как здесь оказались?».  У меня из документов с собой были только уже отмеченное об убытии из войсковой части Державинска командировочное удостоверение, паспорт, да в кармане несколько значков  «Союз-Аполлон».      «Ну, думаю, опять мне сегодня не везёт».   Я объяснил им, что являюсь представителем Директора программы «Союз» - Аполлон»  Бушуева К.Д.    На вопрос «Кто это может подтвердить?», я ответил: «Герман Степанович Титов». 
      Тогда мы поехали на чёрной «Волге» на загородную дачу аркалыкского  горкома  партии,  где  увидев  меня, Герман Степанович сказал:  «Владислав, не переживай. Сейчас посмотрим посадку по телевизору   и поедем встречать Алексея и Валерия  в аэропорт». 
      После того, как мы посмотрели по телевидению репортаж о спуске и посадке СА,  Герман Степанович отправился к  месту встречи Леонова  и Кубасова   у аэродрома    г. Аркалык.  Те же двое, которые привезли меня сюда, предложили мне ехать на другой машине, пояснив, что  места в «Волге»                с Г.С. Титовым  заняты.  «Я не возражаю» - пытаясь быть серьезным, ответил я им. 
      Первым вертолетом на место встречи был доставлен Валерий Кубасов, через несколько минут другим вертолётом  Алексей Леонов.      Валерий со специально сооруженной для встречи космонавтов трибуны заметил меня среди встречающих и  поприветствовал взмахом руки.   Мы с ним были знакомы еще с 1963 года, когда я из НИИ-4 МО пришёл работать в знаменитый 9-й проектный отдел, начальником которого был Михаил Клавдиевич Тихонравов.   
      После окончания короткого митинга специальный самолёт с космонавтами улетел на подмосковный аэродром Чкаловская.  Следующим самолётом  летели   Г.С. Титов, корреспонденты и другие сопровождающие.   
        В самолёте  по русскому обычаю выпили коньячку за успетьшное завершение этой большой работы.  Герман Степанович предлагал поехать к нему в гости и продолжить праздник по случаю такого значимого в истории космонавтики события, но я деликатно отказался.
 
     Мои коллеги, работавшие в ЦУПе в смене по управлению полетом «Союза-19» на участке расстыковки, включения тормозной двигательной установки, спуска  и  посадки   СА, рассказывали мне, с каким   восторгом  был  встречен     в Главном зале  управления   ЦУПа на большом информационном экране прямой телевизионный репортаж о спуске СА под цветным куполом парашюта, приземлении и встречие космонавтов.
      18 июля 1975 года перед началом космической пресс-конференции, командир экипажа «Аполлон»  генерал Томас Стаффорд сказал: «Вчера, когда я первый раз открыл люк и сказал «хеллоу» Алексею и Валерию, я подумал, что, открывая люки в космосе, мы открываем новую эру в истории человечества.  Как будет дальше развиваться эта эра, будет зависеть от воли, усилий и веры народов обеих стран, народов всего мира.  Я уверен, что у этой веры хорошее будущее».
 
 Томас Стаффорд, Алексей Леонов, Венс Бранд, Дональд Слейтон, Валерий Кубасов.
     Программа «Союз – Аполлон» явилась  первым     событием в реализации международного сотрудничества в области пилотируемых космических полётов.           Впервые был создан космический комплекс с международным экипажем на борту. Была в условиях космического полёта успешно проверена и отработана  совместимость элементов конструкции и систем кораблей двух стран.  Сегодня многие технические и организационные наработки в области международного сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства, разработанные и созданные  по проекту ЭПАС, используются при создании и эксплуатации международной космической станции МКС и в других космических проектах.


Рецензии