Письма другу
Да, приехать могу. В принципе. Однако, признаюсь, я всегда мечтала уехать из Сум, еще задолго до войны. Почему? Вот тебя не напрягает один и тот же вид из окна, одна и та же главная улица, одни и те же лица вокруг? А меня напрягает. Я люблю мир, в котором все меняется, все разнообразное, современное, оригинальное. А что меняется в Сумах? Стометровка? Харьковский проспект? Ну, да, это те места, где можно прогуляться. Других мест для прогулки здесь нет. Есть еще озеро и река. Там повсюду мусор, плавает пластик. Я как-то, помнишь, выложила в своем блоге подборку весенних фотографий, на которых из под снега обнажились берега реки с залежами мусора, оставленными сумчанами на природе. Лично мне эти картины обезображенной природы приносят постоянную душевную боль. И недоумение. Ведь люди приезжают на лоно природы на своих авто и могут убрать и увезти свой мусор. Но они этого не делают. Это катастрофа. Я не люблю этих людей. Они все портят. Свою природу, свою страну. Здесь, во Франции существует система штрафов. Поэтому везде чисто - на море, на реках, на озёрах, в горах. Я рада за французов и за природу. И печалюсь за нас, украинцев. Они и здесь, во Франции, ведут себя, как дома. Я жила полгода в общежитии для украинских беженцев. Это было грандиозно: грязь, мусор, пьянки, маты, драки, полиция, собрания, выселение. Нет, я не хочу возвращаться в Сумы. Там ничего не меняется. Мои сатирические фотографии загрязненной природы в интернете не вызвали никакой реакции. Почему? Потому что общество не желает меняться. Я удалила фотографии. Вместо сенсации, резонанса - тупое безразличие. Не понимаю.
Ты говоришь, что прилетели дроны, их наши ПВО сбили, но ты проспал. Счастливчик. Спишь, как убитый, а вокруг все взрывается. Это бутылка водки подействовала? Я так не могу. В своей квартире в девятом микрорайоне я не жила, а выживала, помнишь? Мало того, что советские строители (а дом строился в восьмидесятые) украли звукоизоляционные перекрытия, и в моей квартире было слышно, как кашляет сосед снизу, как звонит телефон этажом выше. И плюс: все соседи, как на подбор алкоголики: и сверху, и снизу, и через стену слева, и справа, а жизнь этих красавцев начиналась ровно в полночь. Вся эта наглая шушера сбивалась в компании, врубала музыку, материлась, стучала ногами... И так каждую ночь... Сколько раз я вызывала полицию? И не счесть! И пример из жизни здесь, в Париже. Меня пригласили на день рождения. Гости веселятся, гремит музыка. Ровно в одиннадцать часов пять минут вечера звонок в двери. Полиция. По жалобе соседей. Вносят хозяев в черный список за нарушение закона о шуме в ночное время... А черный список это серьезно. Но это во Франции. Почему у нас закон есть, но никто его не исполняет, никто не ответственен за его исполнение? А сколько раз соседи сверху меня затапливали? Раз двенадцать? А теперь и вовсе весело: бесконечные сигналы тревоги, вой дронов, взрывы ракет, просто завал... Но тебе легче, выпил бутылку водки и отключился - на двое суток. Помнится, дружище, мы, твои друзья и коллеги, стали беспокоиться - куда, мол, подевался Слава, на звонки не отвечает, двери не открывает? Может, помер? Вызвали твоего брата Юру, хотели двери выбивать. А оказалось, ты мирно спишь, после гулянки с друзьями, в честь гонорара, полученного за резонансную статью. О чем, кстати, была статья? О модной, популярной и успешной художнице Г.? Ты её так в статье нахваливал. А я статью раскритиковала. Так как ни один твой комплимент не соответствовал действительности. Какая же она гениальная? Модная бездарность. Просто ты хотел получить гонорар. И мы, кажется, тогда с тобой повздорили. Кстати, мы очень часто с тобой расходимся во мнения по многим вопросам. Тебя, например, устраивает наш Гимн, тогда как я считаю, что он отражает не совремнные идеи общества, а скорее вековечные страдания нашего народа. Это мое мнение. И оно тебя бесит. Да, я считаю, что наш Гимн никак не радостен и не устремлен к свету. Это отражается и на тексте и в мелодике. Вначале методическая линия гимна бестолково топчется на месте, затем пытается подняться вверх и резко устремляется вниз, будто срывается в бездну. Я уже упоминала тебе имя искусствоведа Михаила Казиника, лекцию которого имела счастье однажды слышать и даже немного побеседовать с ним лично. Казиник исследовал знаковые музыкальные произведения на предмет их влияния на психику слушателей. Думаю, наш Гимн он разбил бы в пух и прах. И за методику, и за текст. Ну, не может ни вдохновлять, ни окрылять мелодия, которая настойчиво пробивает себе путь вниз, скачками на кварту, квинту и даже на сексту. И лишь в самом финале, внезапно, делает отчаянный октавный скачок вверх. Казиник раскритиковал бы и слова гимна, которые начинаются почти за упокой: "Ще не вмерли".
Но тебе по фиг, что там с гимном не так, хотя ты мыслящее создание - писатель, журналист. Мы с тобой во многом расходимся, и тем не менее дружим, всякий раз, после бурных ссор и даже пылких разрывов, казалось, навсегда, возвращаемся вновь к общению. Почему? Да потому что, оказывается, мы с тобой не только писатели-фантасты, философы, но к тому же и мольфары, а это, согласись, великая редкость. С кем же нам ещё общаться, как не друг с другом. Вокруг нас, в Сумах, есть ещё несколько интересных, умных, талантливых художников. Но они, увы, не мольфары. У них нет тайны. А у нас с тобой есть.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224121800945