К 2. Глава 12 Кроманьонцы
Согласно основной версии, кроманьонец является предком всех современных людей, возникнув в Восточной Африке примерно 130–180 тысяч лет назад. Около 50 000–60 000 лет назад они мигрировали из Африки на Аравийский полуостров и далее появились в Евразии. Одна группа быстро заселила побережье Индийского океана и мигрировала в степи Центральной Азии. Вторая группа стала предками большей части ближневосточного и североафриканского населения. Миграция от Чёрного моря в Европу началась примерно 40–50 тысяч лет назад, предположительно через Дунайский коридор. 20 тысяч лет назад вся Европа уже была заселена. В Америке кроманьонцы появились заметно позже — примерно 11–12 тысяч лет назад.
Когда-то кроманьонцы были едины, но в дальнейшем они значительно изменились. Природные условия, такие как обилие или недостаток солнечных дней, резкие ветры и сильные морозы, наложили свой отпечаток на их внешний облик. Началось разделение на три основные расы: белую (европеоидную), чёрную (негроидную) и жёлтую (монголоидную). Впоследствии расы разделились на подрасы (например, жёлтая — на монголоидную и американоидную), а на границах между расами образовались области с населением переходных рас (например, переходная эфиопская раса появилась на границе между европеоидной и негроидной). Тем не менее, физиологические различия между различными расами не являются существенными. Это подтверждается генетическими исследованиями: расхождение в ДНК между расами составляет всего 0,1%, а генетическое разнообразие внутри рас гораздо больше, чем межрасовые различия.
Количество достижений и изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходит достижения всех других гоминид. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.
Первые кроманьонцы были кочевыми охотниками и собирателями. Как и у неандертальцев, их жилищем были пещеры и шатры из шкур. В Восточной Европе они строили землянки, а в Сибири — хижины из камней. Жили общинами по 20–100 человек и впервые в истории создали поселения. Поселения людей верхнего палеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки. Здесь строились жилища, справлялись ритуалы и хоронили умерших. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens чётко определяет своих родственников среди множества людей. Кроманьонцы обладали членораздельной речью, одевались в одежды из шкур, сшитых костяными иглами. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий и строили для этого печи. Умение членораздельно разговаривать помогало им лучше понимать друг друга, и они активно кооперировались, если кому-то из них нужна была помощь. Кроманьонцы стали осознавать себя, задумываться, рассуждать, активно исследовать и экспериментировать.
Охота оставалась основным источником пропитания, и в этом деле кроманьонцы достигли значительных высот. В ходе раскопок их стоянок были обнаружены тысячи костей различных животных. Впервые в истории люди начали использовать метод "загона", загоняя крупных зверей в заранее подготовленные ловушки. Также велась охота на птиц с помощью силков и петель. Часто древние люди не убивали птиц, а оставляли их в живых, сооружая примитивные клетки. Кроманьонцы начали заниматься заготовительным промыслом, сушили грибы и запасались ягодами. Помимо охоты и собирательства, Homo sapiens освоил и рыболовство. Первые рыбацкие сети были изобретены именно кроманьонцами.
Постепенно совершенствовалась техника производства орудий труда, их ассортимент значительно расширился. Описано более ста типов сложных, искусно изготовленных орудий. Эти люди создавали орудия не только из камня, но и из рога и кости. Появились наконечники дротиков, проколки, шилья, тщательно выделанные скребки, ножи, резцы для резьбы по кости, а также костяные иголки с ушками для шитья одежды. Кроманьонцы научились делать орудия не из цельного куска камня, а из специально сколотых каменных пластин — тонких и длинных, как лезвие ножа, овладели сверлением и шлифованием. Появились деревянные лодки, сделанные из целого ствола дерева. Кроманьонцы начали изготавливать копьеметалки, с помощью которых копье могло пролететь до 137 метров, а также приспособления для ловли рыбы (гарпуны, крючки) и лук со стрелами. Интересно, что уровень мастерства и культуры древних людей, населявших разные уголки планеты, практически не отличался.
Важнейшим событием этого периода стал расцвет искусства. Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения, где преобладают полные жизни и движения фигуры животных, являвшихся основными объектами охоты: зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и многих других. Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук и схематические знаки, которые частично расшифровываются как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. В позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Одежда кроманьонцев украшалась бусами и раскрашивалась охрой.
Возникновение искусства стало огромным шагом вперед в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной его возникновения были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих упражнений и своеобразных инсценировок, образно передающих трудовые занятия первобытной общины и жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Судя по следам подростков в глине перед пещерными росписями, здесь проводилось посвящение в охотники.
Характерной чертой палеолитического искусства является его наивный реализм. При всей своей жизненной выразительности оно остается первобытным, младенческим. Это искусство не знало обобщения, передачи пространства и композиции в нашем понимании. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений и наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами.
Некоторые археологические находки, обнаруженные на стоянках кроманьонцев, свидетельствуют о том, что у этих древних людей зародились зачатки религии. Главным культом был культ охоты, о чём свидетельствует тот факт, что многие изображения животных сопровождаются стрелами и копьями. Это позволяет предположить, что кроманьонцы сначала изображали процесс убийства добычи, а затем отправлялись на настоящую охоту. У кроманьонцев были развиты погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, еду и украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона). Очевидно, в это время появились представления о загробном мире.
В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его в собаку. Так человек начал активно влиять на процесс видообразования у животных, осуществляя искусственный отбор.
Около 40 тысяч лет назад в разных частях земного шара произошли значительные культурные изменения. События в жизни человека начали развиваться по иному пути и ускоренным темпом, а главной движущей силой стал сам человек. Этот мощный антропологический, технический и культурный переворот определил всю человеческую историю. Миллиарды лет животные существовали по биологическим законам, совершенствуясь и расширяя свой аппарат приспособления, но не выходя за его пределы. Однако произошло важнейшее событие: развитие группы животных достигло такой стадии, что они начали включать в свой механизм приспособления, помимо зубов и лап, неживые предметы — палку и камень. Отныне это существо уже не было полностью подчинено биологии. Олдованская галька, рубило, каменный топор, паровоз и электронно-вычислительное устройство — это уже явления одного порядка: живое существо использует и комбинирует неодушевлённые предметы. «Кто» подчиняет себе «что». В конце концов, наступает момент, когда биология и орудия достигают полного соглашения, и мозг и рука могут совершать любую работу. Тот же мозг и та же рука, что у кроманьонца, будут управлять луком спустя 20 000 лет, плугом через 25 000 лет, а еще спустя несколько тысяч лет — паровозом, машиной, самолётом и ракетой.
Для перехода от примитивного рубила к более совершенному рубилу потребовалось стать неандертальцем. А чтобы от каменных неотшлифованных наконечников прийти к расщеплению атома, не нужно было «ничего», то есть ничего принципиально не изменилось в теле человека. Вместо того чтобы в борьбе за существование изменяться физически, человек выбрал другой путь. Отныне он стал совершенствовать «неживые предметы» и изменять структуру своего общества. Физические изменения сменились более быстрыми и безболезненными — техническими и общественными.
Откуда мы знаем, что биологическое развитие человека прекратилось? Дискуссии на эту тему идут давно. Замечено, что происходят тысячелетние колебания физической структуры человека: кроманьонец был выше нас, а сейчас, как известно, человечество снова довольно быстро растёт. Несколько тысяч лет назад кости человека были более массивными, потом стали более изящными, а завтра, возможно, опять станут массивными и громоздкими. Несомненно, идёт «брахицефализация», увеличение числа короткоголовых людей по сравнению с длинноголовыми. Причины таких перемен неясны: пища, новый образ жизни? Гадательна и серьёзность этих изменений: временные ли это явления или они будут перекрыты другим изменением, или всё-таки через несколько десятков или сотен тысячелетий человек будет выглядеть иначе, не так, как сейчас? Гадая о будущем, мы имеем право заявить: за последние 30–40 тысяч лет произошли гигантские изменения в технике, но за это же время не произошло никаких принципиальных «телесных» изменений. Очевидно, «тысяче-прадеды» заложили хорошую основу!
Свидетельство о публикации №224121800857