Психология и философия совести. глава 3

Стремление наиболее полноценно понять другого для совестливого человека – это задача первостепенной важности. Понимание другого человека, приятеля, друга, коллеги, родственника и т.д. Звучит настолько привычно и знакомо, что практически у всех людей рождает очень мощную и устойчивую иллюзию того, что это настолько просто и элементарно, что является недоступным лишь для самых больших идиотов.

Причем, в прямом смысле этого слова. Правда, подобного рода иллюзии существуют у большинства и относительно практически всех классических (и не только) достоинств и добродетелей из числа вечных ценностей человечества. Что приводит, с одной стороны, к значительному размыванию истинного смысла главных понятий в системе ценностей человечества. С другой стороны, к мощной и принципиальной дискредитации этих понятий среди основной массы людей. В том числе, и среди так называемой интеллигенции. В ряде случаев, это приводит не только к полной утрате истинного смысла почти всех фундаментальных понятий интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, но и к появлению весьма распространенных (для шестидесяти-девяноста процентов населения), устойчивых и актуальных принципиальных искажений и извращений в виде доступных и удобоваримых стандартов и стереотипов.

Которые практически полностью обесценивают смысл работы человека над своей личностью, процесс самовоспитания и самосовершенствования, смысл духовного развития в плане понимания необходимой степени серьезности и осмысленности, интенсивности, актуальности и драматичности этого вечного процесса. Причем, как применительно к отдельной личности, так и ко всему обществу и даже человечеству в целом. И это не какие-то там пустяки или плоды чьей-то болезненной фантазии или патологического воображения. Это реальные факторы, подтвержденные исследованиями многих классиков мировой философии и психологии. В человечестве и, в первую очередь, в Европе, последние триста лет идет процесс постепенной (а потому почти незаметной для основной массы обычных, непосвященных людей) психологической и духовной деградации. И он касается не только представителей, условно говоря, крестьянства или рабочего класса. Иначе говоря, людей, занимающихся преимущественно физическим трудом. Но и так называемой интеллигенции, которая занимается преимущественно умственным трудом и претендует на то, чтобы быть образцом для подражания всем остальным членам человеческого общества.

Доминирование в государственной идеологии всех стран вопросов политических и экономических над духовными, которые для представителей упрощенного стиля мышления не дают быстрой и конкретной, материально ощутимой пользы и выгоды, прибыли и банального финансового достатка, приводит к сознательному и целенаправленному, устойчивому и распространенному смещению акцентов в системе главных жизненных ценностей, вечных и универсальных. Когда духовные ценности, реальные, а не суррогатные, отодвигаются даже не на второй план, а на пять-десять позиций в глобальной иерархии ценностей современного человека. И, в первую очередь, и в самой наибольшей степени, в наиболее экономически развитых странах.

Понимание… Даже, если рассматривать это явление с точки зрения упрощенной иерархии человеческих ценностей, то окажется, что далеко не все так просто, как многим этого хотелось бы. Например, с точки зрения интеллектуального уровня определенной категории людей. Так, люди с низким интеллектуальным уровнем почти никогда не бывают способны понять мысли и чувства людей со средним интеллектом. А люди со средним интеллектуальным уровнем крайне редко бывают способны понять людей с высоким интеллектом. И так всегда было и так всегда будет. Человек примитивный не может адекватно воспринимать даже явления жизни среднего уровня сложности.

А человек среднего уровня сложности личности лишь с очень большим трудом ума и души может понять сложного человека. И такой труд для девяносто-девяносто пяти процентов людей оказывается принципиально недоступным. Что называется, оказывается тайной за семью печатями. Человек дисгармоничный, имеющий, мягко говоря, элемент дисгармоничности в структуре своей личности, даже не только большой, но и средний «всего лишь», никогда не будет способным понимать мысли и чувства человека гармоничного. Правда, тут есть и момент обратного характера.

Когда человек, имеющий те или иные элементы аристократичности ума, души, или духа, настолько привыкает к их самопроизвольному проявлению и существованию в конструктивном и созидательном стиле во всех сферах своей жизнедеятельности, что невольно и неосознанно начинает предполагать то, что эти, и даже лишь некоторые из них, могут также проявляться и у тех людей, которые от рождения лишены в принципе, что называется, этих аристократических элементов (свойств, правильнее сказать, больших комплектов достоинств и добродетелей классического характера).

Ибо, для добродетельных людей их достоинства столь естественны и закономерны, что принципиально иначе они не в состоянии ни думать, ни чувствовать, ни действовать, ни воспринимать жизненные явления в их многогранности и многослойности, в их истинной иерархичности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Другой момент, что все четыре вида (и даже три) в одном человеке, даже из числа истинных аристократов, встречаются крайне редко. Ибо это, что называется, есть аристократическая прослойка (верхушка) даже среди всех остальных предельно достойных и ценных аристократов интеллектуального, психологического, духовного и эстетического типа.

Человек со стереотипным мышлением, доминирующим в его уме, не в состоянии понять мыслей и чувств, личности и деятельности, психологии и философии бытия творческого человека. Как и человек с обычным уровнем способностей (девяносто-девяносто девять процентов людей) не может полностью понимать талантливого человека. Почти все аспекты бытия последнего для первого представляются странными и своеобразными, причудливыми и непривычными, как минимум, сумасбродными, а, как максимум, на грани психической вменяемости, выходящими за рамки стандартного и распространенного рационализма, упрощенной и поэтому удобной логики.

Человеку простому очень сложно понять тонкости и нюансы, оттенки и полутона психологии и философии бытия человека с высоким уровнем психологической изощренности (многогранной личностью с высокой степенью яркости большинства или многих граней).

Человеку, лишенному развитой интуиции, трудно понять структуру логических построений человека интуитивного, методологию его познания себя и окружающей действительности, человечества, Вселенной и т.д.

Человеку, привыкшему преимущественно оперировать стандартными, распространенными, простыми и упрощенными категориями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, невозможно понять явления жизни, содержащие категории высокой степени сложности. Человек рассеянный не понимает человека внимательного, безвольный не понимает волевого, ведомый не понимает лидера, человек с негативным стилем мышления не понимает человека с позитивным стилем, сумасброд не понимает человека сознательного, амбициозный человек не понимает честолюбивого (любящего честь), эгоист не понимает альтруиста, авантюрист или интриган не понимает порядочного человека, небрежный не понимает нормального, злой не понимает доброго, беззаботный и легкомысленный не понимает ответственного, бестолковый не понимает разумного, лживый не понимает честного,

неблагодарный не понимает благодарного, пошлый не понимает благородного, неверный не понимает верности, угрюмый не понимает веселого, властный не понимает человека, лишенного безграничной жажды власти, вульгарный не понимает изящного, грубый не понимает обходительного, высокомерный не понимает гуманного человека, черствый не понимает душевного, жадный не понимает щедрого, лишенный комплекта свойств классической женственности или мужественности не понимает их обладателя, равнодушный не понимает заботливого, завистливый не понимает человека, лишенного зависти, лицемерный не понимает искреннего, ленивый не понимает трудолюбивого, лживый честного, мерзкий приличного, лишенный мудрости не понимает мудрого, не понимает особой ценности мудрости, как таковой, не понимает особой ценности человека, обладающего мудростью, не в состоянии понять особой специфики бытия мудрого человека, не понимает своей принципиальной несостоятельности по сравнению с мудрым человеком, не понимает саму специфику явлений, связанных с присутствием мудрости.

Трусливый человек не понимает мужественного, наглый не понимает скромного, необязательный не понимает обязательного, пессимист не понимает оптимиста, неорганизованный организованного, неосторожный – осторожного, надменный – отзывчивого, переменчивый – постоянного, поверхностный – глубокого, порочный – добродетельного, небрежный – почтительного, непонимающий и не умеющий проявлять предупредительность – предупредительного, отчужденный – приветливого, беспринципный – принципиального, прямолинейный – корректного, расточительный – бережливого, распутный – скромного, резонер и демагог – рассудительного, робкий – решительного, прозаичный – романтичного, самовлюбленный – самокритичного, с гордыней – смиренного, мелочный – солидного, спорщик – человека, способного вести конструктивную дискуссию, нетерпеливый – терпеливого, тщеславный – того, кто хорошо контролирует в себе это чувство, упрямый – сговорчивого, лишенный хорошего вкуса – человека, имеющего его, толстокожий – человека с тонкой душевной организацией, деструктивный – конструктивного, дисгармоничный – гармоничного, скрытый – открытого. И эту параллель можно продолжать еще на несколько сот качеств человеческой личности.

А отсутствие способности и возможности к пониманию, создает невозможность адекватной оценки кого-либо или чего-либо и, соответственно, невозможность адекватного отношения к этому. Даже по большому счету, не говоря уже о тонко дифференцированном и тонко градуированном отношении.

Есть еще такое явление, как интеллектуальная или психологическая, духовная или эстетическая проницательность, которая открывает перед ее обладателем просто-таки фантастические возможности в познании и постижении даже самых сложных и изощренных, многогранных и многослойных явлений бытия. Совместно с интуицией и творческим мышлением проницательность способна порождать открытия на грани гениальности. Некоторые люди настолько входят в раж, настолько бывают опьянены от восторга от феноменальных полетов своего вдохновения, что невольно становятся профессиональными авантюристами и интриганами, прохиндеями и психологическими манипуляторами.

Так что можно выделить три уровня возможного понимания реальной действительности: низкий, средний и высокий. И, к сожалению, только люди с реальным уровнем понимания, близкого к высокому, адекватно относятся к нему, понимая его значительную относительность по отношению к идеальному. Остальные же предпочитают утешать себя различными и многочисленными иллюзиями по этому поводу. Как, впрочем, и относительно всех других человеческих достоинств и добродетелей. Всем хочется думать, что они во всем не хуже других. Их можно утешить тем, что по отношению к большинству это, в большей степени, верно. Правда, это верно, если оценивать ситуацию с чисто психологических или интеллектуальных позиций.

А, если смотреть с духовной точки зрения, то необходимо расставлять акценты более жестко и категорично, более конкретно и беспристрастно. Ибо, девяносто процентов людей не имеет абсолютно никакого отношения к свойствам (достоинствам и добродетелям классического типа) личности с высоким уровнем развития и гармонии. И, видимо, так было всегда и так будет всегда, как минимум, ближайшее тысячелетие. И именно поэтому даже самые большие мудрецы в истории человечества брали себе в ученики лишь наиболее достойных людей, которые могли применить полученные знания и умения лишь в благородном направлении.

А добродетельные люди с аристократичностью души обладают и желанием, и умением понимать самые тонкие и самые сложные, самые многогранные и изощренные явления человеческого бытия. Это поистине достойные образцы для подражания. Только подражания, но по большому счету, не слепого и механического, а осмысленного, прочувствованного, органически принятого и внедрённого в свой внутренний мир. Не остаются в стороне от их восприятия и самые красивые, прекрасные, замечательные, уникальные и оригинальные, удивительные и восхитительные, трепетные и изящные, великолепные и несравненные явления человеческой мысли и чувства, желания и стремления. Намерения и поступки, результаты жизни и творчества.

Упомянуть об одновременном присутствии желания и умения понимать кого-либо или что-либо пришлось не случайно, ибо многие умеют. Но часто не желают понимать чего-либо или кого-либо. Другие желают что-то понять, но не умеют этого делать. Хотя, по большому счету, проблема основной массы людей, по крайней мере, европейского менталитета, состоит в том, что они не хотят ни знать, ни понимать того, из чего на самом деле складывается достоинства классического типа, чтобы развить их до такого уровня, когда можно будет эффективно их применять в своей жизни и на благо всего общества.

Среди качеств совестливого человека можно отметить порядочность. Порядочность - это одно из главных свойств человеческой личности. Многие трактуют ее как любовь к нравственному порядку. Когда человек всегда и во всем сознательно стремится соответствовать нравственным и духовным правилам и законам человеческого общества. Это элемент одухотворенности и мудрости. Как правило, человек проявляет свою порядочность не потому, что боится осуждения окружающих, а потому, что она является его собственным внутренним принципом. И без нее просто-напросто не существует его чувства собственного достоинства.

Порядочность может быть минимальной, средней и высокой. Когда порядочность на среднем уровне, то можно говорить о наличии в человеке определённой интеллигентности и даже некоторой светскости. Но у достойного человека порядочность бывает только одного вида - высокой.
 
Порядочность является неотъемлемой частью благородства. Порядочность состоит из честности, искренности (отсутствия лживости и лицемерия), доброжелательности, стремления избегать использования интриг и авантюр, эгоистических психологических манипуляций, пошлости и цинизма, равнодушия и жестокости, примитивности и упрощенности в интеллектуальном, психологическом и нравственном плане. Это присутствие чувства долга и ответственности не только перед обществом в целом, но и в общении с отдельным человеком. Не зависимо от его материального и социального положения. Порядочный человек способен даже проявлять определенный элемент рыцарства. Порядочный человек уважает честь и достоинство, интересы окружающих. В силу чего, стремится избежать ситуации нанесения им прямого или косвенного, материального или морального ущерба. Как правило, порядочный человек обычно деликатен и тактичен, великодушен и снисходителен к второстепенным слабостям и недостаткам окружающих, их иллюзиям и заблуждениям, ошибкам и неудачам интеллектуального и психологического (но не духовного) плана.

Порядочный человек исходит из принципа, что он сам должен быть доволен тем, что он делает и как он это делает. Он предъявляет высокий уровень требовательности к себе, не зависимо от того, как при этом ведут себя окружающие. Он не склонен «надувать щеки», «распускать павлиний хвост», пускать пыль в глаза, сознательно вводить кого-либо в заблуждение, исходя из личных эгоистических интересов.

Порядочный человек отличается высокой самокритичностью и постоянным серьезным и многогранным самоконтролем. Он по собственной инициативе признает свои ошибки и неудачи, иллюзии и заблуждения. Он сохраняет верность своим принципам и убеждениям, проявляет добросовестность своего ума и души. Он стремится иметь свою иерархию ценностей, близкую к классической. У него есть конструктивное отношение и к себе, и к окружающим. Он старается всегда и во всем быть максимально корректным. Он стремится иметь адекватную любовь и уважение к себе. Ему чужда самоуверенность и самовлюбленность, своенравность и сумасбродство, поверхностность и легкомысленность, высокомерие и чванство. Он стремится иметь на все жизненные моменты и явления собственную точку зрения. И обычно это самостоятельная и независимая личность, внутреннее и внешне организованная, имеющая элемент самодисциплины. Он старается строить преимущественно прочные и перспективные отношения.

Порядочный человек понимает свое место в жизни и смысл жизни, как таковой. Ему чужда ревность и зависть к чужим успехам и талантам, злопамятность и мстительность. Он старается быть значительным, а не выглядеть таковым лишь чисто внешне. Он склонен адекватно оценивать окружающих. И, при необходимости, признавать их частичное или существенное превосходство. Он способен увидеть и оценить более развитого, более талантливого, более умного, более мудрого, более одухотворенного человека. Он чужд демонстративности, экзальтированности, экстравагантности, тщеславия, карьеризма, стервозности, истеричности. Он имеет выдержку и самообладание, хорошую силу воли, трудолюбие и усердие. Он руководствуется в жизни не самолюбием, а честолюбием.

Порядочный человек стремится учиться умению правильно разбираться в людях (что имеет место быть лишь у пяти - десяти человек из ста). Он понимает свою главную ответственность не перед конкретным обществом, с его многочисленными и разнообразными деструктивными и дисгармоничными стереотипами восприятия и мышления, чувствования и поведения. А перед Высшими силами Вселенной.

В своем повседневном поведении он стремится руководствоваться не мирской, а духовной логикой. Что во многом противоположные вещи, явления из совершенно различных систем координат. Порядочный человек стремится заниматься сознательно и целенаправленно процессом самовоспитания и самосовершенствования. Порядочный человек склонен помогать слабому и немощному. И, при необходимости, брать на себя ответственность за некоторых окружающих. Он проявляет психологическую и духовную предупредительность. Чтобы избегать ненужных проблемных и конфликтных ситуаций. Или выходить из них с наименьшим ущербом и для себя, и для других людей. Как правило, он проявляет психологическую аккуратность и осторожность, внимательность и бдительность.

Собственно, любой мало-мальски добродетельный человек должен стремиться к психологическому и нравственному постоянству. Психологическое постоянство проявляется в том, что человек сознательно и целенаправленно, серьезно и постоянно стремится контролировать в себе своенравность и сумасбродство, переменчивость по большинству пустяковых моментов, импульсивность и подверженность сиюминутным переменам настроения. В том числе, вспыльчивость и раздражительность, гневливость и злобность, жестокость и агрессивность, злопамятность и мстительность, зависть и ревность, нетерпеливость и нетерпимость, пессимизм и обидчивость, прихотливость и привередливость, подозрительность и скептичность, равнодушие и безразличие, саркастичность и язвительность.

Нравственное постоянство проявляется в контроле за хаотично возникающими мыслями деструктивного и дисгармоничного характера, а также чувствами, желаниями, стремлениями, намерениями, плодами фантазии и воображения. В том числе: за ленью ума и души, амбициозностью и критиканством, стремлением соблазняться внешней формой явлений жизни, а не их истинной сутью, подверженностью внешним влияниям, безответственностью и легкомысленностью, алчностью и жадностью, эгоизмом и банальным рационализмом, нежеланием проявлять психологическую гибкость и дипломатичность, за лживостью и лицемерием, стремлением избегать сложных жизненных задач, душевным очерствением и ожесточением; нежеланием проявлять философское отношение ко всем явлениям жизни, в том числе, к ошибкам и неудачам, своим и чужим; желанием проявить неконструктивную критику к другим людям, желанием решать проблемные ситуации неспокойным образом, нежеланием быть доброжелательным в сложных и проблемных ситуациях, проявлением равнодушия и пренебрежения к чужим достижениям и заслугам, способностям и талантам, достоинствам и добродетелям.

Это и контроль за праздностью ума и души, за нежеланием быть трудолюбивым и усердным, нежеланием развивать свою внутреннюю силу, в том числе, силу воли.
Нравственное постоянство проявляется и в сознательном проявлении положительных качеств. Таких, как стремление понять смысл жизни, добросовестность ума и души, психологическая осторожность и аккуратность, внимательность и чуткость, бдительность и предупредительность, постижение мудрости, преобладание принципа целесообразности над банальным рационализмом, умение думать об интересах дня завтрашнего, обретение эксперта для себя и своей жизни, развитие в себе элементов классической женственности или мужественности, развитие разумной коммуникабельности, организованность и самодисциплина, умение разбираться в людях, развитие интуиции и проницательности, стремление ощущать чувство собственного внутреннего удовлетворения от того, что делаешь и как делаешь, самостоятельность и независимость, порядочность и благородство, искренность и естественность, обретение зрелости и самодостаточности.

Совестливый человек обязательно почтителен. Почтительность предполагает повышенную внимательность человека ко всем окружающим. Такой человек не только знает о том, что есть в обществе люди, настолько важные и ценные с общественной точки зрения и с точки зрения системы вечных и универсальных классических ценностей, что к ним необходимо относиться не просто доброжелательно и уважительно, но и с достаточно существенным элементом почтительности. Но такой человек еще и постоянно ждет появления на горизонте личности, заслуживающей почтительного отношения. Он старается проявлять максимально возможную (в меру сил и возможностей) бдительность, предупредительность и предусмотрительность. И интеллектуального, и психологического, и духовного, и эстетического характера. И это не каприз или прихоть такого достойного человека. Ибо, он четко и конкретно понимает то, что масштабная, и, тем не более, гармоничная личность – это проявление благоволения Высших сил к людям, к обществу, к человечеству в целом. И именно поэтому к ней необходимо относиться совершенно особым образом. Потому как, в противном случае, можно получить весьма серьезное наказание от Высших сил.

Настолько серьезное, что оно может изменить весь ход жизни того или иного конкретного человека. Причем, именно в отрицательную сторону, создать бесконечную череду различного рода драм и трагедий. Происходящих, как правило, по нарастающей. Вплоть до чисто физического устранения отщепенца из жизни вообще. Автор лично знает массу таких ярких и наглядных случаев. Например, многолетние мучения при злокачественной онкологии. Или тяжелой форме шизофрении. В отдельных, наиболее деструктивных и дисгармоничных случаях, наказание ложится не только на самих отщепенцев, но и на многие поколения их потомков. Как, например, в России после революции.

Трудно представить себе совестливого человека без почтительности. Способность человека ощущать искреннюю и бескорыстную почтительность, его глобальная открытость для этого чувства, его большая склонность к его не просто какому-то там символическому или предельно формальному ощущению, а к ощущению очень мощному, захватывающего человека буквально целиком, все его существо. И не только на какие-то относительно продолжительные периоды времени, но и практически пожизненно. Эта способность имеет особенность действовать на личность человека весьма благотворным образом. Повышая, буквально автоматически, его уровень интеллекта, мудрости, самодостаточности, зрелости, конструктивности, созидательности, одухотворенности и добродетельности. И, чем чаще он ощущает почтительность к другим людям по всем четырем видам человеческой деятельности (интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая), тем интенсивнее в нем идут процессы гармонизации и совершенствования. В том числе, самовоспитания.

Почтительность не должна быть механической и слепой. Она предполагает присутствие тонкого и дифференцированного восприятия различных явлений жизни. В том числе, и личностного характера. Желательно, чтобы человек достаточно четко понимал реальный повод для своей почтительности. Ибо, почтительность других окружающих не может быть единственным и самым главным аргументом для достойного человека в возникновении у него собственного мощного и стабильного чувства почтительности.

Только реальные достоинства и добродетели, способности и таланты, не только вложенные в того или иного человека Высшими силами, но и интенсивно и добросовестно развитые их обладателем, могут быть должным основанием для возникновения почтительности. Конечно, важна и чисто внешняя сторона почтительности, которая позволяет окружающим видеть не только сам факт присутствия почтительности, но и ее величину, степень многогранности и изощренности. Но, гораздо важнее ее внутренняя составляющая, имеющая в своем составе особое уважение и симпатию, восторг и восхищение, трепет и благоговейное чувство (в отдельных особенных случаях). Можно даже сказать, что, если конкретный человек не способен ощущать почтительность в ее многогранности и изощренности, то его личность вряд ли сможет добиться чего-либо особенно существенного. За очень-очень редким исключением из этого правила.

Обширная практика проявления благоговейного чувства к отдельным, наиболее достойным людям, делает ум и душу человека значительно более утонченными и изящными, красивыми и замечательными, возвышенными и прекрасными, одухотворенными и гармоничными. Почтительность и благоговейность придают уму и душе особую виртуозность. Создают реальную и прочную основу для появления возможности у такого человека подключаться к наиболее гармоничным информационным каналам Вселенной. Что способно автоматически поднять качество творчества такого человека на несколько ступенек выше в своем развитии. Этот момент, в свою очередь, помогает решать сложные вопросы жизни значительно успешнее и оптимальнее. Не говоря уже о масштабности познания себя, мира, жизни. Которое получает мощный дополнительный толчок в своем и количественном, и в качественном плане.
Собственно, любые процессы гармонизации личности, идущие сознательно и целенаправленно, существенно повышают вероятность возникновений у такого человека общего благополучия и стабильности во всех аспектах жизни.

Готовность человека ощущать почтительность – это своего рода сигнал от него для Высших сил. Означающий не только его согласие с их волей, с их мнением, но и сознательное и искреннее преклонение перед ними. Он, вроде как, говорит им: «Я знаю, что вы есть. Я знаю, что вы предельно и безгранично могущественны и мудры. И, видя результаты ваших трудов, я искренне благодарю за возможность всеми фибрами ума и души воспринимать эти замечательные явления жизни. В том числе, проявленные в людях, событиях и т.д.»

Все гении и аристократы ума и души, как правило, были людьми почтительными. Ибо, проявляя внешнюю почтительность к тому или иному человеку, его жизни, личности, творчеству, человек, на самом деле, проявляет еще и скрытую внутреннюю почтительность к Высшим силам. Что, по большому счету, гораздо важнее и ценнее, чем формальная внешняя почтительность. Не говоря уже о лицемерной и эгоистичной, лживой и показной почтительности. Что в глазах Высших сил не только не имеет положительного веса, но и имеет вполне конкретный отрицательный вес. Что, собственно, в последующем ими будет учтено в решении особенно важных жизненных вопросов лицемера.

Конечно, почтительность связана с несколькими десятками классических добродетелей. И именно поэтому она не только желательна, но и необходима. И лучше чуть переборщить, чем создать дефицит почтительности.

Почтительность действует на личность очень оздоравливающе. Она является элементом профилактики процессов психологической и духовной деградации. Она не позволяет гордыне и амбициозности захватывать в полной мере ум и душу человека, все его сознание. Оно помогает отсеивать многие внешние и внутренние явления, имеющие в себе определенный момент деструктивности и дисгармоничности. И вообще более четко отличать главное от второстепенного. Развивает она внимательность и наблюдательность, альтруизм и доброжелательность, психологическую гибкость и дипломатичность, психологическую осторожность и аккуратность, бдительность и предупредительность. Она укрепляет систему классических ценностей в человеке.

Развивает фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность. Ведь нужно еще и сообразить то, как именно проявить свою почтительность, выбрать подходящее время и место, смоделировать ее максимально изящно с интеллектуальной и психологической точки зрения. И не только применительно к той или иной конкретной ситуации, но и на протяжении многих дней или лет. Или вообще пожизненно. Ибо, почтительность может быть не только в адрес живых, но и живших в прежние времена. Постижение лучших традиций человечества – это отдельная песня человеческого бытия. Ибо, она ведет к обретению мудрости.

Почтительность способствует развитию самокритичности, установлению качественного постоянного самоконтроля, особенно многогранного и изощренного. Большую роль она играет и в создании правильной любви и уважения человека к себе. Она дает возможность человеку иметь более правильные критерии для оценки и своей личности, и личности окружающих. По сути дела, она оказывает благотворительное влияние на все процессы внутреннего мира человека, тем самым, оптимизируя в значительной степени и его внешнюю жизнь.

Почтительность, как и любая другая добродетель, имеет свою количественную и качественную градацию. Она бывает примитивной или упрощенной, обычной или утонченной, изящной или изысканной. Большинство людей, даже при максимальном напряжении всех своих сил, как правило, не превышает уровня обычной почтительности. Интеллигент способен проявлять утонченную почтительность. Аристократ, в зависимости от ситуации, еще и изящную, и изысканную.

Почтительность напрямую связана с чувством собственного достоинства человека. Чем сильнее развито одно, тем более часто и более мощно проявляется и другое. Конечно, почтительность – это не самоцель. Она должна быть максимально осмысленной, адекватной и целесообразной. И, как правило, она не имеет ничего общего с банальным рационализмом, имеющимся в мировоззрении большинства людей. Самая изощренная почтительность ни в коей мере не унижает человека. Наоборот, она в существенной степени способствует возникновению большого и стабильного уважения к такому человеку со стороны наиболее достойных людей из его окружения. Почтительность – это еще и потенциальный источник больших и ярких положительных эмоций. Причем, источник неиссякаемый.

Почтительность – это несомненный компонент воспитанности. А ее отсутствие – это проявление деструктивности человека. Это сигнал наличия в нем большого и серьезного неблагополучия.

Совестливому человеку свойственна такая черта, как самодисциплина. Каждого человека с детских лет приучают быть дисциплинированным. Но делают это, чаще всего, не самым лучшим и оптимальным образом. И поэтому, как минимум, на уровне подсознания у каждого есть большая группа негативных ассоциаций, связанных со словом «дисциплина». И в детском саду, и в школе почти каждого, по этому поводу подвергали многочисленным и разнообразным унижениям и оскорблениям. Якобы исходя из самых благих соображений. Немало упреков и наставлений мы получаем в связи с этим и в своей родительской семье. И в нашем сознании, помимо нашей воли и желания, закрепилась мысль о том, что дисциплина – это то, что нужно старшим или кому-то еще, но отнюдь не нам самим. А именно этот момент является самым важным и самым ценным в психологии и философии человеческого бытия. Все достоинства и добродетели, способности и таланты должны развиваться максимально интенсивно, в первую очередь, для наиболее полноценного существования самого их обладателя. Для того, чтобы он имел возможность ощущать реальное и истинное, большое и полноценное чувство собственного внутреннего удовлетворения и самим собой, и своей жизнью, и своим творчеством (если оно, конечно, имеет место быть).

Большинство людей, в том числе, с творческими задатками, отличается низким изначальным уровнем организованности и самодисциплины. В силу чего, какое-либо полноценное и продуктивное, качественное творчество практически невозможно ни для кого и никогда. Даже для самого гениального человека. Пушкин, зная то, что он – гений, тем не менее, трудился в сто раз больше и в десять раз старательнее, чем большинство людей. И в том числе, с определенными творческими задатками.

Одной из особенностей молодой личности является повышенная эмоциональная утонченность, склонность к частой перемене настроения, склонность к периодической импульсивности, к доминированию эмоциональных факторов над логическими, способность ощущать яркие и продолжительные эмоции, как положительного, так и отрицательного характера, наклонность к некоторым элементам сумасбродства (как минимум, к некоторым). Все это, несомненно, очень значительно влияет на развитие и всей личности человека, и на его творческие способности. Особенно на их практическую реализацию и воплощение. И тут-то, как раз, никак не обойтись без самодисциплины. Не показной – внешней, а именно внутренней. О которой, как правило, никому не рассказывают и специально не демонстрируют. Ибо, это элемент внутреннего мира человека, связанный с его системой взаимоотношений с самим собой.

Самодисциплина предполагает наличие вполне определенной и внутренней, и внешней организованности, самокритичности, самоконтроля за своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, мечтами и фантазиями, чувства долга и ответственности и перед самим собой, и перед окружающими, и перед обществом, и перед Высшими силами; высокого уровня требовательности к самому себе, не зависимо от того, где и с кем человек общается или находится наедине с собой. Самодисциплина позволяет человеку более эффективно заниматься развитием своей личности и своей творческой сущности. За проявление самодисциплины, он не ждет, какого-либо, даже самого символического одобрения окружающих. Для него важно собственное чувство удовлетворения от того, что он делает. И от того, как он это делает. И это залог наиболее оптимальной эволюции человека и в житейском, и в творческом плане.


Рецензии